Напоминание

"Проектная деятельность как средство развития социального опыта дошкольников"

Автор: Зайнуллина Валентина Алексеевна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: МБДОУ Алексеевский детский сад №5 "Солнышко"

Населённый пункт: пгт Алексеевское, Республика Татарстан

Наименование материала: статья

Тема: "Проектная деятельность как средство развития социального опыта дошкольников"

Описание:

В данном опыте представлена система проектов, нацеленная на обогащение социального опыта дошкольников.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=1823

Опубликовано 10.12.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Алексеевский детский сад №5 «Солнышко» Алексеевского муниципального района Республики Татарстан
«Проектная деятельность

как средство развития социального опыта дошкольников»
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить ребенка знаниями — на другую — формировать у него обще учебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно- исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы. Несколько лет назад я начала активно внедрять проектный метод в свою практику. Новый виток интереса к проекту как способу организации жизнедеятельности детей могу объяснить его потенциальной интегративностью, соответствием технологии развивающего обучения, обеспечением активности детей в учебном процессе. Моей практикой доказано, что знания, приобретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе “делания”. Причем необходимость этих знаний продиктована содержанием деятельности. Они нужны детям и поэтому интересны им. Проектно-исследовательская деятельность дошкольников хорошо вписалась в систему работы нашего дошкольного учреждения. Она незаметно вплетается во все виды деятельности и составляет с ними единое целое и способствует социальному развитию дошкольников, накоплению детьми сенсорного опыта, позволяющего уточнять представления и знания о свойствах предметов. Развивает познавательные способности, мышление, глазомер, координацию движений рук и глаз; совершенствует психические процессы, речь. Проектно-исследовательская деятельность – это не только просто исследование, это не просто только экспериментирование. Она включает в себя гораздо больше составляющих. Сюда входит умение получать сведения из самых различных источников, обрабатывать и перерабатывать эти сведения в своей голове, обобщать и классифицировать – то есть добывать новые знания.
Основы личности закладываются в раннем детстве. Дошкольный возраст ребенка — период формирования социального развития и поведения, важный этап его социального воспитания. Социальное развитие детей происходит в результате целенаправленного воздействия через создание образовательного пространства группы: игровую, учебную, трудовую, внеучебную деятельность детей. В ходе реализации деятельности происходит освоение новых ролей и осмысление их значимости. Так, работая над
проектом «Огород на подоконнике»
дети вместе с родителями посадили семена и принесли горшочки в группу. Малыши не только ухаживали за рассадой, но и наблюдали, как они развиваются в разных условиях (на свету, в темноте, при обильном поливе, при недостаточном поливе). Мы выяснили, что разные виды фасоли дали ростки разного размера. Листья салата получились разного цвета, вкуса и конфигурации в зависимости от сорта. Луковые перья стали витаминной добавкой к обеду на протяжении двух месяцев. Дети выполняли трудовые поручения самостоятельно, заботились о растениях. У них формировались настойчивость и привычка прилагать трудовые усилия для достижения цели, навыки несложной коллективной работы. Старалась постепенно готовить к пониманию того, что для жизни и роста растений нужно создавать благоприятные условия. При этом заботилась о том, чтобы дети испытывали радость от труда. Социальный опыт, к которому приобщается ребенок с первых лет своей жизни, аккумулируется и проявляется в социальной культуре. Усвоение культурных ценностей, их преобразование, способствующие общественному процессу, является одной из фундаментальных задач образования. Творческий
проект «Сказочная страна»
способствовал развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. Чтение и пересказ сказок, их драматизация и литературные викторины обращают детские сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Чем раньше сказка коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми. Знакомство с трудом взрослых имеет большое значение в формировании интегративных качеств ребенка. Трудовое воспитание является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений.
В процессе долгосрочного
проекта «Календарь профессий»
продолжалось знакомство детей с трудом взрослых. Расширялись знания детей о различных профессиях, значимости их труда в обществе. Дети научились отображать представления о трудовых процессах взрослых в сюжетно-ролевых играх, передавая в игре отношение взрослых к работе. Чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превращались в пустой звук, важно, чтобы яркий, емкий образ Родины возник уже у дошкольников. Так зародился
