"Развитие познавательной и эмоциональной сферы воспитанников через проектную деятельность и детское исследование в ДОО"
Автор: Чернецова Татьяна Александровна
Должность: воспитатель ДОО
Учебное заведение: МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №117"
Населённый пункт: город Воронеж
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие познавательной и эмоциональной сферы воспитанников через проектную деятельность и детское исследование в ДОО"
Описание:
Современный мир меняется с невероятной скоростью. Модернизация системы образования влечет за собой существенные и качественные изменения в практике работы педагогов. Введение ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования ориентирует педагогов на инновационные подходы к организации образовательного процесса.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста – одна из важнейших задач современного образования.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад №117
города Воронежа
«Развитие познавательной и
эмоциональной сферы воспитанников
через проектную деятельность и
детское исследование
в ДОО»
Составитель: воспитатель Чернецова Т.А.
2015 год
«Любая реформа образования должна опираться на личность человека.
Если мы будем следовать этому правилу, ребенок, вместо того,
чтобы обременять нас, проявит себя как самое
великое и утешительное чудо природы».
М.Монтессори
Современный мир меняется с невероятной скоростью. Модернизация
системы образования влечет за собой существенные и качественные
изменения в практике работы педагогов. Введение ФГОС к структуре
основной общеобразовательной программы дошкольного образования
ориентирует педагогов на инновационные подходы к организации
образовательного процесса.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста –
одна из важнейших задач современного образования. Под познавательной
активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность,
проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованном
принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в
самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении
элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на
другом материале.
Дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного формирования
мотивационной сферы. Среди разнообразных мотивов дошкольников особое
место занимает познавательный мотив. Педагоги и родители, как правило,
озабочены развитием знаний и умений ребенка, а не формированием у него
интереса к познанию окружающей действительности.
Познание строится не на запоминании, а на самостоятельном поиске и
развитии интересов ребёнка.
Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения
и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой)
деятельности, направленной на познание окружающего мира.
Чем разнообразнее и интенсивнее познавательная деятельность, тем больше
новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее идет его
развитие.
В связи с этим и представляет особый интерес:
изучение проектной
деятельности и его активное внедрение в практику работы дошкольного
учреждения.
Суть проектной деятельности – активизировать и поддерживать интерес
детей к обозначенным в данной деятельности разнообразных проблем. В
основе проектной деятельности лежит развитие познавательных интересов у
детей, умение самостоятельно применять полученные представления в
типичных ситуациях, ориентироваться в информационном пространстве,
восполнять недостающие знания и обретать умения, развитие критического
мышления.
Проектная деятельность основана , с одной стороны, на взаимодействии
с взрослыми, а другой, не менее важной, - на основе постоянно
расширяющихся самостоятельных действий ребенка (собственные пробы,
поиск, выбор, манипулирование предметами и действиями, конструирование,
фантазирование, наблюдение – изучение – исследование).
Опыт и современные исследования показывают, что педагогический
процесс лишь в той степени может развивать ребенка, в какой педагог умеет
им грамотно управлять. Успех определяет методы и приемы образования
воспитанника.
Руководство проектной деятельностью ведет к изменению позиции
педагога. Из транслятора готовых знаний педагог превращается в
организатора познавательной деятельности своих воспитанников и помогает
ребенку приобретать универсальные культурные способы действий (умения),
универсальные компетентности, помогающие ему действовать во всех
обстоятельствах жизни и деятельности.
Для проектной деятельности характерны такие изменения в
профессиональном взаимодействии взрослого и ребенка, как переход от
трансляции готовых знаний к инициированию активизации поисковой
активности воспитанников, к совместному поиску решения поставленной или
обнаруженной ими проблемы.
Педагог помогает самостоятельно найти решение, «открыть» новое знание
и присвоить его на уровне опыта. В ходе выполнения проекта дети учатся
самостоятельно искать информацию, делать выводы.
Всплеск интереса к организации проектной деятельности дошкольников
как форме и способу развития познавательных способностей, приходится на
конец девяностых годов двадцатого века. Особое внимание к данной области
дошкольного образования появилось в связи с публикацией ФГОС к
структуре основной общеобразовательной программы. Государственный
стандарт подчёркивает, что процессы обучения и воспитания не сами по себе
развивают ребёнка, а лишь тогда, когда они протекают в его
личной
осмысленной деятельности. Организация совместной с взрослым или
самостоятельной исследовательской деятельности помогает дошкольнику
обнаруживать всё новые и новые свойства предметов, их сходство и
различия. Учёные, разрабатывающие современные программы ДОУ
настаивают на предоставлении детям
возможности приобретения знаний
самостоятельно, что обеспечит умственную активность, обогатит
интеллектуальные впечатления и интересы детей.
Китайская пословица гласит:
«Расскажи – и я забуду, покажи – я
запомню, дай попробовать - и я пойму!» Из этого следует, что усваивается всё
крепко и надолго, когда ребёнок не только услышит и увидит, но сделает сам.
Вот на этом и должно быть основано активное внедрение проектов в
практику работы дошкольных учреждений.
Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают
знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся
практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает
решение воспитанниками какой-то проблемы .
Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы
организации педагогом этих действий, то есть является
педагогической
технологией.
Основной тезис современного понимания метода проектов,
который привлекает к себе многие образовательные системы,
заключается в понимании детьми, для чего им нужны получаемые
знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.
Очень легко запомнить и уяснить, что проект – это 5 «П»:
-Проблема;
-Проектирование или планирование;
-Поиск информации;
-Продукт;
-Презентация.
