Задачи:
1.Учить отвечать на вопросы предложениями из 3 – 4 слов. Расширять знания
об окружающем мире.
2.Продолжать формировать у детей умение согласовывать слова в
предложении, образовывать форму множественного числа существительных,
обозначающих детенышей животных (по аналогии), употреблять эти
существительные в именительном падежах (лисята, медвежата);
3.Закрепить умение использовать в речи существительные с уменьшительно-
ласкательными суффиксами.
4.Развивать память, внимание, мышление, моторику рук.
5.Воспитывать стремление сострадать и оказывать помощь попавшим в беду.
Словарная работа: зайчата, зайчиха, медведица, волчица, лиса, бельчиха,
берлога, нора, дупло, логово.
Индивидуальная работа: активизировать Сашу Б., Никиту Л., Дашу Л.
Предварительная работа: чтение художественной литературы,
рассматривание картинок животных, дидактические игры «Кто, где живёт»,
«Чей малыш потерялся».
Материал: игрушка зайчонка, меховая рукавичка, карточки с изображением
животных, карандаши, мультимедиа, силуэты животных.
Ход занятия.
В-ль: Посмотрите ребята, сколько у нас гостей! Давайте с ними
поздороваемся, скажем, добрые слова.
(Здравствуйте, мы рады видеть вас, располагайтесь, пожалуйста)
Игра « Назови себя ласково»
В-ль: Что за хатка невеличка? Из очинки рукавичка!
Плачет кто-то, слышу я, не помочь ли нам друзья!
В-ль: - Ребята, как вы думаете кто может там плакать?
(ответы детей)
В-ль : Кто это? Давайте спросим, почему он плачет.
Заяц: Я маленький, глупенький, многого не знаю, часто забываю, маму не
слушался, убежал от неё и заблудился. Пожалуйста, помогите найти мне мою
маму.
В-ль: Ну что ребята, как вы думаете нужно помочь зайчику?
(дети: - да)
В-ль: Скажите ребята – А кто у него мама? Где живёт зайчонок с мамой?
А что вы знаете о зайцах?
(ответы детей)
-зайцы живут в лесу, поэтому они дикие животные.
-уши у зайцев длинные, а хвостик короткий.
-шубка у зайца тёплая, мягкая, пушистая, меховая.
-зимой зайцы белые, а летом серые.
-задние ноги у зайцев длиннее и сильнее, чем передние.
-зайцы питаются травой, листочками, корешками, веточками и корой
деревьев.
-у зайцев много врагов волки, лисы, рыси, совы и другие.
-зайцев называют зайчишки трусишки.
В-ль: Как вы думаете почему?
Дети - (потому что они всех боятся)
В-ль: Напрасно называют зайчишку – трусишкой, убежать от опасности это
не трусость, а мудрость звериная, ведь глупо стоять на месте и ждать когда
тебя съедят. У зайцев очень хорошо развит слух, и чуть только заслышав
шорох , он спасая себя сразу же пускается наутёк. Поэтому не зря в народе
говорят «Заяц не трус, себя бережёт»
А ещё я прочла в энциклопедии о том, что зубы у зайцев растут всю жизнь,
вот поэтому то, им необходимо грызть твёрдую пищу, чтобы стачивать их.
И ещё, малыши зайцев, которые появляются весной, называются – травники,
А те которые появляются осенью – зовутся листопадничками.
Я думаю, что и нашего зайчика тоже зовут – листопадничком.
Что за зверь такой лесной, Встал как столбик под сосной?
И стоит среди травы уши больше головы. (изображение зайчихи)
Зайчонок: Да, да – это она моя мама! Спасибо вам побегу.
В-ль: Погоди, зайчонок, не торопись, помни кого надо бояться в лесу.
Рыщет он голодный, злой.
Плохо серому зимой.
Да ещё как на беду
Он в лесу весь на виду. ( изображение волка)
Распустила хвост сестрица
И замёрзнуть не боится.
А чтоб не было беды
Заметает им следы. (изображение лисы)
В-ль: Зайчонок, а может ты вспомнишь кто ещё живёт с вами в лесу?
Зайчонок : Как зовут её не знаю, а загадку загадаю.
«Она большая, лохматая, да ещё и косолапая. (изображение медведицы)
В-ль: А мы с ребятами знаем игру про медведя.
(физ минутка)
Как на горке снег, снег, и под горкой снег, снег.
А под снегом спит медведь.
Тише, тише не шумите и медведя не будите.
В-ль: Зайчонок, может ты ещё кого-нибудь вспомнишь?
Заяц: Под соснами, под ёлками, лежит мешок с иголками. (изображение
ежихи)
И ещё «У неё короткие ушки, пушистый хвост.
С ветки на ветку прыг, скок. (изображение белки)
Ребята давайте поиграем в пальчиковую игру
«Сидит белка на тележке» (предложить провести игру ребёнку)
Сидит белка на тележке.
Продаёт она орешки.
Лисичке – сестричке, воробью, синичке,
Мишке толстопятому, заиньке усатому.
Кому в зобок, кому в платок,
Кому в лапочку.
В-ль: и хищники и другие звери все могут быть мамами.
Давайте назовём их
(дети называют животных - мам)
Ребята, а ведь и у них могли потеряться дети. Давайте поможем зверятам
найти своих мам. Возьмите карточки и проведите дорожку от детёныша к
маме.
Молодцы дети помогли малышам найти своих мам.
В-ль: У каждого зверя, зверька и зверушки
В лесу есть своя под небом избушка.
Назовите дом медведя? (берлога)
Назовите дом белки? (дупло)
Назовите дом волка? (логово)
А как называется дом зайки? (нора)
В норах живут лисы и ежи.
Да у каждого есть дом, где тепло уютно в нём, да если ещё и мамочка рядом.
В-ль: Зайчонок, а ты хочешь с нами поиграть?
Игра называется «Четвёртый лишний»
(игра проводится на мольберте с силуэтами животных)
-волк, медведь, лиса, птица.
-заяц, белка, ёж, корова.
-заяц, волк, лиса, медведь.
Заяц: Спасибо, вам, ребята мне очень понравилось у вас, я очень много у вас
узнал, многому научился.
Маму свою узнал, соседей, где живу, а так же кого опасаться в лесу.
Вы мне очень помогли, теперь я побегу к своей маме. До свиданья
.(картинка зайчиха с зайчонком, и отрывок песенки)
В-ль: Ребята, а вам понравилось помогать другим? А что сегодня было
интересного?.