Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Алексеевский детский сад №5 «Солнышко» Алексеевского муниципального
района Республики Татарстан
«Проектная деятельность
как средство развития социального опыта дошкольников»
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных
изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение
акцентов с одной задачи — вооружить ребенка знаниями — на другую —
формировать у него обще учебные умения и навыки, как основу учебной
деятельности.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается
всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном
процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-
исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации
основной образовательной программы.
Несколько лет назад я начала активно внедрять проектный метод в
свою практику. Новый виток интереса к проекту как способу организации
жизнедеятельности детей могу объяснить его потенциальной
интегративностью, соответствием технологии развивающего обучения,
обеспечением активности детей в учебном процессе.
Моей практикой доказано, что знания, приобретенные детьми в ходе
проекта, становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на
вопросы, поставленные самими детьми в процессе “делания”. Причем
необходимость этих знаний продиктована содержанием деятельности. Они
нужны детям и поэтому интересны им.
Проектно-исследовательская деятельность дошкольников хорошо вписалась в
систему работы нашего дошкольного учреждения. Она незаметно вплетается
во все виды деятельности и составляет с ними единое целое и способствует
социальному развитию дошкольников, накоплению детьми сенсорного опыта,
позволяющего уточнять представления и знания о свойствах предметов.
Развивает познавательные способности, мышление, глазомер, координацию
движений рук и глаз; совершенствует психические процессы, речь.
Проектно-исследовательская деятельность – это не только просто
исследование, это не просто только экспериментирование. Она включает в
себя гораздо больше составляющих. Сюда входит умение получать сведения
из самых различных источников, обрабатывать и перерабатывать эти
сведения в своей голове, обобщать и классифицировать – то есть добывать
новые знания.
Основы личности закладываются в раннем детстве. Дошкольный возраст
ребенка — период формирования социального развития и поведения, важный
этап его социального воспитания. Социальное развитие детей происходит в
результате целенаправленного воздействия через создание образовательного
пространства группы: игровую, учебную, трудовую, внеучебную
деятельность детей. В ходе реализации деятельности происходит освоение
новых ролей и осмысление их значимости.
Так, работая над
проектом «Огород на подоконнике»
дети вместе с
родителями посадили семена и принесли горшочки в группу. Малыши не
только ухаживали за рассадой, но и наблюдали, как они развиваются в разных
условиях (на свету, в темноте, при обильном поливе, при недостаточном
поливе). Мы выяснили, что разные виды фасоли дали ростки разного
размера. Листья салата получились разного цвета, вкуса и конфигурации в
зависимости от сорта. Луковые перья стали витаминной добавкой к обеду на
протяжении двух месяцев.
Дети выполняли трудовые поручения самостоятельно, заботились о
растениях. У них формировались настойчивость и привычка прилагать
трудовые усилия для достижения цели, навыки несложной коллективной
работы. Старалась постепенно готовить к пониманию того, что для жизни и
роста растений нужно создавать благоприятные условия. При этом
заботилась о том, чтобы дети испытывали радость от труда.
Социальный опыт, к которому приобщается ребенок с первых лет своей
жизни, аккумулируется и проявляется в социальной культуре. Усвоение
культурных ценностей, их преобразование, способствующие общественному
процессу, является одной из фундаментальных задач образования.
Творческий
проект «Сказочная страна»
способствовал развитию
позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков
поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые
определяют его внутренний мир.
Чтение и пересказ сказок, их драматизация и литературные викторины
обращают детские сердца к добру, великодушию, совести, чести и
справедливости. Чем раньше сказка коснется струн души ребенка, а не
только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над
злыми.
Знакомство с трудом взрослых имеет большое значение в формировании
интегративных качеств ребенка. Трудовое воспитание является
обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей
ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных
отношений.
В процессе долгосрочного проекта «Календарь профессий»
продолжалось знакомство детей с трудом взрослых. Расширялись знания
детей о различных профессиях, значимости их труда в обществе. Дети
научились отображать представления о трудовых процессах взрослых в
сюжетно-ролевых играх, передавая в игре отношение взрослых к работе.
Чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превращались в пустой звук,
важно, чтобы яркий, емкий образ Родины возник уже у дошкольников. Так
зародился проект «Моя малая Родина».
Ознакомление с родным поселком
служит средством не только воспитания патриотических чувств детей, но и
расширения кругозора. Поселок Алексеевское – это малая Родина каждого
воспитанника. Это и его дом, детский сад, улицы, памятные места, природа,
известные люди. Постепенно у дошкольников складывается «образ
собственного дома» с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений.
