Цель:
познакомить детей с песком как с природным компонентом и его составом.
дать представления о свойствах песка.
Задачи:
Образовательные : формирование умения осуществлять осознанную деятельность
(Как это делать? Что я узнаю? Что сделано?);
Развивающие: продолжить работу над развитием логического мышления,
познавательно-психических процессов, речи, мелкой моторики.
Воспитательные: воспитание бережного отношения к природе, умения работать в
коллективе.
Методы и методические приёмы:
беседа;
наблюдение;
исследовательский;
экспериментально-опытный;
объяснительно-иллюстративный;
моделирование (схемы свойств песка);
игровой;
совместная деятельность с детьми.
Ход занятия
Дети сидят на стульчиках около воспитателя.
-Сегодня к нам на занятие пришли гости. Поздоровайтесь. А давайте поздороваемся на
татарском языке – Исәнмесез !
Вы, наверно, заметили, что один гость очень необычный. (обращает внимание на
воздушный шарик, стилизованный под человеческое лицо).
Это знаменитый профессор Шар Шарыч. Он летает по всему миру и узнаёт много
интересных вещей. И, наверно, неспроста появился у нас. Посмотрим, какой сюрприз он
приготовил вам. (достаёт 1коробочку)
-Попробуем угадать, что там находится? Дети берут коробочку, встряхивают её,
слушают как она звучит, затем проверяют, имеет ли они запах. Пробуют догадаться,
что там находится.
Загадываю загадку:
Что-то можно в нём зарыть,
По нему люблю ходить,
И на нём поспать часок.
Угадали что? - ... (песок)
- Кто, дети, загадку мою отгадал?
-Давайте посмотрим, правильно ли вы отгадали. Открываю коробочку, рассматриваем
, что там находится.
-Как вы думаете, где в природе можно увидеть много песка ? (В пустыне, на берегу
реки). Показ слайдов рис. №2
-Не зря Шар Шарыч принёс нам песок. Сегодня мы, с вами будем как настоящие
учёные будем исследовать этот объект неживой природы. У песка есть очень много
интересных свойств. Давайте их проверим. Но прежде чем начать проверять необходимо
вспомнить правила безопасности работы с песком.
Правила безопасности:
1. Кидать песок друг в друга нельзя.
2. Когда мы трогаем песок, наши ручки пачкаются, поэтому нельзя брать пальцы в рот,
тереть нос и глаза.
3. Песок нужно брать аккуратно, не рассыпать его. Слайд № 3,4.
Предлагаю надеть головной убор ученых – академическую шапочку.
- Как вы думаете, где учёные проводят свои исследования? ( Ответы детей)
-Шар Шарыч поможет нам очутиться в лаборатории.
Дети берутся за ленточки, идут по кругу под музыку:
Ты лети, лети, лети,
И меня с собой неси…
–Профессор Шар Шарыч помог добраться в лабораторию. (Дети садятся за стол).
ОПЫТ №1 «Из чего состоит песок»
Цель: показать, что песок состоит из отдельных песчинок.
-У вас на столах находятся тарелочки с песком. Сейчас мы его рассмотрим. А нам в этом
поможет необычный предмет - лупа.
-Рассмотрите, через лупу из чего состоит песок. Что вы видите? (Дети
рассматривают песок в одноразовой тарелке.)
Вывод: Песок состоит из маленьких песчинок, полупрозрачных, круглых, не
прилипающих друг к другу. Показ слайда № 5.
-А профессор приглашает вас продолжить путешествие.
Дети берутся за ленточки, идут по кругу под музыку:
Ты лети, лети, лети,
И меня с собой неси…
ОПЫТ №2 «Определение цвета».
Цель: показать, что сухой песок – светло коричневого цвета, а мокрый песок
коричневого цвета. (песок лежит в одноразовой тарелочки)
- Посмотрите внимательно, как вы думаете какого цвета песок? (Светло – желтого)
- А теперь польем его водой. Какого цвета стал песок? (Темного)
Вывод: Сухой песок светлый, а мокрый темный. Показ слайда № 6.
- А сейчас мы с вами представим , что стали маленькими песчинками и поиграем:
(физминутка)
Мы песчинки, мы песчинки,
Покружиться мы не прочь
Мы песчинки, мы песчинки,
Танцевали б день и ночь.
Встанем дружно все в кружок
Получается песок.
-А профессор приглашает вас продолжить путешествие.
Дети берутся за ленточки, идут по кругу под музыку:
Ты лети, лети, лети,
И меня с собой неси…
ОПЫТ № 3 « Определение сыпучести» (работа с ложечкой)
Цель: показать, что сухой песок сыпется и имеет свойство сыпучести.
- Возьмите все ложечки и зачерпните песок из тарелочки и посыпьте его. Что
происходит?
- Если песок сыпется, то он какой? (сыпучий)
- Попробуйте из него слепить колобок? Получится?
Вывод: Песок сыпучее вещество, отдельные крупинки не скреплены между собой.
Показ слайда № 7.
-А профессор приглашает вас продолжить путешествие.
Дети берутся за ленточки, идут по кругу под музыку:
Ты лети, лети, лети,
И меня с собой неси…
ОПЫТ № 4 «Влажный песок»
Цель: показать, что влажный или мокрый песок не сыпется, а лепится.
-Сейчас проведём следующий опыт. Аккуратно нальём немного воды в тарелочку с
песком. Потрогаем песок. Каким он стал? (Влажным, мокрым). А куда исчезла
вода? (Спряталась в песок и уютно устроилась между песчинками).
- Рассмотрите сырой песок. Что произошло с песчинками? Песчинки прилипли друг к
другу, т.к. из мокрого песка выходит воздух.
- А теперь возьмите ложечку и попробуйте пересыпать мокрый песок обратно в ёмкость.
Получилось?
- А что можно сделать из такого мокрого песка? (ответы детей) Прежде чем заняться
творчеством, давайте сделаем пальчиковую гимнастику.
Всё, что только захотим,
Из песка мы смастерим (Хлопки в ладоши)
Коля лепит колобок, - (Имитация лепки)
А Иринка теремок – (сделать «крышу» из рук).
Люба лепит разных рыб , (имитация движения рыб.)
Ну, а Вера белый гриб – сжать одну руку в кулак и накрыть ладошкой второй.
Предлагаю взять формочки и сделать фигурки из песка.
Вывод: Мокрый песок не сыпется, он лепится. (дети делают из формочек печенье)
Показ слайда № 8,9,10.
-Вот и всё, нам пора возвращаться в детский сад.
Дети берутся за ленточки, идут по
кругу под музыку:
Ты лети, лети, лети,
И меня с собой неси…
-Мы вернулись в детский сад. Понравилось вам путешествие? Спасибо Шар Шарычу.
----- Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались? (Изучали свойства песка и
проводили опыты)
Предлагаю детям выставить на доску иллюстрации с изображением свойств песка.
-Расскажите, что вы узнали нового? (Песок сыпучий, состоит из отдельных песчинок,
хорошо впитывает влагу)
-Посмотрите, Шар Шарыч приготовил для нас ещё что-то. Вношу коробку с песком и
мелкими игрушками.
- Шар Шарычу пора отправляться дальше. Пусть он и другим детям сделает такой же
интересный сюрприз как нам.
Дети прощаются с Шар Шарычем на русском и татарском языке.