"Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города"
Автор: Гришина Галина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №57 "Радуга"
Населённый пункт: г.Старый Оскол
Наименование материала: Статья
Тема: "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города"
Описание:
Статья о нравственно-патриотическом воспитании детей как одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций.
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного
возраста через ознакомление с историей и культурой родного
города
Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого,
не з нает ничего». Потому что без знания своих корней, традиций, культуры
своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих
родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим
народам. Не случайно и академик Д. С. Лихачев говорил: «Воспитание любви к
родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи - задача
первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать».
Воспитание любви дошкольников к малой Родине – это первый этап в
воспитании патриотизма. Для наших детей это город Старый Оскол. Почти все
наши воспитанники родились в нашем городе. Знакомство дошкольников с
родным городом оказалось не такой простой задачей, потому что маленькому
ребенку трудно представить устройство большого города, историю его
возникновения, достопримечательности.
Воспитывая у детей любовь к своему городу, мы старались подвести их к
пониманию, что их город – частица Родины.
Данная работа была разбита на следующие блоки:
1. История возникновения города Старый Оскол.
2. Природа родного края, его природные богатства.
3. Промышленные объекты города, основные профессии людей на этих
предприятиях.
4. Символика и достопримечательности Старого Оскола.
5. Знаменитые люди, прославившие наш город.
6. Культурное наследие родного города.
Каждый блок включает в себя как специально организованную
образовательную деятельность, так и другие виды деятельности: беседы, чтение
художественной литературы, дидактические игры и т. д. В годовом
планировании темы всех блоков чередуются. Степень раскрытия темы и
уровень её рассмотрения с детьми определялись возрастом детей, конкретными
особенностями их развития, возможностями взрослых, оснащённостью
процесса.
В ходе работы дети испытывали огромный интерес к данной теме, с
удовольствием слушали познавательные рассказы о прошлом и настоящем
нашего города. Для реализации этой увлеченности был создан мини-центр
«Родной город». В нем собран наиболее актуальный материал о родном городе,
включающий как сведения об историческом прошлом, так и о его современном
культурном облике: иллюстрации, фотоматериалы, тематические папки на
темы: «История возникновения города», «Промышленность города», «Наука,
образование и культура», «Знаменитые земляки», «В годы Великой
Отечественной войны», «Наше духовное наследие», «Достопримечательности»,
«Архитектура», «Спорт», подбор стихов о городе, карта города, символика
города (флаг, герб), макеты (микрорайон, улица, архитектурные сооружения
города).
В ходе непосредственно образовательной деятельности дети
познакомились с символикой города. С помощью наводящих вопросов
дошкольники смогли разобраться в значении символов, изображенных на гербе
Старого Оскола. Проведенные с детьми игры «Найди герб нашего города среди
других», «Сложи герб по памяти» помогли закрепить знания дошкольников по
данному разделу.
Путешествие в прошлое завершилось непосредственно образовательной
деятельностью «Наш город Старый Оскол», которое было проведено в форме
викторин, заданий и игр.
Так, с помощью приема «дробления и объединения» дошкольники смогли
понять, из каких частей состоит наш город. Игра «Доскажи словечко» помогла
уточнить представление об улицах города и их названии. Игра «Часть – целое»
помогла понять детям, что всё является частичкой чего-то, что все
взаимосвязано. Например, дом – это частица микрорайона, а микрорайон –
частица города, а город – часть страны и так далее.
С помощью экспериментальной деятельности дошкольники познакомились
с богатством Старооскольской земли – железной рудой, узнали о главных
профессиях в городе – горняк, металлург.
А организованная совместно с родителями фотовыставка «Папа, мама на
работе» помогла закрепить содержание труда взрослых в родном городе:
учитель, врач, горняк, строитель, милиционер, водитель. Дошкольники увидели
важность и значимость труда их родителей.
Интересным было путешествие «Транспорт на улицах нашего города».
Дети классифицировали транспорт по функциям, находили сходство и отличие.
С помощью игрового упражнения «Что было раньше» по генетическому
принципу выстроили линию развития транспорта от телеги до современной
ракеты. Игра «Взаимный обмен» дала простор фантазии и мышления,
сравнивая человека с транспортом, а затем производя взаимный обмен
свойствами между этими классами.
Не менее интересно было проведение "мини-исследований". Мы вместе с
родителями выбирали и определяли тему исследования, разумно ограничивая
её "территориальные" и "временные рамки", например, исследование не
истории города вообще, а историю улицы (на которой находится детский сад
или живут дети), или прошлого дома и судеб его жителей, истории
шефствующего предприятия и т.д.
Вся работа по патриотическому воспитанию проходила в тесном контакте с
семьёй. Родители были активными участниками всех праздников, помогали в
оформлении фотовыставок о родном городе, о родном крае, участвовали в
конкурсах рисунков, поделок. Организация совместных творческих домашних
заданий - придумывание и изображение герба своей семьи, создание
фотоальбома «Мой город и я», выращивание комнатных цветов для группы
объединило родителей и детей, обогатило общение между ними и доставило
радость.
Проведенная для родителей консультация на тему: «Семейный маршрут
выходного дня», родительское собрание в форме устного журнала на тему
«Учим детей любить и беречь свой город» помогли родителям стать для своих
детей примером отношения к своему городу, к месту, где живёшь.
Анализ проделанной работы по ознакомлению детей старшего
дошкольного возраста с историей, культурой и природой родного края позволил
убедиться в доступности для понимания детьми этой темы. Использование
материалов об истории города, его людях и достопримечательностях в
педагогическом процессе позволяет воспитать чувство гордости и уважения за
свою страну и город. В ходе работы установлено, что эффективнее
ознакомление с родным краем будет происходить при налаженной системе
«воспитатель-ребёнок-родители».
Список литературы:
1.
Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. М.: ЦГЛ,
2005. 247с.
2. Алёшина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом. М.: ТЦ
Сфера, 1999. 112с.
3. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6
лет. М.: ТЦ Сфера, 2007. 224с.
4. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников:
Методические рекомендации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: