"Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков экспериментальной деятельности"
Автор: Голикова Юлия Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 4 "Рябинка"
Населённый пункт: город Елец
Наименование материала: консультация для педагогов
Тема: "Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков экспериментальной деятельности"
Описание:
В консультации представлены основные сведения для организации образовательной деятельности по экспериментированию дошкольников для всех возрастных групп детского сада
"Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков
экспериментальной деятельности".
Как и любая деятельность, деятельность экспериментирования имеет свою структуру:
Цель: развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в
"лабораторных" условиях как средствами познания окружающего мира
Задачи: 1) развитие мыслительных процессов; 2) развитие мыслительных операций; 3)
освоение методов познания; 4) развитие причинно-следственных связей и отношений
Содержание: информация об объектах и явлениях, предметах
Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит
ориентировочный рефлекс "Что это?", "Что такое?" В старшем дошкольном возрасте
познавательный интерес имеет направленность: "Узнать - научиться - познать"
Средства: язык, речь, поисковые действия
Формы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты
Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной
деятельности, использование проблемных, ситуаций
Результат: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и
умения, составляющие целый спектр психических новообразований.
В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы:
o
Как я это делаю?
o
Почему я это делаю именно так, а не иначе?
o
Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?
Примерная структура занятия - экспериментирования
Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.
Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления
экспериментирования.
Уточнение плана исследования.
Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.
Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать
сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.
Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.
Содержание уголков экспериментальной деятельности.
Задачи уголка: развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности,
любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение,
классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет.
В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть
выделены:
1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты,
редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)
2) место для приборов
Место для хранения материалов (природного, "бросового")
3) место для проведения опытов
4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)
Младший дошкольный возраст
Компонент
дидактический
Компонент оборудования
Компонент стимулирующий
-книги
познавательного
характера для
младшего возраста;
- тематические
альбомы;
- коллекции: семена
разных растений,
шишки, камешки,
коллекции "Подарки :"
(зимы, весны, осени),
"Ткани".
- Песок, глина;
- набор игрушек резиновых и
пластмассовых для игр в воде;
- материалы для игр с мыльной пеной,
красители - пищевые и непищевые
(гуашь, акварельные краски и др.).
Простейшие приборы и приспособления:
- Лупы, сосуды
для воды, "ящик
ощущений" (чудесный мешочек),
зеркальце для игр с "солнечным
зайчиком", контейнеры из "киндер-
сюрпризов" с отверстиями, внутрь
помещены вещества и травы с разными
запахами.
- "бросовый материал": веревки, шнурки,
тесьма, катушки деревянные, прищепки,
пробки
- семена бобов, фасоли, гороха
- на видном месте
вывешиваются правила
работы с материалами,
доступные детям младшего
возраста.
- персонажи, наделанные
определенными чертами
("почемучка") от имени
которого моделируется
проблемная ситуация.
Средний дошкольный возраст
Компонент
дидактический
Компонент оборудования
Компонент стимулирующий
- книги
познавательного
характера для
среднего возраста;
- тематические
альбомы;
- коллекции: семена
разных растений,
шишки, камешки,
коллекции "Подарки :"
(зимы, весны, осени),
"Ткани".
"Бумага", "Пуговицы"
- Мини-музей
(тематика различна,
например "камни",
чудеса из стекла" и
др.)
- Песок, глина;
- набор игрушек резиновых и
пластмассовых для игр в воде;
- материалы для игр с мыльной пеной,
красители - пищевые и непищевые
(гуашь, акварельные краски и др.).
- семена бобов, фасоли, гороха
- некоторые пищевые продукты (сахар,
соль, крахмал, мука)
Простейшие приборы и приспособления:
- Лупы, сосуды
для воды, "ящик
ощущений" (чудесный мешочек),
зеркальце для игр с "солнечным
зайчиком", контейнеры из "киндер-
сюрпризов" с отверстиями, внутрь
помещены вещества и травы с разными
запахами.
- "бросовый материал": веревки, шнурки,
тесьма, катушки деревянные, прищепки,
- на видном месте
вывешиваются правила
работы с материалами,
доступные детям младшего
возраста.
- персонажи, наделанные
определенными чертами
("почемучка") от имени
которого моделируется
проблемная ситуация.
- карточки-схемы проведения
экспериментов (заполняется
воспитателем): ставится дата,
опыт зарисовывается.
пробки
Старший дошкольный возраст
Компонент
дидактический
Компонент оборудования
Компонент стимулирующий
- схемы, таблицы,
модели с алгоритмами
выполнения опытов;
- серии картин с
изображением
природных
сообществ;
- книги
познавательного
характера, атласы;
- тематические
альбомы;
- коллекции
- мини-музей
(тематика различна,
например
"Часы бывают
разные:", "Изделия из
камня".
- материалы распределены по разделам:
"Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты",
"Бумага", "Свет",
"Стекло", "Резина";
- природный материал: камни, ракушки,
спил и листья деревьев, мох, семена,
почва разных видов и др.;
- утилизированный материал: проволока,
кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы,
дерева, пробки и т.д.;
- технические материалы: гайки, скрепки,
болты, гвозди, винтики, шурупы, детали
конструктора и т.д.;
- разные виды бумаги: обычная, картон,
наждачная, копировальная и т.д.;
- красители: пищевые и непищевые
(гуашь, акварельные краски и др.);
- медицинские материалы: пипетки с
закругленными концами, колбы,
деревянные палочки, мерные ложки,
резиновые груши, шприцы без игл
- прочие материалы: зеркала, воздушные
шары, масло, мука, соль, сахар, цветные
и прозрачные стекла, свечи и др.
