Напоминание

"Организация двигательной активности часто болеющих детей дошкольного учреждения присмотра и оздоровления в играх разного вида"

Автор: Грибова Татьяна Михайловна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №35"

Населённый пункт: г. Северск Томская обл.

Наименование материала: доклад

Тема: "Организация двигательной активности часто болеющих детей дошкольного учреждения присмотра и оздоровления в играх разного вида"

Описание:

Всех нас тревожит здоровье детей. Рождение здорового ребенка стало редкостью. Растет число недоношенных детей, число врожденных аномалий, число детей с речевыми расстройствами. Причин роста патологий множество. Это и плохая экология, и не сбалансированное питание, и информационные и нейропсихические перегрузки, и снижение двигательной активности. А двигательная активность, в свою очередь, является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=1856

Опубликовано 14.12.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ПРИСМОТРА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ В ИГРАХ РАЗНОГО ВИДА
Грибова Т. М. ЗАТО Северск, Томская область Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад присмотра и оздоровления № 35» Всех нас тревожит здоровье детей. Рождение здорового ребенка стало ред - костью. Растет число недоношенных детей, число врожденных аномалий, число детей с речевыми расстройствами. Причин роста патологий множество. Это и плохая экология, и не сбалансированное питание, и информационные и нейро - психические перегрузки, и снижение двигательной активности. А двигательная активность, в свою очередь, является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Мы можем что-то не досказать ребенку в области математики, можем не успеть вовремя познакомить его с компьютером – это плохо, но исправимо. Но если мы не усилим внимание к физической культуре дошкольника – мы нанесем непоправимый ущерб (если уже не нанесли целому поколению детей). Недоста - точная двигательная активность, гиподинамия, отмечается у детей не только старшего дошкольного возраста, но и у малышей. В первую очередь от гиподи - намии страдает мышечная система. Особо опасна она для ослабленных детей. Их, как правило, оберегают от движений, что ведет к нарушению осанки, к плоскостопию, задержке физического развития, а так же к хроническим заболе - ваниям. Потребность в движении составляет одну из основных физиологиче - ских потребностей детского организма. Является условием его нормального формирования и развития. Движение в любой форме выступает как оздорови - тельный фактор. Правильно организованное развитие двигательных умений и навыков способствует развитию у дошкольников мышления, памяти, инициативы, вооб - ражения, самостоятельности, морально-волевых качеств личности, коллекти - визма, целеустремленности, стойкости, смелости, решительности и т. д. Наш «Детский сад присмотра и оздоровления № 35», посещают часто бо - леющие дети, преимущественно с ЛОР-паталогией и паталогией верхних дыха - тельных путей. Эти дети ослаблены не только в плане физического здоровья, но и психического. У них страдает эмоционально-волевая сфера, они капризны и избалованы. Из-за частых респираторных заболеваний они редко посещали до - школьное учреждение и, как следствие, у них снижена двигательная актив - ность. Особую роль для укрепления здоровья ребенка, его всестороннего физиче- ского и психического развития, а также для реализации потенциальных ум - ственных и двигательных возможностей и стимулировании познавательной и творческой активности играет построение такой развивающей предметной и двигательной среды, которая, по Л. С. Выготскому, должна соответствовать
«зоне актуального развития» самого слабого ребенка и «зоне ближайшего раз - вития» самого сильного ребенка в группе. Развивающая двигательная среда в нашей группах имеет весь необходимый спортивный инвентарь: мячи., скакалки, обручи, гантели, эспандеры и др., в спортивном зале есть некоторые тренажеры: минибатут, велатренажер, степцер, диск «здоровья» и др.. Наряду с заводскими тренажерами мы широко используем свое оборудова - ние из бросового и природного материала: разные виды массажеров, дорожки для ходьбы и бега, устройства для развития ловкости, координации и другое. Это оборудование особенно эффективно для формирования у детей интереса к физической культуре. Кроме того, оно позволяет обойтись без существенных ма- териальных затрат. Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Поэтому двигательная среда насыщена различным оборудованием и спортив- ным инвентарем, способствующим развитию игры. Для стимулирования двига - тельной активности в группе, на веранде и участке созданы полосы препят- ствия, чтобы дети могли выполнять различные двигательные задания (пройти по дорожке, перепрыгнуть с кочки на кочку, пролезть в туннель и т.