Конспект ОД по художественно-эстетическому развитию с
использованием нетрадиционной техники рисования (оттиск поролоном)
в средней группе.
Тема: «Зимнее дерево»
Цель: учить передавать в рисунке картину зимы, используя восковые мелки,
поролоновую губку и гуашь белого цвета.
Задачи:
Образовательные:
- Учить выделять общие существенные признаки деревьев (ствол,
ветви)
- закрепить в сознании детей признаки зимы, сезонные изменения в
природе, связанные с зимним периодом;
- формировать умение создавать изображение зимнего дерева;
- продолжать учить детей изображать дерево, точно передавая
строение (ствол, ветви, ветки, веточки) и пропорции, показать способы
изображения с помощью поролоновой губки.
Развивающие:
-закреплять навыки рисования деревьев;
- развивать творческие способности детей;
- развивать внимание, память, мыслительные операции анализа и
синтеза;
- развивать творческое воображение, логическое мышление.
-Воспитательные:
- воспитывать положительное отношение к природе и желание
заботиться о ней;
-воспитывать эстетическое восприятие и интерес к природе, ее
изображению, к миру растений;
-воспитывать аккуратность, стремление добиваться хорошего
результата.
Материалы и оборудование:
для воспитателя: мольберт; тонированный альбомный лист;
карандаши восковые, гуашь, поролоновая губка; запись мелодии «Звуки
природы»; иллюстрации с изображением деревьев зимой; образец.
для детей: половина альбомного тонированного листа; поролоновая
губка, восковые мелки, гуашь белого цвета, клеенки, салфетки влажные.
Содержание ОД:
Воспитатель:
- Ребята, отгадайте загадку
Наступили холода.
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (зимой )
Воспитатель: Верно. Ребята, за окном у нас зима. А какая погода
бывает зимой? (холодная, дует ветер, идет снег, мороз щиплет нос…).
- Правильно, ребята, а как одеваются люди зимой? (тепло).
- Во что одеваются? (шубу, валенки, шапку, варежки…).
(Звучит грустная музыка)
Воспитатель: Что вы слышите? (музыку).
Какая эта музыка по характеру? (грустная, печальная).
- Да действительно очень грустная музыка, значит здесь кому-то
грустно. Не кажется ли вам, что грустят деревья? А как вы думаете, почему
им грустно? (они голые, на них нет листочков).
-Да ребята, наступила зима, и на улице стало морозно, деревья
сбросили листочки и стоят голые, им, так же как и людям, бывает холодно.
- Ребята, когда людям холодно они надевают теплую одежду, а кто
согреет деревья? (снег).
И сейчас я предлагаю вам нарисовать дерево и укрыть его снегом.
(Рассматривание образца)
Воспитатель: Давайте все вместе подойдем к мольберту и
рассмотрим зимнее дерево. Из каких частей состоит дерево? (ствол, сучки,
ветки) Ствол – это самая толстая часть дерева. Сверху ствол тоньше, а внизу
толще. Ветки расположены вдоль ствола и направлены вверх. Покажите
ручками, куда направлены ветки. Чем ближе к верхушке дерева, тем ветки
короче. Ветки на стволе находятся на разном расстоянии.
Давайте посмотрим на снег. Снег лежит на ветках и стволе дерева,
слой снега разный где-то много лежит, а где-то мало. Внизу мы видим
сугробы.
(Рассказ воспитателя сопровождается показом)
- Рисовать дерево мы будем восковым мелком. Каким цветом мы
нарисуем ствол? (коричневым)
- Рисование дерева нужно начинать со ствола. Поэтому я проведу
несколько вертикальных линий сверху вниз рядом друг с другом. После
ствола рисуем крупные ветки дерева. Они рисуются так же, как ствол: вверху
тоньше, ближе к стволу – толще. Затем рисуем мелкие веточки, которые
отходят от больших. Их много. Мелкие ветви рисуются одинаковой толщины
– они тоненькие, и тоже у многих деревьев тянутся вверх. Дерево готово.
Теперь будем укрывать ствол и веточки снегом. Для этого я буду
использовать губку и гуашь. Я макаю поролоновую губку в краску, но только
не всю, а лишь кончик. Смотрите, сюда упала снежинка, оторвала губку, и
сюда прилетела снежинка. Кончилась краска, обмакнула опять губку и
продолжаю рисовать снежок. Снег лежит на ветках и стволе дерева, слой
снега разный где-то много лежит, а где-то мало. Можно нарисовать еще
сугробы и падающий снег. Тогда получится настоящая зима. Посмотрите, что
у меня получилось.
(2-3 ребенка спрашиваю для закрепления)
Пальчиковая гимнастика.
Наши ручки замерзают.
Поиграем–ка немножко
Да похлопаем в ладошки.
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп!
Пальчики, чтоб их согреть,
Сильно надо растереть.
Пальчики мы согреваем,
Их сжимаем – разжимаем!
-Теперь можно пройти на свои места и приступить к рисованию,
дежурные все подготовили для вас.
Если у кого-то возникнут вопросы, я вам помогу.
Самостоятельная деятельность детей.
Дети садятся на свои места и приступают к рисованию. Играет мелодия
"Звуки природы".
Напоминаю о том, что не надо сильно сжимать карандаш. Линии
рисуем кончиком карандаша. Тем, кто рисует сугробы, объясняю, что лучше
рисовать дугообразную форму сугроба. Одна дуга чуть-чуть находит на
другую. Высота сугроба может быть разной.
Анализ деятельности детей.
Воспитатель:
-Ребята, наше занятие подходит к концу. Все всё сделали правильно?
Все довольны результатами своей работы?
Ответы детей.
Дети складывают свои рисунки на стол, чтобы все могли увидеть.
Воспитатель читает отрывок из стихотворения И. Сурикова «Зима».
Белый снег, пушистый в воздухе кружится,
И на землю тихо падает, ложится.
И под утро снегом поле побелело,
Точно пеленою все его одело.
Темный лес, что шапкой принакрылся чудной,
И заснул под нею крепко, непробудно…
-Посмотрите, получился настоящий зимний лес. Вам нравятся ваши
работы?
Ответы детей.
Воспитатель:
-Молодцы ребята! Все работы хорошие. Давайте, рассмотрим по
внимательнее. (Наиболее выразительно изображено различие тонких и
толстых ветвей, развесистая крона, снег на ветках лежит красиво, на
деревьях ветви направлены вверх., есть еще высокие сугробы. )