и его роль в воспитания детей младшего дошкольного возраста»
«Ладушки-ладушки,
Где были?
У бабушки…»
«Ладушки» и «Сорока-сорока», «Водичка» - кому из нас не знакомы эти простые,
незамысловатые игры? Они прочно вошли в игровой обиход малыша, что даже слово
«фольклор» не сразу приходит на ум. А ведь, если разобраться, народное творчество
живет уже много столетий. Передаваясь из уст в уста, фольклор несет в себе народную
мудрость и доброту.
Фольклор – устное народное творчество. Он многообразен. Песенки, потешки, сказки ,
колыбельные песни, пестушки, заклички- это далеко не все формы фльклора.Принимая
разные формы, он остается таким, же полезным и нужным современным малышам.
Каждый из нас помнит песенки и потешки, которые пела мама. А бабушкины пестушки?
В чем же польза фольклора? В устном народном творчестве скрыто богатство вековых
традиций , важной житейской информации. Даже в современном веке эти произведения не
теряют своей актуальности. Сказки, песенки, игры раскрывают правила поведения.
Положительные герои и отрицательные персонажи учат детей выбирать правильный путь
в жизни. Иносказательное содержание делает народное творчество ценным для
воспитания. Сама форма привлекает малышей: яркая, метафоричная, с интересными
сюжетами, напевностью, загадками, игрой слов. Чтение сказок вслух, пение колыбельных,
загадывание загадок и потешные стишки способствуют развитию фонематического слуха у
ребенка (правильно слышу – правильно говорю), пополняет его словарь, прививает
культуру речи и обогащает знание грамматики родного языка. Разные жанры помогают
всесторонне развивать малыша.
Загадки позволяют ребенку замечать многозначность слов, улавливать игру, развивать
способность к анализу и обобщению, умение лаконично и четко выстраивать мысль.
Народные загадки отгадать сложнее, чем авторские, написанные специально для малышей.
Но тем интереснее познавать мир, видеть необычное в обычном:
«Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает – тот слезы проливает».(лук)
«Шел долговяз, во сыру землю увяз» (дождь).
Придется объяснить малышу, что слова «дед» и «долговяз» имеют переносное значение.
Это научит ребенка мыслить шире, чувствовать образность языка. Загадки такого типа
подходят для малышей старше 3-4 лет. До этого возраста дети понимают только
буквальное значение слов. Самым маленьким предложите загадки по проще:
"Маленький, беленький, по лесочку прыг-прыг, по снежочку тык-тык" (заяц).
«По горам, по долам, ходит шуба да кафтан» (баран)
Не столько важен результат, сколько процесс – ребенок учится находить скрытый смысл
слова, обращается к своему, пока еще маленькому, жизненному опыту, строит догадки.
Колыбельные песенки, сопровождая малыша с первых дней, помогали ему не только
успокоиться перед сном, но и развивать речь даже в таком возрасте. Слушая мамин голос,
малыш со временем начинает выделять в потоке речи интонации, отдельные слова, звуки.
Это формирует у крохи слух, чувствительность к речи, он быстрее начнет понимать и,
возможно, раньше начнет говорить. Ученые утверждают, что малыши, мамы которых пели
им колыбельные песни, растут спокойными и уравновешенными, быстрее адаптируются в
обществе и приспосабливаются к новым условиям.
«Баю-баю, спи, дружок,
Повернись на правый бок.
Только ты один не спишь.
Закрывай глаза, малыш»
«Спит корова, спит бычок,
В огороде спит жучок,
И котенок рядом с кошкой
Спит за печкою в лукошке»
Потешки – короткие стишки, сопровождающие купание, массаж, игры крохи. Они кратки
и забавны, позволяют не просто отвлечь внимание капризничающего малыша, но и
успокоить его в случае непослушания: «ладушки» и «сорока» развлекают малышей даже
тогда, когда они не еще не научились понимать речь. Это форма общения крохи с мамой,
способ быть ближе. Потешки отлично развивают речевой слух ребенка: умение различать
звуки, близкие по звучанию, ритм и плавность речи, интонацию, выразительность,
повышение и понижение тона. Существует огромное количество потешек на все случаи.
Потешка для умывания:
«Зайка серый умывается
Видно в гости собирается
Вымыл ротик
Вымыл носик
Вымыл ухо
Вот и сухо»
От слез:
«Не плачь, не плачь,
Куплю калач.
Не хнычь, не ной,
Куплю другой.
Слезы утри,
Дам тебе три»
«Ах, кокля-мокля,
Глазоньки промокли.
Кто будет детку обижать,
Того коза будет бодать»
Для массажа подойдет такая:
Как на этой на неделе,
Прилетали две тетери:
Походили – пощипали,
Походили – поклевали.
Посидели-посидели,
И обратно улетели.
Прилетят в конце недели,
Наши милые тетери.
Мы тетерок будем ждать –
Дадим им крошек поклевать.
(Сопровождаем слова
поглаживаниями, пощипываниями и
покалачиванием спинки.
Большое количество фольклорных жанров позволяет развлекать, развивать и обучать
малыша ненавязчиво и разнообразно. Используйте песенки, потешки и загадки в общении
с малышом. Ведь в скрытой и игровой форме они учат маленького человека жизни,
помогают понять правила поведения, делают ребенка добром и отзывчивым.
Воспитатель: Петрова Юлия Васильевна