Напоминание

"Особенности работы воспитателя по развитию полоролевой идентификации у детей дошкольного возраста. Работа с родителями"

Автор: Клешнина Антонина Александровна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: МБДОУ д/с 56

Населённый пункт: г. Апатиты, Мурманская область

Наименование материала: статья

Тема: "Особенности работы воспитателя по развитию полоролевой идентификации у детей дошкольного возраста. Работа с родителями"

Описание:

Статья предназначена для воспитателей дошкольных учреждений. В ней освящены приемы работы по гендерному воспитанию.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=1983

Опубликовано 21.12.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Клешнина Антонина Александровна.

Воспитатель МБДОУ общеразвивающего вида 56.

Г. Апатиты Мурманской области.

«Особенности работы воспитателя по развитию полоролевой идентификации у детей

дошкольного возраста. Работа с родителями».
Процесс полоролевой идентификации и половой дифференциации необходим для полноценного развития личности ребенка, подготовки его к выполнению соответствующих полу социальных ролей и в первую очередь семейных. По результатам опроса дошкольников из 10 детей 7 хотят быть красивыми, 2 – добрыми и 1 – умным. На вопрос о том, какими дети хотят быть в будущем, они отвечают в том же стиле: «красивой женщиной» или «классным мужчиной». Многие из них просто не догадываются, что можно хотеть быть доброй и заботливой мамой или мужественным мужчиной. Формирование гендерной принадлежности и идентичности – одна из задач реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в детском саду. Она тесно связана в соответствии с федеральными государственными требованиями с формированием семейной и гражданской идентичности и интегрируется с другими образовательными областями «Познание», «Физическое развитие». Основными понятиями теории и методики полоролевой идентификации детей дошкольного возраста являются следующие: полоролевое поведение – действия индивида, которые определяют его принадлежность к определенному полу, знаковое поведение, строящееся на различиях во внешности, одежде, манере держаться, системе жестов, лексике; полоролевая дифференциация – совокупность генетических, физиологических и психологических признаков, на основании которых различается мужской и женский пол; полоролевая идентификация – процесс и результат отождествления себя с представителями определенного пола, проявляется в единстве поведения и самосознания индивида, причисляющего себя к определенному полу и ориентирующегося на требования соответствующей половой роли. Критерии и уровни сформированности полоролевой воспитанности детей дошкольного возраста (по М.А.Радзивиловой). Низкий уровень полоролевой воспитанности дошкольников характеризуется: - умением ребенка дифференцировать себя от лиц противоположного пола, отличать мужчин от женщин, мальчиков от девочек по внешним признакам (одежде, длине волос), физиологическим признакам, полоролевому поведению; - сформированностью телесной идентичности; - знанием и умением выполнять культурно-гигиенические правила по уходу за собственным телом. Средний уровень полоролевой воспитанности дошкольников характеризуется: - половой дифференциацией и идентификацией (видением перспективы собственного развития в маму или папу, женщину или мужчину); - знанием основ полоролевого поведения мальчиков/девочек, мужчин/женщин, владением представлениями о внутрисемейных половых ролях; - способностью устанавливать партнерские, дружеские отношения со сверстниками; - владением элементарными знаниями о своем организме, об анатомическом строении человека. Высокий уровень полоролевой воспитанности дошкольников определяется следующими характеристиками: - осознанием собственного женского или мужского образа «я»; - умениями применять знания о культурных эталонах мужественности/женственности в повседневной жизни;
