Учебное заведение: МБДОУ "Д/сад присмотра и оздоровления "Санаторный"
Населённый пункт: город Абакан, Хакасия
Наименование материала: статья
Тема: "ЗАЩИТА ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ"
Описание:
Знаю, что полностью уберечь ребенка от несчастных случаев невозможно. Но большинство травм, как отмечают специалисты, происходят именно по вине взрослых, из-за того, что "недоглядели", "не объяснили"В связи с реализацией задач защиты прав ребенка на охрану здоровья являются следующие: • профессионально-этическая ответственность специалиста за профилактику и охрану физического, психологического, социального здоровья личности; • гуманность, проявление обнадеживающего сочувствия и бережного отношения к страдающим и больным детям, учет особенностей личности и индивидуальных черт характера, вариантов поведения, нюансов отношения к жизни, учебе и здоровью...
ЗАЩИТА ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ.
Речь сейчас пойдет о защите их жизни и здоровья.
В абсолютном
большинстве несчастных случаев с участием детей можно избежать, если мы
с вами будем проявлять должную внимательность.
Во многих зарубежных странах существует юридическая
ответственность не только за халатность родителей, приведшую к травмам
ребенка, но и за оставление детей без присмотра вообще.
Знаю, что полностью уберечь ребенка от несчастных случаев
невозможно. Но большинство травм, как отмечают специалисты, происходят
именно по вине взрослых, из-за того, что «недоглядели», «не объяснили».
В России
безответственное поведение родителей, дети которых
пострадали в результате несчастного случая, прямо не наказуемо.
Единственная статья в Уголовном кодексе РФ, касающаяся исполнения
родителями своих обязанностей, - это ст. 156, предусматривающая
ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию ребенка,
“если это деяние сопряжено с жестоким обращением с
несовершеннолетним”.
Жестокое обращение может выражаться в не предоставлении питания,
запирании в помещении одного на долгое время, систематическом унижении
достоинства ребенка, издевательствах, нанесении побоев. Но на практике
данная статья остается фактически «мертвой», т.к. случаи, когда беспечных
родителей по ней привлекли бы к ответственности, единичны.
Но даже самое суровое наказание для взрослых, по чьей вине
пострадал ребенок, вряд ли уже сможет чем-то помочь самому
пострадавшему. Поэтому главное здесь – уберечь своего ребенка от
несчастных случаев и эта задача лежит целиком и полностью на родителях.
Но даже самое суровое наказание для взрослых, по чьей вине
пострадал ребенок, вряд ли уже сможет чем-то помочь самому
пострадавшему. Поэтому главное здесь – уберечь своего ребенка от
несчастных случаев и эта задача лежит целиком и полностью на родителях.
Обеспечение безопасности у нас в саду
В нашем детском саду систематически ведется работа по вопросам
охраны и защиты прав ребенка, сохранения жизни детей и их безопасности. В
течение всего года проводятся беседы, конкурсы рисунков, праздник, досуги,
просмотр тематических видеофильмов по соблюдению правил безопасности
на дорогах.
Между педагогами и родителями должно быть полное
взаимопонимание, так как разные требования, предъявляемые детям в
дошкольном учреждении и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду
или даже агрессивность.
С помощью игры воспитатели предлагают детям следующий алгоритм
поведения:
Если в доме что-то загорелось, быстро уйти или выбежать из комнаты или
квартиры, рассказать об этом взрослым и просить их позвонить по телефону
« 01», маме на работу;
позвонить из телефона-автомата по телефону «01» и сказать, что в доме
пожар, при этом обязательно надо назвать свой домашний адрес.
Если в квартире много дыма, низко пригнувшись, двигаться к двери,
прикрывая нос и рот мокрым платком, полотенцем; загорелась одежда -
падать и, катаясь, сбивать огонь.
Родители должны научить детей пользоваться настоящим телефоном. Это
умение может возникнуть и закрепиться в процессе специального тренинга,
при этом родители не должны забывать о профилактике ложных вызовов.
