Напоминание

"Фольклор и его роль в воспитании детей младшего дошкольного возраста"

Автор: Петрова Юлия Васильевна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Алёнка"

Населённый пункт: п.Зимовники, Ростовская область

Наименование материала: Статья

Тема: "Фольклор и его роль в воспитании детей младшего дошкольного возраста"

Описание:

Статья раскрывает многообразие фольклорных произведений. Пользу их использования в воспитании и развитии детей младшего дошкольного возраста.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=1668

Опубликовано 25.11.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


«Фольклор

и его роль в воспитания детей младшего дошкольного возраста»
«Ладушки-ладушки, Где были? У бабушки…» «Ладушки» и «Сорока-сорока», «Водичка» - кому из нас не знакомы эти простые, незамысловатые игры? Они прочно вошли в игровой обиход малыша, что даже слово «фольклор» не сразу приходит на ум. А ведь, если разобраться, народное творчество живет уже много столетий. Передаваясь из уст в уста, фольклор несет в себе народную мудрость и доброту.
Фольклор
– устное народное творчество. Он многообразен. Песенки, потешки, сказки , колыбельные песни, пестушки, заклички- это далеко не все формы фльклора.Принимая разные формы, он остается таким, же полезным и нужным современным малышам. Каждый из нас помнит песенки и потешки, которые пела мама. А бабушкины пестушки? В чем же польза фольклора? В устном народном творчестве скрыто богатство вековых традиций , важной житейской информации. Даже в современном веке эти произведения не теряют своей актуальности. Сказки, песенки, игры раскрывают правила поведения. Положительные герои и отрицательные персонажи учат детей выбирать правильный путь в жизни. Иносказательное содержание делает народное творчество ценным для воспитания. Сама форма привлекает малышей: яркая, метафоричная, с интересными сюжетами, напевностью, загадками, игрой слов. Чтение сказок вслух, пение колыбельных, загадывание загадок и потешные стишки способствуют развитию фонематического слуха у ребенка (правильно слышу – правильно говорю), пополняет его словарь, прививает культуру речи и обогащает знание грамматики родного языка. Разные жанры помогают всесторонне развивать малыша.
Загадки
позволяют ребенку замечать многозначность слов, улавливать игру, развивать способность к анализу и обобщению, умение лаконично и четко выстраивать мысль. Народные загадки отгадать сложнее, чем авторские, написанные специально для малышей. Но тем интереснее познавать мир, видеть необычное в обычном: «Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает – тот слезы проливает».(лук) «Шел долговяз, во сыру землю увяз» (дождь).
Придется объяснить малышу, что слова «дед» и «долговяз» имеют переносное значение. Это научит ребенка мыслить шире, чувствовать образность языка. Загадки такого типа подходят для малышей старше 3-4 лет. До этого возраста дети понимают только буквальное значение слов. Самым маленьким предложите загадки по проще: "Маленький, беленький, по лесочку прыг-прыг, по снежочку тык-тык" (заяц). «По горам, по долам, ходит шуба да кафтан» (баран) Не столько важен результат, сколько процесс – ребенок учится находить скрытый смысл слова, обращается к своему, пока еще маленькому, жизненному опыту, строит догадки.
Колыбельные
песенки, сопровождая малыша с первых дней, помогали ему не только успокоиться перед сном, но и развивать речь даже в таком возрасте. Слушая мамин голос, малыш со временем начинает выделять в потоке речи интонации, отдельные слова, звуки. Это формирует у крохи слух, чувствительность к речи, он быстрее начнет понимать и, возможно, раньше начнет говорить. Ученые утверждают, что малыши, мамы которых пели им колыбельные песни, растут спокойными и уравновешенными, быстрее адаптируются в обществе и приспосабливаются к новым условиям. «Баю-баю, спи, дружок, Повернись на правый бок. Только ты один не спишь. Закрывай глаза, малыш» «Спит корова, спит бычок, В огороде спит жучок, И котенок рядом с кошкой Спит за печкою в лукошке»
Потешки
– короткие стишки, сопровождающие купание, массаж, игры крохи. Они кратки и забавны, позволяют не просто отвлечь внимание капризничающего малыша, но и успокоить его в случае непослушания: «ладушки» и «сорока» развлекают малышей даже тогда, когда они не еще не научились понимать речь. Это форма общения крохи с мамой, способ быть ближе. Потешки отлично развивают речевой слух ребенка: умение различать звуки, близкие по звучанию, ритм и плавность речи, интонацию, выразительность, повышение и понижение тона. Существует огромное количество потешек на все случаи.
Потешка для умывания:

«Зайка серый умывается Видно в гости собирается Вымыл ротик Вымыл носик Вымыл ухо Вот и сухо»
От слез:
«Не плачь, не плачь, Куплю калач. Не хнычь, не ной, Куплю другой. Слезы утри, Дам тебе три» «Ах, кокля-мокля, Глазоньки промокли. Кто будет детку обижать, Того коза будет бодать»
Для массажа
подойдет такая: Как на этой на неделе, Прилетали две тетери: Походили – пощипали, Походили – поклевали. Посидели-посидели, И обратно улетели. Прилетят в конце недели, Наши милые тетери. Мы тетерок будем ждать – Дадим им крошек поклевать. (Сопровождаем слова
поглаживаниями, пощипываниями и покалачиванием спинки. Большое количество фольклорных жанров позволяет развлекать, развивать и обучать малыша ненавязчиво и разнообразно. Используйте песенки, потешки и загадки в общении с малышом. Ведь в скрытой и игровой форме они учат маленького человека жизни, помогают понять правила поведения, делают ребенка добром и отзывчивым.
Воспитатель:
Петрова Юлия Васильевна


Яндекс.Метрика