- способностью устанавливать партнерские, дружеские отношения со сверстниками своего и противоположного пола, с взрослыми; - владение представлениями о разнообразном полоролевом репертуаре и умениями, навыками соответствующего полоролевого поведения; - развитием эмпатии, доброжелательности; - осведомленностью о возможности агрессивных действий со стороны незнакомых людей, старших детей и навыками личной безопасности. Диагностика детей старшего дошкольного возраста показывает, что на высоком уровне находятся только 7% детей, средний уровень представлений имеют 32% детей, большая часть детей (61%) находятся на низком уровне, а у 6% детей вообще отсутствуют представления о мужественности и женственности. Работа по развитию полоролевой идентификации должна быть нацелена: - на ознакомление детей с качествами мужественности и женственности, проявлениями и предпочтениями мужчин и женщин в разных видах деятельности; - на формирование навыков и умений поведения, а также выработку отношения детей к понятиям красоты, любви, доброжелательных отношений и формирование этих отношений между девочками и мальчиками группы. То есть формирование гендерной идентичности невозможно без сопоставления себя и своего поведения с поведением и социальными ролями представителей не только своего, но и другого пола. Это означает, что если делить детский коллектив на гендерные группы и заниматься с каждой отдельно, результаты такой работы снизятся, поскольку снизится эффективность решения задач социально-личностного развития детей и образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». Однако это не означает, что воспитателям не нужно использовать индивидуальный подход к детям, учитывающий особенности восприятия себя и мира, себя в мире – у мальчиков и девочек. Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Постараемся понять и принять наших мальчиков и девочек такими разными и по-своему прекрасными, какими их создала природа. Психофизические особенности развития мальчиков и девочек. - У мальчиков недостаточно развита мелкая моторика рук. - Для полноценного психического и физического развития мальчикам требуется больше пространства, чем девочкам. Если горизонтального пространства мало, они используют вертикальное: лазают по лестницам, забираются на тумбочки, шкафы. - Психологи отмечают, что к началу обучения в школе мальчики по биологическому возрасту младше девочек на целый год. - Мальчики медленнее включаются в занятие и быстрее истощаются интеллектуально. Девочки более организованные и усидчивые. Поэтому, оценивая усидчивость и внимательность, надо находить образец для подражания среди сверстников ребенка того же пола. - Девочки предпочитают репродуктивную деятельность, мальчики – проблемно- поисковую, связанную с экспериментированием и активным действием в ситуации обучения. Мальчики часто задают вопросы для получения информации, ломают игрушки, чтобы понять их устройство. - У девочек лучше развиты речь и словесно-логическое мышление, у мальчиков – пространственное и образно-логическое мышление. Поэтому мальчики плохо воспринимают объяснения на слух, в работе с ними предпочтительнее использовать средства, ориентированные на зрительное восприятие. - Для мальчиков в речевой оценке взрослого важно, что конкретно, какой момент оценивается в их деятельности. Для девочек важно, кто их оценивает и как, то есть им важно, какое они произвели впечатление. Ругая девочку, не спешите сразу высказывать
