ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
Детство – это основа, определяющая развитие человека на протяжении
всей его жизни.
Детство – уникальный, самоценный период становления личности,
который имеет яркую выраженную специфику возрастного развития,
требующую особого психолого-педагогического сопровождения и условий.
Нынешним дошкольникам интересен не только мир предметов и игрушек,
дети хотят узнать многое о природе, человеке, окружающем мире, они живут
в мире, в котором компьютеризированы многие стороны человеческой
жизни, использование компьютера расширяет возможности
интеллектуального развития ребёнка, создаёт условия для обогащения его
кругозора. Современные дошкольники стали более раскованными,
раскрепощёнными, открытыми, самостоятельными, инициативными, у них
появилось чувство свободы и независимости.
В ФГОС ДО предусматривается развитие дошкольников по усвоению
норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и
нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со
взрослыми и
сверстниками; становление
самостоятельности,
целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие
социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости,
сопереживания; формирование готовности к совместной деятельности со
сверстниками; формирование уважительного отношения и чувства
принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых. Главная
задача государства и общества по отношению к детям – обеспечение
оптимальных условий для развития их индивидуальных способностей,
возможности саморегуляции, формирование у ребёнка основ уважительного
отношения к окружающим, умение общаться и взаимодействовать,
приобщение к общечеловеческим ценностям.
Федеральный государственный образовательный стандарт выделяет 5
направлений развития и образования детей:
1.социально коммуникативное развитие;
2.познавательное развитие;
3.речевое развитие;
4.художественно эстетическое развитие;
5.физическое развитие.
В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного
образования вводится понятие об образовательной области «социально-
коммуникативное развитие дошкольников». Результаты освоения программы
представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования -
социально-нормативных возрастных характеристик возможных достижений
ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Социально-коммуникативное развитие детей
относится к числу важнейших
проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в
связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто
наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности,
речевой культуры во взаимоотношениях людей. В рамках реализации ФГОС в
содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более
пристальное внимание уделено достижению целей и решению задач
социально-коммуникативного развития.
Социально коммуникативное развитие направлено на:
· присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая
моральные и нравственные ценности;
· развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и
сверстниками;
· становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции
собственных действий;
· развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной
отзывчивости, сопереживания,
· формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,
· формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к
своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных
ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;
· формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
Деятельность педагогов по обеспечению необходимых условий для
социально-коммуникативного развития детей включает:
организацию предметно-пространственной среды;
создание для детей ситуаций коммуникативной успешности;
стимулирование коммуникативной деятельности детей, в том числе с
использованием проблемных ситуаций;
устранение у детей коммуникативных трудностей в сотрудничестве с
педагогом-психологом и при поддержке родителей;
мотивирование
ребенка к выражению своих мыслей, чувств, эмоций,
характерных черт персонажей при помощи вербальных и невербальных
средств общения;
обеспечение баланса между образовательной деятельностью под
руководством педагога и самостоятельной деятельностью детей;
моделирование игровых ситуаций, мотивирующих дошкольника к общению
с взрослыми и сверстниками.
Реализация задач социально-коммуникативного развития дошкольников
направлена на приобретение опыта в различных
видах детской
деятельности .
• Игровая деятельность дает ребенку почувствовать себя равноправным
членом общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных
силах, в способности получать реальный результат.
•
Исследовательская деятельность
дает возможность ребенку
самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение
собственных представлений.
•
Изобразительная деятельность
позволяет ребенку с помощью
элементарного труда в процессе создания продуктов детского творчества на
основе воображения и фантазии «вжиться» в мир взрослых, познать его и
принять в нем участие.
•
Предметная деятельность удовлетворяет познавательные интересы
ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем
мире.
• Познавательная деятельность обогащает опыт ребенка, стимулирует
развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные
чувства.
•
Коммуникативная деятельность (общение) объединяет взрослого и
ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной
близости с взрослым, в его поддержке и оценке.
• Конструктивная деятельность дает возможность сформировать сложные
мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления
собственным поведением.
• Проектная деятельность активизирует самостоятельную деятельность
ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов
деятельности.
Мы должны стремиться к тому, чтобы коммуникативные навыки детей
дошкольного возраста ко времени поступления в школу совершенствовались,
ребенок должен усвоить речевой этикет и способность поддержать разговор
на любую тему, в пределах его понимания, логично и последовательно в
диалоге и монологе. У детей должны быть сформированы элементарные
способности домысливать события, умение владеть контекстной речью.
Следует помнить, что результаты коммуникативных навыков
дошкольников зависят от профессионализма и желания взрослых и дают
возможность легко усваивать школьную программу и стать успешными
людьми во взрослой деятельности.
Литература:
1.Мудрик А.В. Социализация человека., 2004.
2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013
N 155 « Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования» // Российская газета, 2013. №265.
3. ФГОС ДО.
4. Клековкина Т.П. Социально- коммуникативное развитие детей
дошкольного возраста в условиях введения ФГОС //