Конспект открытого показа НОД по развитию математических
представлений в старшей группе
Тема: «Письма Королевы Математики».
Воспитатель: Кузнецова Людмила Игоревна. МАДОУ Винзилинский детский сад «Незабудка»
21.01.2014г.
Задачи:
1. Продолжать знакомить с понятиями целое, часть; учить делить предмет на две, четыре
части; уточнить знания о геометрических фигурах. Учить соотносить цифру с количеством
предметов. Закреплять умение последовательно называть дни недели.
2. развивать логическое мышление, сообразительность, смекалку, пространственное
воображение, вычислительную деятельность. Тренировать внимание, память.
3. воспитывать умение и желание действовать сообща, формировать навыки самоконтроля
и самооценки. Воспитывать интерес к занятию по математическому развитию.
Материалы и оборудование: цифры, карточки с геометрическими фигурами, карточки с
картинками животных, цветов, овощей. Игрушки: лиса, белка, медведь, филин, волк, заяц.
Словарная работа : целое, части, половинка, четвертинка, четвертинка, королевство
Математики, наука.
Предварительная рабо та: дидактические игры с цифрами, числами, геометрическими
фигурами, индивидуальная работа.
Материал к занятию:
Демонстрационный: 5 конвертов, карточки с кружками от 1 до 7, магазин с товаром
раздаточный: простые карандаши, конверты пяти цветов (красный, желтый, белый, синий,
зеленый)
Ход занятия.
Дети стоят в кругу.
Воспитатель: Закроем глазки, представим, что нас согревает солнышко. Посылаем любовь,
свет и радость сначала маме, папе, всем людям на планете. И конечно же друг другу.
Совершим волшебство, ведь мы волшебники! Улыбнёмся друг другу!
Вы знаете, сегодня утром к нам приходил почтальон и оставил письмо от Королевы всех
наук - Математики. Наверное, она хочет пригласить нас в свое королевство. Но, прежде чем
туда отправиться, необходимо проверить ваши знания. Я буду задавать вопросы, а вы
быстро отвечайте. За правильные ответы я буду давать вам фишки. Берегите их, они
пригодятся нам в конце путешествия, в Королевстве Математики. Это сюрприз!
1 РАЗМИНКА
Воспитатель : Какое сейчас время года?
Дети : Зима
Воспитатель: Перечислите все зимние месяцы.
Дети : Декабрь. Январь. Февраль.
Воспитатель: Сейчас утро или вечер?
Дети: Утро
Воспитатель: Сколько пальцев на одной руке?
Дети: Пять
Воспитатель: Сколько углов у треугольника?
Дети: Три
Воспитатель: Сколько раз в году бывает день рождения?
Дети: Один
Воспитатель : Сколько носов у трех котов? (три)
Воспитатель: Сколько ушей у двух мышей? (четыре)
Воспитатель: Молодцы, вы очень внимательны, правильно ответили на все вопросы. А
сейчас я приглашаю вас к доске, посмотрим на письма, которые прислала Королева
Математики.
(На доске прикрепить конверты – красный, синий, жёлтый, белый, зелёный.)
Воспитатель: Сколько писем принесла Королева Математики?
Дети : 5
Воспитатель: Правильно – 5.
Воспитатель: Откроем первый конверт? Какого он цвета?
Дети : красный.
Давайте откроем его.
Воспитатель: Что вы здесь видите?
Дети: Прямоугольник
Воспитатель: Как вы думаете, какое у него настроение?
Дети: грустное, невеселое
Воспитатель: А почему он загрустил?
Дети: потому, что он один, рядом нет его друзей
Воспитатель: А с кем у нас дружит прямоугольник?
Дети: с кругом, квадратам, овалом, треугольником
Воспитатель: А давайте мы найдем его друзей, в предметах, которые нас окружают. Я вам
буду называть предмет, а вы должны изобразить его геометрической фигурой.
Присаживаемся за столы.
(Дети садятся за столы)
ТАРЕЛКА, ДВЕРЬ, КРЫША ДОМА, ОГУРЕЦ, КУБИК.
Работаем на полоске простым карандашом.
Воспитатель: Какие фигуры у вас получились? Назовите их.
Дети: круг, прямоугольник, треугольник, овал, квадрат.
Воспитатель: Как их можно назвать одним словом?
Дети: Геометрические фигуры.
Воспитатель: Сколько всего фигур?
Дети: 5
Воспитатель: Молодцы и с этим заданием вы справились без проблем.
Гимнастика для глаз. Дети сидят.