свое отношение к ней – бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что ее ругают. Сначала объясните ей, в чем она неправа. Для мальчика не имеют смысла оценки типа: «Я тобой недоволен». Мальчик должен знать, чем конкретно вы недовольны, и иметь возможность вновь «проиграть ситуацию». Ругая мальчика, коротко и ясно изложите, что конкретно вас не устраивает. Иначе через некоторое время он просто перестанет вас слушать и слышать. - При оценке результатов деятельности для мальчика наиболее значимым является указание на то, чего он добился. Каждый приобретенный навык, каждый результат положительно сказывается на его личностном росте, позволяет гордиться собой и стремиться к новым достижениям. Может поэтому практически все выдающиеся ученые, художники, писатели, врачи, композиторы, конструкторы – мужчины. Эти различия в психофизическом развитии и поведении мальчиков и девочек необходимо учитывать воспитателям в своей работе. Формы работы по развитию полоролевой идентификации дошкольников. 1. Организация предметно-развивающей среды. - Создание в группе библиотеки «Для вас, мальчики и девочки!»; - Организация уголков: «Маленькая леди» (бижутерия, аксессуары, шарфы, шляпки, перчатки, сумочки); «Юный мастер» (разные инструменты, машины, приборы, гаражи); «Конструкторское бюро» с различными видами конструктора; «Уголок экспериментирования»; «Клуб путешествий» с наборами атласов, карт, книг о флоре и фауне нашей планеты; «Уголок безопасности», «Уголок здоровья». 2. Чтение художественной литературы. Репертуар художественных произведений по воспитанию у детей идеалов мужественности и женственности делится на блоки. В первый блок входят произведения, раскрывающие качества мужественности, присущие защитникам Отечества: смелость, стойкость, ответственность; а также произведения о мальчиках, проявляющих мужественность и о мужественных поступках в мирное время, но в необычных обстоятельствах. Второй блок произведений способствует формированию представлений о некоторых качествах женственности, а именно: заботливости, терпимости к недостаткам других и попечительства по отношению к малышам. Третий блок произведений направлен на формирование у детей представлений о дружной и счастливой семье, где все заботятся друг о друге, во всем помогают, вместе проводят досуг. Список произведений художественной литературы представлен в методическом пособии Н.А.Виноградовой и Н.В.Микляевой, «Формирование гендерной идентичности», Библиотека журнала «Управление ДОУ». 3. Этические беседы. Ш.А.Амонашвили предлагает ввести практику «секретных совещаний» с мальчиками и девочками. Суть этих «секретных совещаний» в том, что мальчикам/девочкам незачем знать, какие наставления дают девочкам/мальчикам. Иначе эта заботливость потеряет свою эстетику обслуживания. На «секретных совещаниях» с мальчиками рекомендуется обсуждать следующие правила: - по отношению к девочкам и слабым недопустима грубость (нельзя толкать, отбирать вещи, драться не только с ними, но и в их присутствии, говорить грубые слова); - к девочкам надо проявлять внимание – пропускать вперед, уступать место, очередь, придерживать дверь, подавать пальто; - мальчик должен брать на себя работу, требующую физической силы, должен защищать девочек и тех, кто слабее, от опасности.
На «секретных совещаниях» с девочками обсуждаются следующие правила: - девочке не принято говорить грубым голосом и употреблять грубые слова; она должна обращаться к другим по имени, уважительно; - тех, кто ссорится, нужно помирить; - нужно помогать тому, кто не умеет поддерживать красоту и порядок; - надо замечать, какое настроение у тех, кто рядом с тобой, и помогать тому, кому плохо; - нужно уметь благодарить мальчиков и мужчин за проявленную внимательность и уважение к девочкам и женщинам. Обсуждая каждое правило, нужно стремиться довести до девочек представления о том, как проявлять в реальной жизни мягкость, миротворчество, тактичность и чуткость: до мальчиков – о том, как сила и мужество проявляются в готовности помочь другим, в выдержке и терпении, снисходительности к недостаткам других. 4. Этические проблемные ситуации. Воспитателю нужно создавать условия для реализации представлений о половых ролях в различных видах деятельности, проявляя свою компетентность. Этому способствует обсуждение с детьми этических проблемных ситуаций трех видов: - когда описанная проблема была разрешена двумя детьми, одним правильно, а другим неправильно; - когда проблема в предложенном рассказе решалась неправильно; - когда перед ребенком в проблемной ситуации стоял вопрос «Как поступить?». 