Напоминание

Программа образовательная область "Познание" ФЭМП

Автор: Спирина Галина Молотовна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: МБОУ Половинкинская СОШ

Населённый пункт: Тюменская облать Кондинский район ХМАО- Югра п. Половинка

Наименование материала: Программа

Тема: Программа образовательная область "Познание" ФЭМП

Описание:

Данная рабочая программа является нормативно - управленческим документом образовательного учреждения, характеризующей систему организации образовательной деятельности воспитателя.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=1699

Опубликовано 30.11.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Программа образовательная область "Познание" ФЭМП,
МБОУ Половинкинская СОШ

«Утверждено»
Директор Е.А.Рябова./___________
УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

в старшей группе (5 - 6 л.)

на 2013 - 2014 учебный год
Воспитатель: Г.М. Спирина п.Половинка
Образовательная область Познание.

Пояснительная записка
Данная рабочая программа является нормативно - управленческим документом образовательного учреждения, характеризующей систему организации образовательной деятельности воспитателя. Программа разработана в соответствии с действующими федеральными государственными требованиями (ФГТ, Приказ № 655 от 23 ноября 2009 года). Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций. В подготовительной группе педагог содействует дальнейшему наполнению конкретных наглядно-действенных представлений, их систематизации и обобщению, готовит детей к школе. Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач: • сенсорное развитие; • развитие познавательно исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности; • формирование элементарных математических представлений; • формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей

Задачи формирования элементарных математических представлений:

Количество
Закреплять умение создавать множества (группы предметов) из разных по качеству элементов (предметов разного цвета, размера, формы, назначения; звуков, движений); разбивать множества на части и воссоединять их: устанавливать отношения между целым множеством и каждой его частью, понимать, что множество больше части, а часть меньше целого множества; сравнивать разные части множества на основе счета и соотнесения элемен-
тов (предметов) один к одному; определять большую (меньшую) часть множества или их

равенство.
Закреплять умение считать до 10; последовательно знакомить с образованием каждого числа в пределах 5-10 (на наглядной основе). Формировать умение сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 ш основе сравнения конкретных множеств; получать равенство из неравенства (неравенство из равенства), добавляя к меньшему количеству один предмет или убирая из большего количества один предмет («7 меньше 8, если к 7 добавить один предмет, будет 8, поровну», «8 больше 7; если из 8 предметов убрать один, то станет по 7, поровну»). Развивать умение отсчитывать предметы из большого количества по образцу и заданному числу (в пределах 10). Развивать умение считать предметы наощупь, считать и воспроизводить количество звуков, движений по образцу и заданному числу (в пределах 10). Познакомить с цифрами от 0 до 9. Познакомить с порядковым счетом в пределах 10, учи ь различать вопросы «Сколько?», «Который?» («Какой?») и правильно отвечать на них. Продолжать формировать представление о равенстве: определять равное количество в группах, состоящих из разных предметов; правильно обобщать числовые значения на основе счета и сравнения групп (здесь 5 петушков, 5 матрешек, 5 машин — всех игрушек поровну — по 5). Упражнять в понимании того, что число не зависит о величины предметов, расстояния между предметами, формы, их расположения, а также направления счета (справа налево, слева направо, с любого предмета). Познакомить с количественным составом числа из единиц в пределах 5 на конкретном материале: 5 — это один, еще один, еще один, еще один и еще один . Формировать понятие о том, что предмет (лист бумаги, лента, круг, квадрат и др.) можно разделить на несколько равных частей (на две, четыре).
Закреплять умение называть части, полученные от деления, сравнивать целое и части, понимать,

что целый предмет больше каждой своей части, - часть меньше целого.

