Напоминание

"Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута дошкольника"

Автор: Бабикова Елена Викторовна

Должность: старший воспитатель

Учебное заведение: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №7"

Населённый пункт: г. Ленинск-Кузнецкий

Наименование материала: консультация для педагогов

Тема: "Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута дошкольника"

Описание:

В материале представлено описание ИОМ, основная цель образовательного маршрута, для каких детей разрабатывается, примерная схема. Рекомендовано воспитателям.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=1975

Опубликовано 21.12.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута

дошкольника
В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Это ставит перед воспитателями, логопедами, психологами дошкольного образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (далее – ИОМ). Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении. Основная цель составления индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) - создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития. Задачи по социально - личностному развитию ребенка: • Создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка; • Организовать единую систему работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально- личностному развитию ребенка; • Совершенствовать стиль общения педагога с ребенком: придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия воспитанника; • Создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей; • Формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время) Индивидуальный -образовательный маршрут определяется: государственным заказом; потребностями и запросами родителей; индивидуальными функциональными возможностями и уровнем развития воспитанников;
возможностями ДОУ; Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются: - для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования; - для детей, с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов. -для детей с высоким интеллектуальным развитием. Индивидуальный образовательный маршрут включает основные направления: • развитие общей и мелкой моторики; • развитие культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных навыков; • формирование деятельности ребенка (манипулятивной, сенсорно- перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивно) к которой относятся - лепка, аппликация, рисование) и другие виды продуктивной деятельности. • развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций); • формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях); • формирование представлений о пространстве, времени Методы, используемые в работе: • Беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с «волшебными» средствами понимания; • Игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально- личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций) • Занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения) ; • Приемы арт - терапии (куклотерапия, изотерапия, сказкотерапия) ;
• Релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т. д.) При разработке индивидуального маршрута мы опираемся на следующие принципы: - принцип опоры на обучаемость ребенка, - принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития. - принцип соблюдения интересов ребенка. По другому его называют "на стороне ребенка". Воспитатели должны объективно относится к ребенку и его проблемам! Быть всегда на стороне ребенка! - принцип тесного взаимодействия и согласованности работы "команды" специалистов, в ходе изучения уровня развития ребенка (явления, ситуации) ; - принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы. - принцип отказа от усредненного нормирования. Реализация данного принципа предполагает избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка. - принцип опоры на детскую субкультуру. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт. На основе анализа изученной нами литературы были выделены несколько этапов конструирования индивидуального образовательного маршрута
Примерные схемы ИОМ дошкольников 1 младшей группы
ФИО ребёнка: Миша Возраст: 2 года Группа: 1 младшая Трудности: Отставание в речевом развитии, проблемы с коммуникацией. Месяц Неделя Режимные моменты Дидактическ ие игры, непосредств енно образовател ьная деятельност Совместная деятельность с педагогом Взаимодейст вие с родителями
ь
Август
1 неделя Поручение: Помочь воспитателю выбрать книгу для чтения Работа с соленым тестом «Осьминожк и» Выход вместе с воспитателем в приемную и найти свой шкафчик Пальчиковая гимнастика «Моя семья» 2 неделя Поручение: Самостоятельно найти свою обувь в приемной перед прогулкой. Дид. игра «Кто, как кричит»» Помоги воспитателю посчитать детей и отметить, кто отсутствует Порекоменд овать родителям перечень игр на развитие речи 3 неделя Назови предметы, необходимые для НОД рисование. Рисование ладошкой «Веселые осьминожки » Пальчиковая игра «Прятки» 4 неделя Самостоятельно подготовиться ко сну и найти свою кроватку Дид. игра «Кто, как кричит?» Упражнение для артикуляционног о аппарата «Пузырь лопнул», «Зайку приняли за волка» Упражнение для артикуляцио нного аппарата «Пузырь лопнул»
Сентяб

рь
1 неделя Прогулка «Что изменилось на участке» Презентация о животных «Кто есть кто» Упражнение «Покажи, как котенок молоко лакает» Игра «В гости к нам».
2 неделя Сложить разбросанные игрушки по местам. Разучивание стихотворен ия А. Барто «Уронили мишку на пол» с использован ие мимики лица и тела Коммуникацион ная игра «Ласковое имя» Повтор стихотворен ия, выученного в детском саду.. 3 неделя Декламирование стихотворения А. Барто « Наша Таня громко плачет» перед всей группой Упр. Для губ «Иголочка» Пальчиковая гимнастика «Капуста» 4 неделя Навести порядок в уголке для рисования Работа с наглядным материалом «Чего не хватает?» Дид. игра «Пуговицы и бантики Игра на внимание «Чего не хватает?»
Октябр

ь
1 неделя Учиться собирать игрушки на прогулке Рисование пальчиком «Ласковое солнышко» Дид. игра на сенсорику «Чудесный мешочек» Консультаци я для родителей «Адаптация ребенка в условиях детского сада» 2 неделя Пальчиковая гимнастика Артикуляционна я гимнастика Консультаци я
«Пальчики» «Лягушка» «Правильная речь родителей и в семье , и вне дома» 3 неделя Экскурсия по детскому саду Рисование «Цветы» (тампониров ание) Дид. игра «Игрушки» Рисуем вместе «Мама, папа, я- дружная семья» 4 неделя Правильно используем столовые приборы: учимся правильно держать ложку. Дид. игра «Профессии », Артикуляци онная гимнастика «Хоботок» Пластилино- графия «Ласковое солнышко»
Предполагаемый результат
1. Развитие мелкой моторики пальцев. 2. Усовершенствование устной речи ребенка, умение правильно произносить слова. 3. Развитие коммуникативных навыков. 4. Развитие сенсорного восприятия окружающего мира.


Яндекс.Метрика