Напоминание

"Развитие познавательной и эмоциональной сферы воспитанников через проектную деятельность и детское исследование в ДОО"

Автор: Чернецова Татьяна Александровна

Должность: воспитатель ДОО

Учебное заведение: МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №117"

Населённый пункт: город Воронеж

Наименование материала: статья

Тема: "Развитие познавательной и эмоциональной сферы воспитанников через проектную деятельность и детское исследование в ДОО"

Описание:

Современный мир меняется с невероятной скоростью. Модернизация системы образования влечет за собой существенные и качественные изменения в практике работы педагогов. Введение ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования ориентирует педагогов на инновационные подходы к организации образовательного процесса. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста – одна из важнейших задач современного образования.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=1841

Опубликовано 13.12.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка - детский сад №117

города Воронежа

«Развитие познавательной и

эмоциональной сферы воспитанников

через проектную деятельность и

детское исследование

в ДОО»

Составитель: воспитатель Чернецова Т.А.

2015 год


«Любая реформа образования должна опираться на личность человека.

Если мы будем следовать этому правилу, ребенок, вместо того,

чтобы обременять нас, проявит себя как самое

великое и утешительное чудо природы».
М.Монтессори Современный мир меняется с невероятной скоростью. Модернизация системы образования влечет за собой существенные и качественные изменения в практике работы педагогов. Введение ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования ориентирует педагогов на инновационные подходы к организации образовательного процесса.
Развитие познавательной активности
у детей дошкольного возраста – одна из важнейших задач современного образования. Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале. Дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы. Среди разнообразных мотивов дошкольников особое место занимает познавательный мотив. Педагоги и родители, как правило, озабочены развитием знаний и умений ребенка, а не формированием у него интереса к познанию окружающей действительности.
Познание
строится не на запоминании, а на самостоятельном поиске и развитии интересов ребёнка. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее познавательная деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее идет его развитие. В связи с этим и представляет особый интерес:
изучение проектной

деятельности
и его активное внедрение в практику работы дошкольного учреждения.

Суть проектной деятельности
– активизировать и поддерживать интерес детей к обозначенным в данной деятельности разнообразных проблем. В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных интересов у детей, умение самостоятельно применять полученные представления в типичных ситуациях, ориентироваться в информационном пространстве, восполнять недостающие знания и обретать умения, развитие критического мышления.
Проектная деятельность основана
, с одной стороны, на взаимодействии с взрослыми, а другой, не менее важной, - на основе постоянно расширяющихся самостоятельных действий ребенка (собственные пробы, поиск, выбор, манипулирование предметами и действиями, конструирование, фантазирование, наблюдение – изучение – исследование). Опыт и современные исследования показывают, что педагогический процесс лишь в той степени может развивать ребенка, в какой педагог умеет им грамотно управлять. Успех определяет методы и приемы образования воспитанника. Руководство проектной деятельностью ведет к изменению позиции педагога. Из транслятора готовых знаний педагог превращается в организатора познавательной деятельности своих воспитанников и помогает ребенку приобретать универсальные культурные способы действий (умения), универсальные компетентности, помогающие ему действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности. Для проектной деятельности характерны такие изменения в профессиональном взаимодействии взрослого и ребенка, как переход от трансляции готовых знаний к инициированию активизации поисковой активности воспитанников, к совместному поиску решения поставленной или обнаруженной ими проблемы. Педагог помогает самостоятельно найти решение, «открыть» новое знание и присвоить его на уровне опыта. В ходе выполнения проекта дети учатся самостоятельно искать информацию, делать выводы. Всплеск интереса к организации проектной деятельности дошкольников как форме и способу развития познавательных способностей, приходится на конец девяностых годов двадцатого века. Особое внимание к данной области дошкольного образования появилось в связи с публикацией ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы. Государственный стандарт подчёркивает, что процессы обучения и воспитания не сами по себе
развивают ребёнка, а лишь тогда, когда они протекают в его личной осмысленной деятельности. Организация совместной с взрослым или самостоятельной исследовательской деятельности помогает дошкольнику обнаруживать всё новые и новые свойства предметов, их сходство и различия. Учёные, разрабатывающие современные программы ДОУ настаивают на предоставлении детям возможности приобретения знаний самостоятельно, что обеспечит умственную активность, обогатит интеллектуальные впечатления и интересы детей. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – я запомню, дай попробовать - и я пойму!» Из этого следует, что усваивается всё крепко и надолго, когда ребёнок не только услышит и увидит, но сделает сам. Вот на этом и должно быть основано активное внедрение проектов в практику работы дошкольных учреждений.
Метод проектов -
система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то
проблемы
. Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы организации педагогом этих действий, то есть является
педагогической

