Напоминание

"Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города"

Автор: Гришина Галина Николаевна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: МБДОУ д/с №57 "Радуга"

Населённый пункт: г.Старый Оскол

Наименование материала: Статья

Тема: "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города"

Описание:

Статья о нравственно-патриотическом воспитании детей как одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=1986

Опубликовано 21.12.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Г

.

Н

.

Гришина

, ,

воспитатель

,

МБДОУ

детский

сад

общеразвивающего

вида

№ 57 «

Радуга

»,

г

.

Старый

Оскол

,

Белгородская

область

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного

возраста через ознакомление с историей и культурой родного

города

Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого,

не з
нает ничего». Потому что без знания своих корней, традиций, культуры своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Не случайно и академик Д. С. Лихачев говорил: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать». Воспитание любви дошкольников к малой Родине – это первый этап в воспитании патриотизма. Для наших детей это город Старый Оскол. Почти все наши воспитанники родились в нашем городе. Знакомство дошкольников с родным городом оказалось не такой простой задачей, потому что маленькому ребенку трудно представить устройство большого города, историю его возникновения, достопримечательности. Воспитывая у детей любовь к своему городу, мы старались подвести их к пониманию, что их город – частица Родины. Данная работа была разбита на следующие блоки: 1. История возникновения города Старый Оскол. 2. Природа родного края, его природные богатства. 3. Промышленные объекты города, основные профессии людей на этих предприятиях. 4. Символика и достопримечательности Старого Оскола. 5. Знаменитые люди, прославившие наш город. 6. Культурное наследие родного города. Каждый блок включает в себя как специально организованную образовательную деятельность, так и другие виды деятельности: беседы, чтение художественной литературы, дидактические игры и т. д. В годовом
планировании темы всех блоков чередуются. Степень раскрытия темы и уровень её рассмотрения с детьми определялись возрастом детей, конкретными особенностями их развития, возможностями взрослых, оснащённостью процесса. В ходе работы дети испытывали огромный интерес к данной теме, с удовольствием слушали познавательные рассказы о прошлом и настоящем нашего города. Для реализации этой увлеченности был создан мини-центр «Родной город». В нем собран наиболее актуальный материал о родном городе, включающий как сведения об историческом прошлом, так и о его современном культурном облике: иллюстрации, фотоматериалы, тематические папки на темы: «История возникновения города», «Промышленность города», «Наука, образование и культура», «Знаменитые земляки», «В годы Великой Отечественной войны», «Наше духовное наследие», «Достопримечательности», «Архитектура», «Спорт», подбор стихов о городе, карта города, символика города (флаг, герб), макеты (микрорайон, улица, архитектурные сооружения города). В ходе непосредственно образовательной деятельности дети познакомились с символикой города. С помощью наводящих вопросов дошкольники смогли разобраться в значении символов, изображенных на гербе Старого Оскола. Проведенные с детьми игры «Найди герб нашего города среди других», «Сложи герб по памяти» помогли закрепить знания дошкольников по данному разделу. Путешествие в прошлое завершилось непосредственно образовательной деятельностью «Наш город Старый Оскол», которое было проведено в форме викторин, заданий и игр. Так, с помощью приема «дробления и объединения» дошкольники смогли понять, из каких частей состоит наш город. Игра «Доскажи словечко» помогла уточнить представление об улицах города и их названии. Игра «Часть – целое» помогла понять детям, что всё является частичкой чего-то, что все взаимосвязано. Например, дом – это частица микрорайона, а микрорайон – частица города, а город – часть страны и так далее.
С помощью экспериментальной деятельности дошкольники познакомились с богатством Старооскольской земли – железной рудой, узнали о главных профессиях в городе – горняк, металлург. А организованная совместно с родителями фотовыставка «Папа, мама на работе» помогла закрепить содержание труда взрослых в родном городе: учитель, врач, горняк, строитель, милиционер, водитель. Дошкольники увидели важность и значимость труда их родителей. Интересным было путешествие «Транспорт на улицах нашего города». Дети классифицировали транспорт по функциям, находили сходство и отличие. С помощью игрового упражнения «Что было раньше» по генетическому принципу выстроили линию развития транспорта от телеги до современной ракеты. Игра «Взаимный обмен» дала простор фантазии и мышления, сравнивая человека с транспортом, а затем производя взаимный обмен свойствами между этими классами. Не менее интересно было проведение "мини-исследований". Мы вместе с родителями выбирали и определяли тему исследования, разумно ограничивая её "территориальные" и "временные рамки", например, исследование не истории города вообще, а историю улицы (на которой находится детский сад или живут дети), или прошлого дома и судеб его жителей, истории шефствующего предприятия и т.д. Вся работа по патриотическому воспитанию проходила в тесном контакте с семьёй. Родители были активными участниками всех праздников, помогали в оформлении фотовыставок о родном городе, о родном крае, участвовали в конкурсах рисунков, поделок. Организация совместных творческих домашних заданий - придумывание и изображение герба своей семьи, создание фотоальбома «Мой город и я», выращивание комнатных цветов для группы объединило родителей и детей, обогатило общение между ними и доставило радость. Проведенная для родителей консультация на тему: «Семейный маршрут выходного дня», родительское собрание в форме устного журнала на тему «Учим детей любить и беречь свой город» помогли родителям стать для своих детей примером отношения к своему городу, к месту, где живёшь.
Анализ проделанной работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с историей, культурой и природой родного края позволил убедиться в доступности для понимания детьми этой темы. Использование материалов об истории города, его людях и достопримечательностях в педагогическом процессе позволяет воспитать чувство гордости и уважения за свою страну и город. В ходе работы установлено, что эффективнее ознакомление с родным краем будет происходить при налаженной системе «воспитатель-ребёнок-родители». Список литературы: 1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. М.: ЦГЛ, 2005. 247с. 2. Алёшина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом. М.: ТЦ Сфера, 1999. 112с. 3. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет. М.: ТЦ Сфера, 2007. 224с. 4. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: Методические рекомендации [Электронный ресурс]. – Режим доступа:


Яндекс.Метрика