Величина
Закреплять умение устанавливать размерные отношения между 5-10 предметами разной длины (высоты, ширины) или толщины: систематизировать предметы, располагая их в возрастающем (убывающем) порядке по величине; отражать в речи порядок расположения предметов и соотношение между ними по размеру;
«Розовая лента — самая широкая, фиолетовая — немного уже, красная — еще уже, но она шире желтой, а зеленая уже желтой и всех остальных лент» и т. д. Развивать умение сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте ) опосредованно — с помощью третьего (условной меры), равного одному из сравниваемых предметов. Развивать глазомер, умение находить предметы длиннее (короче), выше (ниже). шире (уже), толще (тоньше) образца и равные ему.
Форма
Познакомить с овалом на основе сравнения его с кругом и прямоугольником. Дать представление о четырехугольнике: подвести к пониманию того, что квадрат и прямоугольник являются разновидностями четырехугольника. Развивать геометрическую зоркость: умение анализировать и сравнивать предметы по форме, находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы: книги, картина, одеяла, крышки столов — прямоугольные, поднос и блюдо — овальные, тарелки — круглые и т.д. Развивать представление о том, как из одной формы сделать другую
Ориентировка в пространстве
Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве; понимать смысл пространственных отношений (вверху — внизу, впереди (спереди) — сзади (за), слева — справа, между, рядом с, около); двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками — указателями направления движения (вперед, назад, налево, направо и т. п.); определять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов: «Я стою между Олей и Таней, за Мишей, позади (сзади) Кати, перед Наташей, около Юры»; обозначать в речи взаимное расположение предметов: « Справа от куклы сидит заяц, а слева от куклы стоит лошадка, сзади — мишка, а впереди — машина». Формировать умение ориентироваться на листе бумаги (справа — слева, вверху — внизу, в середине, в углу).
Ориентировка во времени
Дать представление о том, что утро, вечер, день, ночь составляют сутки. Закреплять умение на конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом), определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.
Итоговые результаты освоения Программы
К шести годам при успешном освоении Программы по формированию элементарных математических представлений достигается следующий уровень развития:  Называть дни недели по порядку.  Называть месяц года.  Считать в пределах 10 прямым и обратном счетом.  Самостоятельно решать поставленные задачи, выбирать приемы и средства в решении этих задач, проверять правильность решения задачи.
 Должны хорошо ориентироваться на листе бумаги и ограниченной плоскости, составлять силуэты из геометрических фигур.  Использовать условные символы в решении поставленных задач.  Уметь увеличивать и уменьшать числа на одну единицу.  Сравнивать предметы различными путями.  Уметь задавать вопросы, используя слова: сверху, снизу, между, над, под и т.д.
Тематический план



Программное содержание

Количество занятий
1 Количество и счет 17 2 Величина 5 3 Форма 5 4 Ориентировка в пространстве 3 5 Ориентировка во времени 6 6
Итого

36 .
Формирования элементарных математических представлений
В старшей группе будут проводиться 1 занятие в неделю 36 занятий в год по 20-25 минут в соответствии с Сан. ПиН 2.4.1.2660-10 и осуществляться через реализацию нескольких областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Физическая культура», «Труд», «Художественное творчество». На занятиях наряду с объяснением воспитателя и совместными действиями детей обязательно предусматривается самостоятельная работа каждого ребенка с раздаточным материалом и в рабочей тетради.
Календарно - тематический план

Сентябрь

№ Недели

Тема занятия

Задачи программного содержания темы

Интеграция образовательных областей
1неделя: Тестирование Диагностировать знания и умения приобретенные в прошлом учебном году по математике 2неделя: Тестирование Диагностировать знания и умения приобретенные в прошлом учебном году по математике 3неделя: «Счет предметов, ориентировка в пространстве» Выявить понимание пространственных отношений в группе реальных предметов и в группе предметов, предметно-игровое действие на дифференцировку пространственных отношений. «Познание», «Коммуникация». 4неделя: «Счет предметов. Величина»
Учить ориентироваться в пространстве с помощью слов «впереди», «сзади», «вверху», «внизу», «слева», «справа»; считать предметы в пределах 5, сравнивать предметы по величине. развивать мышление. «Познание», «Труд», «Коммуникация».
Октябрь

№ Недели

Тема занятия

Задачи программного содержания темы

Интеграция образовательных областей
1неделя: «Количественный состав чисел(до5).Форма предметов» Закреплять количественный состав чисел до5; уточнить форму предметов. «Познание», «Коммуникация». 2неделя: «Группы предметов. Счет» Научить выделять часть совокупности, разбивать предметы на части по заданному признаку; развивать речь, логическое мышление; закрепить умение сравнивать фигуры по цвету и форме; выражать в речи признаки сходства и различия. «Познание», «Коммуникация». 3 неделя: «Счет предметов до 6.» Учить считать предметы. Закреплять умения сравнивать свойства предметов. «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество». 4неделя: «Счет предметов до 7» Закрепить навык счета предметов до 7; закрепить умение сравнивать числа. «Познание», «Коммуникация»
Ноябрь


№ Недели

Тема занятия

Задачи программного содержания темы

Интеграция образовательных областей
1неделя: «Счет предметов до 8» Учить считать предметы до 8; решать задачи в стихах. «Познание», «Коммуникация». 2неделя: «Счет предметов до 9» Учить выполнять счет предметов до 9. Решать задачи в стихах. «Познание», «Социализация «Коммуникация», «Физическая культура». 3 неделя: «Счет предметов до 10» Упражнять в счете до 10; закрепить знания о геометрических фигурах; учить классифицировать по одному признаку; упражнять в определении на глаз величины предметов; учить классифицировать по одному признаку. «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество». 4неделя: «Отсчитывание предметов в пределах 10» Закрепить порядковый счет в пределах 10; обобщить знания о геометрических фигурах. «Познание», «Коммуникация»
Декабрь

