Напоминание

"Социализация личности ребенка - дошкольника на основе взаимодействия семьи и ДОУ"

Автор: Федорова Софья Романовна

Должность: старший воспитатель

Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР-детский сад №17 "Сардаана" с.Борогонцы"

Населённый пункт: РС(Я) Усть-Алданский улус с.Борогонцы

Наименование материала: проект

Тема: "Социализация личности ребенка - дошкольника на основе взаимодействия семьи и ДОУ"

Описание:

Дошкольное детство - время первоначального становления личности, формирования, основ самосознания и индивидуальности ребенка. Проект разработан для эффективного функционирования процесса социализации личности ребенка в условиях взаимодействия семьи и ДОУ.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=1922

Опубликовано 18.12.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №17 «Сардаана» с.Борогонцы» Муниципального района «Усть-Алданский улус (район)» Республики Саха (Якутия) Тема проекта:
«Социализация личности ребенка-дошкольника на основе

взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения»
Автор проекта: старший воспитатель МБДОУ «ЦРР-д/с №17 «Сардаана» Федорова Софья Романовна (квалификационная категория-сзд)
Краткая аннотация проекта:
Дошкольный возраст
- яркая, неповторимая страница жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, становление связи ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общим людским ценностям. Дошкольное детство - время первоначального становления личности, формирования, основ самосознания и индивидуальности ребенка. В проекте участвуют: воспитанники, родители и педагогический коллектив МБДОУ.  Цель: Выявить организационные условия эффективного функционирования процесса социализации личности ребенка в условиях взаимодействия семьи и ДОУ; Определены следующие задачи:  Выявить благоприятные условия для внедрения новых форм и методов повышения эффективности воспитательного процесса.  Разработать и внедрить в практику МБДОУ разнообразные формы и методы взаимодействия детского сада и семьи.  Способствовать активному включению родителей в воспитательно – образовательный процесс детского сада.  Разработать рекомендации для создания условий полноценной социализации ребенка. В начале работы был выявлен круг проблем, таких как:  неуважительное отношение к именам сверстников;  неумение отстаивать свою точку зрения;  незнание детьми своих прав;  неумение вести себя в конфликтной ситуации;  неумение давать оценку своим поступкам;  неуважение к результатам труда людей;
 непонимание родителями любви как основы семейных взаимоотношений. В основу исследования положена гипотеза , согласно которой процесс социализации личности дошкольника в дошкольном образовательном учреждении будет эффективным, если в дошкольном учреждении будут реализованы условия включения семьи в процесс социализации личности ребенка-дошкольника; будут разработаны рекомендации по учету условий, обеспечивающих полноценную социализацию личности ребенка- дошкольника в процессе взаимодействия ДОУ и семьи. Сроки реализации проекта: Рассчитан на 1 учебный год с 2014-2015 уч.г. Этапы реализации проекта: 1 этап: Подготовительный этап: Анкетирование родителей (сентябрь) 2 этап: Основной этап. Взаимодействие ДОУ и семьи 3 этап: Практика (в течении учебного года) 4 этап. Работа с родителями (январь-март). 5 этап. Заключительный этап.. Постановка проблемы: С первых дней своего существования человек окружен другими людьми. С самого начала своей жизни он включен в социальное взаимодействие. Первый опыт общения человек приобретает еще до того, как научится говорить. Человек формируется только при наличии общественных условий жизни. Личность развивается и совершенствуется под влиянием других людей. Этот процесс получил название социализация. По мнению многих ученых (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн и др.), первые годы жизни – это критически важный период для социального, интеллектуального и личностного развития. Именно в детском возрасте у человека формируется самосознание и
закладываются первые представления о самом себе, образуются устойчивые формы межличностного взаимодействия, моральные и социальные нормы. В детском возрасте огромное влияние на процесс социализации оказывают агенты социализации, то есть лица, с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие. Ими могут являться: семья (родители или лица, постоянно заботящиеся и общающиеся с ребенком, братья или сестры); детский сад (в первую очередь воспитатели); общество (сверстники, друзья). По своей роли в процессе социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для ребенка, как выстраивается взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние. Важным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является семья (как один из институтов социализации). Ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию. Изучение образовательной практики показывает, что традиционно вопросам социального воспитания детей дошкольного возраста не уделяется должного внимания, часто игнорируется влияние семьи на процесс социализации ребенка-дошкольника. Так как детский сад является одним из основных институтов социализации, представляется необходимым обратить внимание на совершенствование деятельности дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) по организации условий для успешной социализации ребёнка, охватывая развитие его поведенческой, эмоционально-чувственной, познавательной, бытийной, морально-нравственной, межличностной сторон его жизни. Другими словами, в процессе социализации ребёнка необходимо обучать нормам и правилам поведения, эмоциональному реагированию на различные ситуации, способам проявления и переживания различных чувств. Ребенок постепенно усваивает, каким образом познавать окружающий природный и социальный мир, как организовать свой быт, каких морально-