технологией.
Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни. Очень легко запомнить и уяснить, что проект – это 5 «П»: -Проблема; -Проектирование или планирование; -Поиск информации; -Продукт; -Презентация. Запомнить просто – пять пальцев руки. Шестое «П»- портфолио, в котором собраны наработанные материалы (фото, рисунки, альбомы, макеты и др.).
Существуют и основные требования к использованию метода

проекта в детском саду:
-в основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск;
-обязательные составляющие проекта: детская самостоятельность (при поддержки педагога), сотворчество ребят и взрослых; -развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков. Повысить желание узнать что-то новое об окружающем, понять и запомнить полученные сведения метод проектирования поможет только в том случае, когда педагог интригующе преподнесет проблему, мотивирует цели и активно привлечет к работе не только воспитанников, но и их родителей. Поэтому Педагогам ДОУ следует:
1.
Создать в саду условия для проектной деятельности детей, где ребёнок чувствует себя учёным, исследователем, а взрослый является равноправным партнёром, соучастником деятельности, что позволяет ребёнку проявлять собственную исследовательскую (познавательную) активность.
2.
Донести до родителей основную задачу проектной деятельности – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям.
Основной целью проектного метода
в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Общие задачи развития, специфичные для каждого возраста:
-обеспечение психологического благополучия и здоровья детей; -развитие познавательных способностей; -развитие творческого воображения; -развитие творческого мышления; -развитие коммуникативных навыков. Уровень участия детей в проектной деятельности меняется в зависимости от возрастных особенностей: в младших группах малыши наблюдают за деятельностью взрослого; в среднем возрасте принимают участие в реализации проекта, в старшем возрасте являются полноправными участниками проекта. Главное действующее лицо в старшем дошкольном возрасте - ребёнок. Это ядро вокруг, которого строится вся дальнейшая работа по методу проекта. Технология проектирования является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей, педагогов и родителей, способом реализации личностно-ориентированных подходов к дошкольному образованию.
В ходе проектной деятельности меняется стиль общения. Педагог становится партнером детей, самое главное дает возможность ребёнку быть исследователем, первооткрывателем. Основной стиль общения - диалог, дискуссия.
Организация образовательной работы с детьми по проектной

деятельности заключается в следующем:
1. В преобразовании предметно-развивающей среды, создающей ребёнку свободу выбора и обеспечивающей успех в реализации поставленных целей: строится на принципах доступности, новизны и с учётом личностно- ориентированной модели взаимодействия. Это уголки экспериментирования (в группах; на детских игровых площадках в зависимости от сезона). 2. Наработке практических материалов, позволяющих осуществлять деятельностный подход в процессе реализации проектов: очень важно сделать в начале года перспективное планирование проектной деятельности. 3. Подборе диагностических методик для определения эффективности работы по развитию познавательной активности, исследовательской (проектной) деятельности: разработать или использовать уже существующие в дошкольной педагогике (например: «Диагностика развития способностей к исследовательской деятельности» разработанная профессором А.И. Савенковым: « Развитие умений делать выводы и умозаключения», «Угадай предмет», « Развитие навыков экспериментирования», « Развитие умений задавать вопросы»).
Планирование детской проектной деятельности должно включать в

себя:
-проектную деятельность, организованную педагогом; -проектную деятельность по инициативе детей (активизация деятельности посредством развивающей среды); -познавательную непосредственно образовательную деятельность с элементами проектной деятельности; -демонстрационные опыты, реализуемые педагогом совместно с детьми; -долгосрочные наблюдения – эксперименты.

Советы воспитателю по работе над проектом:
 Глубоко изучить тематику проекта, подготовить предметно- пространственную развивающую среду.  Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.  Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт.  Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.  При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.  Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.  Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.  В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.  Развивать творческое воображение и фантазию детей.  Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.  Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.  Заключительный этап проекта тщательно готовить и проводить его презентацию всеми участниками. В младших группах выбор проекта осуществляет воспитатель, основываясь на интересах детей или данных диагностики. В группах старшего дошкольного возраста – выбор темы проекта может осуществлять как педагог, так и дети в, соответствии со своими желаниями и уровнем развития. Дети – это участники планирования, их вопросы, идеи, предложения и жизненный опыт являются важными критериями отбора содержания проекта. Итак, решая в ходе проектирования различные познавательно- практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать (декламировать стихи, рассказывать о новых фактах), адекватно общаться с окружающими. Они приобретают способность сомневаться, критически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых – порождают у ребенка уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску знаний. Удовлетворение любознательности должно сочетаться с нетерпением узнать, что же будет на следующем занятии, с попыткой высказать свои гипотезы и предложения. Чтобы активность не ослабевала, наряду с
ясными, отчетливыми знаниями должна оставаться «зона неопределенных». Пусть дети самостоятельно ищут решения поставленных перед ними задач, пробуют, экспериментируют, ошибаются и получают неожиданный ответ на свои вопросы. Таким образом, можно сделать вывод о том, что метод проектов актуален и очень эффективен, он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. Метод проектов — это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.


Яндекс.Метрика