Данный материал способствует уточнению знаний детей о диких животных, об их жилищах, детёнышах;
развитию памяти, зрительного восприятия, мышления;
правильному произношению поставленных звуков; формированию связной речи; воспитыват умение слушать друг друга.
Конспект занятия по познавательно – речевому развитию для детей
средней группы. "Лесные жители"
Реализация образовательной области – «коммуникация», «познание», «безопасность»,
«здоровье», «социализация», «чтение художественной литературы».
Задачи:
- уточнить знания о диких животных, об их жилищах, детёнышах;
- употреблять существительные в Т.п. с предлогом «С» (Кто с кем живёт?)
- усвоение категории дательного падежа ( Кому что дадим? )
- развивать память, зрительное восприятие, мышление;
- упражнять в использовании предлогов в, на, под (Кто где живёт?),
в правильном произношении поставленных звуков
- практическое употребление существительных с суффиксами:
-онок, - енок, -ат, -ят
- учить отвечать на вопросы полным предложением;
- формировать связную речь;
- воспитывать умение слушать друг друга.
Оборудование:
- Кукла Незнайка, шапочки животных, мультимедийные слайды: ёж, медведь,
лиса, заяц, белка; картинки с изображением детёнышей: бельчат, ежат, зайчат, медвежат и теней
«угощения» для них; маркеры, листочки с заданием « Кто где живёт?»
План занятия.
Сюрпризный момент. Появление Незнайки.
Здравствуйте, ребята! А у меня такая книжка интересная есть! В ней всё про всех известно! Вот
только я не смог отгадать - про кого прочитал, поможете мне?
Читает загадки о диких животных.
1. Загадки. (После отгадывания загадки, на экране появляются слайды с
животными).
* Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку.
Как вы догадались, что это заяц?
* Ходит летом косолапо, а зимой сосет он лапу. (Медведь.)
Как вы догадались, что это медведь?
* Рыжая, хитрая, кур таскает. (Лиса).
* Под соснами, под ёлками лежит клубок с иголками.(Ёж)
Как вы догадались, что это ёжик?
– Как можно назвать этих животных? (Дикие животные).
Где живут эти животные?
Незнайка : - Я знаю, что у каждого зверя в лесу есть детёныши.
Но не помню, как их зовут.
Воспитатель: - А ребята знают детёнышей. Давайте поиграем, и напомним Незнайке, как они
называются.
2. Дидактическая игра : «Найди свою маму».
Дети надевают шапочки животных (зайчонка, лисёнка, ежонка, медвежонка) и находят своих мам
(картинки), отвечая на вопросы.
Воспитатель: - Ты кто?
Я – лисёнок.
- Кто твоя мама?
- Моя мама – лиса.
Воспитатель: Подойди к своей маме. С кем живет лиса?
( Лиса живёт с лисёнком)
Я – медвежонок, моя мама – медведица.
Воспитатель: - Подойди к своей маме. С кем живёт медведица?
( Медведица живёт с медвежонком).
Я – ежонок, моя мама – ежиха.
Воспитатель: - Подойди к своей маме. С кем живёт ежиха?
(Ежиха живёт с ежонком.)
Я - зайчонок, моя мама – зайчиха.
Воспитатель: - Подойди к своей маме. С кем живёт зайчиха?
(Зайчиха живёт с зайчонком.)
Каждый находит свою пару. Незнайка хвалит ребят. Дети снимают шапочки.
Физминутка
Вышел зайчик погулять. (Ходьба на месте)
Начал ветер утихать.
Зайка маленький устал –
Хочет спрятаться в кустах. (Приседание)
Вот он скачет вниз по склону, (Прыжки на месте)
Забегает в лес зелёный,
И несётся меж стволов,
Средь травы, цветов, кустов.
Дети садятся за столы.
Развитие тонкой моторики пальцев рук.
Упражнение «Кто где живёт?»
Незнайка: - из своей книжки я узнал, что у всех зверей есть своё жилище, и теперь знаю, где живут
звери и как называются их жилища.
Воспитатель : - Ребята тоже знают, сейчас они покажут и нам расскажут, кто где живёт. (Раздать
листочки с заданием каждому ребёнку)
Задание: – Посмотрите, кто нарисован на картинке, найдите, кто где живёт и проведите дорожку от
зверя к его жилищу. - Напомните, как надо сидеть за столом?
Один ребёнок даёт установку:
- Ноги вместе, спину прямо, между грудью и столом расстояние – ладонь. Сядьте правильно.
Примерные вопросы детям : .-Где живёт белка?
Ответ: Белка живёт в лесу на дереве - в дупле.
Упражнение «Угощение»
Незнайка: Все малыши любят разные лакомства. Я из книжки узнал, чем лакомятся разные звери.
А вы знаете?
Посмотрите – я приготовил картинки зверят. (Раскладываются карточки). На них лакомства для
зверят спрятаны, есть только их тени.
Вы должны сказать, кого и чем вы будете угощать:
- Кто у тебя?- У меня зайчата (медвежата, ежата, бельчата).
- Что дашь зайчатам и почему?
– Я дам зайчатам веточки, травку, капусту, морковку, потому что все зайчата любят лакомиться
веточками, травкой, капустой, морковкой. И т.д.
Игра: «Где мы были - мы не скажем, кого встретили - покажем»
Воспитатель : - Спасибо, тебе, за интересное задание. Мы тоже знаем интересную игру.