этических ориентиров придерживаться, как эффективно участвовать в межличностном общении и совместной деятельности. Важно, чтобы воспитательно-образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении охватывал основные виды социализации ребёнка (естественно- культурного, социально-культурного, социально-психологического и т.д.) и задавал начальные условия для полной и успешной социализации личности в будущем, необходимо организовать условия вхождения ребёнка в систему социальных отношений как компонента этой системы, т.е. ребёнок должен стать частью социума. Для того, чтобы эти условия полноценно выполнялись и приносили ощутимый результат, ДОУ необходимо поддерживать и развивать взаимосвязь с родителями, семьей ребенка. Семья, как один из главных социальных институтов для социализации дошкольника, должна быть непосредственно взаимосвязана с ДОУ. Очевидно, что семья и детский сад, выполняя свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка. Стратегия достижения поставленных целей и задач: Для активного усвоения дошкольниками ценностей, социальных норм и правил в единстве мотивационного, когнитивного и деятельностно- практического компонента в их жизнедеятельности необходимо направлять воспитательную работу таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя уверенным, защищенным, счастливым, убежденным в том, что его любят, удовлетворяют его разумные потребности. Целостность в осмыслении понятий социальной действительности достигается благодаря широкому использованию литературы, музыкальному, изобразительному материалу, а также собственному творческому использованию окружающей действительности. Учитывая особенности возраста, педагог определяет тематику дня и содержание работы в соответствии с общей темой недели. Для полноты раскрытия содержательного аспекта темы важно создание в
течение дня нравственно-этических ситуаций как важнейшего условия для возникновения эмоционально-творческого переживания действительности. Большое место в течение дня занимает совместная деятельность взрослого и ребенка по закреплению понятий в разных формах. Кроме того, создаются условия для свободной и самостоятельной деятельности детей. Занятия проводятся в форме увлекательных и познавательных игр, т.к. игр игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, установлению психологически адекватной возрасту ситуации общения. Содержание обучения должно выводить ребенка за пределы его непосредственного личного опыта в сферу опыта человеческого и тем самым давать ребенку новую форму жизни в обществе – взаимодействие с обобщенными, общечеловеческими знаниями. Ребенку предлагается мысленно стать участником событий, дать оценку поступков героев, предложить и обосновать свой вариант поведения. Важным условием для полноценной социализации ребенка- дошкольником является вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс ДОУ. Педагоги ДОУ должны вести работу так, чтобы родители были активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует. Для того, чтобы родители стали нашими активными помощниками, необходимо вовлечь их в жизнь детской группы. Воспитателям часто приходится сталкиваться с преодолением естественного сопротивления, недоверия, нежелания со стороны родителей, постепенно приобретая авторитет, повышая мотивацию родителей на сотрудничество. Мотивация – это сложный и важный этап в работе с родителями, цель которого – заинтересовать, настроить и побудить родителей принять участие в жизни ребенка в детском саду. Изучив социальный паспорт группы, образовательный уровень родителей и, проведя анкетирование, мы свою
работу решили построить с опорой на следующие моменты: доверительность общения, опора на интересы и потребности родителей, вовлеченность родителей в совместную с детьми и педагогами деятельность, индивидуальность мотивов, потребностей, ценностей. В анкетировании приняло участие 23 семьи. На основании полученных данных были сделаны следующие выводы: � Родители получают необходимую педагогическую информацию из интернета и педагогической литературы – 70%, и лишь 30% обращаются за советом к педагогу;  Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени, для занятий с детьми дома, а также бывают не уверены в своих возможностях;  Родители отмечают, что общение с педагогами предпочитают, как в деловой, так и в неформальной обстановке;  В большей степени родители обращаются к воспитателю с такими вопросами, как аппетит, сон, самочувствие ребенка и в меньшей степени настроение и поведение ребенка, спросить совета по вопросам воспитания, поделиться успехами ребенка.  Для большинства родителей важно, как складывается общение ребенка со сверстниками и какой статус он занимает в группе. Таким образом, проанализировав полученные данные, мы пришли к выводу, что у родителей есть потребность в общении с педагогами и поэтому столь необходимой представляется реализация целостной системы взаимодействия ДОУ и семьи. При этом использование разнообразных форм сотрудничества с родителями дает возможность сформировать у них интерес к вопросам воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся педагогические знания, развивать креативные способности. В ходе реализации данного проекта мы полагаем, что у родителей возрастет:  потребность в общении с педагогами группы и специалистами дошкольного учреждения;
 инициативность и активность в детской группе и детском учреждении;  способность рефлексии родителями собственных возможностей. Особенностью данного проекта является неотъемлемая часть деятельности педагогов, родителей, детей. Участие родителей в деятельности группы вызывает у ребенка положительные эмоции, формирует семейное единство, гордость за свою семью и своих родителей. Таким образом, работа педагогов и родителей группы способствует формированию и развитию семьи, как основного института социализации и способствует адаптации семья и ребенка в социуме.
Основными формами работы
детского сада и семьи мы выбрали как традиционные формы работы:  консультации,  анкетирование,  родительские собрания,  беседы. Так и
нетрадиционные формы:
 совместные досуги, праздники,  участие родителей в выставках,  организация дней открытых дверей. Одной из форм работы с родителями на современном этапе является проведение различных конкурсов, вечеров вопросов и ответов и др. Такие формы работы позволяют родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем-либо новом, обменяться знаниями друг с другом, обсудить некоторые проблемы развития детей. Пожалуй, ничто другое так не сближает педагогов и родителей, как совместный досуг детей и родителей, где все выступают полноправными участниками. При их подготовке таких мероприятий родители задействованы практически во всех этапах подготовки:
 обмене идеями, практическими советами по поводу предстоящего праздника;  помощи в разработке сценария;  разучивании стихов, песен, танцев, работе над ролью;  помощи в оформлении помещения;  пошиве праздничных костюмов;  подготовке отдельных номеров;  изготовлении сюрпризов и подарков и т.д. Такой подход побуждает к творческому сотрудничеству родителей, детей и воспитателей, устраняет отчужденность между ними, вселяет уверенность в успехе совместной работы, решает многие проблем.