проект «Моя малая Родина».
Ознакомление с родным поселком служит средством не только воспитания патриотических чувств детей, но и расширения кругозора. Поселок Алексеевское – это малая Родина каждого воспитанника. Это и его дом, детский сад, улицы, памятные места, природа, известные люди. Постепенно у дошкольников складывается «образ собственного дома» с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Ребенок принимает свой дом таким, каков он есть и любит его. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к Родине, Отчизне. Воспитание патриотических, духовно-нравственных, социально- коммуникативных качеств детей дошкольного возраста осуществляется через познание детьми народной культуры. Федеральные государственные образовательные стандарты ориентированы на воспитание и развитие у дошкольников личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности своего народа. Реализация
проекта «Народные праздники»
показала, что знакомство с русскими и татарскими традициями, бытом, культурой происходит более эффективно на основе краеведческого материала с учетом его самобытности и региональных условий, рассматривается воздействие этнокультуры на формирование как духовно-нравственного здоровья, так и духовно-нравственных качеств. Приобщение детей к истории и быту русского и татарского народов наиболее удачно проходит в игровой форме «погружение в культуру», где дети проживают определенную историческую ситуацию, изучают быт, образ жизни, ремесла, народное искусство. Вызывать у детей чувство гордости за свою страну, воспитывать интерес к ее героическому прошлому. Формировать у детей патриотические чувства и представление о героизме. Воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины на основе ярких впечатлений и исторических фактов. Такие задачи решались в рамках
проекта «Победой кончилась война»
Дети систематизировали представления о символике Российского государства, расширяли представления о военных профессиях, о родах войск
армии РФ, знакомились с произведениями поэтов, писателей и художников на военную тематику. Презентацией проекта стали • Выставка детских рисунков «Победа деда – моя Победа!» • Конкурс чтецов «Великой Победе посвящается!» • Оформление уголка «Мы помним». • Соревнования по армреслингу. • Изготовление макета Вечного огня. • Выставка детской художественной литературы о Великой Отечественной войне. • Праздничный утренник «День Победы» Мной накоплен богатый опыт по организации жизнедеятельности детей, который учитывает оптимальный режим дня, соблюдение гигиенических норм, регулярные занятия физическими упражнениями и многое другое. Однако, дети существовали в данной системе пассивно, не осознавая значимости для своего здоровья тех или иных режимных моментов и процедур. Это привело к тому, что выполнение их иногда вызывало протест и негативную реакцию со стороны ребенка. Поэтому возникла необходимость в новых проектах. Так, в процессе реализации
проекта «Я здоровье берегу»,
дети получили первоначальные знания о здоровом образе жизни, представления о себе, как отдельном человеке; об элементарном значении каждого органа для нормальной жизнедеятельности человека. У детей сформировалась привычка к аккуратности и чистоте, культурно-гигиенические навыки и простейшие навыки самообслуживания. В ходе опытов «Чистые ли у нас руки», «Для чего нам глаза и уши», «Измеряем пульс», «Как запахи лечат», «Наши помощники – органы чувств» дети поняли, что к своему здоровью нужно относиться бережно. В моей копилке есть не только проекты, направленные на социальное развитие детей, но и информационно-практико-ориентированные. Например, «Мыльная сказка», «Хотим все знать!», «Как появился светофор», «Наш дом», «Воздух – невидимка» и др. Для их реализации в группе создана соответствующая развивающая среда. В
«Центре экспериментирования»
имеются: глобус, различные измерительные приборы, разного диаметра трубочки, пластмассовые стаканчики, воронки, лейки, пробирки, тонущие и плавающие предметы. Для игр-экспериментов с магнитами, стеклом, резиной предусмотрены: притягивающиеся и не притягивающиеся магнитом предметы, колечки, мячики, фигурки резиновых игрушек, увеличительные стекла. Для игр- экспериментов с бумагой изготовлены «вертушки», «печатки» из овощей,
бумага разного качества. В уголке имеются образцы земли, глины, песка, гравия, гербарии растений, муляжи грибов, овощей, фруктов, ракушки, семена, спилы деревьев. Успешная деятельность дошкольника - это универсальное условие целостной самореализации, где ребенок получает опыт расширенного самосознания. Успех связан с эмоциональным переживанием, позволяющим, осознать свою сопричастность с миром, обретая онтологическое единство с ним. Успех "окрыляет", повышает уверенность в себе, активно стимулирует личностный рост. Благодаря проектной деятельности дети моей группы социально адаптированы, открыты для общения. Зайнуллина В.А., воспитатель высшей квалификационной категории 2015г.


Яндекс.Метрика