- Давайте научим Незнайку нашей игре?
Дети становятся в хоровод. Дается установка на громкую, чёткую речь, правильное произношение
звуков. Дети идут по кругу, произносят хором слова:
Где мы были - мы покажем, кого встретили – расскажем.
По окончании слов останавливаются.
-Мы были в лесу, под кустом (присели-«ушки») …( на дереве, в норе, в берлоге ) видели…
Незнайка спрашивает - Кого видели?- зайца ( белку, лису, медведя )-
- Кто расскажет про зайца? белку? (медведя, лису?) (один ребенок рассказывает потешки,
остальные дети имитируют движения животных.)
« Вот маленький зайчишка»
Вот маленький зайчишка Поднять указательный и средний пальцы вверх-
«ушки»
Он шевелит ушами, поддерживая остальные большим пальцем, поворачивать
Под ёлочкой сидит, из стороны в сторону. Пошевеливать «ушками»
От страха весь дрожит. Быстро трясти рукой вправо-влево.
А вдруг бежит лисичка, «Пробежаться» мягко, как лисичка пальцами по
ладони
А вдруг крадётся волк. Постукивать пальцами по ладони, как «рыщет» волк.
От страха наш зайчишка Сгибать и выпрямлять пальчики- «ушки».
Пустился наутёк. «Пробежаться» пальцами по ладошке и спрятать руки за спину
«Сидит белка на тележке…»
Сидит белка на тележке,
Продаёт она орешки:
Лисичке - сестричке,
Воробью, синичке
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
«У лисицы острый нос»
У лисицы острый нос,
У неё пушистый хвост,
Шуба рыжая лисы
Несказанной красоты.
Лиса павою похаживает,
Шубу пышную поглаживает.
«Я - косолапый мишка»
Я - косолапый мишка.
Зовут меня Топтыжка.
Я очень мёд люблю.
Зимой в берлоге сплю.
Рефлексия.
Незнайка: - Спасибо, ребята, я много узнал от вас нового, теперь я буду Знайка! Мне пора с вами
прощаться, я побегу в Солнечный город и расскажу всем жителям как вы много знаете. Можно, я
ещё приду к вам в гости?
До свидания!
Пояснительная записка к занятию по познавательно – речевому развитию для детей средней
группы "Лесные жители".
Занятие для детей средней группы, составлено в соответствии с Программой воспитания и
обучения в детском саду под редакцией Васильевой М.А.. представленный конспект построен в
соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:
- принцип непрерывности (занятие построено на основе предыдущих занятий и совместных
действий воспитателя и детей);
- принцип активности (присутствовала мотивация, интерес, сюрпризный момент);
- принцип доступности (соответствие возрастным особенностям).
Задачи:
- уточнить знания о диких животных, об их жилищах, детёнышах;
- употреблять существительные в Т.п. с предлогом «С» (Кто с кем живёт?)
- усвоение категории дательного падежа (Кому что дадим?)
- развивать память, зрительное восприятие, мышление;
- упражнять в использовании предлогов в, на, под (Кто где живёт?), в правильном произношении
поставленных звуков
- практическое употребление существительных с суффиксами:
-онок, - енок, -ат, -ят
- учить отвечать на вопросы полным предложением;
- формировать связную речь;
- воспитывать умение слушать друг друга.
По содержанию занятие является интегрированным, так как части занятия объединены
знаниями из нескольких областей:
* социализация (общение со сверстниками и воспитателем, учить эмоционально откликаться на
игру).
* коммуникация (воспитывать умение внимательно слушать, развивать связную речь детей,
совершенствовать умение составлять описательный рассказ);
* здоровье (физминутка); сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
* чтение художественной литературы (потешки); развивать литературную речь, приобщать к
словесному искусству.
* познание (воспитывать любовь к животным, развивать логическое мышление, формировать
целостную картину мира, расширять кругозор детей).
На протяжении всего занятия у детей поддерживалась мотивация. Поэтапно происходила смена
видов деятельности. Дети сами являются участниками игровых моментов и активными
помощниками во время занятия, что помогает сохранить положительный эмоциональный настрой
у ребят.
Сюрпризный момент – появление Незнайки помогает усилить интерес к занятию.
Занятие строилось поэтапно, оно начинается с организационного момента, где активизировалось
внимание детей и поддерживалось на протяжении всего занятия.
- Дидактическая игра: «Найди свою маму».
- Развитие тонкой моторики пальцев рук.
Упражнение «Кто где живёт?»
- Упражнение «Угощение».
- Игра: «Где мы были - мы покажем, кого встретили - расскажем».
После проведения занятия подводится итог.
« Вот маленький зайчишка»
Вот маленький зайчишка
Он шевелит ушами
Под ёлочкой сидит,
От страха весь дрожит.
А вдруг бежит лисичка,
А вдруг крадётся волк.
От страха наш зайчишка
Пустился наутёк.
«Сидит белка на тележке…»
Сидит белка на тележке,
Продаёт она орешки:
Лисичке - сестричке,
Воробью, синичке
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
«У лисицы острый нос»
У лисицы острый нос,
У неё пушистый хвост,
Шуба рыжая лисы
Несказанной красоты.
Лиса павою похаживает,
Шубу пышную поглаживает.
«Я - косолапый мишка»
Я - косолапый мишка.
Зовут меня Топтыжка.
Я очень мёд люблю.
Зимой в берлоге сплю.