п). В группе имеется картотека разнообразных игр, движений, упражнений, состоящих из карточек. Игра – ведущая деятельность детей раннего возраста. Через игру ребенок по - знает окружающий мир, учится говорить, общаться. В течение года мы с детьми проводим разнообразные виды игр. Игры, развивающие фантазии, творческое воображение, дополнили двига - тельными элементами. Например, игра «Идем за покупками», которая включает в себя придуманный рассказ воспитателя: «Скоро закроется магазин, нам надо торопиться, мы бе - жим все быстрее и быстрее. Мы прибежали в магазин за хлебом. Хлеб лежит очень высоко на полке. Мы подпрыгиваем как можно выше, что бы достать его. Достали. Бежим дальше, нам надо купить сосиски, но вот беда, потерялись деньги, их приходится везде искать (используются предлоги на, под, за). Нашли, бежим за фруктами, начался дождь. Мы бежим, обегая лужи, на пути пустые ящики из – под фруктов, преодолеваем препятствие (предлагаю взойти и сойти с ящика). Вот мы и добрались до прилавка, купили фрукты и, распевая песни, пошли домой. Подобным образом играли с детьми в игру «Мы солдаты», в ко - торой дети выполняли различные команды. Мы играем с детьми в игру с обычными предметами и вещами. Например, детям нравится игра «Чей башмачок?» («Обувной салат»). Ход игры: дети снимают свою обувь, ставят ее в беспорядке на середине ковра, садятся вокруг обуви и выполняют указания взрослого: «Юля, найди Ми - шины сандалики» (можно выполнять с закрытыми глазами – помочь преодолеть чувство страха темноты). Какого цвета они, а что еще есть у сандалика (застеж - ка, ремешок, подошва, каблучок). Во время игры решается много задач, одной из которых является развитие двигательной активности. Во время игры могут свободно менять свое положение на ковре: лечь, сесть на корточки, приподнять -
ся, наклониться, отыскивая нужную обувь, их ножки «отдыхают» от обуви. По - сле такой игры дети обязательно моют руки. Дети любят, играя, выполнять разные роли (ролевые игры). Они подражают поведению окружающих их взрослых. Во время игры стараемся держать всех детей в поле зрения, для того, что бы вовремя помочь, поддержать замысел игры, направить его на решения поставленной задачи, дополнить двигательны - ми элементами. Ненавязчиво руководим игрой, используя различные методы и приемы. Иногда достаточно одного предложения: «Смотри, Уля, твоя кукла Даша уже проснулась», с этого момента и начинается игра. Или – «Что? Не спит?» - спрашиваю у Светы, которая качает куклу, сидя на стуле. А ты походи с ней по комнате, спой песенку (а-а-а), может, уснет?» (двигательная активность). Видя скучающего в уголке ребенка, прокатываю ему мяч, приговаривая: «Мячик, мячик, ты катись, к Лене мячик прикатись. Куда же Лену мячик зовет? Поиграть! Будем мы гостей встречать» - переход к сюжетно - отобразительной игре. Использование такого приема помогает ребенку произвольно включиться в игру, развивает двигательную активность. Во время сюжетно - ролевой игры «Пароход» предлагаем малоактивным детям подняться по шведской лесенке и посмотреть далеко ли до берега. Играя в «Зоопарк», предлагаем погулять с жи - вотными, пройтись по мостику, проползти под дугой как змея, поползать по – пластунски, как крокодил, попрыгать по кочкам, как лягушка, покататься на ло - шадке, используя вожжи и т.п. В игре проходит звукоподражание животным, обогащаются знания о животных, их повадках, развивается двигательная актив - ность. Маленькие дети больше радуются игре, если она связана с мелодией и стихо - творным текстом. Мы с детьми разучили много музыкальных игр, которые включают в себя вы - полнения разных видов движения. Например «Колокольчик»: «Я бегу, бегу, бегу, колокольчиком звоню. Колокольчик, Свете дам, и на место встану сам». Цель: развитие слухового восприятия, двигательной активности. Игра «Зайка». Держа в руках игрушку зайку, пропеваю: «Зайка, зайка, где бы - вал? На лужайке танцевал». Потанцуй со мною Соня. Ребенок выполняет рит - мические движения. С детьми крайне важна ритмическая организация деятельности. Это чередо - вание игр, требующих положения, сидя за столом; с играми на ковре; подвиж - ными играми. Так, например, играя в настольно - печатную игру «Мы строите - ли», детям, которые «построили» дом за столом, предлагаю игру с крупным строительным материалом, т.е. происходит смена действий. В дидактическую игру не обязательно играть за столом. Например, разложив «Рамки - Монтессори» на ковре, ребенок использует разные виды движений: ползает, переходит, наклоняется, присаживается на корточки, дотягивается до нужного «окошечка». После игры детское лото «животное», предлагаем найти в группе игрушки этих животных и обыграть их не сложным сюжетом. Детская игра – это творческая деятельность, которая не направлена на ко - нечный продукт. В отличие от рисования, лепки в игре дети ничего не создают. Например, игры «В кругу» развивают навыки общения, способствуют воспита -
нию доброжелательного отношения друг к другу, совершенствуются разные виды движений. Детям необходима нежность, телесный контакт. Мы это учиты - ваем, играя в «Ласковые игры». Это игры с прикосновениями, когда можно при - касаться друг к другу. На улучшение здоровья малышей, их благоприятное физическое развитие влияет весь уклад жизни ребенка в детском саду, заботливое и внимательное от - ношение к нему взрослых, высокое чувство ответственности всего коллектива за каждого воспитанника. От нас, взрослых, и в первую очередь от родителей, зависит, внесет ли игра радость в дом, научит ли она ребенка познавать, любить и созидать мир, будет ли у малыша светлое детство, согревающее его всю жизнь.
Литература
1. М. Д. Маханева. «Воспитание здорового ребенка: пособие для практических работников детских дошкольных учреждений». М.: АРКТИ, 2000. 2. М. Ю. Картушина «Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3 – 4 лет». М.: ТЦ Сфера, 2004. 3. Н. В. Иванова, М. А. Арсенова, М. А. Виноградова, Е. И. Тимошина. «Игровое обучение детей 5 – 7 лет. Методические рекомендации». М.: ТЦ Сфера, 2008. 4. О. Е. Громова. «Спортивные игры для детей». М.: ТЦ Сфера, 2002.


Яндекс.Метрика