«Психолого-педагогические и социально-психологические аспекты
сопровождения детей с задержкой психического развития дошкольного
возраста».
На современном этапе развития системы образования на первый план
выдвигаются задачи создания условий для становления личности каждого
ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического
развития, возможностями и способностями Особое внимание уделяется
организации комплексного психолого-педагогического сопровождения детей
младшего школьного возраста, с целью раннего выявления недостатков
развития и оказания комплексной лечебно-оздоровительной и коррекционно-
психологической помощи в условиях образовательного учреждения.
Система комплексного сопровождения детей позволяет выявить
отклонения в развитии, либо способности на ранних этапах и выбрать
образовательный маршрут, позволяющий скорректировать развитие ребенка,
либо наиболее полно развить его способности.
При организации работы появляется ряд проблем, которые требуют
своего решения:
Недостаточное осознание педагогами сущности проблемы и перспективности
ее решения.
Обособленность в действиях специалистов разных систем
(здравоохранения, образования, соцзащиты), осуществляющих сопровождение;
недостаточная связь между компонентами сопровождения.
Разрозненность информации.
Отсутствие необходимых специалистов в штатном расписании.
Непринятие проблем ребенка со стороны родителей.
Основной целью работы стало выявление отклонений в развитии, склонностей
и способностей ребенка, определение их характера и выбор оптимального
образовательного маршрута.
Задачи:
защита прав и интересов ребенка;
массовая диагностика по проблемам развития;
выявление групп детей, требующих внимания специалистов;
консультирование по возможным путям решения всех участников
образовательного процесса;
групповые занятия, семинары и тренинги с педагогами и детьми по изменению
стереотипов поведения, коммуникативным навыкам .
Основными направлениями деятельности службы сопровождения в учреждении
являются:
оказание помощи в решении проблем:
формирования здорового образа жизни;
личностных проблем развития ребенка;
выбора образовательного маршрута
преодоления затруднений в обучении;
разработка, уточнение с учетом данных динамического обследования и
реализация схем и программ сопровождения
гигиеническое нормирование нагрузок;
обеспечение преемственности и последовательности в работе с ребенком;
организация и проведение медико-психолого-педагогических консилиумов.
Деятельность службы сопровождения направлена на обеспечение двух
согласованных процессов:
индивидуальное сопровождение детей;
системное сопровождение, направленное на профилактику или коррекцию
проблемы, характерной не для одного ребенка, а для системы в целом.
Основные этапы индивидуального сопровождения:
1) сбор информации о ребенке;
2) анализ полученной информации;
3) совместная выработка рекомендаций;
4) консультирование всех участников сопровождения;
5) решение проблем;
6) анализ выполненных рекомендаций;
7) дальнейший прогноз развития ребенка.
Первые два этапа индивидуального сопровождения проходят все дети
учреждения, дальнейшая работа ведется в случае выявления проблем в
развитии ребенка или способностей .
Основные этапы системного сопровождения:
диагностический этап;
поисковый этап;
консультативно-проективный (или договорной) этап;
деятельностный этап;
рефлексивный этап.