№ Недели

Тема занятия

Задачи программного содержания темы

Интеграция образовательных областей

1неделя: «Сравнение группы предметов» Закрепить умение сравнивать 2 предмета контрастного и одинакового размера по длине, ширине, высоте, толщине и общему объему, пользуясь приемами приложения и наложения, а так же на глаз. «Познание», «Коммуникация». 2неделя: «Деление предметов на несколько равных частей.» Учить выполнять деление предмета на несколько равных частей; закреплять умение сравнивать предметы. «Познание», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация». 3 неделя: «Порядковый счет до 6» Учить выполнять порядковый счет до 6; развивать самостоятельность. «Познание», «Физическая культура» 4неделя: «Порядковый счет до 7» Учить выполнять порядковый счет до 7. «Познание», «Коммуникация».
Январь

№ Недели

Тема занятия

Задачи программного содержания темы

Интеграция образовательных областей
1неделя: «Порядковый счет до 8» Учить порядковому счету до 8, сопоставлять два множества предметов, расположенных в один ряд, отвечать на вопросы: Сколько предметов?, Какой по счету?, развивать в «Познание», «Физическая культура».
2неделя: «Порядковый счет до 9» Формировать навыки порядкового счета; развивать двигательную активность. «Познание», «Физическая культура». 3 неделя: «Порядковый счет до 10» Учить выполнять порядковый счет до 10, отвечать на вопрос Какой по счету?, закрепить навык прямого и обратного счета в пределах 10. «Познание», «Коммуникация». 4неделя: «Порядковый счет до 10. Дни недели» Упражнять в счете в пределах 10 в прямом и обратном порядке, в умении различать количественный и порядковый счёт в пределах 10; закрепить знания о составе чисел в пределах 10 из двух меньших чисел; о последовательности дней недели, времен года, месяцев года; Учить отвечать на вопросы «Сколько всего?», «Какой?», «Который по счету?». «Познание», «Коммуникация».
Февраль

№ Недели

Тема занятия

Задачи программного содержания темы

Интеграция образовательных областей
1неделя: «Сравнение предметов по величине и цвету» Закреплять умение сравнивать предметы по длине, ширине, цвету; повторить порядковый счет; развивать пространственное мышление; учить отвечать на вопросы «какой?», «который?». «Познание», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация». 2неделя: «Сравнение предметов по величине»
Учить сравнивать предметы по величине, развивать мышление. «Познание», «Коммуникация». 3 неделя: «Закономерность расположения предметов. Сравнение предметов по величине» Учить сравнивать предметы по величине, не прикладывая их друг к другу; закреплять умение располагать предметы в заданном порядке. «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура» 4неделя: «Понятие «МЕРКА» » Учить измерять и сравнивать стороны квадрата с помощью мерок. «Познание», «Социализация», «Художественное творчество».
Март

№ Недели

Тема занятия

Задачи программного содержания темы

Интеграция образовательных областей
1неделя: «Измерение с помощью мерки сторон прямоугольника» Учить выполнять измерение с помощью мерки сторон прямоугольника, развивать внимание и мышление. «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура 2неделя: «Уравнивание групп предметов разными способами» Учить уравнивать группы предметов разными способами: прибавление и убавление предметов. «Познание», «Социализация», «Физическая культура»,»Музыка» 3 неделя:
«Геометрические фигуры» Учить различать геометрические фигуры, развивать логическое мышление. «Познание», «Коммуникация» «Социализация», «Физическая культура» 4неделя: «Геометрические фигуры» Закреплять знания о признаках разных геометрических фигур; учить называть и сравнивать геометрические фигуры, оперировать ими при составлении фигуры из них. «Познание», «Коммуникация».
Апрель

№ Недели

Тема занятия

Задачи программного содержания темы

Интеграция образовательных областей
1неделя: «Геометрические фигуры» Закреплять знания о признаках геометрических фигур: овал, круг; уметь сравнивать описывать фигуры. «Познание», «Коммуникация». 2неделя: «Составление узора из геометрических фигур» Учить составлять узор из геометрических фигур; определять, из каких фигур составлено изображение; развивать мышление, логическое мышление; продолжать формировать умение классифицировать фигуры по цвету, форме, величине. «Познание», «Труд», «Коммуникация». 3 неделя: «Ориентировка в пространстве» Учить ориентироваться в пространстве. Определять положение в пространстве «Познание», «Музыка», «Коммуникация»,
4неделя: «Расположение предметов на плоскости» Формировать умение ориентироваться в пространстве; развивать игровые навыки, внимание, память. «Познание», «Музыка», «Коммуникация».
Май

№ Недели

Тема занятия

Задачи программного содержания темы

Интеграция образовательных областей
1неделя: «Части суток» Учить определять части суток. Развивать мышление. Развивать логическое мышление. «Познание», «Художественное творчество» «Коммуникация», «Музыка» 2неделя: «Использование понятий сначала, потом, раньше» Учить использовать понятия сначала, потом, раньше. Развивать мышление, речь. Воспитывать интерес к занятиям. «Познание», «Коммуникация», «Музыка». 3 неделя: «Порядковые числительные.» Учить называть порядковые числительные в названии каждого дня недели. «Познание», «Коммуникация», «Музыка» 4неделя: Тестирование Диагностировать знаний и умений, приобретенных в течение учебного года по математике


Яндекс.Метрика