Эстетическое развитие детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения рисованию живой природы
Автор: Баюра Антонина Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №41
Населённый пункт: г.Белгород
Наименование материала: статья
Тема: Эстетическое развитие детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения рисованию живой природы
Описание:
Изобразительная деятельность является важнейшим средством эстетического воспитания и развития. Занятия по изобразительной деятельности способствуют формированию у детей эстетического отношения к природе, которое, с ее точки зрения, включает эстетическое восприятие, оценку и суждение.
ПРИРОДЫ
Эстетическое воспитание и развитие личности начинается в раннем
детстве. Чтобы взрослый человек стал духовно богатым, надо обратить особое
внимание на эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста.
Как отмечала Н. А. Ветлугина, период дошкольного детства является
едва ли не самым решающим с точки зрения эстетического воспитания и
формирования нравственно-эстетического отношения к жизни, именно в этом
возрасте осуществляется наиболее интенсивное формирование отношений к
миру, которые постепенно превращаются в свойства личности. Сущностные,
нравственно-эстетические качества личности закладываются в раннем периоде
детства и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь.
В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики
эстетического воспитания и развития как важнейшему средству формирования
отношения к действительности, средству нравственного и умственного
воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно
богатой личности.
Как отмечала Т.С. Комарова, формировать личность и эстетическую
культуру, особенно важно в наиболее благоприятном для этого дошкольном
возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в
ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает
непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает
мышление, память, волю и другие психические процессы
Изобразительная деятельность является важнейшим средством
эстетического воспитания и развития. Занятия по изобразительной
деятельности способствуют формированию у детей эстетического отношения к
природе, которое, с ее точки зрения, включает эстетическое восприятие,
оценку и суждение. Наблюдения и выделение свойств предметов, которое
предстоит передать в изображении (формы, строения, величины, цвета,
расположения в пространстве), способствуют развитию у детей чувства
формы, цвета, ритма — компонентов эстетического чувства.
В процессе рисования, отмечала Е. А. Флерина , развивается эстетическое
восприятие, на этой основе формируются образные представления и
развивается образное мышление. Решение задач всестороннего воспитания и
развития детей в процессе изобразительной деятельности происходит не само
по себе, не стихийно, а при условии, что педагог будет постоянно помнить об
этом и направлять свою деятельность на их решение. Б.М. Теплов, писал:
«Нужно стремиться к тому, чтобы каждый работник в области художественного
воспитания смотрел на себя, прежде всего как на педагога, решающего
общепедагогическую задачу, и,
с другой стороны, чтобы наша педагогика
видела в художествен ном воспитании свою собственную, кровную, орга
-
ническую задачу».
По мнению психологов, эстетическое развитие включает в себя все
проявления красоты при непосредственном и системати ческом контакте детей с
миром эстетически значимых предметов и явлений окружающей
действительности. Живописная природа, полная контрастов, красочно меняю
-
щаяся в различные времена года, несомненно, способствовала тому, что
педагогика всех веков и народов использовала ее как важнейшее средство
развития личности ребенка-дошкольника. Благодаря систематическому контакту
с миром эстетически значимых примеров и явлений ребенок открывает для себя
природу в разнообразных красках, звуках и пластических формах.Эстетическое
воздействие на детей занятий изобразительной деятельностью зависит от того,
во-первых, что отбирается для изображения (это не только хорошо зна
комые
игрушки, но и просто красивые предметы, явления природы, вызывающие
радостное удивление, восхищение ребенка), и, во-вторых, от нацеленности этих
занятий на развитие детского творчества. Как подчеркивал известный психолог
и педагог П.П. Блонский [9], эсте
тическое воспитание есть, прежде всего,
развитие эстетического творчества, каждый ребенок в потенции тво рец всяких,
в том числе и эстетических ценностей: строя домики, он проявляет свое
архитектурное творчество, а передавая на рисунке картину осени, он также
реализует свой творческий замысел, но уже в другом виде художе
ственной
деятельности.
Изобразительная деятельность — художественно творческая,
направленная не только на отражение впечатлений, полученных в жизни, но и
на выражение своего отношения к изображаемому. В своем творчестве дети
передают те эстетические качества предметов, которые они увидели и выделили
в процессе восприятия. Создавая рисунок, лепку, аппликацию, дети отмечают,
почему им нравятся изображения, что в них интересно
го, почему они радуют
их, и, наоборот, что вызывает отрицательное отношение. Так постепенно
формируется умение высказывать эстетические суждения, давать эсте тическую
оценку созданным изображениям, Часто у де
тей эстетическая оценка
переплетается с нравственной. Поэтому выражение отношения к
изображаемому — это проявление не только эстетической оценки, но и обще
-
ственной направленности дошкольного творчества, что имеет важное значение
для нравственного воспитание детей.
В процессе изобразительной деятельности в детском саду при условии
оптимальной ор ганизации и эффективного осуществления закладывается
интерес к художественно – творческой деятельности, на основе которого
впоследствии будет формироваться художественная культура человека.