Напоминание

"Приобщение к истокам народной культуры в детском саду"

Автор: Рыньгач Марина Анатольевна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: МБДОУ д/с 56

Населённый пункт: г. Апатиты, Мурманская область

Наименование материала: статья

Тема: "Приобщение к истокам народной культуры в детском саду"

Описание:

В статье представлен опыт работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Она предназначена для воспитателей и педагогов дошкольных учреждений.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=1981

Опубликовано 21.12.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


«Приобщение к истокам народной культуры в детском саду



Воспитатель МБДОУ детский сад 56

г. Апатиты, Мурманская область

Рыньгач Марина Анатольевна
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в кризисе экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребёнка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры. Дошкольный возраст - время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных. Время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. Именно в этот период происходит бурное накопление жизненного опыта: нравственного, социального, духовного. Общеизвестно, что человек за первые 7 лет жизни приобретает столько, сколько не может приобрести за всю последующую жизнь и упущения в этом возрасте не наверстываются впоследствии . Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны знать не только историю Российского государства, но традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки, народные игры, в которые дети очень любят играть. Педагогическая деятельность коллектива нашего детского сада в данном направлении основана на приобщении детей к национальной культуре в соответствии с лучшими традициями педагогики, с требованиями и рекомендациями программы В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой «Детство», О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Целью нашей работы мы считаем: формирование у детей дошкольного возраста «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры. Для реализации поставленной цели были определены следующие
задачи:
1. Создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры на специально организованных занятиях 2.Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение русских народных подвижных игр, знакомство с календарными праздниками, их обычаями и традициями. 3.Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми. 4.Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм. . 5.Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. 6.Знакомство детей с народными праздниками и традициями, народными играми.
Познакомившись с литературой о духовно-нравственном воспитании, мы выбрали путь, который нам показался самым верным – развивать духовно-нравственные качества личности ребенка с помощью игры. Ведь игра является не только ведущей деятельностью дошкольников, но и представляет собой отражение детьми окружающей жизни. А также, игра учит ребенка размышлять над нравственной сутью каждого поступка, развивает душу и воспитывает хорошие манеры. Ни для кого не секрет, что русские народные игры, имея нравственную основу, обучают развивающуюся личность социальной гармонизации. Поэтому русские народные игры мы используем во всех видах деятельности с дошкольниками. Они позволяют детям не только почувствовать себя частью русского народа, но и способствуют утверждению добрых отношений в детском коллективе, дают ребенку защиту от негативного влияния агрессивной среды, других с позиции доброжелательности и являются важной частью духовно- нравственного воспитания. Это такие игры как: «Гори, гори ясно», « Горелки», «Удочка», « Золотые ворота». Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в создании предметов, необходимых в труде и быту. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные обряды. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде, узоры в кружеве и вышивке, причудливые игрушки. Рассматривая народное искусство как основу национальной культуры, очень важно знакомить с ним детей. Дети с удовольствием рассматривают узоры с изображением сказочных птиц, животных. Для этого в группе создана «полочка красоты». На ней представлены многие виды народного творчества: дымковские игрушки, жостовский поднос, изделия с городецкой и филимоновской росписью. Играют в игры: «Угадай, чей силуэт? », «Народные промыслы». Детям очень нравится обводить трафареты: матрёшки, птицы Сирин, дымковских игрушек и др., а затем раскрашивать их. Дети с удовольствием занимаются лепкой, аппликацией и конструированием В детском саду создан мини-музей народной старины «Русская изба». Детям очень интересно покачать в зыбке куклу, самим растолочь в ступе зерно, попить чаю с настоящего самовара. В «Русской избе» собраны предметы русского быта: чугунок, паровой утюг, сундук, самовар, деревянная и глиняная посуда, расшитые полотенца, куклы в русских народных костюмах и т.д. Большинство основной части НОД по приобщению детей к национальной культуре проводятся в «Русской избе». Воспитатели выступают в роли хозяйки избы, которая естественным образом привлекает детей к своим повседневным делам и заботам (вышивке, стряпне и пр.). Система НОД в «Русской избе » включена в расписание НОД ДОУ и включает в себя активное знакомство детей с устным народным творчеством и декоративно-прикладным искусством. В ходе реализации данной деятельности заметила, что многие дети проявляют к русской культуре настолько большой интерес, что им недостаточно только плановых мероприятий. Наряду с НОД организуются праздники: календарные, фольклорные, обрядовые, дни именин и т.д. В фольклорных праздниках принимают участие дети всех возрастов, меняется лишь долевое их участие, от возраста к возрасту. Регулярно проводятся народные праздники: Осенние посиделки, Масленица, Зимние святки, активными участниками которых являются и взрослые, и дети. Особое внимание уделяется укреплению связей с родителями.
В уголках для родителей постоянно помещается материал по народному календарю, по русской кухне, по народным праздникам «Пасха», «Рождество», «Новый год», «Масленица» и др. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческий деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение друг к другу. Родители стали активными участниками педагогического процесса: они принимают участие в проведении русских народных праздников, в изготовлении атрибутов в мини-музее «Русской избы», в украшении групп к русским народным праздникам «Пасха», «Рождество», «Новый год», «Масленица», в конкурсах: «Пасхальное яйцо» и др. участвуют в играх, активно обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях. За время работы по этой теме у детей появились знания о музее, о материалах и их признаках, о том, что выбор материала для изготовления предмета обусловлен его назначением, о труде взрослых, о процессе изготовления вещей из разных материалов разными инструментами. Развивается интерес и желание заниматься изобразительной деятельностью, дети знакомятся с произведениями декоративно-прикладного искусства. Дети умеют создавать нарядные орнаменты, ритмично чередуя геометрические фигуры, соблюдая симметрию в использовании цвета и элементов узор Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла. Литература: 1. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Авт. сост. Куприна Л.С., Бударина Т.А., Маханева О.А., Корепанова О.Н. и др. – СПБ.: «Детство-Пресс», 2004. 2. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н.В; Есаулова Н.А.; Потапова Н.Н.учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. 3. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие – СПБ.: Детство-Пресс, 2004. 4. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие./ М.: Айрис-пресс, 2003.


Яндекс.Метрика