"Приобщение к истокам народной культуры в детском саду"
Автор: Рыньгач Марина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с 56
Населённый пункт: г. Апатиты, Мурманская область
Наименование материала: статья
Тема: "Приобщение к истокам народной культуры в детском саду"
Описание:
В статье представлен опыт работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Она предназначена для воспитателей и педагогов дошкольных учреждений.
«Приобщение к истокам народной культуры в детском саду
.»
Воспитатель МБДОУ детский сад 56
г. Апатиты, Мурманская область
Рыньгач Марина Анатольевна
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая
большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в кризисе экономики, не в
смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности
доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии,
великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Духовно-нравственное
воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребёнка,
необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры.
Дошкольный возраст - время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных.
Время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков
и привычек. Именно в этот период происходит бурное накопление жизненного опыта:
нравственного, социального, духовного. Общеизвестно, что человек за первые 7 лет жизни
приобретает столько, сколько не может приобрести за всю последующую жизнь и
упущения в
этом возрасте не наверстываются впоследствии
.
Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной
мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что
скажут о них наши потомки? Наши дети должны знать не только историю Российского
государства, но традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать
в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую свою
Родину, свой народ и все что связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых
дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или
устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки, народные игры, в которые
дети очень любят играть.
Педагогическая деятельность коллектива нашего детского сада в данном направлении основана
на приобщении детей к национальной культуре в соответствии с лучшими традициями
педагогики, с требованиями и рекомендациями программы В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой
«Детство», О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной
культуры».
Целью нашей работы мы считаем:
формирование у детей дошкольного возраста «базиса
культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером,
присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.
Для реализации поставленной цели были определены следующие
задачи:
1. Создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры на
специально организованных занятиях
2.Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение русских
народных подвижных игр, знакомство с календарными праздниками, их обычаями и
традициями.
3.Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.
4.Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству,
обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм. .
5.Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы,
поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является богатейшим источником
познавательного и нравственного развития детей.
6.Знакомство детей с народными праздниками и традициями, народными играми.
Познакомившись с литературой о духовно-нравственном воспитании, мы выбрали путь,
который нам показался самым верным – развивать духовно-нравственные качества личности
ребенка с помощью игры. Ведь игра является не только ведущей деятельностью дошкольников,
но и представляет собой отражение детьми окружающей жизни. А также, игра учит ребенка
размышлять над нравственной сутью каждого поступка, развивает душу и воспитывает
хорошие манеры.
Ни для кого не секрет, что русские народные игры, имея нравственную основу, обучают
развивающуюся личность социальной гармонизации. Поэтому русские народные игры мы
используем во всех видах деятельности с дошкольниками. Они позволяют детям не только
почувствовать себя частью русского народа, но и способствуют утверждению добрых
отношений в детском коллективе, дают ребенку защиту от негативного влияния агрессивной
среды,
других с позиции доброжелательности и являются важной частью духовно-
нравственного воспитания. Это такие игры как: «Гори, гори ясно», « Горелки», «Удочка», «
Золотые ворота».
Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в создании предметов,
необходимых в труде и быту. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность,
окрашенная фантазией, порождала самобытные обряды. Так рождались сказочно прекрасные
росписи на прялках и посуде, узоры в кружеве и вышивке, причудливые игрушки. Рассматривая
народное искусство как основу национальной культуры, очень важно знакомить с ним детей.
Дети с удовольствием рассматривают узоры с изображением сказочных птиц, животных. Для
этого в группе создана «полочка красоты». На ней представлены многие виды народного
творчества: дымковские игрушки, жостовский поднос, изделия с городецкой и филимоновской
росписью.
Играют в игры: «Угадай, чей силуэт? », «Народные промыслы». Детям очень нравится обводить
трафареты: матрёшки, птицы Сирин, дымковских игрушек и др., а затем раскрашивать их. Дети
с удовольствием занимаются лепкой, аппликацией и конструированием
В детском саду создан мини-музей народной старины «Русская изба». Детям очень интересно
покачать в зыбке куклу, самим растолочь в ступе зерно, попить чаю с настоящего самовара. В
«Русской избе» собраны предметы русского быта: чугунок, паровой утюг, сундук, самовар,
деревянная и глиняная посуда, расшитые полотенца, куклы в русских народных костюмах и т.д.
Большинство основной части НОД по приобщению детей к национальной культуре проводятся
в «Русской избе». Воспитатели выступают в роли хозяйки избы, которая естественным образом
привлекает детей к своим повседневным делам и заботам (вышивке, стряпне и пр.).
Система НОД в «Русской избе » включена в расписание НОД ДОУ и включает в себя активное
знакомство детей с устным народным творчеством и декоративно-прикладным искусством. В
ходе реализации данной деятельности заметила, что многие дети проявляют к русской культуре
настолько большой интерес, что им недостаточно только плановых мероприятий. Наряду с НОД
организуются праздники: календарные, фольклорные, обрядовые, дни именин и т.д. В
фольклорных праздниках принимают участие дети всех возрастов, меняется лишь долевое их
участие, от возраста к возрасту. Регулярно проводятся народные праздники: Осенние
посиделки, Масленица, Зимние святки, активными участниками которых являются и взрослые,
и дети.
Особое внимание уделяется укреплению связей с родителями.
В уголках для родителей постоянно помещается материал по народному календарю, по русской
кухне, по народным праздникам «Пасха», «Рождество», «Новый год», «Масленица» и др.
Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее
досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческий деятельности,
сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует
единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение друг к
другу. Родители стали активными участниками педагогического процесса: они принимают
участие в проведении русских народных праздников, в изготовлении атрибутов в мини-музее
«Русской избы», в украшении групп к русским народным праздникам «Пасха», «Рождество»,
«Новый год», «Масленица», в конкурсах: «Пасхальное яйцо» и др. участвуют в играх, активно
обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях.
За время работы по этой теме у детей появились знания о музее, о материалах и их признаках,
о том, что выбор материала для изготовления предмета обусловлен его назначением, о труде
взрослых, о процессе изготовления вещей из разных материалов разными инструментами.
Развивается интерес и желание заниматься изобразительной деятельностью, дети знакомятся с
произведениями декоративно-прикладного искусства. Дети умеют создавать нарядные
орнаменты, ритмично чередуя геометрические фигуры, соблюдая симметрию в использовании
цвета и элементов узор
Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком
вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и
неприятию зла.
Литература:
1.
Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии
календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных
образовательных учреждений/ Авт. сост. Куприна Л.С., Бударина Т.А., Маханева О.А.,
Корепанова О.Н. и др. – СПБ.: «Детство-Пресс», 2004.
2.
Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский
коллектив: Пугачева Н.В; Есаулова Н.А.; Потапова Н.Н.учебное пособие. – М.: Педагогическое
общество России, 2005.
3.
Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной
культуры: Программа. Учебно-методическое пособие – СПБ.: Детство-Пресс, 2004.
4.
Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и
младшего школьного возраста: Практическое пособие./ М.: Айрис-пресс, 2003.