Напоминание

"Каша - здоровье наше" "Книга рецептов"

Автор: Карнаухова Юлия Владимировна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: МАДОУ 250

Населённый пункт: Барнаул

Наименование материала: проект

Тема: "Каша - здоровье наше" "Книга рецептов"

Описание:

Важно побудить ребенка задуматься о работе своего организма. работать определенные навыки правильного потребления пищи с раннего возраста и сформировать предпосылки оптимального здорового питания в течение всей жизни. Большинство детей не любят каши, не знают о пользе злаковых культур

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=1947

Опубликовано 19.12.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Проект по теме:
«Каша - здоровье наше!» Разработала: воспитатель Карнаухова Юлия Владимировна МАДОУ 250 Средняя группа № 7 Барнаул 2015

Тема проекта:
«Каша - здоровье наше! ».
Проблема:
болезни детей гастритом в раннем возрасте из-за неправильного питания. Исследования показали, что неправильное питание /употребление пищи с большим содержанием жира, рафинированного сахара, высококалорийной/ может увеличить вероятность развития у детей таких болезней как рак и сердечно-сосудистые заболевания, высокое кровяное давление и избыточный вес. Важно побудить ребенка задуматься о работе своего организма. работать определенные навыки правильного потребления пищи с раннего возраста и сформировать предпосылки оптимального здорового питания в течение всей жизни. Большинство детей не любят каши, не знают о пользе злаковых культур. В ходе беседы с детьми их заинтересовало, где и как выращивают злаки и крупы: гречка, рис, манка, горох и т д. Какие разнообразные виды существуют, какими свойствами они обладают, и какие блюда из них можно приготовить. Для решения этой проблемы возник проект: «Каша - здоровье наше »!
Цель проекта:
формирование представления детей о каше, как полезном продукте на завтрак, через знакомство с традициями, играми, песнями, пословицами, поговорками, предметами быта русского народа, связанными с культовым блюдом - кашей. Каша - залог здорового питания!
Задачи:
1. Сформировать представления детей о законах правильного питания, о полезном продукте - каше, о витаминах в ней. 2. Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу 3. Пробудить интерес детей к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем 4. Сформировать представления о связи рациона питания и образа жизни наших предков, о высококалорийных и полезных продуктах 5. Обогатить практический опыт детей в приготовлении каши 6. Воспитать у детей потребность вести здоровый образ жизни. 7. Формирование проектно-исследовательских умений и навыков: выявить проблему; с помощью воспитателя искать нужное решение, выбирать наиболее адекватный способ решения; самостоятельно анализировать полученные результаты. 8. Стимулировать интерес родителей к вопросам правильного и здорового питания детей. 9. Воспитывать бережное отношение к природе.
Физическое развитие:

 Расширять представления детей о полезности употребления в пищу разнообразных каш.  Формировать у детей навыки безопасного поведения, привычку вести здоровый образ жизни, развивать осознанное отношение к своему здоровью
Познавательное развитие
 Систематизировать знания, стимулировать развитие познавательных и творческих способностей,  Развивать способность к речевому планированию, устанавливать причинно-следственные связи  Продолжать обогащать словарь детей, совершенствовать умение строить высказывание, использовать разные части речи в соответствии с их значением, согласовывать слова в предложении.
Участники проекта
: дети средней группы, родители, воспитатель
Гипотеза исследования
: (выдвигалась в процессе совместного обсуждения воспитателя с детьми, бесед детей с родителями, чтения литературы): злаковые культуры, крупы с огорода, с полей являются ценными для организма продуктами, они обладают питательными и лечебными свойствами. Люди выращивают множество видов злаков, круп делают из них полезные и вкусные блюда. Для организации полноценного питания в соответствии с проблемой и гипотезой исследования дети с помощью воспитателя поставили определенные задачи дальнейшего исследования проблемы: 1. Изучение происхождения и разнообразия видов культурных растений, особенности их выращивания. 2. Анализ полезных для организма и лечебных свойств злаков, их значения в жизни человека. 3. Знакомство с образами некоторых растений в народных песнях, играх, забавах. 4. Знакомство с рецептами приготовления блюд из растений с огорода, и освоение некоторых способов приготовления . Организация исследования в рамках проекта Сбор, анализ и систематизация информации • Сбор информации о кашах • Подбор стихов, пословиц, загадок, частушек, скороговорок о каше, рассказов из истории каши. • Подбор художественной литературы о каше, дидактических игр, песен.
• Домашнее задание «Сбор информации о старинных рецептах приготовления каш». • Подбор книг, журналов о злаках, о кашах. Результаты исследования: 1. Оформление книги старинных русских рецептов «Любимая каша нашей семьи! » 2. Конспект беседы «Русская каша – сила наша! » 3. Рисунки детей «Моя любимая сказка о каше». 4. Пополнение дидактического материала: картины «Злаки», слайдовая презентация по теме. Работа с родителями: 1. Была проведена беседа: «рацион питания дошкольников» 2. Домашнее задание совместно с родителями: Оформление Книги старинных русских рецептов «Любимая каша нашей семьи». 3. Домашнее задание совместно с родителями: «Обогатить практический опыт детей в приготовлении каши» Беседы:
1.
Беседа о злаках, рассматривание разных видов злаков
2.
Беседа о пользе и видах каши.
3.
Чтение сказок: Братья Гримм «Волшебный горшочек», р. н. с. «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Драгунский «Тайное становится явным»; Пушкин А. С. «Сказка о попе и работнике его Балде», Н. Носов «Мишкина каша», «Богатырская каша».
4.
Разучивание: стихов, песен, частушек, пословиц и скороговорок, о кашах.
5.
Рассказ об истории образования каши. Творческая познавательная и практическая деятельность детей: 1. Аппликация «из круп ». 2. Совместная изо - деятельность по теме «Сказки о каше! ». 3. Рисунки на тему: «Сказки о каше ». 3. Дидактическая игра «Узнай и назови крупу»
4.Хороводная игра «Раз, два, три - горшочек кашу вари» 5. Пальчиковая игра «Сорока-ворона…».
1. История появления каши в жизни человека
Каша – это традиционное блюдо русской кухни. Традиции русской кулинарии обусловлены спецификой исторического приготовления (печь и горшки), но, это связано и с основным видом деятельности крестьян на Руси – хлебопашество, возделывание зерновых культур. В старину отмечали праздник каши – 26 июня. В этот день украшали дома букетами гречихи и просили святую Акулину, чтобы она дала богатый урожай. Каша – самое распространенное русское блюдо. Само слово каша в древнем его значении праславянское и означает кушанье, приготовленное из растертого зерна (краш - "тереть"). Первоначально каша представляла собой жидкую похлебку из муки, но впоследствии, с появлением новых зерновых культур, распространением гречихи, слово "каша" стало означать преимущественно гречневую кашу. Каша -любимое кушанье среди русских людей. Её использовали и в будни и в праздники. Ни одно застолье не обходилось без каши. У русских князей существовал обычай –в знак примирения с врагом варить кашу. Без каши мирный договор считался недействительным. С тех пор про несговорчивых людей говорят: «С ним каши не сваришь»!
2. Как каша попадает к нам на стол.
Огромный путь проходит каша, прежде чем попасть к нам на стол. Люди многих профессий трудятся над этим. Много труда вкладывают хлеборобы, чтобы вырастить хороший урожай. Они поливают, подкармливают, пашут землю, сеют семена злаков и следят за их всходами. Когда колосья созревают, становятся твердыми, начинается уборка урожая. Специальные машины жатки скашивают стебли злаковых и укладывают их в валки. А когда валки подсохнут на солнце, комбайны их подбирают и обмолачивают колосья. Зерно увозят на зерноперерабатывающие заводы, элеваторы. На элеваторах в специальных машинах зерно сушат, очищают от примесей и отправляют на заводы в фасовачные цеха, где их фасуют и отправляют в магазины на продажу. С магазина крупы злаков попадают к нам домой и в детские сады. Наши повара готовят вкусные, ароматные каши. Каши очень полезны детям и взрослым, они богаты белками, углеводами, витаминами.
3. Виды круп и каш.
На Руси варили каши из гречихи, пшеницы, проса, овса и многих других зерновых культур. Злаки содержат практически все необходимые организму питательные вещества в идеальном соотношении. Как и у каждого народа, у которого преобладало земледелие в отличие от разведения скота и охоты,
зерновые культуры и продукты его переработки были основными продуктами питания. В кашах содержатся все необходимые человеку питательные вещества. Гречневая каша – для сердца. Одна из самых полезных каш. Пшенная каша для энергии. Считается, что пшенная каша придает силы.
Овсяная каша против старения, содержит витамин «С», который защищает организм от старения. Перловая каша для молодости. Известна дамам как «Каша красоты» . Из пшеницы мелят манную крупу и варят манную кашу. Из проса получают пшено и варят пшенную кашу. Из ячменя варят перловую и ячневую каши. А рис – гость из Азии. Из риса готовят рисовую кашу. Из кукурузы – кукурузную.

4.

Хороводная игра «Раз, два, три - горшочек кашу вари»
Выбираются дети, которые будут молоком, солью, сахаром, крупой, остальные горшочек. Когда называют ингредиент, необходимый для каши, ребенок выходит в центр круга. А когда выйдут все, они берутся за руки и ведут внутри нашего хоровода свой хоровод. Раз, два, три - ты горшочек наш вари. Молоко мы нальем, до кипенья доведем. Раз, два, три - ты горшочек наш вари. Кашу нужно посолить, да и сахар положить. Раз, два, три - ты горшочек наш вари. Мы крупу насыпаем, дружно все перемешаем. Раз, два, три - ты горшочек наш вари. Каша преет «пых - пых - пых» Для друзей и для родных. Мы все дружно поедим, И гостей всех угостим. Каша вышла-то у нас - Просто класс! - А что мы с вами забыли положить в кашу? (масло). А есть такая пословица: «Кашу маслом не испортишь» Как вы ее понимаете? (с маслом вкуснее). - А что ещё можно добавить в кашу, чтобы она стала ещё вкуснее? (фрукты, орехи, ягоды).

