Напоминание

Сценарий интеллектуальной игры для дошкольников подготовительной к школе группы "Что? Где? Когда?" по сказке Пушкина "Сказка о царе Салтане"

Автор: Черемисина Алеся Михайловна

Должность: музыкальный руководитель

Учебное заведение: МБДОУ №36

Населённый пункт: г.Железногорск

Наименование материала: статья

Тема: Сценарий интеллектуальной игры для дошкольников подготовительной к школе группы "Что? Где? Когда?" по сказке Пушкина "Сказка о царе Салтане"

Описание:

Материал может быть интересен воспитателям детских садов, учителям начальной ступени обучения, как форма обобщения знаний ребят после прочтения сказки А.С.Пушкина "Сказка о царе Салтане"обобщающего игрового характера

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=1738

Опубликовано 03.12.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Сценарий интеллектуальной игры для дошкольников подготовительной к школе группы
«Что? Где? Когда?»
по сказке Пушкина «Сказка о царе Салтане»
Цель
: через деятельность детей с предметами, театрализацию, пантомиму, музыкальную деятельность, а также смысловое погружение в мир сказки и объяснение причинно-следственной связи действий и характеров её персонажей создать в воображении детей образ живого, увлекательного и завораживающего мира сказок А.С.Пушкина,
Задачи:
 Формировать предпосылки к учебной деятельности  формировать предпосылки для развития понятийного мышления  формировать умение работать в команде  формировать способность корреляции знаний теоретических в практическую плоскость и наоборот  формировать предпосылки к теоретическому мышлению  активизировать через предметно-визуальный контакт знание текста сказки  Формировать умение находить смысл в действиях героев  Развивать ассоциативное мышление  Развивать аксиологическую способность  Развивать способность к переключению деятельности от теоретической к практической, от репродуктивной к продуктивной, от повторения к рассуждению  Развивать математические представления
Методы и приёмы
1. Практический 2. Наглядно-практический 3. Наглядно-действенный 4. Метод уподобления 5. Метод интериоризации
Области знаний, на развитие которых направлены вопросы
1. Окружающий мир 2. Семья и семейные отношения 3. Государство и государственные интересы 4. Экономика страны 5. Математика 6. Область человеческих взаимоотношений
Формат игры

Игра представляет собою симбиоз двух игр – «Умники и умницы» и «Что? Где? Когда?», так как в процессе игры дети не только пользуются знаниями текста сказок Пушкина, но и осуществляют практическую деятельность с предметами из сказок с целью ответить на вопрос, связанный с областью применения предмета и смысловой направленностью его применения. До игры с ребятами проводится знакомство с текстом(чтение, чтение с хоровыми добавлениями детей окончаний рифм четверостиший), беседы по непонятным выражениям, словам, обсуждается внутренняя подоплёка поведений и поступков персонажей сказки, проводится выставка рисунков по сказке. Во время игры дети при ответе должны продемонстрировать ход рассуждений и ответ, к которому совместно пришли участники всей команды.
Необходимое оборудование и предметы:
 Домик с окошком  3 прялки  45 плоскостных ёлочек с написанных последовательно чисел на них (капелек, озерец и т.д. для выкладывания пути для следования команд)  Сундук, которым заканчивается игровой путь команд, то есть после 45-ой «ёлочки», внутри него – конфеты «Белочка» или «Сказки Пушкина»  3 кораблика (трех разных цветов), на оборотной стороне которых приклеена цифра хода - «1», «2»или «3»  Готовые предметы для предъявления вопросов  Метроном
Необходимые предметы для ответа на вопросы

(
некоторые можно положить в игровое пространство, некоторые могут лежать в сундучках приготовленные, на столах
):
 Мех, фигурка коня (желательно большая), игрушка - меч или другое оружие  Скатерть или простыня, тарелка с едой и кукла-пупс  Метр  Бочонок  Камни изумруды, изделие из золота и серебра  Звезда, месяц (нарисованные)  Мышонок (игрушка)  Орехи  Шёлковая нить и прутик  Чешуя (от рыбы)  наклеенная роза ветров (на полу)  Цветные картинки с разными фрагментами из сказки о царе Салтане  Кусок смолы  Муха, комар, шмель (рисунки или игрушки)  Орехи, покрытые золоченой краской
Ход игры:

Заходят дети, присаживаются. Они предварительно уже разделены на команды, у каждой команды выбран капитан.
В
: Ребята, сегодня мы с вами будем играть. Играть в сказку Александра Сергеевича Пушкина. Вы догадались, о какой именно сказке пойдёт речь? (сказке о царе Салтане – три прялки, оконце в избушке)
В:
Верно. Вы видите, что у нас даже приготовлено игровое поле с различными предметами-подсказками. Надо бы начинать игру, но для этого давайте вызовем капитанов - пускай сядут каждый возле прялки, прямо как у Пушкина (капитаны садятся возле прялок).
В
: (читает) Как-то поздним вечерком Собрались они втроём И пошёл меж ними спор – Как тогда между сестёр: «Знаем мы», - сказал один (и показывает ведущий на одного из капитанов) «Понимаем лучше мы», - (показывает на другого капитана) Тут второй сказал, а третий (показывает рукой ещё на одного капитана) Молвил: «Дети! А значения всех слов Знаем мы!», вот он каков! Мы не будем их судить, Игру будем заводить. Кто в игре вперёд всех выйдет, Значит, он «…в Салтане» - лидер! Итак, нам нужно определить, кто начнёт нашу игру, а кто будет продолжать. Пожалуйста, капитаны, выберите себе корабль для совершения плавания по сказке о царе Салтане (капитаны выбирают себе кораблик какого-либо цвета). А теперь посмотрим, какими вы будете вступать в игру – переверните свои кораблики и посмотрите на номер (капитаны выбирают кораблики, переворачивают и обнаруживают номер хода в игре).
В:
И так, условия нашей игры простые. Капитан или кто-то из его команды бросают игровой кубик, передвигаются от начала игры на соответствующее кубику число ходов, слушают вопрос, думают, отвечают. Если ответ верный, то ваш кораблик
остаётся на вашей цифре пути, а вы – садитесь и ждёте следующего хода. Если же ваш ответ неверный, то вы вновь возвращаетесь на позицию, с которой кидали кубик. Вы также можете передвигаться по пути, если будете делать добавления к ответу на вопрос другой команды, на одно значение, или давать правильный ответ после неверного ответа товарищей (на значение, равное числу, которое «выкинула» команда, не ответившая верно на вопрос). Выигрывает та команда, которая доберётся до сундука с сокровищами первой. Итак, мы начинаем игру. Вопросов 27, «ходов» в пути может быть 26-27,вопросы лучше не «привязывать» к номеру «ёлочек» (капелек, озерец), а выбирать каждый раз из списка вопросов и, соответственно, брать предметы к вопросу на каждый ход команды, а потом задавать вопрос. Команды по порядку выкидывают кубик, называют выпавшую цифру, передвигаются по игровому полю на нужное количество «ёлочек» (капелек, озерец), ставят свой кораблик, слушают вопрос от ведущего, думают (во время размышления время отсчитывает «метроном»). После окончания времени(30 секунд), ведущий повторяет вопрос, капитан называет, кто будет отвечать, звучит ответ с пояснениями. Если ответ верный, то кораблик команды остаётся на своём месте, а команда передаёт ход следующей команде, следующему кораблику. Если же ответ команды неправильный, то капитан команды возвращает кораблик на исходное место, а команда передаёт право хода следующей команде.
Список вопросов и ответов для команд:

1.
(каждый вопрос начинается словами «через 30 секунд вы скажете (покажете, назовёте)…», а заканчивается словами «итак, время пошло!») Чем торговали во время правления царя Салтана? (
мехами -
«Мы объехали весь свет, Торговали соболями, Чернобурыми лисами;
конями -
«Мы объехали весь свет, Торговали мы конями, Всё донскими жеребцами,
золотом-серебром и булатными мечами -
«Мы объехали весь свет; Торговали мы булатом, Чистым серебром и златом
во время объявления правильного ответа обращается внимание на лежащие на игровом поле предметы-подсказки)
2.
(предъявляются полотно, еда, пупс) О чём заботился царь Салтан и должен заботиться правитель любой страны-земли и в наше время? (о том
, во что обуть-

одеть народ, о том, чем накормить, и о приросте населения
, девицы под окном обещали –
наткать полотна -
«Кабы я была царица, — Говорит ее сестрица, — То на весь бы мир одна
Наткала я полотна

».

),

наготовить на пир
«Кабы я была царица, — Говорит одна девица, — То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир»
.
и родить богатыря
«Кабы я была царица, — Третья молвила сестрица, — Я б для батюшки-царя
Родила богатыря».