Наименование

этапа работы

Мероприятия

сроки

результат

ответственны

й
1 Подготовительны й этап Анкетирование родителей Сентябр ь 2014 г. Результаты анкетирования Воспитатели, родители 2 Наблюдения за деятельностью детей Сентябр ь 2014 г. Результат наблюдений Воспитатели, дети 3 Планирование разнообразных форм работы с родителями Воспитатели 4 Основной этап Взаимодействие ДОУ и семьи. Привлечение родителей к участию в педагогическом процессе по познавательному развитию детей. Октябрь 2014 г. Проведены мероприятия. Тема: «Моя семья» ( изготовление визитки), традиции семьи, гениалогическо е древо, профессии родителей. Воспитатели, родители 5 Октябрь -ноябрь «Золотая осень» Выставка работ Воспитатели, родители и дети.
родителей с детьми. 6 Ноябрь 2014 г. «Мой родной край» Тематическое развлечение с детьми, родителями Воспитатели, родители и дети. Привлечение родителей к украшению групп, зала и территории к Новогоднему утреннику Декабрь 2014 г. Новогодний утренник Совместная сказка педагогов и родителей для детей «Репка». Воспитатели, родители и дети. Январь 2015 г. Знакомство детей с народными традициями и обычаями «Ебугэм утуе угэстэрэ» Воспитатели, родители и дети. Январь 2015 г. Совместное офрмление родителей с детьми папки «Мой ребенок» Родители и дети Привлечение отцов на спортивный праздник Февраль 2015 г. Тематическое развлечение: «День защитников Отечества» Выставка портретов отцов, поделки работ отцов с детьми. Воспитатели, музыкальный руководитель, физкультурный инструктор, отцы и дети. Март 2015 г. Тематическое развлечение: «Мамин день» Выставка портретов Мам, поделок для мам. Воспитатели, музыкальный руководитель, матери и дети. Заключительный этап Подготовка к празднику «День Апрель – май Результаты. Совместное Все специалисты
защиты детей». Расширенный мониторинг: Удовлетворенност ь взаимодействием дошкольного учреждения и семьи 2015 г. тематическое мероприятие ко дню Защиты детей. ДОУ, родители и дети. Ожидаемые результаты: Достигается положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители обретут уверенность в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем (от материальных до хозяйственных). В полной мере будет учитываться индивидуальность ребенка, так как педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их в работе, учитывает тип семьи и стиль семейных отношений, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса. Также дает возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.


Яндекс.Метрика