Напоминание

Эстетическое развитие детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения рисованию живой природы

Автор: Баюра Антонина Алексеевна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: МБДОУ №41

Населённый пункт: г.Белгород

Наименование материала: статья

Тема: Эстетическое развитие детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения рисованию живой природы

Описание:

Изобразительная деятельность является важнейшим средством эстетического воспитания и развития. Занятия по изобразительной деятельности способствуют формированию у детей эстетического отношения к природе, которое, с ее точки зрения, включает эстетическое восприятие, оценку и суждение.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=1846

Опубликовано 13.12.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РИСОВАНИЮ ЖИВОЙ

ПРИРОДЫ
Эстетическое воспитание и развитие личности начинается в раннем детстве. Чтобы взрослый человек стал духовно богатым, надо обратить особое внимание на эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста. Как отмечала Н. А. Ветлугина, период дошкольного детства является едва ли не самым решающим с точки зрения эстетического воспитания и формирования нравственно-эстетического отношения к жизни, именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивное формирование отношений к миру, которые постепенно превращаются в свойства личности. Сущностные, нравственно-эстетические качества личности закладываются в раннем периоде детства и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь. В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания и развития как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Как отмечала Т.С. Комарова, формировать личность и эстетическую культуру, особенно важно в наиболее благоприятном для этого дошкольном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы Изобразительная деятельность является важнейшим средством эстетического воспитания и развития. Занятия по изобразительной деятельности способствуют формированию у детей эстетического отношения к природе, которое, с ее точки зрения, включает эстетическое восприятие, оценку и суждение. Наблюдения и выделение свойств предметов, которое
предстоит передать в изображении (формы, строения, величины, цвета, расположения в пространстве), способствуют развитию у детей чувства формы, цвета, ритма — компонентов эстетического чувства. В процессе рисования, отмечала Е. А. Флерина , развивается эстетическое восприятие, на этой основе формируются образные представления и развивается образное мышление. Решение задач всестороннего воспитания и развития детей в процессе изобразительной деятельности происходит не само по себе, не стихийно, а при условии, что педагог будет постоянно помнить об этом и направлять свою деятельность на их решение. Б.М. Теплов, писал: «Нужно стремиться к тому, чтобы каждый работник в области художественного воспитания смотрел на себя, прежде всего как на педагога, решающего общепедагогическую задачу, и, с другой стороны, чтобы наша педагогика видела в художествен ном воспитании свою собственную, кровную, орга - ническую задачу». По мнению психологов, эстетическое развитие включает в себя все проявления красоты при непосредственном и системати ческом контакте детей с миром эстетически значимых предметов и явлений окружающей действительности. Живописная природа, полная контрастов, красочно меняю - щаяся в различные времена года, несомненно, способствовала тому, что педагогика всех веков и народов использовала ее как важнейшее средство развития личности ребенка-дошкольника. Благодаря систематическому контакту с миром эстетически значимых примеров и явлений ребенок открывает для себя природу в разнообразных красках, звуках и пластических формах.Эстетическое воздействие на детей занятий изобразительной деятельностью зависит от того, во-первых, что отбирается для изображения (это не только хорошо зна комые игрушки, но и просто красивые предметы, явления природы, вызывающие радостное удивление, восхищение ребенка), и, во-вторых, от нацеленности этих занятий на развитие детского творчества. Как подчеркивал известный психолог и педагог П.П. Блонский [9], эсте тическое воспитание есть, прежде всего, развитие эстетического творчества, каждый ребенок в потенции тво рец всяких,
в том числе и эстетических ценностей: строя домики, он проявляет свое архитектурное творчество, а передавая на рисунке картину осени, он также реализует свой творческий замысел, но уже в другом виде художе ственной деятельности. Изобразительная деятельность — художественно творческая, направленная не только на отражение впечатлений, полученных в жизни, но и на выражение своего отношения к изображаемому. В своем творчестве дети передают те эстетические качества предметов, которые они увидели и выделили в процессе восприятия. Создавая рисунок, лепку, аппликацию, дети отмечают, почему им нравятся изображения, что в них интересно го, почему они радуют их, и, наоборот, что вызывает отрицательное отношение. Так постепенно формируется умение высказывать эстетические суждения, давать эсте тическую оценку созданным изображениям, Часто у де тей эстетическая оценка переплетается с нравственной. Поэтому выражение отношения к изображаемому — это проявление не только эстетической оценки, но и обще - ственной направленности дошкольного творчества, что имеет важное значение для нравственного воспитание детей. В процессе изобразительной деятельности в детском саду при условии оптимальной ор ганизации и эффективного осуществления закладывается интерес к художественно – творческой деятельности, на основе которого впоследствии будет формироваться художественная культура человека.


Яндекс.Метрика