"Технология ТРИЗ как средство формирования у дошкольников навыков культурного поведения"
Автор: Янбулатова Раиса Фёдоровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС "Родничок"
Населённый пункт: г.Озёрск, Челябинская обл.
Наименование материала: Статья
Тема: "Технология ТРИЗ как средство формирования у дошкольников навыков культурного поведения"
Описание:
Одной из задач, на решение которой направлены Федеральные государственные образовательные стандарты, является формирование общей культуры личности дошкольников.
Как же научить дошкольников правильному поведению в различных жизненных ситуациях, научить подчиняться разным правилам и социальным нормам? Для воспитания культуры поведения дошкольников можно использовать технологию ТРИЗ.
как средство формирования у дошкольников навыков культурного поведения
Среди множества проблем, связанных с воспитанием детей, остается проблема
поведения ребенка дома и в обществе.
Одной из задач, на решение которой направлены Федеральные государственные
образовательные стандарты, является формирование общей культуры личности
дошкольников. На этапе завершения дошкольного образования ребенок может
следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во
взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, способен к принятию собственных
решений.
Как же научить дошкольников правильному поведению в различных жизненных
ситуациях, научить подчиняться разным правилам и социальным нормам? Как
развить у них такие качества, как эмоциональная отзывчивость, способность
управлять своим поведением и умение планировать свои действия на основе
первичных ценностных представлений, способность соблюдать элементарные
общепринятые нормы и правила поведения? Формы этой работы многообразны и
зависят от инициативы воспитателя.
Одним из обязательных условий нравственного поведения являются хорошо
организованные и продуманные занятия, цель которых – усвоение обязательных
правил вежливости и приучения детей к большей самостоятельности в поступках и
мыслях. На примере героя произведения С.Я.Маршака «Вот какой рассеянный» дети
понимают, что нельзя торопиться, суетиться, нужно быть собранным и внимательным.
Используя героев кукольного театра, можно воспитать культурных пешеходов,
научить детей правилам поведения в природе, сформировать культуру правильного
питания. Используя музыкально-театрализованную деятельность, помочь детям
усвоить правила этикета.
С младшего возраста необходимо прививать детям навыки, связанные с
выполнением режима дня, навыки самообслуживания и соблюдения гигиенических
требований. По мере взросления у детей расширяется круг правил, например: "Как
вести себя на занятиях?", "Как вести себя на улице?", "Как вести себя во время
разговора со взрослыми?" и т.д.
Очень полезны упражнения для детей в выполнении правил как в естественных,
так и в специально созданных ситуациях. Маленькие дети не способны
контролировать свое поведение, помнить и выполнять правила, обычные требования
иногда не доходят до них. В таких случаях можно использовать игровые приемы;
потешки, меткие сравнения из любимых художественных произведений,
юмористические стихи, шутки, прибаутки, загадки. Дети должны уяснить, почему
воспитанный человек поступает так, а не иначе.
Современные требования, предъявляемые государством к качеству
воспитательно-образовательной работы в детском саду, предполагают, что педагог
должен владеть необходимыми педагогическими технологиями.
Для воспитания культуры поведения дошкольников можно использовать:
- здоровьесберегающие технологии;
- технологии проектной деятельности;
- нформационно-коммуникационные технологии;
- технологию ТРИЗ и др.
Все мы привыкли использовать ТРИЗ для развития творческого мышления
детей, т.е. для воспитания творческой личности. ТРИЗ облекает сложный материал в
легкую и доступную для ребенка форму. Дети познают мир с помощью сказок и
бытовых ситуаций. Ум детей не ограничен «глубоким опытом жизни» и
традиционными представлениями о том, как все должно быть. Это позволяет им
изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы,
взрослые, давно не обращаем внимание. ТРИЗ, как универсальный инструментарий,
используется на всех занятиях, дает возможность проявить свою индивидуальность,
учит детей нестандартно мыслить.
Но ТРИЗ развивает и такие нравственные качества, как умение радоваться
успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного
положения. ТРИЗ позволяет получать знания без перегрузок, без зубрежки.
Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не
должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить
ее находить.
Инициативный и самостоятельный ребенок активно взаимодействует со
сверстниками и взрослыми, способен договариваться, учитывать интересы и чувства
других, адекватно проявлять свои чувства, старается разрешать конфликты. С
помощью методов ТРИЗ ребенок учится рассуждать, пытается самостоятельно
придумывать объяснения своим поступкам и поступкам окружающих его людей.
Литературы и методических пособий по ТРИЗу очень много, и в любой из них
можно найти именно тот материал, который поможет в формировании навыков
культуры поведения дошкольников.
Педагогическое кредо "тризовцев" - каждый ребенок изначально талантлив и даже
гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при
минимуме затрат достигать максимального эффекта. Необходимо учить дошкольников
анализировать конкретную ситуацию и находить оригинальные пути ее разрешения.
Девиз тризовцев - "Можно говорить все". И дети говорят, придумывают.
Выслушивать нужно каждого желающего. Пусть учатся возражать воспитателю и друг
другу, но аргументировано, предлагая что-то взамен или доказывая.
Какие из методов мы можем использовать для воспитания культуры поведения?
Это мозговой штурм, да-нетка,
занятия, круги (кольца) Луллия, работа со сказками и
т.д.
Круги Луллия помогают подобрать правильный выход из трудной ситуации. На
верхнем круге – ребенок (или герой Мойдодыра») с грязными руками, а на нижней –
картинки с предметами, которые нужны нашему герою. Это для младших
дошкольников. Для старших можно использовать три круга, на которых, например,
разбирается ситуация поведения ребенка в общественном транспорте, или ситуация на
закрепление культурно-гигиенических навыков, навыков пользования столовыми
приборами.
Мозговой штурм – это очень интересный способ разрешить трудную ситуацию, в
которую попали наши дети. Мозговой штурм
—
разрешение противоречий при
групповом обсуждении проблемы.
В ходе реализации этого метода развиваются
коммуникативные способности детей: умение вести спор, слышать друг друга,
высказывать свою точку зрения, не боясь критики, тактично оценивать мнения других
и т.п. Данный метод позволяет развивать у детей способность к анализу, стимулирует
творческую активность в поиске решения проблемы, дает осознание того, что
безвыходных ситуаций в жизни не бывает. Например, мальчишки на участке
подрались из-за чужого велосипеда и сломали его. Как быть?
Особый этап работы педагога – тризовца – это работа со сказками:
придумывание новой сказки на основе уже известных детям сказок, знакомые герои в
новых обстоятельствах, спасательные ситуации в сказках
Такой метод служит предпосылкой для сочинения всевозможных сюжетов и концовок.
Но кроме умения сочинять, ребенок учится находить выход из, порой, трудных
обстоятельств.
Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче
материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Не стоит форсировать
внедрение ТРИЗ без понимания детьми основных положений. Сказки, игровые,
бытовые ситуации – вот та среда, через которую ребенок научится применять
тризовские решения встающих перед ним проблем. По мере нахождения
противоречий, он сам будет стремиться к идеальному результату, используя
многочисленные ресурсы.
Таким образом, ТРИЗ можно считать одним из эффективных методов
воспитания культуры поведения дошкольников.