Воспитатель: Спинки выпрямили, руки опустили, быстро поморгали глазами, закрыли
глаза, открыли, посмотрели вдаль. Вытянули правую руку вперед, следим за медленными
движениями указательного пальца: вправо-влево, вверх-вниз.
Воспитатель : А вам интересно, что в других конвертах?
Дети: Да
Воспитатель: Тогда откроем конверт, расположенный между синим и белым. Какого он
цвета?
Дети: желтый.
Воспитатель: А здесь загадки.
Игра: «Дни недели»
(Воспитатель загадывает загадки о днях недели и предлагает детям найти карточки с таким
количеством кругов, которое показывает последовательность дней недели)
Первый день большой недели,
Трудовой день, не бездельник.
Как зовётся…(понедельник).
Прокричал усатый дворник:
«День второй в неделе (вторник).
Третий день не ерунда,
Как зовётся он? (среда).
День четвёртый лень отверг, Как зовётся он? (четверг)
Пятый день – опрятница,
Как зовётся? (пятница).
День шестой – конец работы,
Как зовётся он? (суббота).
А седьмой день – всем веселье,
Как зовётся? (воскресенье).
(По мере отгадывания загадок на доске вывешиваются соответствующие карточки с кругами.
Дети повторяют названия дней недели.)
Воспитатель: Молодцы, вы очень хорошо справились с заданием.
Воспитатель: А теперь я вам предлагаю отдохнуть.
ФИЗМИНУТКА.
В понедельник я купался, (изображаем плавание)
А во вторник – рисовал. (изображаем рисование)
В среду долго умывался, («умываемся»)
А в четверг в футбол играл. (бег на месте)
В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем)
Очень долго танцевал. (кружимся на месте)
А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)
Целый день я отдыхал.
(дети садятся на корточки, руки под щеку—засыпают)
Воспитатель: Сколько у нас осталось конвертов?
Дети: 3
Воспитатель : Откроем не синий и не зеленый конверт. Какой?
Дети: белый
Воспитатель : Что здесь? Печенье. Если я разделю печенье пополам, сколько детей я
смогу угостить?
Дети: 2 .
Воспитатель: Как называются эти части?
Дети: Половинки.
Воспитатель: А сколько гостей я могу угостить, если разделю пополам 2 яблока?
Дети: 4 (Если дети затрудняются, я помогаю)
Воспитатель: А теперь послушайте задание, а ответ зарисуйте на полоске бумаги. Сядьте
за стол.
СКОЛЬКО ГОСТЕЙ МОЖНО УГОСТИТЬ, ЕСЛИ ОДНО ПЕЧЕНЬЕ РАЗДЕЛИТЬ НА 4
ЧАСТИ?
Дети: 4
Воспитатель: КАК НАЗЫВАЮТСЯ ЭТИ ЧАСТИ?
Эти части называются ЧЕТВЕРТИНКИ. Повторим вместе.
Дети: ЧЕТВЕРТИНКИ
Воспитатель: Надо нарисовать столько квадратиков, сколько гостей вы можете угостить.
(Дети выполняют задание)
Воспитатель: Сколько конвертов еще осталось?
Дети: 2
Воспитатель: Сейчас откроем белый конверт.
Дидактическая игра
«Сколько?»
На доске карточки с разным количеством предметов. Воспитатель читает детям загадку, они
должны ее отгадать, сосчитать, сколько таких предметов на карточке и поднять
соответствующую цифру. Некоторые ответы воспитатель комментирует, за правильный
ответ – фишка.
Воспитатель: У нас осталось одно письмо. Синий конверт. Как про него можно сказать,
какое оно? (пятое, последнее). В этом письме я спрятала для вас сюрприз.
Здесь написаны волшебные слова, произнеся которые, мы с вами окажемся в Королевстве
Математики в математическом магазине. Закрываем глазки и произносим: ЭНИ, БЕНИ,
РАБА.
А вот и магазин. Зайдем? Посмотрите сколько здесь игрушек. Жители королевства,
наверное, часто покупают здесь игрушки. И мы с вами тоже сможем купить, ведь вы
заработали фишки. Смотрите внимательно, на каждой игрушке стоит цена. Посмотрите на
цену, посчитайте свои фишки, и можете выбирать.
(дети покупают игрушку такую, на которую хватает фишек).
Воспитатель: А теперь подведем итог нашего путешествия. Что мы с вами сегодня делали?
(говорили о геометрических фигурах, о цифрах, делили целое на части)
Воспитатель : Сейчас каждый спросите у себя: «Справился ли я сегодня с заданиями, или я
испытал какие-то трудности? » (ответы детей)