"Развитие личности ребенка посредством использования нетрадиционной техники в художественном творчестве"
Автор: Динисламова Альмира Теналиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №74 "Филиппок"
Населённый пункт: город Сургут
Наименование материала: консультация
Тема: "Развитие личности ребенка посредством использования нетрадиционной техники в художественном творчестве"
Описание:
Одна из важнейших задач воспитания - полноценное развитие личности ребёнка. Для этого мы должны развивать детей, традиционно проводить занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим, развитию движений, музыкальные занятия, дидактические игры по сенсорному развитию, занятия по конструктивной и изобразительной деятельности.
Развитие личности ребенка посредством использования
нетрадиционной техники в художественном творчестве
«Я буду так вводить малышей в окружающий мир, чтобы каждый питомец
рос мудрым мыслителем и исследователем, чтобы каждый шаг познания
облагораживал сердце и закалял волю».
В. А. Сухомлинский
Одна из важнейших задач воспитания - полноценное развитие личности
ребёнка, формирование и развитие адаптивных возможностей детей,
подготовка их к дальнейшей социализации - ложится на дошкольное
учреждение. Для решения этой сложной задачи необходимо оптимизировать
воспитательный процесс, грамотно используя все имеющиеся возможности,
традиционные и инновационные подходы в работе с детьми.
В дошкольных учреждениях с целью обучения детей второго и третьего года
жизни традиционно проводятся занятия по развитию речи и ознакомлению с
окружающим, развитию движений, музыкальные занятия, дидактические
игры по сенсорному развитию, занятия по конструктивной и изобразительной
деятельности.
Однако, изучив литературу последних лет, результаты исследований учёных,
наблюдая за воспитанниками своей группы во время проведения игр и
упражнений с плоскостными изображениями фигур разного цвета, формы,
величины, я пришла к убеждению, что занятия аппликацией и рисованием с
детьми этих лет жизни могут быть более привлекательными и доступными
для малышей.
Дошкольный возраст это тот период, когда изобразительная деятельность
может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только
одарённых, но и всех детей. Каждый ребёнок - это отдельный мир со своими
правилами поведения, своими чувствами. И чем богаче, разнообразнее
жизненные впечатления ребёнка, тем ярче, неординарное его воображение,
тем вероятнее, что интуитивная тяга к искусству станет со временем
осмысленнее.
Для развития детского творчества можно применить следующие методы
обучения:
1.
информационно-рецептивный метод, который включает в себя приёмы
рассматривания и показа образца воспитателя;
2.
репродуктивный метод, направленный на закрепление знаний и
навыков детей. Это метод упражнений, доводящий навыки до
автоматизма. Он включает в себя прием повтора, работы на черновиках,
выполнение формообразующих движений рукой;
3.
эвристический метод, который направлен на проявление
самостоятельности в каком - либо моменте работы на занятии, т. е.
педагог предлагает ребёнку выполнить часть работы самостоятельно;
4.
исследовательский метод, развивающий у детей не только
самостоятельность, но и фантазию и творчество. Педагог предлагает
самостоятельно выполнить не какую - либо часть, а всю работу.
Но, следует заметить, что во многом результат работы ребёнка зависит от его
заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание
дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных
стимулов. Такими стимулами могут быть:
- игра, которая является основным видом деятельности детей;
- сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в
гости и приглашает ребёнка отправиться в путешествие;
- просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им
важно почувствовать себя значимыми;
- живая, эмоциональная речь воспитателя.
Существует множество видов нетрадиционной техники рисования,
позволяющие развивать интеллектуальную способность детей в
изобразительной деятельности. В работе с дошкольниками использую разные
техники рисования:
Рисование пальчиками
Возраст: от 2 лет
1.
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
2.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета,
небольшие листы, салфетки.
3.
Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь пальчик и
наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается
краска разного цвета.
После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошкой
Возраст: от 2 лет
1.
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
2.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага
любого цвета, листы большого формата, салфетки.
3.
Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь
ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисточки (с пяти
лет) и делает отпечаток на бумаге.
Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После
работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Оттиск пробкой
Возраст: от 3 лет
1.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
2.
Материалы: мисочка, либо пластиковая коробочка, в которую вложена
штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью,
плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.
3.
Способ получения изображения: ребёнок прижимает пробку к
штемпельной подушке с краской и наносится оттиск на бумагу. Для
получения другого цвета меняются и мисочка и пробка.
Проведенная работа показала, что эмоции, вызванные изобразительным
искусством, способны творить чудеса. Они приобщают детей к высоким
духовным ценностям, развивают их способности, творчество и развивают
горизонты сознания.
Диагностические данные показали, что у большинства детей освоение
нетрадиционных техник рисования высокого и среднего уровней. Исходя из
этого, можно сделать вывод, что дети приобрели определенные умения и
навыки в этом виде обучения. А именно: дошкольники слышат воспитателя,
правильно выполняют задания, анализируют получившиеся рисунки,
оценивают их.
Нетрадиционная техника рисования дает ребёнку возможность выразить в
рисунке свои чувства и эмоции, почувствовать свободу и вселить уверенность
в своих силах. Владея разными навыками и способами изображения
предметов, явлений окружающего мира, ребёнок получает возможность
выбора, что делает для него занятия творческими.