- сито, воронки
- половинки мыльниц, формы для льда
-проборы-помощники: увеличительное
стекло, песочные часы, микроскопы,
лупы
- клеенчатые фартуки, нарукавники,
резиновые перчатки, тряпки
- мини-стенд
"О чем хочу
узнать завтра";
- личные блокноты детей для
фиксации результатов опытов;
- карточки-подсказки
(разрешающие -запрещающие
знаки) "Что можно, что
нельзя"
- персонажи, наделанные
определенными чертами
("почемучка") от имени
которого моделируется
проблемная ситуация.
В помощь воспитателю:
ПАМЯТКА
Примерная структура ОД
Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.
Упражнения на развитие
внимания, памяти, логического мышления (могут быть
организованы до занятия).
Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления
экспериментирования.
Уточнение плана исследования.
Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.
Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать
сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.
Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.
В помощь воспитателю:
ПАМЯТКА
"Планирование работы с детьми по
экспериментированию"
Младший дошкольный возраст
Работа с детьми данной возрастной группы направлена на создание условий, необходимых для
сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и объектами окружающего мира.
В процессе формирования у детей элементарных обследовательских действий педагогам
рекомендуется решать следующие задачи:
1) сочетать показ предмета с активным действием ребёнка по его обследованию: ощупывание,
восприятие на слух, вкус, запах (может быть использована дидактическая игра типа "Чудесный
мешочек");
2) сравнивать схожие по внешнему виду предметы: шуба - пальто, чай - кофе, туфли - босоножки
(дидактическая игра типа "Не ошибись");
3) учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений (Почему стоит автобус?);
4) активно использовать опыт практической деятельности, игровой опыт (Почему песок не
рассыпается?);
Основное содержание исследований, производимых детьми, предполагает формирование у них
представлений:
1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
2. О природных явлениях ( снегопад, ветер, солнце, вода; игры с ветром, со снегом; снег, как одно
из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес, притяжение).
3. О мире растений (способы выращивания растений из семян, листа, луковицы; проращивание
растений - гороха, бобов, семян цветов).
4. О способах исследования объекта (раздел "Кулинария для кукол": как заварить чай, как сделать
салат, как сварить суп).
5. Об эталоне "1 минута".
6. О предметном мире (одежда, обувь, транспорт, игрушки, краски для рисования и прочее).
В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные
признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся - ломается,
высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее).
Средний дошкольный возраст
Работа с детьми этой возрастной группы направлена на расширение представлений детей о
явлениях и объектах окружающего мира. Основными задачами, решаемыми педагогами в
процессе экспериментирования, являются:
1) активное использование опыта игровой и практической деятельности детей (Почему лужи
ночью замерзают, днём оттаивают? Почему мячик катится?);
2) группировка объектов по функциональным признакам (Для чего необходима обувь, посуда? С
какой целью она используется?);
3) классификация объектов и предметов по видовым признакам (посуда чайная, столовая).
Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них
следующих представлений:
1. О материалах (глина, дерево, ткань, бумага, металл, стекло, резина, пластмасса).
2. О природных явлениях (времена года, явления погоды, объекты неживой природы - песок, вода,
снег, лёд; игры с цветными льдинками).
3. О мире животных (как звери живут зимой, летом) и растений (овощи, фрукты), условия,
необходимые для их роста и развития (свет, влага, тепло).
4. О предметном мире (игрушки, посуда, обувь, транспорт, одежда и т.д.).
5. О геометрических эталонах (круг, прямоугольник, треугольник, призма).
6. О человеке (мои помощники - глаза, нос, уши, рот и т.д.).
В процессе экспериментирования словарь детей пополняется за счёт слов, обозначающих свойства
объектов и явлений. Кроме этого, дети знакомятся с происхождением слов (таких, как: сахарница,
мыльница и т.д.).
В этом возрасте активно используются строительные игры, позволяющие определить признаки и
свойства предметов в сравнении с геометрическими эталонами (круг, прямоугольник, треугольник
и т.д.).
Старший дошкольный возраст
Работа с детьми направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и
предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений.
Основными задачами, решаемыми педагогом в процессе экспериментирования, являются:
1) активное использование результатов исследования в практической (бытовой, игровой)
деятельности (Как быстрее построить прочный дом для кукол?);
2) классификация на основе сравнения: по длине (чулки - носки), форме (шарф - платок -
косынка), цвету/орнаменту (чашки: одно- и разноцветные), материалу (платье шёлковое -
шерстяное), плотности, фактуре (игра "Кто назовёт больше качеств и свойств?").
Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них
следующих представлений:
1. О материалах (ткань, бумага, стекло, фарфор, пластик, металл, керамика, поролон).
2. О природных явлениях (явления погоды, круговорот воды в природе, движение солнца,
снегопад) и времени (сутки, день - ночь, месяц, сезон, год).
3. Об агрегатных состояниях воды (вода - основа жизни; как образуется град, снег, лёд, иней,
туман, роса, радуга; рассматривание снежинок в лупу и т.п.).
4. О мире растений (особенности поверхности овощей и фруктов, их форма, цвет, вкус, запах;
рассматривание и сравнение веток растений - цвет, форма, расположение почек; сравнение цветов
и других растений).
5. О предметном мире (родовые и видовые признаки - транспорт грузовой, пассажирский,
морской, железнодорожный и пр.).
6. О геометрических эталонах (овал, ромб, трапеция, призма, конус, шар).
В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счёт слов, обозначающих свойства
объектов и явлений. Кроме, того дети знакомятся с происхождением слов, с омонимами, с
многозначностью слова (ключ), синонимами (красивый, прекрасный, чудесный), антонимами
(лёгкий - тяжёлый), а также фразеологизмами ("лошадь в яблоках").