Охрана жизни и безопасность детей
Ежеквартально в течение года проводятся рейды по созданию условий
безопасной жизнедеятельности детей с подведением итогов на
педагогических советах и оперативных совещаниях. В начале года обычно
проводится аттестация рабочих мест, с оформлением последующей
документации. Так же, на протяжение всего учебного года неоднократно
рассматриваются вопросы профилактики травматизма. Комиссией по
травматизму выносятся предложения: обеспечить постоянный надзор за
детьми, предупреждать травматизм, путем обхода своего участка перед
прогулкой детей, ежемесячно обновлять материал в групповых уголках
безопасности.
Детская площадка
Малыш, бегущий за мячом, совершенно не думает о том, что рядом
раскачиваются качели. Думать об этом за него всегда должна мама.
Обсуждение Детская площадка традиционно считается местом безопасным.
Ребенок рядом, все на виду, и взрослых достаточно, чтобы следить и что-
нибудь опасное предотвратить. На самом деле именно такие условия
наиболее вероятны для несчастных случаев – ведь ничто не ослабляет
бдительность так, как сознание полной безопасности. По статистике,
большинство таких неприятностей происходит при непосредственном
присутствии взрослых – как дома, так и на улице. Но дело не только в том,
что родители ослабляют контроль.
Психология маленького ребенка такова, что даже самый послушный,
даже в самой стандартной ситуации может повести себя совершенно
неожиданно. Так что расслабляться на детской площадке нельзя – даже если
ваш ребенок настолько любит песок, что не вылезает добровольно из
песочницы до полной темноты. Вполне вероятно, что он почувствует тягу к
высокой горке именно тогда, когда вы решите почитать детектив,
удостоверившись перед этим, что до завершения строительства очередного
песочного дома еще далеко. Совсем маленькие дети вообще не имеют
«чувства края», не понимают, что может быть опасно. Постепенно это
чувство развивается – под чутким руководством взрослых, которые не
рекомендуют касаться плиты, подходить близко к бассейну с водой и трогать
иголки, а также опытным путем (к счастью, обычно это иголки). Возможно,
именно после этого, удостоверившись, что родители говорили правду, дети не
стремятся проверить каждый запрет. Но любопытство и богатое воображение
с возрастом только развиваются – и часто родители даже не могут понять,
«как такое в голову могло прийти». И еще одна особенность, о которой стоит
помнить на детской площадке, – увлеченность. У детей только развивается
внимание, и распределять его они еще не умеют. То есть, занимаясь чем-то
одним, увидеть то, что происходит рядом, они просто не в состоянии.
Малыш, бегущий за мячом, может совершенно забыть, что в метре от него
раскачиваются качели. А вот взрослые помнить должны обязательно.
Безопасность в Вашем доме.
Помните, что большинство несчастных случаев можно предотвратить!
Для этого Вам придётся приобрести "привычку к безопасности". Вот
несколько советов, над которыми Вы можете поразмыслить:
• Всегда поворачивайте от края плиты рукоятки стоящих на ней сковородок,
чтобы ребёнок не мог дотянуться и вылить на себя кипящий жир;
• Всегда укорачивайте провода электрочайников - по той же причине;
• Всегда следите за тем, чтобы кастрюли с горячим содержимым не стояли на
краю стола, на подоконнике;
• Всегда надёжно запирайте лекарства и всё, что может оказаться ядовитым
для ребёнка;
•
Всегда убирайте подальше опасное для ребёнка оборудование,
ремонтируйте болтающиеся штепсели и подводящие провода;
•
Всегда следите за тем, чтобы среди игрушек отсутствовали мелкие
предметы;
• Всегда вставляйте блокираторы в электророзетки во избежании засунуть
отвёртку, шпильку, пальчик в одну из дырочек, какие он видит в стене.
Эти меры предосторожности помогут Вам меньше беспокоится, когда
Вы и Ваш ребёнок перемещаетесь по дому в разных направлениях в одно и то
же время!
И, пожалуйста, не забывайте, что Вам нужно осознавать опасности не
только в своём доме, но и в домах других людей. Это гораздо труднее,
особенно, когда имеете дело с друзьями или собственными родителями. Всё,
что Вы можете, - это помнить, например, что у них нет шпингалетов на окнах
или что они не запирают "яды" в шкафчике под раковиной. Постарайтесь
тактично, чтобы не обидеть их, обговорить эти важные для Вас моменты, но
Вы должны обезопасить ребёнка.
