Культурно - досуговая деятельность является одним из существенных
ресурсов оптимизации социальной активности детей, обладает способностью
стимулировать процесс социализации и самореализации личности. К средствам,
обеспечивающим детское развитие, традиционно относят игру, общение детей с
взрослыми и сверстниками, детскую литературу, разнообразные виды
художественной деятельности ребенка и обучение.
Содержательный досуг - мощное средство развития личности человека,
показатель общего уровня его культуры. Именно с культурой досуга теснейшим
образом связана духовность человека, о чем в свое время писал великий русский
педагог К.Д. Ушинский. Если человек не знает, что ему делать в часы досуга, то
у него «портится голова, сердце, и нравственность».
Жизнь ребенка в детском саду нельзя представить без веселых досугов,
развлечений и праздников. Досуговая форма работы с детьми дошкольного
возраста способствует повышению эффективности детской деятельности,
позволяет разнообразить методы педагогического воздействия на дошкольников.
В организации и проведении детских досугов реализуется единство решения
основных педагогических задач, таких как образовательные, воспитательные,
развивающие и коррекционные.
Досуг - это зона активного общения, удовлетворяющая потребности детей
в контактах. Такие формы досуга как самодеятельное объединение по интересам,
массовые праздники - благоприятная сфера для осознания себя, своих качеств,
достоинств и недостатков в сравнении с другими людьми. Дети оценивают себя,
ориентируясь на социально принятые критерии и эталоны,
Досуг дошкольника организуется взрослыми не только в дошкольных
учреждениях, но и в семье. Семья и дошкольное учреждение - важнейшие
институты социализации в период дошкольного детства. Это определяет
необходимость поиска оптимальной модели их взаимодействия с учетом
социокультурных традиций досуга, ведь для каждой страны характерны свои
традиции проведения свободного времени, досуга.
Задача педагогов детского дошкольного учреждения - привлечь внимание
родителей к проблеме организации досуга детей, разъяснить его своеобразие,
многообразие видов, развивающий потенциал, важность выбора вида досуга
самим ребенком.
Для решения поставленных задач целесообразны: тематические беседы и
«открытые дни для родителей», выставки детских фотографий, рисунков и
коллективных творческих работ
Для того чтобы досуг детей в дошкольном учреждении был
разнообразным, интересным, развивающим- нужна программа, которая даст
систему занятий. Программа должна соответствовать мотивации, интересам и
возрасту детей.
Рассмотрим основные формы и методы:
Игровые часы. Во время игрового часа дети знакомятся с различными играми
(народными и современными). У старших дошкольников интерес вызывают
лото, шашки, шахматы и т.д. Разучивание этих игр с детьми и дальнейшее
закрепление их в повседневной игровой деятельности значительно обогащают
детский досуг.
Музыкальные часы. Это время самой разнообразной деятельности: дети могут
разучивать новые песни, петь те, которые им хорошо знакомы, танцевать, играть
в музыкальные игры и т.д.
Игры-путешествия. Игра-путешествие представляет собой последовательное
посещение различных точек на ранее приготовленном маршруте. Перед детьми
ставится задача, имеющая игровой характер. На маршруте необходимо
организовать остановки, где детям будут предлагаться различные игры и
задания, соответствующие теме.
Чтение, разучивание стихов.
Несмотря на стремительное уменьшение доли
чтения в досуговой деятельности современных детей, этот вид занятий по-
прежнему занимает одну из лидирующих позиций и интерпретируется как одна
из форм досуговой деятельности. Исследования последних лет показывают, что
чтение детей стало более функциональным и практичным, при этом функция
досугового чтения чаще всего реализуется с помощью различных периодических
изданий, предназначенных для юной аудитории, вне зависимости от возрастной
направленности и функционального назначения, занимательны. Они создаются
по принципу «развлекая - поучать».
Игровые элементы, являющиеся обязательными в изданиях для малышей - это
загадки, раскраски, настольные игры, самоделки и т.д.
Краеведение. Дошкольное учреждение приобщает малышей к краеведению,
учит жить в единении с природой, быть здоровыми и счастливыми;
- разумно и доброжелательно относиться ко всему, что их окружает, и в первую
очередь к природе;
-любить труд;
-уважительно относиться к людям любой национальности;
-быть разумно бережливым;
-быть добрым.
Творчество (рисование, лепка, аппликации).
Театрализованная деятельность - одно из средств эстетического, нравственного
воспитания и художественного развития ребенка.
Для дошкольников существует несколько видов театрализованной деятельности:
- сценическая постановка или драматизация (с участием детей),
- кукольный театр,
- пальчиковый,
- теневой,
- театр на фланелеграфе,
- настольный театр и др.
Культурно-досуговая деятельность играет немаловажную роль в работе
над речью . Развитие речи является одним из самых важных приобретений
ребенка в дошкольном детстве. Хорошо развитая речь помогает ему легко
вступать в общение с окружающим его миром, понятно выразить свои мысли,
желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами,
способствует развитию мыслительных функций и успешному обучению в школе.
Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является
необходимым условием решения задач умственного, эстетического,
нравственного воспитания, для полноценного формирования личности ребёнка.
Речь, во всём её многообразии, является главным компонентом общения, в
процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой
совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание
эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению
желания активно участвовать в речевом общении.
Речевое развитие ребенка, осуществляется в различных видах детской
деятельности, одним из которых является театрализация. Театрализованная
деятельность — это импровизация, оживление предметов и звуков, яркая
эмоциональная передача образа героя вербальными и не вербальными
средствами, она связана с музыкальными и речевыми видами деятельности:
пением, движением под музыку, слушанием, импровизацией, музыкальной
игрой.
