ДОШКОЛЬНИКОВ
(из опыта работы)
Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая
обстановка вызывает беспокойство всей планеты. Особую тревогу мы
испытываем за самых беззащитных граждан - маленьких детей. Наша задача
состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том,
чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой и
опасными жизненными ситуациями.
Правила поведения и меры безопасности непосредственным образом
связаны с условиями проживания человека, каждая среда диктует
совершенно различные способы поведения и соответственно меры
предосторожности. Если бы все люди их хорошо знали и соблюдали, было бы
меньше травм и несчастных случаев. К сожалению, не существует такого
единого свода правил, в котором все они были бы собраны и популярно
изложены.
В последние годы проблема обеспечения безопасной жизнедеятельности
детей дошкольного возраста становится наиболее актуальной. Их
двигательная активность, сочетаясь с повышенной любознательностью,
стремлением к самостоятельности, нередко приводит к травмоопасным
ситуациям. Это подтверждается данными медицинской статистики.
В период дошкольного детства ребенок знакомится с большим
количеством правил, норм, предостережений, требований , однако ему трудно
представить степень их значимости. Любая общепринятая норма становится
действенным регулятором поведения человека, только когда она осознана и
принята им. Тем не менее необходимо выделить такие правила поведения,
которые дети должны выполнять неукоснительно, поскольку от этого зависят
их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснить детям,
а затем следить за их выполнением, ведь безопасность - это не стиль жизни, а
адекватное поведение в неожиданных ситуациях.
Воспитание безопасности - непрерывный, систематический и
последовательный процесс, начинающийся с раннего возраста (воспитывают
родители), продолжающийся в системе дошкольного и школьного
образования. И пока на всех этих возрастных этапах воспитание
безопасности не станет делом практическим, тревожная статистика
травматизма не изменится.
В дошкольном возрасте формируются важные психические процессы,
начинает складываться первоначальный опыт безопасного поведения.
Для формирования основ безопасного поведения дошкольников
воспитательно - образовательная работа в нашем дошкольном учреждении
организована так, чтобы данный вопрос прослеживался во всех видах
деятельности (игровой, познавательной, речевой, физкультурно -
оздоровительной). Было составлено перспективное планирование,
направленное на формирование основ безопасного поведения на улице и
дома, экологической культуры, ценностей.
Данная работа строилась по блочному планированию. Для этого была
составлена картотека дидактических, сюжетно - ролевых, подвижных игр,
сценарии развлечений, досугов, викторин, отобрали произведения для
чтения, разучивания, разработали вопросы к беседам.
Для формирования знаний о пожарной безопасности разработан блок
"Пожар - страшное бедствие". В этот блок были включены следующие
мероприятия: беседа "Пожар - страшное бедствие", НОД на тему "Спасем
петушка", встреча с пожарной охраной, сюжетно - ролевая игра "Мы -
пожарные", развлечение "Каждый маленький ребенок должен это знать с
пеленок". В блоке "Я и незнакомец" мы формировали представления детей о
правильном поведении при встрече с незнакомыми людьми. Рассказывая об
опасности контактов с незнакомыми взрослыми, учитывали , что у детей
имеются собственные представления о том, какие взрослые могут быть
опасными, а какие - нет. Для закрепления правил поведения с незнакомыми
людьми проводились игры - драматизации, игры - тренинги, использовались
сюжеты из сказок, беседа "Как вести себя с незнакомыми людьми".
В блоке "Наши помощники и враги дома"были поставлены задачи на
закрепление знаний о том, чем опасны некоторые приборы и бытовая техника
и добиваться, чтобы дети четко соблюдали запреты на пользование ими.
Проводились следующие мероприятия: беседа "Наши помощники и враги
дома", НОД на тему:"В мире опасных предметов", чтение произведения
А.Усачева "Умная собачка Соня".
В блоке "Земля - наш общий дом"дети обогащали представления о
социальном, культурном и природном разнообразии окружающего мира,
знакомились с проблемами загрязнения окружающей среды. Они с
удовольствием проводили опыты в исследовательской лаборатории, играли в
подвижные игры, где раскрывали особенности и повадки животных.
Различные дидактические игры, игры - классификации "Земля, воздух, вода",
игры с мячом "Съедобное - несъедобное", наглядный природный материал
помогали закреплять знания об опасностях в природе.
Забота о здоровье - одна из главных ценностей жизни ребенка. Поэтому в
доступной форме дети знакомились с тем, как устроено тело человека, его
организм. Они активно участвовали в решении различных проблемных
ситуаций: "Почему человек должен беречь свою кожу?", "Почему бьется
сердце?", "Зачем нужен нос?" Формируя навыки личной гигиены, старались
обратить внимание на необходимость бережного отношения к своему телу и
уходу за ним.
Эффективность знаний детей в большей степени зависит от
положительного примера в поведении взрослых. Учитывая это, мы уделяли
значительное внимание работе с родителями, с которыми старались достичь
полного взаимопонимания. Организовывали анкетирование родителей и
объясняли, над чем им нужно работать. Проводили родительские собрания,
педагогические гостиные, консультации, конкурсы семейных рисунков,
совместные мероприятия с детьми и родителями. В результате
сотрудничества родители приобрели необходимые знания по безопасности и
поняли свою ответственность перед детьми и за них.
Мы считаем, что наша работа нашла положительный отклик в душах
детей и понимание значимости проблемы среди их родителей. Ведь именно
от знаний и опыта зависит способность человека к безопасному
существованию в окружающем мире.
Литература:
1. Воспитатель ДОУ. №3 2013.
2. Чиркова С.В., Родительские собрания в детском саду. М.:ВАКО,2009.
3. Шорыгина Т.А., Беседы о правилах пожарной безопасности. М.:"ТЦ
Сфера",2013.