непосредственно образовательной деятельности с детьми 4-5 лет
по познавательному развитию на тему «Поезд для Листовичков»
Цель:
Познавательное развитие
- Формировать знания детей о характерных признаках осени;
- развивать познавательный интерес, память, речь, внимание.
- Формировать умение сравнивать листья деревьев, находить признаки
различия;
Социально-коммуникативное развитие
- Формировать навыки опрятности в работе.
Речевое развитие
- Развивать умение участвовать в беседе, помогать выражать свою точку зрения.
Художественно-эстетическое развитие
- Формировать умение располагать части аппликации по отношению друг к
другу.
Физическое развитие
-Формировать у детей правильную осанку
Методы и приёмы:
- практические ( д\игра , практическое задание)
- наглядные (рассматривание иллюстраций об осени)
- словесные (обсуждения, беседы, вопросы-ответы, художественное слово)
- наблюдение на прогулке.
Оборудование: незаконченная картина "Осень», силуэты Листовичков,
домиков, осенних деревьев, лесных животных, две корзины, грибочки,
листочки: берёзы, клёна, дуба, каштана, готовые формы паровоза, вагонов.
Предварительная работа:
работа с детским календарем Т.И. Дороновой,
чтение литературы: В. Степанов «Осень — рыжая лиса», «Зимушка — зима»,
«Как живёте, что жуёте?», Н. Сладков «Лесные сказки», К. Ушинский «Лиса и
гуси», Р. Киплинг «Откуда у китов такая глотка», С. Чертов «Храбрый Миша»,
рассматривание иллюстраций об осени, составление букетов из осенних
листьев, настольно-печатная игра «В лесу», словесные игры «Назови какой,
какая, какое», наблюдения на прогулке.
Ход:
1. Вступительная часть
(Дети под музыку дети входят в зал)
Воспитатель: Вот и стали дни короче,
И длиннее стали ночи,
Птицы тянутся на юг,
Пожелтели лес и луг
- О каком времени года говорится в стихотворении?
Дети: ответы детей
2. Основная часть
Воспитатель: Молодцы, ребята, конечно, об осени. Вот и зал украшен по
осеннему и радует нас пестротой разноцветных красок. Посмотрите, что у меня
есть? (зонт)
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Его просила вам передать уходящая Осень, чтобы вы не боялись
дождя.
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Ой, кажется, дождик начинается!
(Дети становятся в круг )
Игра «Дождик»
(«дождик» начинается, дети передают зонтик по кругу)
Зонтик прыгает на ножках,
А мы хлопаем в ладоши.
(«дождик» продолжается, дети продолжают передавать зонтик по кругу)
Будет зонтик наш кружиться,
А мы топать веселиться.
(«дождик» продолжается, дети продолжают передавать зонтик по кругу)
Будет зонтик приседать,
А мы ножку выставлять.
Воспитатель: Ребята, а дождик уже закончился.
Воспитатель:
А ещё, Осень просила передать вам в подарок картину:
«Осенний пейзаж», чтобы вы всегда помнили о ней и не забывали.
Воспитатель: Подойдем поближе и рассмотрим её. Что вы на ней видите?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Молодцы, а вот приметы осени вы уже забыли?
Ответы детей:
•
На улице стало холодно
•
Солнце светит мало, прячется за тучи
•
Tучи на небе серые, темные, синие
•
Часто идет дождь
•
На дорогах лужи
•
Листочки опадают с деревьев
•
Листопад на улице
•
Деревья стоят голые
•
Травка пожелтела
•
Птицы улетают в теплые края
•
Звери готовятся к зиме
•
Насекомые исчезли
Воспитатель: Ничего не забыли!
(Звучит мелодия: звуки леса).
Воспитатель: Ребята, картина оживает! Смотрите, кто-то в гости к нам идет!
(Выходят из домика дети-Листовички с 2 корзинами: в одной листочки, а в
другой грибочки).
Листовички: Здравствуйте, ребята, мы - Листовички!
1-ый: Наш дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
2-ой: Заходи в осенний лес,
Много разных в нём чудес.
1-ый Листовичок:
Ветер сорвал все листья с деревьев, мы собрали их и
принесли вам.
2-ой Листовичок: А вы знаете с какого дерева эти листочки?
(листовички
достают из корзины листья: дуба, берёзы, клёна, каштана, а дети называют
дерево на котором вырос листочек).
Воспитатель: Листовички, ребята не только знают все листочки, а любят их
собирать и составлять букеты.
Игра «Собери листочки»
(Девочки собирают букет из кленовых листочков, а мальчики из дубовых).
1-ый Листовичок: Мы — листовички очень любим осенний лес,
И нам пора возвращаться домой.
2-ый Листовичок: Зима наступает, нужно успеть построить домики, потому
что не у всех наших братиков и сестричек есть свой дом.
(Листовички достают из корзины картинки листовичков).
Воспитатель: Ребята, а нашей картине есть домики! Зачем их строить, они
уже готовы и ждут гостей. Пригласим Листовичков к себе.
Дети: ответы детей.
Воспитаель: А как же они попадут в домики?
Дети: На транспорте (перечисляют виды транспорта).
Воспитатель: Листовички, а на каком виде транспорта вы хотите добраться до
домиков?
Листовички: На поезде.
Воспитатель: Поможем построить поезд?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Но сначала разомнём пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Поздняя осень»
Солнышко греет уже еле-еле
Перелетные птицы на юг улетели
Голы деревья, пустынны поля
Первым снежком принакрылась земля
(поочерёдно соединяют пальцы, начиная с большого)
Река покрывается льдом в ноябре
(«замок»)
Поздняя осень стоит на дворе.
(разводят руками перед собой).
Аппликация «Поезд для Листовичков».
(Под музыку дети составляют поезд из вагончиков, а затем размещают в них
картинки листовичков)).
3.Рефлексия
Воспитатель: Молодцы, а сейчас настало время прокатиться на поезде.
(Дети выстраиваются по одному друг за другом вместе с листовичками).
Музыкально-ритмическое упражнение «Поезд».
1-ый Листовичок:
Спасибо вам, ребята, за помощь нашим сестричкам и
братикам.
2-ой Листовичок: За вашу доброту мы дарим вам корзину с грибами.
Дети: Спасибо!