5. Сюжетно-ролевые игры. Они также используются как средство реализации детьми своих представлений о мужественности и женственности, преодоление разобщенности детей разного пола. Поэтому, направляя игру детей, следует очень бережно, тактично относиться к их собственному замыслу, инициативе, выбору партнеров по игре. Но видеть в то же время свою задачу в расширении тематики и обогащении сюжетов игр таким образом, чтобы у детей была возможность участвовать в игровом взаимодействии со сверстниками другого пола в процессе привлекательной для себя роли. Например, игры «Автосервис» и «Мастерская по ремонту бытовой техники», предназначенные для мальчиков. Их можно дополнить сюжетами, «открыв» продуктовый киоск, медицинский пункт. Так в играх участвуют на привлекательных для себя ролях мальчики и девочки. Однако наибольшие возможности для проявления мужественности и женственности в игровой деятельности создают игры семейно-бытовой тематики. Также девочек можно включать в развитие приключенческих и военно-патриотических сюжетов мальчиков. Например, в качестве красавиц, которых спасают богатыри от Змея Горыныча, или в качестве медсестер и врачей, помогающим спасателям МЧС. Организуя такие совместные игры, воспитатель следит за становлением партнерских отношений между мальчиками и девочками и выполнением воспитанниками этических норм. 6. Организация трудовой деятельности. Труд – это вид совместной деятельности, способствующий формированию и закреплению представлений детей о мужественности и женственности. Так, например, при подготовке атрибутов к физкультурному занятию мальчики выполняют трудовые действия, требующие физической силы: приносят скамейки, маты, стойки. Девочки выполняют более легкую работу: раскладывают предметы для общеразвивающих упражнений. Или на прогулке при засыпании промытых дождем канавок мальчики носят песок, а девочки разравнивают и утрамбовывают его с помощью лопаток и ногами. Работа с родителями по развитию полоролевой идентификации дошкольников. Родительские отношения играют важную роль в воспитании ребенка, в том числе и в становлении его гендерной идентичности. Поэтому важно, чтобы именно мама и папа
служили примером в воспитании мужских и женских начал. С этой целью можно организовать: - творческие мастерские, например, с папами «Кормушка для птиц» (для мальчиков) и с мамами «Красивые украшения для группы к праздникам» (для девочек). - проведение вместе с родителями спортивных праздников типа «А ну-ка, девочки! А ну- ка, мальчики!», которые помогут подчеркнуть силу и выносливость мальчиков, и аккуратность и тщательность выполнения заданий девочками: - выставки семейного творчества, помогающие уделять больше внимания интересам и занятиям своих детей. В методическом пособии Н.А.Виноградовой и Н.В.Микляевой, «Формирование гендерной идентичности» предложены: - тест для родителей о психофизическом развитии мальчиков и девочек: в нем предлагается ответить на 20 вопросов, а затем сравнить свои ответы с мнениями специалистов-психологов; - несколько коротких советов родителям от авторов книги «Мальчики и девочки – два разных мира» В.Д.Еремеевой и Т.П.Хризман; - методические рекомендации для родителей «Взаимосвязь темперамента и формирования полоролевой идентичности». Используемая литература. Виноградова Н.А., Микляева Н.В. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ»). (2) «Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста». Марушкина О.А., воспитатель МДОУ детский сад №127, г. Владимир. Журнал «Ребенок в детском саду», №1 – 2012 год. Проект «Мальчики и девчонки, а также их родители». Опыт работы ГБОУ «Центр развития ребенка» - детский сад № 2333 г. Москва. Журнал «Обруч», №10 – 2012 год.

