Населённый пункт: Тюменская облать Кондинский район ХМАО- Югра п. Половинка
Наименование материала: Программа
Тема: Программа образовательная область "Познание" ФЭМП
Описание:
Данная рабочая программа является нормативно - управленческим документом образовательного учреждения, характеризующей систему организации образовательной деятельности воспитателя.
Программа
образовательная область "Познание" ФЭМП,
МБОУ Половинкинская СОШ
«Утверждено»
Директор
Е.А.Рябова./___________
УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
в старшей группе (5 - 6 л.)
на 2013 - 2014 учебный год
Воспитатель: Г.М. Спирина
п.Половинка
Образовательная область Познание.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа является нормативно - управленческим документом образовательного
учреждения, характеризующей систему организации образовательной деятельности воспитателя.
Программа разработана в соответствии с действующими федеральными государственными требованиями
(ФГТ, Приказ № 655 от 23 ноября 2009 года).
Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его
всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и
компетенций.
В подготовительной группе педагог содействует дальнейшему наполнению конкретных наглядно-действенных
представлений, их систематизации и обобщению, готовит детей к школе.
Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей
познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:
• сенсорное развитие;
• развитие познавательно исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
• формирование элементарных математических представлений;
• формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей
Задачи формирования элементарных математических представлений:
Количество
Закреплять умение создавать множества (группы предметов) из разных по качеству элементов (предметов
разного цвета, размера, формы, назначения; звуков, движений);
разбивать множества на части и воссоединять их: устанавливать отношения между целым множеством и
каждой его частью, понимать, что множество больше части, а часть меньше целого множества; сравнивать
разные части множества на основе счета и соотнесения элемен-
тов (предметов) один к одному; определять большую (меньшую) часть множества или их
равенство.
Закреплять умение считать до 10; последовательно знакомить с образованием каждого числа в пределах 5-10
(на наглядной основе).
Формировать умение сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 ш основе сравнения конкретных
множеств; получать равенство из неравенства (неравенство из равенства), добавляя к меньшему количеству
один предмет или убирая из большего количества один предмет («7 меньше 8, если к 7 добавить один
предмет, будет 8, поровну», «8 больше 7; если из 8 предметов убрать один, то станет по 7, поровну»).
Развивать умение отсчитывать предметы из большого количества по образцу и заданному числу (в пределах
10).
Развивать умение считать предметы наощупь, считать и воспроизводить количество звуков, движений по
образцу и заданному числу (в пределах 10).
Познакомить с цифрами от 0 до 9. Познакомить с порядковым счетом в пределах 10, учи ь различать вопросы
«Сколько?», «Который?» («Какой?») и правильно отвечать на них. Продолжать формировать представление о
равенстве: определять равное количество в группах, состоящих из разных предметов; правильно обобщать
числовые значения на основе счета и сравнения групп (здесь 5 петушков, 5 матрешек, 5 машин — всех
игрушек поровну — по 5).
Упражнять в понимании того, что число не зависит о величины предметов, расстояния между предметами,
формы, их расположения, а также направления счета (справа налево, слева направо, с любого предмета).
Познакомить с количественным составом числа из единиц в пределах 5 на конкретном материале: 5 — это
один, еще один, еще один, еще один и еще один .
Формировать понятие о том, что предмет (лист бумаги, лента, круг, квадрат и др.) можно разделить на
несколько равных частей (на две, четыре).
Закреплять умение называть части, полученные от деления, сравнивать целое и части, понимать,
что целый предмет больше каждой своей части, - часть меньше целого.
Величина
Закреплять умение устанавливать размерные отношения между 5-10 предметами разной длины (высоты,
ширины) или толщины: систематизировать предметы, располагая их в возрастающем (убывающем) порядке
по величине; отражать в речи порядок расположения предметов и соотношение между ними по размеру;
«Розовая лента — самая широкая, фиолетовая — немного уже, красная — еще уже, но она шире желтой, а
зеленая уже желтой и всех остальных лент» и т. д.
Развивать умение сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте ) опосредованно — с
помощью третьего (условной меры), равного одному из сравниваемых предметов.
Развивать глазомер, умение находить предметы длиннее (короче), выше (ниже). шире (уже), толще (тоньше)
образца и равные ему.
Форма
Познакомить с овалом на основе сравнения его с кругом и прямоугольником. Дать представление о
четырехугольнике: подвести к пониманию того, что квадрат и прямоугольник являются разновидностями
четырехугольника.
Развивать геометрическую зоркость: умение анализировать и сравнивать предметы по форме, находить в
ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы: книги, картина, одеяла, крышки столов —
прямоугольные, поднос и блюдо — овальные, тарелки — круглые и т.д.
Развивать представление о том, как из одной формы сделать другую
Ориентировка в пространстве
Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве; понимать смысл пространственных
отношений (вверху — внизу, впереди (спереди) — сзади (за), слева — справа, между, рядом с, около);
двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками — указателями
направления движения (вперед, назад, налево, направо и т. п.); определять свое местонахождение среди
окружающих людей и предметов: «Я стою между Олей и Таней, за Мишей, позади (сзади) Кати, перед
Наташей, около Юры»; обозначать в речи взаимное расположение предметов: « Справа от куклы сидит заяц,
а слева от куклы стоит лошадка, сзади — мишка, а впереди — машина».