Ребенок принимает свой дом таким, каков он есть и любит его. Это чувство
«родительского дома» ложится в основу любви к Родине, Отчизне.
Воспитание патриотических, духовно-нравственных, социально-
коммуникативных качеств детей дошкольного возраста осуществляется через
познание детьми народной культуры. Федеральные государственные
образовательные стандарты ориентированы на воспитание и развитие у
дошкольников личностных качеств, позволяющих уважать и принимать
духовные и культурные ценности своего народа.
Реализация
проекта «Народные праздники»
показала, что
знакомство с русскими и татарскими традициями, бытом, культурой
происходит более эффективно на основе краеведческого материала с учетом
его самобытности и региональных условий, рассматривается воздействие
этнокультуры на формирование как духовно-нравственного здоровья, так и
духовно-нравственных качеств.
Приобщение детей к истории и быту русского и татарского народов
наиболее удачно проходит в игровой форме «погружение в культуру», где
дети проживают определенную историческую ситуацию, изучают быт, образ
жизни, ремесла, народное искусство.
Вызывать у детей чувство гордости за свою страну, воспитывать
интерес к ее героическому прошлому. Формировать у детей патриотические
чувства и представление о героизме. Воспитывать любовь и уважение к
защитникам Родины на основе ярких впечатлений и исторических фактов.
Такие задачи решались в рамках проекта «Победой кончилась война»
Дети систематизировали представления о символике Российского
государства, расширяли представления о военных профессиях, о родах войск
армии РФ, знакомились с произведениями поэтов, писателей и художников на
военную тематику. Презентацией проекта стали
•
Выставка детских рисунков «Победа деда – моя Победа!»
•
Конкурс чтецов «Великой Победе посвящается!»
•
Оформление уголка «Мы помним».
•
Соревнования по армреслингу.
•
Изготовление макета Вечного огня.
•
Выставка детской художественной литературы о Великой
Отечественной войне.
•
Праздничный утренник «День Победы»
Мной накоплен богатый опыт по организации жизнедеятельности детей,
который учитывает оптимальный режим дня, соблюдение гигиенических
норм, регулярные занятия физическими упражнениями и многое другое.
Однако, дети существовали в данной системе пассивно, не осознавая
значимости для своего здоровья тех или иных режимных моментов и
процедур. Это привело к тому, что выполнение их иногда вызывало протест
и негативную реакцию со стороны ребенка. Поэтому возникла необходимость
в новых проектах.
Так, в процессе реализации
проекта «Я здоровье берегу»,
дети получили
первоначальные знания о здоровом образе жизни, представления о себе, как
отдельном человеке; об элементарном значении каждого органа для
нормальной жизнедеятельности человека. У детей сформировалась
привычка к аккуратности и чистоте, культурно-гигиенические навыки и
простейшие навыки самообслуживания.
В ходе опытов «Чистые ли у нас руки», «Для чего нам глаза и уши»,
«Измеряем пульс», «Как запахи лечат», «Наши помощники – органы чувств»
дети поняли, что к своему здоровью нужно относиться бережно.
В моей копилке есть не только проекты, направленные на социальное
развитие детей, но и информационно-практико-ориентированные. Например,
«Мыльная сказка», «Хотим все знать!», «Как появился светофор», «Наш
дом», «Воздух – невидимка» и др. Для их реализации в группе создана
соответствующая развивающая среда.
В
«Центре экспериментирования» имеются: глобус, различные
измерительные приборы, разного диаметра трубочки, пластмассовые
стаканчики, воронки, лейки, пробирки, тонущие и плавающие предметы. Для
игр-экспериментов с магнитами, стеклом, резиной предусмотрены:
притягивающиеся и не притягивающиеся магнитом предметы, колечки,
мячики, фигурки резиновых игрушек, увеличительные стекла. Для игр-
экспериментов с бумагой изготовлены «вертушки», «печатки» из овощей,
бумага разного качества. В уголке имеются образцы земли, глины, песка,
гравия, гербарии растений, муляжи грибов, овощей, фруктов, ракушки,
семена, спилы деревьев.
Успешная деятельность дошкольника - это универсальное условие
целостной самореализации, где ребенок получает опыт расширенного
самосознания. Успех связан с эмоциональным переживанием, позволяющим,
осознать свою сопричастность с миром, обретая онтологическое единство с
ним. Успех "окрыляет", повышает уверенность в себе, активно стимулирует
личностный рост.
Благодаря проектной деятельности дети моей группы социально
адаптированы, открыты для общения.
Зайнуллина В.А.,
воспитатель высшей
квалификационной категории
2015г.