Развитие речи «Составление описательных рассказов по теме: «Родина моя – Россия!»
Цель: Развитие навыков связной речи.
Задачи:
Образовательные:
-закреплять и расширять знания детей о родной стране, её достопримечательностях.
Развивающие:
- развивать связное высказывание, точность, логичность, актуальность.
-развивать внимание, долговременную память, ориентировку в пространстве, наглядно-образное
мышление.
Воспитательные:
-воспитывать любовь к Родине.
Программное содержание:
-продолжать знакомить детей с Россией;
-закреплять знания детей о том, что наша страна большая, красивая, необъятная;
-познакомить детей с географическим расположением нашей страны, материка, где мы живём,
используя карту мира;
-обогатить словарный запас у дошкольников по данной теме;
-развивать связную речь у дошкольника, умение слушать товарищей;
-продолжать учить детей самостоятельно и последовательно составлять описательные рассказы о
стране, в которой мы живём, используя накопленные знания;
-познакомить детей с российской символикой, её назначением и обозначением: флаг, герб, гимн;
-развивать зрительное восприятие и внимание, общую моторику;
- продолжать воспитывать у детей патриотические чувства к Родине.
Предварительная работа:
-рассматривание иллюстраций по заданной теме;
-чтение художественной литературы о родной стране;
-заучивание стихотворений о родной Земле;
- прослушивание музыкальных произведений патриотического характера;
-беседы по темам: «Моя Родина», «Моя семья», «Мой любимый город», «Достопримечательности
нашего города», «Я русский человек»;
-выставка рисунков «Путешествие по городам России».
Виды детской деятельности:
-коммуникативная,
- игровая,
- чтение художественной литературы,
- продуктивная,
-музыкально-художественная.
Словарная работа:
-обогащать словарь детей понятиями: столица, гимн, герб, патриот, гражданин, Родина.
Интеграция образовательных областей:
-коммуникация,
-познание,
-чтение художественной литературы,
-художественное творчество,
- музыка.
Материал:
-карта мира,
-фонограмма,
-иллюстрации,
-цветной картон - полоски,
- план-схема для составления рассказа,
-мяч.
Ход непосредственно-образовательной деятельности:
Приветствие гостей.
Ребята, мы с вами много говорили о нашей Родине, читали рассказы и стихи о ней, рисовали рисунки
о стране, в которой мы живём. И сегодня, я вам предлагаю проверить свои знания, посмотреть,
насколько хорошо мы знаем свою Родину, может сегодня, кто-то узнает что-то новое для себя. Вы
готовы отправиться в нелёгкий путь и проверить свои знания? - (ответы детей).
И так, вперёд…
Вы уже знаете, что у каждого человека есть малая Родина. А какая у нас малая Родина?- (ответы
детей) – (город Тайшет)
Малая Родина у каждого своя. Это - то место где человек родился, вырос, где живёт. Это наш дом и
всё, что нас окружает.
А что значит большая Родина? – (ответы детей) - (Это наша страна)
Как называется наша страна? – (ответы детей) – (Россия)
Самая большая страна в мире – наша Родина – Россия.
Посмотрите, какую огромную территорию она занимает – ( показ границы на карте )
Чтение стихотворения (ребёнок) «Наша Родина» Н. Забила
«Как велика моя земля!
Как широки просторы.
Озёра, реки и поля
Леса и степь и горы!
Раскинулась моя земля
От севера до юга.
Когда в одном краю весна –
В другом снега и вьюга!»…
Показ иллюстраций – выставка. Всё, что вы видите – это наша бескрайняя страна - Россия.
Вы здесь видите и горы, и леса, и берёзовые рощи, и реки, и озёра.
Какие города России вы знаете? – (ответы детей)
Как называется главный город нашей страны? – (ответы детей)
Показ иллюстраций: достопримечательности Москвы, руководитель страны.
В Кремле работает правительство России, которое управляет, руководит жизнью нашей страны.
Главой нашего государства является президент – Владимир Владимирович Путин.