)

3.
В каком месяце царь хотел стать отцом? (
сентябр
ь - «Здравствуй, красная девица, — Говорит он, — будь царица И роди богатыря Мне к
исходу сентября
. )
4.
(предъявляется предмет - метр) Какого роста родился ребёнок у царицы (по
метру -70 см-аршин –
Наступает срок родин; Сына бог им дал
в аршин
, )
5.
Назовите трёх сестёр из сказки (
царица, повариха, ткачиха -
Вы ж,
голубушки-сестрицы
, Выбирайтесь из светлицы, Поезжайте вслед за мной,
Вслед за мной и
за сестрой
:… )
6.
Назовите персонажей – отца и сына (
царь Салтан и царевич Гвидон -

Князь Гвидон
тогда вскочил, Громогласно возопил: «Матушка моя родная! Ты, княгиня молодая! Посмотрите вы туда: Едет
батюшк
а сюда». )
7.
Назовите внука и бабушку из сказки (баба Бабариха и царевич Гвидон - А
царевич
хоть и злится, Но жалеет он очей
Старой бабушки
своей: Он над ней жужжит, кружится — Прямо на нос к ней садится, Нос ужалил богатырь: На носу вскочил волдырь. )
8.
Продемонстрируйте звуковой портрет одного из 3-х чуд (исполнение песни Белочки – русской народной песни «
Во саду ли, в огороде
» - Видит, белочка при всех Золотой грызет орех, Изумрудец вынимает, А скорлупку собирает, Кучки равные кладет И с присвисточкой поет При честном при всем народе:
Во саду ли, в огороде
. ).
9.
Кто такой гонец? (человек, который быстро перемещается, обычно с письмом или вестью
Значение слова Гонец по Ожегову:

Гонец –
человек, посылаемый куда-нибудь )
10.
О какой грамоте говорится в сказке? (грамота – это записанная царская воля – решение,
указ

Гра́

мота
(греч. γράμματα — письмо, писчая бумага) — на Руси X—XVII веков и в некоторых других средневековых славянских государствах деловой документ
(главным образом, так называли акты) и письма (официальные и частные). Термин заимствован из Византии, где grammata обозначала послания, указы, а также любые другие письменные документы. s://ru.wikipedia/wiki/ %D0%93%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%B0 )
11.
(предъявляется предмет – кусок смолы) Почему в бочку, в которую поместили царевну с ребёнком, не попала вода, и она не затонула? (
смолой замазали-
И царицу в тот же час В бочку с сыном посадили,
Засмолили
, покатили И пустили в Окиян — Так велел-де царь Салтан. )
12.
(предъявляются картинки-фрагменты сказки) Расположите картинки в той последовательности, как у Александра Сергеевича в сказке.
13.
Что увидели царевна с сыном, выйдя из бочки? (не привальный пустынный остров, один дубок - Видят холм в широком поле, Море синее кругом,
Дуб зеленый
над холмом. … В свете ж вот какое чудо: В море остров был крутой,
Не привальный, не жилой;

Он лежал пустой равниной;

Рос на нем дубок единый;

А теперь стоит на нем

Новый город со дворцом,
С златоглавыми церквами, С теремами и садами, А сидит в нем князь Гвидон; Он прислал тебе поклон». )
14.
(предъявляются предметы – шёлковая нить и прутик гнущийся) Сделайте орудие, с помощью которого царевич Гвидон спас Лебедя (
лук –
ребята наматывают один конец шнурка на прутик, потом ,сгибая его, наматывают другой конец шнурка на противоположный конец прута, педагог оказывает помощь если у ребят не получается согнуть веточку или намотать шнурок, завершения образа предмета можно взять стрелу и ею натянуть получившеюся
тетиву для демонстрации способа действия предмета) Сын подумал: добрый ужин Был бы нам, однако, нужен. Ломит он
у дуба сук
И в тугой
сгибает лук
, Со креста
снурок
шелковый Натянул на лук дубовый,
Тонку тросточку
сломил, Стрелкой легкой завострил И пошел на край долины У моря искать дичины. )
15.
(предъявляется предмет-чешуя) Где и в связи с каким (какими) персонажем (персонажами) упоминается в сказке этот предмет?(2-е чудо
- 33 богатыря
«в
чешуе
, как жар горя»- …море вдруг Всколыхалося вокруг, Расплескалось в шумном беге И оставило на бреге
Тридцать три богатыря;

В чешуе, как жар горя,
Идут витязи четами, И, блистая сединами, Дядька впереди идет И ко граду их ведет. )
16.
Сколько человек выходило из воды во 2-ом чуде?(
34 человека
- 33 богатыря и дядька Черномор- Тридцать три богатыря, В чешуе златой горя, Все красавцы молодые, Великаны удалые, Все равны, как на подбор; Старый дядька Черномор С ними из моря выходит И попарно их выводит, )
17.
Как нарекли царевича на острове?(
Гвидон
-
К ним народ навстречу валит, Хор церковный бога хвалит; В колымагах золотых Пышный двор встречает их; Все их громко величают И царевича венчают Княжей шапкой, и главой Возглашают над собой; И среди своей столицы, С разрешения царицы, В тот же день стал княжить он
И нарекся: князь Гвидон.

