Цель: выявить и изучить особенности воспитательной роли форм устного
народного творчества.
Задачи :
Выявить значение устного народного творчества в системе воспитания детей;
Приобщить детей к русскому фольклору
Обогащать речь детей, формировать отношение к окружающему миру
Развивать свободное общение взрослого и детей о прочитанном,
практическое овладение нормами русской речи
Воспитывать любовь к русскому фольклору.
Актуальность темы :
Речь - чудесный дар природы - не дается человеку от рождения. Должно
пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить
немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
Доказано, что речь ребенка развивается под влиянием взрослого и в
значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального
социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которое
начинаются с первых дней его жизни. К сожалению, родители в наше время
из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом
и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Произведения
устного народного творчества имеют огромное познавательное и
воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления,
обогащают речь детей. Устное народное творчество – это история народа, его
духовное богатство. Весёлые песенки, замысловатые загадки, пословицы,
заклички, приговорки, потешки, прибаутки, перевёртыши, считалки,
скороговорки, дразнилки, смешные сказочки сочинил великий и бессмертный
поэт – русский народ.
Дети выделяют речь из всех других звуковых сигналов, оказывают ей
предпочтение. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова,
восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша
прислушаться, повторять слова. Повторяющиеся звукосочетания, слова, их
напевность создают эффект музыкальности. С их помощью у ребёнка
развивается речевой слух, произношение звуков.
С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается
положительное отношение к режимным моментам: умывание,
причёсыванию, приёму пищи, одеванию, укладыванию спать.
Месяц
Форма работы
С детьми
С педагогами
По
самообразованию
С родителями
Сентябрь
Подбор и изучение
литературы
Консультация
«Роль фольклора
в развитии речи
детей»
Октябрь
Применять
потешки в
режимных
моментах
Рекомендации
для педагогов
«Роль потешек
в развитии
речи ребенка»
Повышение
знаний, сбор
материала
Изучение
литературы
Консультация
«Роль потешек в
развитии речи
ребенка»
Ноябрь
Разучивание и
проговаривание
потешек
Рекомендации
для педагогов
«Использование
фольклора в
работе с
детьми»
Изучение и
создание картотеки
Задание на дом-
выучить потешку
Декабрь
Дидактическая
игра
«Узнай потешку»
Поделиться
картотекой с
педагогами
Изучение статьи на
тему: «Устное
народное
творчество как
средство духовно-
нравственного
развития личности
ребенка»
Папка-
передвижка
Дидактические
игры «Угадай
сказку»
Январь
Изучение
народного
творчества
Рекомендации
для педагогов
«Почитай мне
мама»
Изучение
литературы,
повышение знаний,
сбор материала
Консультация
«Почитай мне
сказку мама»
Февраль
Настольно-
печатные игры по
русским
народным
сказкам
(разрезные
картинки)
Изучение
литературы,
повышение знаний,
сбор материала
Изготовить
самостоятельно
настольно-
печатную игру по
русским
народным
сказкам
Март
Дидактическая
игра
«Из какой
сказки»
Рекомендации
для педагогов
«Воспитание
трудолюбия,
послушания и
ответственности
через сказки»
Изучение
литературы
«Театрализованные
игры как средство
развития речи
детей»
Приобрести в
группу раскраски
по русским
народным
сказкам
Апрель
Разучивание
потешек
Повышение знаний, сбор материала
Изучение литературы (в течении года)
Театр
совместного
творчества детей
и родителей по
сказке «Репка»
Май
Вот как мы умеем
Подготовка отчёта по теме
самообразования.
Написание отчёта о проделанной
работе
Июнь
Применять
потешки
Организовать работу кружка на
следующий учебный год, создать
учебную программу
Консультация для
родителей: «С
какими
книжками нужно
дружить
дошколятам»
Июль
Август