Напоминание

ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКОВ (из опыта работы)

Автор: Селишева Айана Александровна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: МБДОУ "Усть-Канский детский сад"

Населённый пункт: село Усть-Кан

Наименование материала: статья

Тема: ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКОВ (из опыта работы)

Описание:

О проблеме обеспечения безопасной жизнедеятельности детей дошкольного возраста.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=1681

Опубликовано 26.11.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

ДОШКОЛЬНИКОВ
(из опыта работы) Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан - маленьких детей. Наша задача состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями. Правила поведения и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека, каждая среда диктует совершенно различные способы поведения и соответственно меры предосторожности. Если бы все люди их хорошо знали и соблюдали, было бы меньше травм и несчастных случаев. К сожалению, не существует такого единого свода правил, в котором все они были бы собраны и популярно изложены. В последние годы проблема обеспечения безопасной жизнедеятельности детей дошкольного возраста становится наиболее актуальной. Их двигательная активность, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводит к травмоопасным ситуациям. Это подтверждается данными медицинской статистики. В период дошкольного детства ребенок знакомится с большим количеством правил, норм, предостережений, требований , однако ему трудно представить степень их значимости. Любая общепринятая норма становится действенным регулятором поведения человека, только когда она осознана и принята им. Тем не менее необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, поскольку от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснить детям, а затем следить за их выполнением, ведь безопасность - это не стиль жизни, а адекватное поведение в неожиданных ситуациях. Воспитание безопасности - непрерывный, систематический и последовательный процесс, начинающийся с раннего возраста (воспитывают родители), продолжающийся в системе дошкольного и школьного образования. И пока на всех этих возрастных этапах воспитание безопасности не станет делом практическим, тревожная статистика травматизма не изменится.
В дошкольном возрасте формируются важные психические процессы, начинает складываться первоначальный опыт безопасного поведения. Для формирования основ безопасного поведения дошкольников воспитательно - образовательная работа в нашем дошкольном учреждении организована так, чтобы данный вопрос прослеживался во всех видах деятельности (игровой, познавательной, речевой, физкультурно - оздоровительной). Было составлено перспективное планирование, направленное на формирование основ безопасного поведения на улице и дома, экологической культуры, ценностей. Данная работа строилась по блочному планированию. Для этого была составлена картотека дидактических, сюжетно - ролевых, подвижных игр, сценарии развлечений, досугов, викторин, отобрали произведения для чтения, разучивания, разработали вопросы к беседам. Для формирования знаний о пожарной безопасности разработан блок "Пожар - страшное бедствие". В этот блок были включены следующие мероприятия: беседа "Пожар - страшное бедствие", НОД на тему "Спасем петушка", встреча с пожарной охраной, сюжетно - ролевая игра "Мы - пожарные", развлечение "Каждый маленький ребенок должен это знать с пеленок". В блоке "Я и незнакомец" мы формировали представления детей о правильном поведении при встрече с незнакомыми людьми. Рассказывая об опасности контактов с незнакомыми взрослыми, учитывали , что у детей имеются собственные представления о том, какие взрослые могут быть опасными, а какие - нет. Для закрепления правил поведения с незнакомыми людьми проводились игры - драматизации, игры - тренинги, использовались сюжеты из сказок, беседа "Как вести себя с незнакомыми людьми". В блоке "Наши помощники и враги дома"были поставлены задачи на закрепление знаний о том, чем опасны некоторые приборы и бытовая техника и добиваться, чтобы дети четко соблюдали запреты на пользование ими. Проводились следующие мероприятия: беседа "Наши помощники и враги дома", НОД на тему:"В мире опасных предметов", чтение произведения А.Усачева "Умная собачка Соня". В блоке "Земля - наш общий дом"дети обогащали представления о социальном, культурном и природном разнообразии окружающего мира, знакомились с проблемами загрязнения окружающей среды. Они с удовольствием проводили опыты в исследовательской лаборатории, играли в подвижные игры, где раскрывали особенности и повадки животных.
Различные дидактические игры, игры - классификации "Земля, воздух, вода", игры с мячом "Съедобное - несъедобное", наглядный природный материал помогали закреплять знания об опасностях в природе. Забота о здоровье - одна из главных ценностей жизни ребенка. Поэтому в доступной форме дети знакомились с тем, как устроено тело человека, его организм. Они активно участвовали в решении различных проблемных ситуаций: "Почему человек должен беречь свою кожу?", "Почему бьется сердце?", "Зачем нужен нос?" Формируя навыки личной гигиены, старались обратить внимание на необходимость бережного отношения к своему телу и уходу за ним. Эффективность знаний детей в большей степени зависит от положительного примера в поведении взрослых. Учитывая это, мы уделяли значительное внимание работе с родителями, с которыми старались достичь полного взаимопонимания. Организовывали анкетирование родителей и объясняли, над чем им нужно работать. Проводили родительские собрания, педагогические гостиные, консультации, конкурсы семейных рисунков, совместные мероприятия с детьми и родителями. В результате сотрудничества родители приобрели необходимые знания по безопасности и поняли свою ответственность перед детьми и за них. Мы считаем, что наша работа нашла положительный отклик в душах детей и понимание значимости проблемы среди их родителей. Ведь именно от знаний и опыта зависит способность человека к безопасному существованию в окружающем мире.
Литература:
1. Воспитатель ДОУ. №3 2013. 2. Чиркова С.В., Родительские собрания в детском саду. М.:ВАКО,2009. 3. Шорыгина Т.А., Беседы о правилах пожарной безопасности. М.:"ТЦ Сфера",2013.


Яндекс.Метрика