)

18.
(команда подводится к приклеенному на полу компасу – розе Ветров с названиями частей света) Вы - корабельщики. Через 30 секунд вы покажете в какой стороне лежит царство Салтана (
на «Восток
»- «А лежит нам путь далёк Восвояси
– на восток
Мимо острова Буяна. В царство славного Салтана»)
19.
Почему опечалился князь после отъезда гостей? (грустил по родным – отцу- Князь печально отвечает: «Грусть-тоска меня съедает, Одолела молодца:
Видеть я б хотел отца
». )
20.
Как помогла царевна Лебедь Гвидону увидеть отца? (превратила
в комара, муху,

шмеля -
Будь же, князь, ты комаром». И крылами замахала, Воду с шумом расплескала И обрызгала его С головы до ног всего. Тут он в точку уменьшился,
Комаром оборотился,
… Вот опять она его Вмиг обрызгала всего:
В муху князь оборотился,
Полетел и опустился
… И опять она его Вмиг обрызгала всего. Тут он очень уменьшился,
Шмелем князь оборотился…

)

21.
Как Гвидон наказал своих тётушек и бабушку за то, что они отговаривали его отца ехать в гости? (
укусил в правый, левый глаз и в нос
- Чуду царь Салтан дивится, А комар-то злится, злится — И впился комар как раз
Тетке прямо в правый глаз
… А Гвидон-то злится, злится... Зажужжал он и как раз
Тетке сел на левый глаз,
И ткачиха побледнела: «Ай!» и тут же окривела; … Чуду царь Салтан дивится — А царевич хоть и злится, Но жалеет он очей Старой бабушки своей: Он над ней жужжит, кружится — Прямо на нос к ней садится,
Нос ужалил богатырь:
На носу вскочил волдырь. )
22.
Изобразите сцену из сказки: А ткачиха с поварихой, С сватьей бабой Бабарихой, Около царя сидят –
Четырьмя все три глядят.
(дети должны выбрать трёх человек, у двух будут закрыты по одному глазу, эти двое изображают повариху и ткачиху, у которых были заплывшие от укуса мухи и комара глаза, у одного человека обо глаза открыты, так как свою бабушку царевич пожалел и укусил в нос) Чуду царь Салтан дивится, А комар-то злится, злится —
И впился комар как раз Тетке прямо в
правый глаз
. А Гвидон-то злится, злится... Зажужжал он и как раз Тетке сел на
левый глаз
, И ткачиха побледнела: «Ай!» и тут же окривела;
23.
(предъявляются предметы - из изумруда, золота и серебра) Где в сказке встречаются эти драгоценные металлы и камни? («ядра – чистый изумруд» -при
описании 1-го чуда, Белки
, «скорлупки золотые»
у орешков
, серебро – везут
для продажи корабельщики
)
24.
(предъявляется предмет - бочка) Где в сказке и при каких обстоятельствах встречается данный предмет? (когда бояре, исполняя царскую волю,
замуровывают царицу с ребёнком в бочку
и пускают её по волнам - И царицу в тот же час
В бочку с сыном посадили,
Засмолили, покатили И пустили в Окиян — Так велел-де царь Салтан. )
25.
(предъявляются предметы – «Звезда» и «Месяц») Покажите, где были эти предметы на персонаже и назовите его («Звезда»
- во лбу
, «Месяц» -
под косой
царевны Лебедь).
26.
(предъявляется предмет – мягкая маленькая игрушка «мышонок») Подскажите, где в сказке упоминается об этой зверушке? (в письме-обмане от поварихи и ткачихи с бабой Бабарихой царю Салтану о рождении у царицы сына - «родила царица в ночь не то сына, не то дочь,
нн мышонка, ни лягушку,
а неведому зверушку»).
27.
(предъявляются предметы - орехи) На кого из персонажей указывают эти предметы? (
орехи указывают на 1 чудо – Белку
– Белка там живет ручная, Да затейница какая! Белка песенки поет,
Да орешки всё грызет,

)


В
.: Поскольку в «плавании» участвовали все команды ,то, я думаю, будет справедливым и правильным, если команда победителей на радостях, как во всех сказках Пушкина, угостит всех участников нашей игры.(конфеты «Белочка»)) По окончании игры, команда угощает всех детей конфетами из сундука с сокровищами.
В
: Ребята, но помните, что главное сокровище, которое получили сегодня все – это знание сказок русского поэта и писателя, гордости России – Александра Сергеевича Пушкина. В «Сказке о царе Салтане» Пушкина всё закончилось миром и пиром – поэтому прошу подойти к нашему столу и испить сока заморского. Дети запивают конфеты стаканом сока.


Яндекс.Метрика