Непосредственная образовательная деятельность в старшей группе.
Тема: «С чего начинается Родина»
Цель: Формировать у детей чувство патриотизма, любви к своей Родине и
гордости за неё.
Задачи:
образовательные:
а) уточнить знания детей о государственной символике России;
б) познакомить детей с понятием «неофициальные символы России»: матрёшка,
берёзка, колокольчики (социализация);
расширить словарный запас, совершенствовать лексико-грамматический строй
речи (познание);
развивающие:
а) Развивать личностные качества детей: совершенствовать связную речь,
творческую деятельность;
б) Побуждать применять полученные знания в самостоятельной творческой
деятельности.
воспитательные:
а) Воспитывать у детей положительные эмоции и любовь к родному краю.
Ожидаемый результат:
Проявление интереса, любви к своей Родине.
Сформированные у каждого ребёнка представления о государственной и
неофициальной символики России.
Проявление в детской деятельности активности, любознательности.
Методы педагогической деятельности : словесные (беседа), проблемная
ситуация, наглядные (демонстрация презентации), практические.
Приёмы : вопросы, пояснения, рассказ воспитателя, решение проблемной
ситуации.
Используемые формы организации познавательной деятельности детей:
групповая, подгрупповая и индивидуальная.
Оборудование и материал:
Мультимедийная техника: ноутбук, проектор, экран
Мультимедийные презентации.
Заготовки колокольчиков из солёного теста, салфетки, гель для рисования.
Предварительная работа:
а) чтение произведений русских писателей и поэтов о Родине, народе, природе
(И. Сурикова, И.Никитина, Ф.Тютчева, А.Пушкина, А.Фета, А.Плещеева);
б) рассматривание иллюстраций о природе, книг русских народных сказок,
атласов, репродукций русских художников:
К.Брюллова,В.Васнецова,И.Левитана,И.Шишкина), наборов открыток городов;
флага, герба страны;
в) прослушивание гимна страны;
г) лепка колокольчиков из солёного теста;
д) изготовление макета улицы города;
е) совместная работа с родителями – конкурс семейного рисунка «Моя Родина –
Россия».
Вводная часть:
Воспитатель: Ребята , знаете ли вы, в какой стране вы живёте? Ответ детей
(Россия). Я предлагаю сегодня поговорить на тему: «С чего начинается
Родина?».
(Просмотр презентации к стихотворению З. Александровой «Родина»;
воспитатель читает стихотворение детям)
Если скажут слово «родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка - скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток,
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь, от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
Воспитатель: Мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя - Россия.
Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия - единственная,
необыкновенная страна, потому что она наша Родина.
Обращение к личному опыту детей:
Воспитатель: Как вы понимаете слово «Родина»? Ответ детей (где мы родились
и живём). Правильно. Это место, где человек родился и вырос, где живёт его
семья, это родной город (наш город Выборг), страна Россия, в которой мы живём.
А есть много других городов, посёлков и деревень, где тоже живут люди – и это их
малая Родина.
Проблемный вопрос:
Воспитатель: А как вы, ребята, думаете, с чего начинается Родина? Ответы
детей (семья, мама, родной город)
Воспитатель: У каждого своё представление о Родине. Одно ясно, что Родина -
это самое дорогое, что есть у человека.
Воспитатель: Какие Вы знаете символы нашего государства? (герб, гимн,
флаг).Правильно!
Воспитатель: Существуют государственные и «неофициальные» символы
России.
(Презентация о символике государства).
Воспитатель: А что такое «неофициальные» символы России ?
Воспитатель: Для многих людей Россия славится широкими просторами:это
поля,степи. А ещё - голубыми васильками, белоствольными берёзками, мудрыми
сказками, пословицами и поговорками, разудалыми песнями. И это тоже символы
нашей Родины!
Воспитатель: А скажите, где мы можем узнать о неофициальных символах
России? Ответ детей: (в книгах, спросить у взрослых, посмотреть телевизор,
подумать самому). Правильно, молодцы!
Презентация о неофициальных символах России (слайды).
Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам отгадать загадки:
а) первый слайд –( берёзка).
Русская красавица стоит на поляне,
В зеленой кофточке, в белом сарафане. (берёза)
Для многих людей символом России является дерево, потому что таких берёз нет
больше нигде в мире.
б) второй слайд – (ромашка).
Ещё одним символом является цветок, отгадайте какой?
Стоит в саду кудряшка —
Белая рубашка,
Сердечко золотое.
Что это такое? (Ромашка)
в) третий слайд –(матрёшка).
Эти яркие сестрички,
Дружно спрятали косички
И живут семьёй одной.
Только старшую открой,
В ней сидит сестра другая,
В той еще сестра меньшая.
Доберешься ты до крошки,
Эти девицы -... (Матрешки)
Матрёшка самая популярная русская национальная игрушка. Это ещё и сувенир!
Кто приезжает к нам в Россию, всегда стараются купить матрёшку на память.
г) четвёртый слайд – (колокол).
Язык есть, речей нет, вести подаёт.
(
колокол)
В далёкие времена,если случалась беда,начинали бить в колокол,и все люди
в округе сбегались на его звон. Поэтому говорят: он «вести» подаёт.
Колокол - это частичка истории России. В столице нашей Родины, городе-герое
Москве, стоит Царь-Колокол, созданный руками людей, произведение искусства.
Воспитатель: А у нас в группе есть символы России? Ответ детей: (нет)
Воспитатель: Я предлагаю вам создать коллекцию неофициальных символов
России. Вы хотите? (да)
Алгоритм деятельности. Работа с условными обозначениями
Постановка цели: Что нам нужно сделать? Ответ детей (создать коллекцию)
Выбор действия : Как мы можем это сделать? Правильно, мы разделимся на
группы и будем выполнять аппликацию, лепить и рисовать.
Выбор инструментов и места : Чем мы будем работать, что для этого нужно?
Ответы детей (бумага,кисти,клей,клеёнки,стеки,пластилин,готовые фигурки
колокола,гель,гуашь).
Действие по плану : последовательность работы по алгоритму.
Результат : создание коллекции своими руками.
Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам объединиться и выбрать символ,
который вы будете делать сообща.
Действия детей - объединяются в подгруппы и выбирают столы с символами, с
материалами по разным видам деятельности).
Практическая деятельность:
Выбор места, материалов, инструментов.
Действие по алгоритму (звучит аудио запись песни «С чего начинается Родина?)
(дети работают).
Рефлексия:
Воспитатель: Ребята,теперь вы знаете - с чего начинается Родина? (ответы)
-Я узнал………….
-Я почуствовал……
- Меня удивило…
О каких «неофициальных» символах России мы говорили сегодня?
Мы создали коллекцию? Молодцы, вы хорошо поработали!
Давайте пригласим к нам в группу гостей посмотреть нашу коллекцию?