Формировать умение ориентироваться на листе бумаги (справа — слева, вверху — внизу, в середине, в углу).
Ориентировка во времени
Дать представление о том, что утро, вечер, день, ночь составляют сутки. Закреплять умение на конкретных
примерах устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что позже
(потом), определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.
Итоговые результаты освоения Программы
К шести годам при успешном освоении Программы по формированию элементарных математических
представлений достигается следующий уровень развития:
Называть дни недели по порядку.
Называть месяц года.
Считать в пределах 10 прямым и обратном счетом.
Самостоятельно решать поставленные задачи, выбирать приемы и средства в решении этих задач,
проверять правильность решения задачи.
Должны хорошо ориентироваться на листе бумаги и ограниченной плоскости, составлять силуэты из
геометрических фигур.
Использовать условные символы в решении поставленных задач.
Уметь увеличивать и уменьшать числа на одну единицу.
Сравнивать предметы различными путями.
Уметь задавать вопросы, используя слова: сверху, снизу, между, над, под и т.д.
Тематический план
№
Программное содержание
Количество занятий
1
Количество и счет
17
2
Величина
5
3
Форма
5
4
Ориентировка в пространстве
3
5
Ориентировка во времени
6
6
Итого
36
.
Формирования элементарных математических представлений
В старшей группе будут проводиться 1 занятие в неделю 36 занятий в год по 20-25 минут в соответствии с
Сан. ПиН 2.4.1.2660-10 и осуществляться через реализацию нескольких областей: «Познание»,
«Коммуникация», «Социализация», «Физическая культура», «Труд», «Художественное творчество». На
занятиях наряду с объяснением воспитателя и совместными действиями детей обязательно
предусматривается самостоятельная работа каждого ребенка с раздаточным материалом и в рабочей тетради.
Календарно - тематический план
Сентябрь
№ Недели
Тема занятия
Задачи программного содержания темы
Интеграция образовательных областей
1неделя:
Тестирование
Диагностировать знания и умения приобретенные в прошлом учебном году по математике
2неделя:
Тестирование
Диагностировать знания и умения приобретенные в прошлом учебном году по математике
3неделя:
«Счет предметов, ориентировка в пространстве»
Выявить понимание пространственных отношений в группе реальных предметов и в группе предметов,
предметно-игровое действие на дифференцировку пространственных отношений.
«Познание», «Коммуникация».
4неделя:
«Счет предметов. Величина»
Учить ориентироваться в пространстве с помощью слов «впереди», «сзади», «вверху», «внизу», «слева»,
«справа»; считать предметы в пределах 5, сравнивать предметы по величине. развивать мышление.
«Познание», «Труд», «Коммуникация».
Октябрь
№ Недели
Тема занятия
Задачи программного содержания темы
Интеграция образовательных областей
1неделя:
«Количественный состав чисел(до5).Форма предметов»
Закреплять количественный состав чисел до5; уточнить форму предметов.
«Познание», «Коммуникация».
2неделя:
«Группы предметов. Счет»
Научить выделять часть совокупности, разбивать предметы на части по заданному признаку; развивать речь,
логическое мышление; закрепить умение сравнивать фигуры по цвету и форме; выражать в речи признаки
сходства и различия.
«Познание», «Коммуникация».
3 неделя:
«Счет предметов до 6.»
Учить считать предметы. Закреплять умения сравнивать свойства предметов.
«Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество».
4неделя:
«Счет предметов до 7»
Закрепить навык счета предметов до 7; закрепить умение сравнивать числа.
«Познание», «Коммуникация»
Ноябрь
№ Недели
Тема занятия
Задачи программного содержания темы
Интеграция образовательных областей
1неделя:
«Счет предметов до 8»
Учить считать предметы до 8; решать задачи в стихах.
«Познание», «Коммуникация».
2неделя:
«Счет предметов до 9»
Учить выполнять счет предметов до 9. Решать задачи в стихах.
«Познание», «Социализация «Коммуникация», «Физическая культура».
3 неделя:
«Счет предметов до 10»
Упражнять в счете до 10; закрепить знания о геометрических фигурах; учить классифицировать по одному
признаку; упражнять в определении на глаз величины предметов; учить классифицировать по одному
признаку.
«Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество».
4неделя:
«Отсчитывание предметов в пределах 10»
Закрепить порядковый счет в пределах 10; обобщить знания о геометрических фигурах.
«Познание», «Коммуникация»
Декабрь
№ Недели
Тема занятия
Задачи программного содержания темы
Интеграция образовательных областей
1неделя:
«Сравнение группы предметов»
Закрепить умение сравнивать 2 предмета контрастного и одинакового размера по длине, ширине, высоте,
толщине и общему объему, пользуясь приемами приложения и наложения, а так же на глаз.
«Познание», «Коммуникация».
2неделя:
«Деление предметов на несколько равных частей.»
Учить выполнять деление предмета на несколько равных частей; закреплять умение сравнивать предметы.