Охранять жизнь детей - это просто проявлять здравый смысл
Очень важно, чтобы Вы на шаг опережали ребёнка, тогда Вы сумеете
предвидеть, что он может сделать, - ещё до того, как он это сделает!
Помните, что Ваш малыш взрослеет и забот, ответственности за его
жизнь и здоровье с каждым днём прибавляется!
Помогите ребёнку удовлетворить его познавательный интерес к
окружающему миру, создав все необходимые условия безопасной
жизнедеятельности!
Предупреждение падений.
Маленькие дети переворачиваются, садятся и встают без
предупреждения, в связи, с чем рекомендуется:
не оставлять ребенка в любом возрасте ни на одну секунду без
присмотра;
поднять ограждение кроватки и опустить матрас в тот момент,
когда ребенок начинает сидеть. Маленькие дети любят забираться и всегда их
способности превосходят наши ожидания. Чтобы уменьшить риск
рекомендуется:
закрыть окна решетками (расстояние между прутьями не должно
превышать 10 см);
закрыть балкон решеткой или ограждением (высота не менее 90 см);
не ставить мебель перед окном, на котором нет решетки;
обеспечить проходы, свободные от мебели, вещей и посуды;
следить, чтобы пол был чистым, сухим и не скользким
Правила дорожного движения
В целях безопасности ваших детей на дороге с детства приучайте
ребенка к уважению ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ, воспитывайте в
нем чувства осторожности и осмотрительности. Проводите эту работу не от
случая к случаю, а последовательно и ежедневно.
Переходя дорогу с ребенком, крепко держите его за руку, всегда строго
соблюдайте правила дорожного движения. Сами добивайтесь этого от своего
ребенка.
Находясь на улице с ребенком:
1.
- На проезжей части не спешите, и не бегите: переходите улицу всегда
размеренным шагом. Иначе вы обучите ребенка спешить и бегать там,
где надо наблюдать и обеспечить безопасность.
2.
- Выходя на проезжую часть, прекращайте разговоры, ребенок должен
привыкнуть, что при переходе улицы разговоры излишни.
3.
. - Никогда не переходите улицу наискосок, подчеркивайте ребенку
всякий раз, что идете строго поперек улицы.
4.
- Никогда не переходите улицу на красный свет или желтый сигнал
светофора. Если ребенок сделает это с вами, он тем более сделает это
без вас. Переходите улицу только на пешеходных переходах или на
перекрестках по линии тротуаров.
5.
- Если вы приучите детей ходить, где придется, никакой детский сад,
никакая школа не будут в силах их переучить.
6.
- Из автобуса, трамвая, такси старайтесь выходить первым, впереди
ребенка, в противном случае он может упасть или выбежать на
проезжую часть улицы.
7.
- Привлекайте ребенка к участию в вашем наблюдении обстановки на
улице: показывайте ему те машины, которые вы увидели издали и
которые едут с большой скоростью, их надо пропустить.
8.
- Подчеркивайте свои движения, находясь с ребенком на улице: поворот
головы для осмотра улицы, остановку для пропуска машин, остановку
для осмотра улицы. Если ребенок заметит их, значит, он обучается на
вашем примере.
9.
- Не выходите с ребенком из-за машины или из-за кустов, не осмотрев
предварительно улицу, это типичная ошибка детей, и надо, чтобы они
ее не повторяли.
10.- Не посылайте ребенка переходить или пересекать улицу впереди вас -
этим вы обучаете его идти через улицу, не глядя по сторонам.
11.- Маленького ребенка надо крепко держать за руку, быть готовым
удержать при попытке вырваться. Это типичная причина несчастных
случаев.
Осторожно: пиротехника
Конечно, мерцающие огни, огненные шары очень нравятся детям, и
покупают пиротехнику в основном для ребятишек или говорят, что для них.
Ведь огонь завораживает и взрослых, дает им прекрасную возможность снова
почувствовать себя детьми. Но пиротехника не всегда безопасна.
На новогодние праздники ежегодно приходится немало несчастных
случаев, связанных с использованием пиротехнических средств. Как правило,
они являются следствием использования петард. Страдают как дети, так и
взрослые. Наиболее типичные последствия - это ожог верхних конечностей и
лица. Бывают повреждения глаза, ранения рук. Самое обидное, что
госпитализировать людей часто приходится прямо в новогоднюю ночь.