Велика роль театрализованной деятельности в совершенствовании
диалогов и монологов, освоении выразительности речи. Она стимулирует
активную речь за счёт расширения словарного запаса, работы по
совершенствованию артикуляционного аппарата и расширения зоны общения (с
игрушками, сверстниками, взрослыми), является неисчерпаемым источником
развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий ребенка, приобщает
его к духовному богатству, является важнейшим средством развития условия,
необходимого для организации совместной деятельности детей, в процессе
которой происходит речевое развитие дошкольников.
Театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже
самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и
раскрываются.
Исследование Г. А. Волковой показало, «что театрализованные игры детей
способствуют активизации разных сторон их речи – словаря, грамматического
строя, диалога, монолога, совершенствованию звуковой стороны речи и др.»
Интенсивному речевому развитию служит именно самостоятельная театрально-
игровая деятельность, включающая в себя не только действие детей с куклами
или собственное действие по ролям, но также и художественно-речевую
деятельность (выбор темы, передача знакомого содержания, исполнение песен от
лица персонажей, напевание и т. д.).
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее
тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания
ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его
многообразии — через образы, краски, звуки и музыку, а умело поставленные
воспитателем вопросы побуждают детей думать, анализировать довольно
сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует
совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним
совершенствованию речи.
Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические
задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка,
интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она —
неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных
открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок
познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает
радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
Роль театрализованной деятельности в расширении и закреплении
словарного запаса дошкольников немаловажна. В процессе работы над
литературными произведениями дети знакомятся с новыми словами, что
способствует накоплению пассивного словарного запаса и активизация в речи
существительных, прилагательных, местоимений и глаголов. Формируется
умение различать и называть противоположные по значению названия действий
и признаков.
Театрализованные игры обогащают продуктивную речевую деятельность
дошкольников (сочинение собственных сюжетов или импровизация заданного) и
развивают исполнительское творчестве (музыкально – речевое, двигательное).
Особое внимание в театрализованной деятельности уделяется развитию
интонационной выразительности, позволяющей каждому ребенку передать
эмоции, чувства, характерные особенности героя, выразить собственное
отношение к событиям в монологе и диалоге, не стесняясь слушателей.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей необходимо
проводить подготовительные упражнения: артикуляционная гимнастика,
упражнения на дыхание, скороговорки, чистоговорки на развитие дикции,
логоритмические упражнения, что совершенствует звуковую культуру речи,
развивает моторику речедвигательного аппарата, дикцию, речевой слух и
речевое дыхание, происходит приобщение к словесному искусству.
В качестве речевого материала используются знакомые и любимые детям
сказки, стихи, небольшие по объему литературные произведения, которые
концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка
и предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой
языковой культурой русского народа.
Разыгрывание сюжетов литературных произведений позволяет научить
детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании
(речь, напев, мимика, пантомимика, движения). Новая роль, особенно диалог
персонажей, ставит ребенка перед необходимостью четко, понятно изъясняться.
У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, ребенок
начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже
пополняется. Увиденное и пережитое в самодеятельных театральных
представлениях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о
спектакле своим друзьям и родителям. Все это, несомненно, способствует
развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в
монологической форме.
В процессе разыгрывания в лицах литературных произведений (сказок,
рассказов, инсценировок) у дошкольников отрабатывается практическое умение
пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно умение полно,
последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста,
композиционно и грамматически оформлять, смысловое и эмоциональное
высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений, что
способствует развитию связной речи дошкольников.
Интенсивному развитию диалогической речи способствует самостоятельная
театрально – игровая деятельность, которая включает в себя действие детей с
кукольными персонажами или собственные действия по ролям. Исполняемая
роль, особенно вступление в диалог с другим персонажем ставит ребенка перед
необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться. У детей улучшается
диалогическая речь, ее грамматический и интонационный строй, развивается
умение заканчивать фразу и отвечать полным ответом на поставленные вопросы.
Развитие речи тесно связано с формированием мышления и воображения
ребёнка. Постепенно складывающееся умение составлять простейшие, но
интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и
фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их
содержание способствует овладению монологической речью, что имеет
первостепенное значение для полноценной подготовки ребёнка к школьному
обучению.
В целом, использование театрализованной деятельности в целях
формирования выразительности речи, активизации словаря, грамматического
строя, диалогической и монологической речи, совершенствования звуковой
стороны и социально-эмоционального развития ребенка становится возможным
при выполнении ряда условий: единства социально-эмоционального и
когнитивного развития; насыщении этой деятельности интересным и
эмоционально-значимым для детей содержанием; постепенности и
последовательности ознакомления с разнообразными вербальными и
невербальными средствами выразительности; наличия интересных и
эффективных методов и приемов работы с детьми; совместного участия в
данном процессе детей и взрослых (педагогов и родителей).
Таким образом можно сделать вывод, что театрализованные игры дают
возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое
средство по развитию речи, ведь ребенок чувствует себя во время игры
раскованно и свободно.
Литература:
1.Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005. - №4.
2. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры.
Упражнения, сценарии. – М.:. ТЦ Сфера, 2006.
3. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. - М., 1990.
4. Вечканова И.Г. Театрализованные игры в реабилитации дошкольников с
интеллектуальной недостаточностью. - СПб.: КАРО, 2006.
5. Доронова Т. Н. Играем в театр: Театрализованная деятельность детей 4-6 лет:
Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных
учреждений / Т. Н. Доронова.-М.: Просвещение, 2004.
6. Картушина М. Ю. Забавы для малышей: Театрализованные развлечения для
детей 2-3 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
7. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для
работников дошкольного учреждения. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.
8.Шулика Е., Шинкарёва М., Потапова И., Закутина Л. Развитие
выразительности речи //Дошкольное воспитание №8, 2006.стр.13-17.