Запомнить просто – пять пальцев руки. Шестое «П»- портфолио, в
котором собраны наработанные материалы (фото, рисунки, альбомы, макеты
и др.).
Существуют и основные требования к использованию метода
проекта в детском саду:
-в основе любого проекта лежит проблема, для решения которой
требуется исследовательский поиск;
-обязательные составляющие проекта: детская самостоятельность (при
поддержки педагога), сотворчество ребят и взрослых;
-развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и
творческих навыков.
Повысить желание узнать что-то новое об окружающем, понять и
запомнить полученные сведения метод проектирования поможет только в том
случае, когда педагог интригующе преподнесет проблему, мотивирует цели и
активно привлечет к работе не только воспитанников, но и их родителей.
Поэтому Педагогам ДОУ следует:
1.
Создать в саду условия для проектной деятельности детей, где
ребёнок чувствует себя учёным, исследователем, а взрослый
является равноправным партнёром, соучастником
деятельности, что позволяет ребёнку проявлять собственную
исследовательскую (познавательную) активность.
2.
Донести до родителей основную задачу проектной
деятельности – поддержать и развить в ребенке интерес к
исследованиям, открытиям.
Основной целью проектного метода
в ДОУ является развитие
свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами
развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Общие задачи развития, специфичные для каждого возраста:
-обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
-развитие познавательных способностей;
-развитие творческого воображения;
-развитие творческого мышления;
-развитие коммуникативных навыков.
Уровень участия детей в проектной деятельности меняется в зависимости
от возрастных особенностей: в младших группах малыши наблюдают за
деятельностью взрослого; в среднем возрасте принимают участие в
реализации проекта, в старшем возрасте являются полноправными
участниками проекта.
Главное действующее лицо в старшем дошкольном
возрасте - ребёнок. Это ядро вокруг, которого строится вся дальнейшая
работа по методу проекта.
Технология проектирования является уникальным средством
обеспечения сотрудничества, сотворчества детей, педагогов и родителей,
способом реализации личностно-ориентированных подходов к дошкольному
образованию.
В ходе проектной деятельности меняется стиль общения. Педагог
становится партнером детей, самое главное дает возможность ребёнку быть
исследователем, первооткрывателем. Основной стиль общения - диалог,
дискуссия.
Организация образовательной работы с детьми по проектной
деятельности заключается в следующем:
1. В преобразовании предметно-развивающей среды, создающей ребёнку
свободу выбора и обеспечивающей успех в реализации поставленных целей:
строится на принципах доступности, новизны и с учётом личностно-
ориентированной модели взаимодействия. Это уголки экспериментирования
(в группах; на детских игровых площадках в зависимости от сезона).
2. Наработке практических материалов, позволяющих осуществлять
деятельностный подход в процессе реализации проектов:
очень важно
сделать в начале года перспективное планирование проектной деятельности.
3. Подборе диагностических методик для определения эффективности
работы по развитию познавательной активности, исследовательской
(проектной) деятельности: разработать или использовать уже существующие
в дошкольной педагогике (например: «Диагностика развития способностей к
исследовательской деятельности» разработанная профессором А.И.
Савенковым: « Развитие умений делать выводы и умозаключения», «Угадай
предмет», « Развитие навыков экспериментирования», « Развитие умений
задавать вопросы»).
Планирование детской проектной деятельности должно включать в
себя:
-проектную деятельность, организованную педагогом;
-проектную деятельность по инициативе детей (активизация деятельности
посредством развивающей среды);
-познавательную непосредственно образовательную деятельность с
элементами проектной деятельности;
-демонстрационные опыты, реализуемые педагогом совместно с детьми;
-долгосрочные наблюдения – эксперименты.
Советы воспитателю по работе над проектом:
Глубоко изучить тематику проекта, подготовить предметно-
пространственную развивающую среду.
Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их
эмоциональный отклик.
Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с
опорой на их личный опыт.
Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его
любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
При составлении совместного плана работы с детьми над проектом
поддерживать детскую инициативу.
Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения
проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться
высказываться.
Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над
проектом.
В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком,
используя индивидуальный подход.
Развивать творческое воображение и фантазию детей.
Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на
использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом,
создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
Заключительный этап проекта тщательно готовить и проводить его
презентацию всеми участниками.
В младших группах выбор проекта осуществляет воспитатель,
основываясь на интересах детей или данных диагностики.
В группах старшего дошкольного возраста – выбор темы проекта может
осуществлять как педагог, так и дети в, соответствии со своими желаниями и
уровнем развития. Дети – это участники планирования, их вопросы, идеи,
предложения и жизненный опыт являются важными критериями отбора
содержания проекта.
Итак, решая в ходе проектирования различные познавательно-
практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети обогащают
и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать
(декламировать стихи, рассказывать о новых фактах), адекватно общаться с
окружающими. Они приобретают способность сомневаться, критически
мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление,
радость от успеха, гордость от одобрения взрослых – порождают у ребенка
уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску знаний.
Удовлетворение любознательности должно сочетаться с нетерпением
узнать, что же будет на следующем занятии, с попыткой высказать свои
гипотезы и предложения. Чтобы активность не ослабевала, наряду с
ясными, отчетливыми знаниями должна оставаться «зона неопределенных».
Пусть дети самостоятельно ищут решения поставленных перед ними задач,
пробуют, экспериментируют, ошибаются и получают неожиданный ответ на
свои вопросы.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что метод проектов актуален
и очень эффективен, он дает ребенку возможность экспериментировать,
синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и
коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться
к изменившейся ситуации школьного обучения. Метод проектов — это
оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен
занять свое достойное место в системе дошкольного образования.