У каждой страны есть отличительные знаки – государственные символы: флаг, герб, гимн. Есть они и
у России. Флаги разных стран отличаются друг от друга. Они могут быть похожи, но двух одинаковых
вы никогда не найдёте.
У России флаг трёхцветный. Три полосы – белая, синяя, красная.
Что вам напоминает белый цвет? – (ответы детей: берёзы, снег, облака, ромашка…)
Белый цвет – это цвет мира и чистоты. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая. Она ни на
кого не нападает.
А что вам напоминает синий цвет? – (ответы детей: небо, реки, озёра, моря, океаны…)
Синий цвет – это вера и честность. Народ любит свою страну, защищает её, верен ей.
А что вам напоминает красный цвет? – (ответы детей: солнце, тепло, огонь…)
Красный цвет – цвет силы, мужества. Это кровь, пролитая за Родину.
Игра «Сложи российский флаг» (выложить из разрезных, цветных полосок флаг России)
Игра «Какой флаг?» (с мячом)
Цель: Учить подбирать имена прилагательные.
(Воспитатель задаёт вопрос: какой флаг? – бросает мяч ребёнку, ребёнок отвечает… трёхцветный,
трёхполосый, российский, государственный, бело-сине-красный, прямоугольный, любимый,
красивый, большой, маленький, развевающийся…)
Показ иллюстрации: герб России.
Что изображено на иллюстрации? – (ответы детей: герб России)
Это герб нашей страны. Это второй символ нашего государства. Герб России является символом
единства народов живущих в России.
Скажите, кто изображён на гербе? – (ответы детей: на российском гербе двуглавый орёл. Одна
голова смотрит направо-где запад, другая налево-где восток. Он охраняет наши границы, чтобы
враги не смогли напасть на нашу Родину)
Дети, а вы знаете, что это такое? – (ответы детей: ноты, песня…)
Это третий отличительный символ страны – гимн!
Гимн – это торжественная песня, прославляющая могущество и величие нашей страны. Когда звучит
гимн нужно встать и не разговаривать. Сейчас мы прослушаем отрывок из гимна (звучит гимн).
Что мы с вами сейчас слушали? – (ответы детей: гимн России, главную песню …)
В этой песне говорится о России, в ней прославляется наша Родина. Такая музыка рождает гордость
за свою страну. Гимн объединяет всех людей нашей страны – тех, кто любит свою Родину и гордится
ею.
Физминутка: имитация видов спорта под музыку «Давай, Россия!»
Пальчиковая гимнастика «Российская семья»
«Живут в России разные народы с давних пор,
Массаж пальцев рук.
Одним – тайга по нраву,
Другим – родной простор.
У каждого народа – язык свой и наряд.
Руки вперёд, пальцы соединить.
Один черкеску носит, другой надел халат.
Один - рыбак с рожденья,
Ладони имитируют плаванье рыбки.
Другой – оленевод.
Пальцы расставлены в стороны, руки перекрещены над головой.
Один - кумыс готовит,
Круговое поглаживание живота рукой.
Другой готовит - мёд.
Тыльной стороной ладони вытирают рот.
Одним - милее осень,
Руки опускают сверху вниз, потряхивая кистями.
Другим – милей весна.
Приседают, поглаживают «траву».
А Родина – Россия
«Домик».
У нас, у всех – одна!»
Берутся за руки.
А сейчас я предлагаю составить рассказ о нашей стране, о Родине по плану.
На доске план рассказа. Он поможет вам составить правильный и полный рассказ.
Подумайте, о чём вы расскажите? Рассказы детей: 2-3 ребёнка.
Итог. Развитие детского словотворчества.
Давайте ещё раз вспомним:
-Как называется наша страна? (Россия)
-Как называется столица России? (Москва)
-Перечислите государственные символы России (флаг, герб, гимн)
-Кто является главой нашего государства? (президент)
-Назовите его полное имя (Владимир Владимирович Путин)
В заключении послушайте стихотворение «Моя Родина» М. Лисянского
«Великую землю, любимую землю,
Где мы родились и живём.
Мы Родиной светлой, мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовём!»…
Воспитатель благодарит детей за интересное занятие и вручает им сувениры (шоколадные
медальки).