5.

Польза каши для организма человека.
В наше время крупяные каши вышли из моды. Их все меньше и меньше употребляют в пищу. Да, это и понятно, то ли дело быстрее приготовить картофель или макароны. А ведь зря, каши просто необходимы для нормального функционирования организма. Польза каши для организма человека невероятно высока. Тем более, что в нашей стране произрастает огромное множество злаковых. И так, какие полезные и ценные вещества для нашего организма в них находятся? Гречневая каша стоит на первом месте по своей ценности и полезности. И не только потому, что она имеет великолепный вкус и питательную ценность. Богата гречневая каша и минеральными веществами, она снижает риск сердечнососудистых заболеваний. С помощью гречневой каши можно регулировать свой вес, существует так называемая "Гречневая диета". И лучше всего варить ее просто на воде, а не на молоке. Любителям сладкой гречневой каши лучше добавить молоко и сахар уже после ее приготовления. Все нужные вещества в этом случае останутся в полном объеме. Употреблять гречку в еду можно с мясом, молоком, грибами, овощами. Со всеми этими продуктами она принесет огромную пользу организму человека. Принимая постоянно в пищу овсяную кашу успокаиваются нервы, нормализуется сон, улучшается трудоспособность и настроение. Благодаря именно ей желудок и кишечник будут работать без перебоев. Овсяная каша способна очистить кишечник. Не менее она полезна и для кожи

Особое место отводится рисовой каше. При поносах, расстройствах желудка и кишечника из нее готовят слизистые рисовые отвары. В народной медицине существует метод снижения температуры с помощью рисового отвара с добавлением сока репчатого лука.

Перловая каша не только вкусна, но и очень полезна. Чтобы все полезные вещества, находящиеся в перловке дошли до организма человека, ее надо научиться правильно готовить. За 10-12 часов до варки, крупу заливают холодной водой и выдерживают все это время. А потом варят на пару в течение 5-6 часов. Манная каша рекомендуется для питания в послеоперационный период и после длительных инфекционных заболеваний. За счет того, что манная каша быстро готовится, все полезные вещества сохраняются в ней в полном объеме. Манная каша очень полезна людям, но питаться только ею одною не рекомендуется, так как в ней содержится недостаточное количество кальция.
Ячневая каша полезна для желудка. Ее также рекомендуют употреблять в пищу при избыточной массе тела. Кроме этого она отлично выводит вредные вещества из организма. Все каши питательны и поэтому их рекомендуется принимать в пищу в первой половине дня. Помимо полноценного завтрака, это еще и заряд бодрости и энергии.
6. Стихотворение о каше.
Лучше каши нет на свете, Обойди весь белый свет! Любят взрослые и дети, Кушать кашу на обед. В каше много витаминов, Каша нам всегда нужна, В каждом доме, в каждой кухне, Каша быть всегда должна! В саду весело живём, Каши вкусные жуём . С каждым днём мы подрастаем. Сил, здоровья набираем Жизнь у нас тяжёлая, Нам нужна столовая. Повара нужны и каша – Вот такая жизнь наша. Предпочтенье отдаю Я молочной каше Чтобы с каждым новым днем Становиться краше.

7

Результат проекта.
В ознакомлении детей с природой метод проекта эффективен. У детей и их родителей появился интерес к здоровому питанию, дети стали понимать, что еда должны быть не только вкусной, но и полезной. Воспитанники стали творчески перерабатывать информацию, полученную в ходе исследования. Дети узнали, что большинство витаминов не образуются в организме человека и не накапливаются, а поступают только с пищей. Вот почему злаковые культуры должны быть в рационе ребенка регулярно. Любая каша – это чрезвычайно полезный и к тому же диетический продукт. Включение различных каш в рацион питания помогает человеку не только получить столь необходимые организму витамины, микроэлементы и другие полезные вещества, но и способствует профилактике, а в ряде случаев и целенаправленному лечению многих заболеваний. 1) Каша имеет многолетнюю историю; 2) Каша полезна для организма человека, так как зерно, из которого её варят содержит различные витамины и микроэлементы; 3) Каши благотворно влияют на пищеварение, на работу сердца и других органов; 4) О каше написано много сказок, загадок, пословиц; Одним словом, гипотеза верна, «Ешьте больше каши – будете здоровы!» В конце работы была разработана «Книга старинных русских рецептов каши»


Список использованных источников.
1. Болтовской Г. Каша – здоровье наше. 2. Похлебкин В.В. Каши. 3. Похлебкин В.В. Тайна хорошей кухни.
4. Похлебкин В.В. Моё меню. 5. Похлебкин В.В. Каши по-новому. 6. Интернет- ресурсы.


Яндекс.Метрика