Каждый из этих методов - это маленькая игра, которая доставляет детям
радость, положительные эмоции. Создавая изображения, передавая сюжет,
ребёнок отражает свои чувства, свое понимание ситуации, накладывает свою
шкалу “зла” и “добра”.
Приобщение к аппликации начинается с первой младшей группы. Педагог
руководствуется известной особенностью детей: в возрасте 2-3 лет у
здоровых малышей ярко выражен эмоциональный отклик на предложение
что-либо делать, в чем-то участвовать, ребенок проявляет готовность
действовать. И главная задача взрослого - поддержать эту активность, не дать
ей угаснуть, придать ей созидательный характер. Нельзя упустить этот
благоприятный период детства для развития детской активности и само-
стоятельности. Задачи, решаемые в этом возрасте, элементарны:
- учить действиям с бумагой (отрывать, сминать, скатывать, отрезать),
помочь детям увидеть в бумаге материал, который поддается преобразованию
и имеет свои свойства и качества: мягкая, плотная, гладкая, шероховатая,
блестящая, матовая, бумага разного цвета, мнется, рвется, разрезается, по
разному шуршит;
- дать малышам представление о необходимых инструментах и оборудовании
для аппликации: ножницы, кисточка, клей, клеенка и др.;
- развивать эмоциональную отзывчивость на предложение взрослого сделать
что-либо, готовность соучаствовать с ним в создании элементарных
художественных поделок;
- развивать интерес, эмоционально положительное отношение к
элементарным действиям с бумагой, стремление самостоятельно их
выполнять;
- развивать эстетическое восприятие и чувства: узнавать полученное
изображение, любоваться, радоваться «вслед» за взрослыми.
Содержание работ в этом возрасте своеобразное: полуобъемная (из
бумажных комочков, шариков) и «мозаичная»(из кусочков) предметная
аппликация, на которой изображаются самые простые предметы: цветные
шары, веточка с ягодами рябины, вишни, веточка мимозы, сирени, разные
овощи, фрукты, фигурки животных и др. Эти работы, выполненные на
цветном фоне и оформленные в рамку, радуют детей своей яркостью и могут
найти практическое применение для украшения интерьера кукольного уголка,
группы, дошкольного учреждения, детской комнаты в семье и т. п.
Доступность объясняется несложностью исполнительских приёмов, которые
осваивают дети во время аппликационной деятельности, а также
возможностью манипулирования готовыми формами для достижения
результата.
Занятия аппликацией при направленном руководстве и при использовании
соответствующих возрасту методов и приёмов дают большой обучающий и
развивающий эффект.
В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми формами
различных предметов, части и силуэты которых они вырезают и наклеивают.
Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и
воображения, т. к. в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой
основными признаками предмета.
Занятия аппликацией так же способствуют развитию математических
представлений. Дошкольники знакомятся с названиями и признаками
простейших геометрических форм, получают представление о
пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в
центре и т. д.) и величин (больше, меньше). Эти сложные понятия легко
усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при
изображении предмета по частям.
В процессе занятий у дошкольников развиваются чувства цвета, ритма,
симметрии и на этой основе формируется художественный вкус. Им не надо
самим составлять цвета или закрашивать формы. Представляя ребятам
бумагу разных цветов, у них воспитываются умение подбирать красивые
сочетания.
С понятиями ритма и симметрии дети знакомятся уже в младшем возрасте
при распределении элементов декоративного узора. Занятия аппликацией
приучают малышей к плановой организации работы, которая здесь особенно
важна, т. к. в этом виде искусства большое значение для создания композиции
имеет последовательность прикрепления частей (сначала наклеиваются
крупные формы, затем детали; в сюжетных работах сначала фон, потом
предметы второго плана, заслоняемые другими, и в последнюю очередь
предметы первого плана). Выполнение аппликативных изображений
способствуют развитию мускулатуры руки, координации движений.
Дети успешно овладевают техническими навыками аппликационных
операций: выкладывают, составляют из отдельных частей целое,
упражняются в равномерном размещении элементов по площади листа;
успешно овладевают сенсорными эталонами; приобретают первоначальные
навыки поисковой деятельности; усваивают простейшие навыки совместной
работы; активно общаются друг с другом и воспитателем.
Полученный детьми в раннем возрасте опыт по составлению предметных или
сюжетных изображений с помощью готовых форм обеспечивает развитие
образного видения, а также формирование предпосылок сюжетного рисунка и
развитие связной речи на более поздних возрастных этапах. Сформированные
в раннем возрасте навыки и умения в сравнении и сопоставлении,
нахождении одинакового и отличительного, выделении главного
способствуют ускоренному развитию аналитико-синтетических процессов,
способности к комбинированию, преобразованию, что является одним из
компонентов успешного обучения ребёнка в школе.
Творчество рассматривается учеными как человеческая деятельность
высшего уровня по познанию и преобразованию окружающего природного и
социального мира. В процессе творческой деятельности, что особенно важно,
изменяется и сам человек (формы и способы его мышления, личностные
качества): он становится творческой личностью.
Современное общество имеет потребность в творческой личности. Многие
способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению,
остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит, и
нереализованными в будущей жизни. Наличие развитого воображения в
зрелые годы обуславливает успешность любого вида профессиональной
деятельности человека. Поэтому развитие творчески