Значение фольклора в развитии речи детей
Уважаемые родители, если Вы хотите сделать своих детей более эмоциональными, раскрепощёнными, улучшить у них речь, внимание, память, воспитать их гармонически развитой личностью, то приобщайте детей к народному фольклору. Фольклор-основа основ воспитания детей, где собраны все естественные и необходимые формы развития речи, музыкальных способностей, эстетических и нравственных идеалов. Особенно большое значение фольклор оказывает на детей в первые месяцы и годы жизни, когда происходит закладка звуковой информации, решающая на всю жизнь. Все начинается с поэзии колыбельных песен, потешек. С первых дней жизни, ребенок оказывается не в хаосе звуков, а во власти слов и музыки. Детский фольклор-это синтез поэтического народного слова и движения. Ребёнок, как губка, впитывает поэзию родного языка, а позднее самостоятельно проговаривает народные тексты. Так постепенно детский фольклор органично входит в повседневную жизнь малыша. Необходимо использовать все виды фольклора: сказки, песенки, пословицы, поговорки,потешки, загадки, скороговорки, дразнилки, считалки, народные игры. Знакомя своих детей с пословицами, поговорками и сказками - вы тем самым приобщаете их к нравственным ценностям. Ведь русские народные тексты учат детей уважению к человеку, вниманию и любви к природе, отношению к труду, они оттачивают остроту ума, развивают память, речь. Приобщая своих детей к фольклору, вы показываете ему красоту русского языка, расширяете его словарный запас. Без потешек, считалок, скороговорок - этих весёлых стишков, ребёнок никогда не овладеет своим родным языком в совершенстве, не сможет выразить свои мысли и чувства. Не достаточно один раз прочитать эти стишки, нужно научить ребёнка играть в «стишки», а для этого их надо знать наизусть. Ведь весёлые, смешные или дразнящие стихотворения – это и есть своеобразная игра. Правила заключены в самом стихотворении, в его назначении и содержании. Ведь скороговорки, дразнилки, считалки - это игра в быстрое произношение трудной фразы, в расчёт, в подтрунивании над детскими ошибками. Раскройте ребёнку красочный мир потешек. Ритмичность и доступность содержания позволяет читать эти потешки многократно. Умывая ребёнка, прочитайте ему потешку: Водичка, водичка умой моё личико, Чтобы глазки блестели, Чтобы щёчки краснели, Чтоб смеялся роток И кусался зубок! Расчёсывая дочке волосы проговаривайте следующую потешку: Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса, Расти коса не путайся, Дочка маму слушайся. Колыбельными могут быть потешки: Баю,баю,баю,бай- ты собачка не лай, Ты , коровка, не реви, нашу Галю не буди. Вы не пойте, петушки, не будите деточку. Ночь пришла, темноту привела. Задремал петушок, запел сверчок. Уж поздно, сынок, ложись на бочок, Баю- бай, засыпай. Так же можно подобрать потешки, которые можно проговаривать ребёнку и с ребёнком во время одевания, кормления. Особенно полезны детям потешки, в тексте которых есть звукоподражательные слова, не трудные для произношения, которые можно использовать, как артикуляционное упражнение! Наши уточки с утра - кря, кря, кря! Наши гуси у пруда-Га, га, га! А индюк среди двора - Вал, бал, бал - балды- болда! Наши гуленьки вверху – Грру- грру- у! Грру- грру- у! Наши курочки в окно - Кко- кко- кко! Кко- кко- кко! А как Петя - петушок ранним рано по утру, Нам споёт ку - ка- ре- ку! Приобщая своих детей к потешному фольклору, мы учим детей видеть в жизни смешное, и научим их смешное передавать в слове. Нельзя забывать также, что потешка развивает у детей диалогическую речь, так как часто они построены как диалоги, то есть в них имеется обмен репликами. Курочка - рябушка, куда ты ходила? На речку! Курочка – рябушка, зачем ты ходила? За водичкой! Курочка – рябушка, зачем тебе водичка? Цыплят поить! Как цыплятки просят пить? Пи – пи – пи – пи. Знакомя своих детей с фольклорным произведением, читайте его часто, отрабатывая текст, но не допускайте потерю интереса. Для этого расширяйте репертуар. Среди народных стишков большую группу составляют такие, содержанием которых является заведомая чепуха, нелепость. По мнению К. Чуковского ребёнок воспринимает нелепые стишки именно, как чепуху, нелепицы, ни на минуту не сомневаясь, что в действительности так не бывает. Эти стишки прекрасное средство для воспитания и развития чувства юмора, где реализуется потребность ребёнка в смехе, веселье. Ехала телега мимо мужика-
