"Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута дошкольника"
Автор: Бабикова Елена Викторовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №7"
Населённый пункт: г. Ленинск-Кузнецкий
Наименование материала: консультация для педагогов
Тема: "Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута дошкольника"
Описание:
В материале представлено описание ИОМ, основная цель образовательного маршрута, для каких детей разрабатывается, примерная схема. Рекомендовано воспитателям.
Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута
дошкольника
В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется
на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник
может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Это
ставит перед воспитателями, логопедами, психологами дошкольного
образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для
реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из
решений в данной ситуации является составление и реализация
индивидуального образовательного маршрута (далее – ИОМ).
Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь
реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и
обучении. Основная цель составления индивидуального образовательного
маршрута (ИОМ) - создание в детском саду условий, способствующих
позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного
развития.
Задачи по социально - личностному развитию ребенка:
• Создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального
развития ребенка;
• Организовать единую систему работы администрации, педагогических
сотрудников, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально-
личностному развитию ребенка;
• Совершенствовать стиль общения педагога с ребенком: придерживаться
психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия
воспитанника;
• Создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе,
другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной
компетентности детей;
• Формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих
прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки,
виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению
использовать личное время)
Индивидуальный -образовательный маршрут определяется:
государственным заказом;
потребностями и запросами родителей;
индивидуальными функциональными возможностями и уровнем развития
воспитанников;
возможностями ДОУ;
Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются:
- для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу
дошкольного образования;
- для детей, с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
-для детей с высоким интеллектуальным развитием.
Индивидуальный образовательный маршрут включает основные
направления:
• развитие общей и мелкой моторики;
• развитие культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных навыков;
• формирование деятельности ребенка (манипулятивной, сенсорно-
перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивно) к которой
относятся - лепка, аппликация, рисование) и другие виды продуктивной
деятельности.
• развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного
механизма, речевых функций);
• формирование представлений об окружающем (предметном мире и
социальных отношениях);
• формирование представлений о пространстве, времени
Методы, используемые в работе:
• Беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды,
направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с
«волшебными» средствами понимания;
• Игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально-
личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и
улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение
уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций)
• Занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти,
внимания, восприятия, мышления, воображения) ;
• Приемы арт - терапии (куклотерапия, изотерапия, сказкотерапия) ;
• Релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц
лица, шеи, туловища, рук, ног и т. д.)
При разработке индивидуального маршрута мы опираемся на следующие
принципы:
- принцип опоры на обучаемость ребенка,
- принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего
развития.
- принцип соблюдения интересов ребенка. По другому его называют "на
стороне ребенка". Воспитатели должны объективно относится к ребенку и
его проблемам! Быть всегда на стороне ребенка!
- принцип тесного взаимодействия и согласованности работы "команды"
специалистов, в ходе изучения уровня развития ребенка (явления, ситуации) ;
- принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное
сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы.
- принцип отказа от усредненного нормирования. Реализация данного
принципа предполагает избегание прямого оценочного подхода при
диагностическом обследовании уровня развития ребенка.
- принцип опоры на детскую субкультуру. Каждый ребенок, обогащая себя
традициями, нормами и способами, выработанными детским сообществом,
проживает полноценный детский опыт.
На основе анализа изученной нами литературы были выделены несколько
этапов конструирования индивидуального образовательного маршрута
Примерные схемы ИОМ дошкольников 1 младшей группы
ФИО ребёнка: Миша
Возраст: 2 года
Группа: 1 младшая
Трудности: Отставание в речевом развитии, проблемы с коммуникацией.
Месяц
Неделя
Режимные
моменты
Дидактическ
ие игры,
непосредств
енно
образовател
ьная
деятельност
Совместная
деятельность с
педагогом
Взаимодейст
вие с
родителями
ь
Август
1
неделя
Поручение:
Помочь
воспитателю
выбрать книгу
для чтения
Работа с
соленым
тестом
«Осьминожк
и»
Выход вместе с
воспитателем в
приемную и
найти свой
шкафчик
Пальчиковая
гимнастика
«Моя семья»
2
неделя
Поручение:
Самостоятельно
найти свою
обувь в
приемной перед
прогулкой.
Дид. игра
«Кто, как
кричит»»
Помоги
воспитателю
посчитать детей
и отметить, кто
отсутствует
Порекоменд
овать
родителям
перечень игр
на развитие
речи
3
неделя
Назови
предметы,
необходимые для
НОД рисование.
Рисование
ладошкой
«Веселые
осьминожки
»
Пальчиковая
игра «Прятки»
4
неделя
Самостоятельно
подготовиться ко
сну и найти свою
кроватку
Дид. игра
«Кто, как
кричит?»
Упражнение для
артикуляционног
о аппарата
«Пузырь
лопнул», «Зайку
приняли за
волка»
Упражнение
для
артикуляцио
нного
аппарата
«Пузырь
лопнул»
Сентяб
рь
1
неделя
Прогулка
«Что изменилось
на участке»
Презентация
о животных
«Кто есть
кто»
Упражнение
«Покажи, как
котенок молоко
лакает»
Игра «В
гости к
нам».
2
неделя
Сложить
разбросанные
игрушки по
местам.
Разучивание
стихотворен
ия А. Барто
«Уронили
мишку на
пол» с
использован
ие мимики
лица и тела
Коммуникацион
ная игра
«Ласковое имя»
Повтор
стихотворен
ия,
выученного
в детском
саду..
3
неделя
Декламирование
стихотворения А.
Барто « Наша
Таня громко
плачет» перед
всей группой
Упр. Для губ
«Иголочка»
Пальчиковая
гимнастика
«Капуста»
4
неделя
Навести порядок
в уголке для
рисования
Работа с
наглядным
материалом
«Чего не
хватает?»
Дид. игра
«Пуговицы и
бантики
Игра на
внимание
«Чего не
хватает?»
Октябр
ь
1
неделя
Учиться
собирать
игрушки на
прогулке
Рисование
пальчиком
«Ласковое
солнышко»
Дид. игра на
сенсорику
«Чудесный
мешочек»
Консультаци
я для
родителей
«Адаптация
ребенка в
условиях
детского
сада»
2
неделя
Пальчиковая
гимнастика
Артикуляционна
я гимнастика
Консультаци
я
«Пальчики»
«Лягушка»
«Правильная
речь
родителей и
в семье , и
вне дома»
3
неделя
Экскурсия по
детскому саду
Рисование
«Цветы»
(тампониров
ание)
Дид. игра
«Игрушки»
Рисуем
вместе
«Мама, папа,
я- дружная
семья»
4
неделя
Правильно
используем
столовые
приборы: учимся
правильно
держать ложку.
Дид. игра
«Профессии
»,
Артикуляци
онная
гимнастика
«Хоботок»
Пластилино-
графия
«Ласковое
солнышко»
Предполагаемый результат
1. Развитие мелкой моторики пальцев.
2. Усовершенствование устной речи ребенка, умение правильно произносить
слова.
3. Развитие коммуникативных навыков.
4. Развитие сенсорного восприятия окружающего мира.