«Познание», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация».
3 неделя:
«Порядковый счет до 6»
Учить выполнять порядковый счет до 6; развивать самостоятельность.
«Познание», «Физическая культура»
4неделя:
«Порядковый счет до 7»
Учить выполнять порядковый счет до 7.
«Познание», «Коммуникация».
Январь
№ Недели
Тема занятия
Задачи программного содержания темы
Интеграция образовательных областей
1неделя:
«Порядковый счет до 8»
Учить порядковому счету до 8, сопоставлять два множества предметов, расположенных в один ряд, отвечать
на вопросы: Сколько предметов?, Какой по счету?, развивать в
«Познание», «Физическая культура».
2неделя:
«Порядковый счет до 9»
Формировать навыки порядкового счета; развивать двигательную активность.
«Познание», «Физическая культура».
3 неделя:
«Порядковый счет до 10»
Учить выполнять порядковый счет до 10, отвечать на вопрос Какой по счету?, закрепить навык прямого и
обратного счета в пределах 10.
«Познание», «Коммуникация».
4неделя:
«Порядковый счет до 10. Дни недели»
Упражнять в счете в пределах 10 в прямом и обратном порядке, в умении различать количественный и
порядковый счёт в пределах 10; закрепить знания о составе чисел в пределах 10 из двух меньших чисел; о
последовательности дней недели, времен года, месяцев года; Учить отвечать на вопросы «Сколько всего?»,
«Какой?», «Который по счету?».
«Познание», «Коммуникация».
Февраль
№ Недели
Тема занятия
Задачи программного содержания темы
Интеграция образовательных областей
1неделя:
«Сравнение предметов по величине и цвету»
Закреплять умение сравнивать предметы по длине, ширине, цвету; повторить порядковый счет; развивать
пространственное мышление; учить отвечать на вопросы «какой?», «который?».
«Познание», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация».
2неделя:
«Сравнение предметов по величине»
Учить сравнивать предметы по величине, развивать мышление.
«Познание», «Коммуникация».
3 неделя:
«Закономерность расположения предметов. Сравнение предметов по величине»
Учить сравнивать предметы по величине, не прикладывая их друг к другу; закреплять умение располагать
предметы в заданном порядке.
«Познание»,
«Коммуникация», «Физическая культура»
4неделя:
«Понятие «МЕРКА» »
Учить измерять и сравнивать стороны квадрата с помощью мерок.
«Познание», «Социализация», «Художественное творчество».
Март
№ Недели
Тема занятия
Задачи программного содержания темы
Интеграция образовательных областей
1неделя:
«Измерение с помощью мерки сторон прямоугольника»
Учить выполнять измерение с помощью мерки сторон прямоугольника, развивать внимание и мышление.
«Познание», «Коммуникация», «Физическая культура
2неделя:
«Уравнивание групп предметов разными способами»
Учить уравнивать группы предметов разными способами: прибавление и убавление предметов.
«Познание», «Социализация», «Физическая культура»,»Музыка»
3 неделя:
«Геометрические фигуры»
Учить различать геометрические фигуры, развивать логическое мышление.
«Познание», «Коммуникация» «Социализация», «Физическая культура»
4неделя:
«Геометрические фигуры»
Закреплять знания о признаках разных геометрических фигур; учить называть и сравнивать геометрические
фигуры, оперировать ими при составлении фигуры из них.
«Познание», «Коммуникация».
Апрель
№ Недели
Тема занятия
Задачи программного содержания темы
Интеграция образовательных областей
1неделя:
«Геометрические фигуры»
Закреплять знания о признаках геометрических фигур: овал, круг; уметь сравнивать описывать фигуры.
«Познание», «Коммуникация».
2неделя:
«Составление узора из геометрических фигур»
Учить составлять узор из геометрических фигур; определять, из каких фигур составлено изображение;
развивать мышление, логическое мышление; продолжать формировать умение классифицировать фигуры по
цвету, форме, величине.
«Познание», «Труд», «Коммуникация».
3 неделя:
«Ориентировка в пространстве»
Учить ориентироваться в пространстве. Определять положение в пространстве
«Познание», «Музыка», «Коммуникация»,
4неделя:
«Расположение предметов на плоскости»
Формировать умение ориентироваться в пространстве; развивать игровые навыки, внимание, память.
«Познание», «Музыка», «Коммуникация».
Май
№ Недели
Тема занятия
Задачи программного содержания темы
Интеграция образовательных областей
1неделя:
«Части суток»
Учить определять части суток. Развивать мышление. Развивать логическое мышление.
«Познание», «Художественное творчество» «Коммуникация», «Музыка»
2неделя:
«Использование понятий сначала, потом, раньше»
Учить использовать понятия сначала, потом, раньше. Развивать мышление, речь. Воспитывать интерес к
занятиям.
«Познание», «Коммуникация», «Музыка».
3 неделя:
«Порядковые числительные.»
Учить называть порядковые числительные в названии каждого дня недели.
«Познание», «Коммуникация», «Музыка»
4неделя:
Тестирование
Диагностировать знаний и умений, приобретенных в течение учебного года по математике