Глядь, из-под собаки лают ворота. Тпру – у - сказала лошадь, А мужик заржал. Лошадь пошла в хату, А мужик стоял. Лошадь ела сало, А мужик - овёс. Лошадь села в сани, А мужик повёз! Скороговорка - это весёлая и безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых стихов и фраз. Игра заключается в постоянной перестановке звуков и созвучий, которые как бы бегут по фразе от начала к концу, повторяя друг друга и в чём- то меняясь. Не хочет косой косить косой, Говорит: «Коса коса». Попробуйте вместе с ребёнком разобраться в этой скороговорке! Такая скороговорка задаёт сложную умственную задачу. Скороговорки дают возможность совершенствовать произношение всех звуков речи, расширить запас слов, помогут усвоить их смысл, ввести в активный словарь. Не менее важную роль в умственном развитии играют загадки. Играя в загадки, ребёнок как- бы сдаёт экзамен на знания и сообразительность. Знает ли он признаки, качества, свойства предметов. Загадка - игра в узнавание, отгадывание, что спрятано и скрыто, представлено в ином образе. Знакомя детей с пословицами и поговорками, мы показываем детям богатство и красоту русского языка. «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в поговорке нашей! Что за золото!» - так писал А.С.Пушкин. Действительно в пословицах, поговорках видна необыкновенная полнота народного ума. В простоте слова - самая великая мудрость! Ирония, насмешка, наглядность, меткость всё это характерно для русских пословиц и поговорок. Величайшее богатство народа - его язык! И хочется, чтобы наши дети слышали, понимали и использовали в своей речи эту великую мудрость. Включайте в своё общение с ребёнком и пословицы, и поговорки, и другие элементы народного фольклора. Первые пословицы ребёнок слышит в речи взрослых. Разъясняйте малышу смысл сказанного. Учите его самостоятельно анализировать и объяснять пословицы и поговорки. Побуждайте ребёнка к использованию их в речи. Первыми пословицами должны быть такие пословицы, у которых смысл понятен ребёнку и наглядно выражен с бесспорной очевидностью. «Не поклоняясь до земли, грибка не поднимешь!» «Без труда не выловишь и рыбку из пруда!» Более общий переносный смысл пословиц становится понятным детям лишь с возрастом! В приобщении ребёнка к человеческой мудрости и состоит большое педагогическое значение пословиц. Сказки – это удивительные создания детского фольклора. Сказки выполняют роль учителя и толкователя
основных нравственных заповедей. С раннего детства Вы знакомите своих детей со сказками о животных. Ваш ребёнок ещё не научился ходить и говорить, а вы уже ему рассказываете сказки «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка». Но для ребёнка запомнить сюжет сказки – это большая умственная работа. Ведь надо запомнить все подробности и уловить их порядок, не перепутать, что за чем следует, в этом секрет сказки. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной логической речи. Запав в детскую память, сказки становятся неотъемлемой частью детского сознания. Нельзя обойти вниманием и народные игры. Игры являются национальным богатством, и мы должны их сделать достоянием детей. Народная игра - естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций. В игре ребёнок усваивает представления о чести, смелости, развивает силу, ловкость, волю, стремление к победе. Игры часто сопровождаются любимыми считалками, потешками. Народная игра в комплексе с другими воспитательными средствами представляет собой основу формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство с физическим совершенством Очень хорошо если Вы сможете рассказать своему ребёнку о жизни людей в Древней Руси, их жилище, быте, народном костюме. Вам это будет легче сделать, если Вы с ребёнком посетите Этнографический музей экспозицию «Русские». Познакомившись с домашней утварью и другими предметами старины, ребёнок быстрее сможет понять смысл многих пословиц и потешек! Знакомя детей с устным народным творчеством,Вы не должны обойти такую тему,как народно-прикладное искусство. Ведь и народный костюм,и посуда, и орудия труда, и игрушки- всё это творение рук русских умельцев. Нужно познакомить ребёнка и с русским орнаментом, и с народной игрушкой (матрёшкой, Дымковской, Филимоновской, Каргопольской, Горьковской, Богородской игрушкой), с изделиями хохломских мастеров, с городецкой росписью. Поможет Вам в этом экспозиция « Народно-прикладное искусство» в Этнографическом музее. Если провести всю эту работу, у детей появится интерес к наследию прошлого. Это поможет им стать более эмоциональными, раскрепощёнными. У детей улучшится память, внимание, речь станет более грамотной.

Значение

фольклора в

развитии

детей.
Консультация для родителей. Группа «Звездочка».

Консультация для воспитателей

на тему:

«Особенности работы воспитателя по

развитию полоролевой идентификации

детей дошкольного возраста. Работа с

родителями

».
Воспитатель Клешнина А.А. МБДОУ детский сад общеразвивающего вида 56. Февраль 2014 года. Г. Апатиты, Мурманской области.



Яндекс.Метрика