Помните о том, что в новогодние праздники родителям не стоит
забывать про детей ни на минуту. Как неискушенному потребителю
сориентироваться в выборе качественной пиротехники?
В основном вся пиротехника на рынке сейчас китайского производства.
С ними соревноваться сложно не только по цене, но и качеству. Три тысячи
лет назад китайцы изобрели порох, и с тех пор сложа руки, не сидели. Но
важно не то, что петарда китайская, а как она к нам попадает. В России два
крупнейших предприятия по импорту и сертификации пиротехнических
изделий: "Русский фейерверк" и "Большой праздник". Крупнейшим
отечественным производителем является ПО им. В.И. Чапаева.
Упаковка может служить гарантией качества пиротехнических средств?
На упаковке качественной продукции обязательно на русском языке
есть инструкция. Указывается соответствие российскому ГОСТу, импортер,
срок годности и класс опасности.
Что такое класс опасности?
У пиротехнических средств существует пять классов опасности.
Первые три класса опасности имеются в свободной продаже. С их помощью
фейерверк можно устроить собственными силами. Продажа пиротехнических
изделий четвертого и пятого классов опасности и их использование согласно
действующему законодательству подлежит обязательному лицензированию.
Для этого нужна лицензия и аттестованный персонал.
Существует огромный выбор красивейших пиротехнических изделий,
но для них нужны особые площадки, например, есть "водопады", "ивы",
"пионы", "хризантемы" - все они достаточно опасные, и мы их практически
не используем. Представьте батарею салютов диаметром 12 дюймов -это
очень эффектно! Триста метров вверх и метров сто пятьдесят в диаметре -
такой фейерверк закрывает полнеба. И соответственно для него нужна зона
безопасности радиусом 600 метров. Правда, такого пиротехнического
зрелища в нашем городе не было.
Какие площадки в вашем городе подходят для проведения крупных
фейерверков?
Стадионы, парк на заливе, парк у моста. Очень интересно смотрится
фейерверк, запускаемый с воды. Кроме того, что это очень красиво, это еще и
безопасно. На воде можно использовать любую пиротехнику.
В любую ли погоду можно использовать фейерверки?
Самое серьезное препятствие для проведения фейерверка сильный
ветер, поэтому при скорости ветра более 10 метров в секунду использовать
фейерверки нельзя. Мороз не мешает проведению пиротехнического шоу, но
надо иметь в виду, что при особенно низких температурах высота подъема и
диаметр шара у фейерверка могут быть снижены. Ваш фейерверк может
залететь на балкон и вызвать пожар.
Что нужно знать людям, которые решили провести фейерверк
самостоятельно?
Перед использованием любого пиротехнического средства надо
прочитать инструкцию. В ней все доступно написано, но, честно говоря, не
все их соблюдают. Вот, например, хорошо известны у нас из фейерверков
"римские свечи". Правило требует, чтобы перед зажжением ее установили в
снег, бутылку или трубку. А у нас любят ее держать в руке, что совсем
небезопасно. Некоторые у ракет отрывают палочку, являющуюся по сути
своей стабилизатором, которая гарантирует полет ракеты в строго
определенном настроении.
Столь любимый в народе запуск с балкона и из форточки
пиротехнических средств тоже не рекомендуется ни в коем случае. Это очень
опасно! Не надо проводить фейерверк ближе 20 метров от животных,
проводов, зданий. С пиротехническими средствами лучше перестраховаться.
Соблюдая эти несложные советы, вы оградите своих детей
от травмирования!
Конечно, большинство несчастных случаев можно предотвратить,
соблюдая специальные меры предосторожности. И все же нельзя на сто
процентов быть уверенной, что ваш ребенок застрахован от какой-либо
трагической случайности. Поэтому нужно быть готовой к любым
неожиданностям и не растеряться, а оказать именно ту помощь, которая
требуется в данный момент.
Литература:
1.
Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. Безопасность: Учебно-
методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности
детей старшего дошкольного возраста. СПб «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,
2004.
2.
Т.Г. Хромцова. Воспитание безопасного поведения в быту детей
дошкольного возраста. Учебное пособие. М.: Педагогическое
общество России, 2005.