Напоминание

"Технология ТРИЗ как средство формирования у дошкольников навыков культурного поведения"

Автор: Янбулатова Раиса Фёдоровна

Должность: старший воспитатель

Учебное заведение: МБДОУ ДС "Родничок"

Населённый пункт: г.Озёрск, Челябинская обл.

Наименование материала: Статья

Тема: "Технология ТРИЗ как средство формирования у дошкольников навыков культурного поведения"

Описание:

Одной из задач, на решение которой направлены Федеральные государственные образовательные стандарты, является формирование общей культуры личности дошкольников. Как же научить дошкольников правильному поведению в различных жизненных ситуациях, научить подчиняться разным правилам и социальным нормам? Для воспитания культуры поведения дошкольников можно использовать технологию ТРИЗ.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=2022

Опубликовано 24.12.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Технология ТРИЗ

как средство формирования у дошкольников навыков культурного поведения
Среди множества проблем, связанных с воспитанием детей, остается проблема поведения ребенка дома и в обществе. Одной из задач, на решение которой направлены Федеральные государственные образовательные стандарты, является формирование общей культуры личности дошкольников. На этапе завершения дошкольного образования ребенок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, способен к принятию собственных решений. Как же научить дошкольников правильному поведению в различных жизненных ситуациях, научить подчиняться разным правилам и социальным нормам? Как развить у них такие качества, как эмоциональная отзывчивость, способность управлять своим поведением и умение планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, способность соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения? Формы этой работы многообразны и зависят от инициативы воспитателя. Одним из обязательных условий нравственного поведения являются хорошо организованные и продуманные занятия, цель которых – усвоение обязательных правил вежливости и приучения детей к большей самостоятельности в поступках и мыслях. На примере героя произведения С.Я.Маршака «Вот какой рассеянный» дети понимают, что нельзя торопиться, суетиться, нужно быть собранным и внимательным. Используя героев кукольного театра, можно воспитать культурных пешеходов, научить детей правилам поведения в природе, сформировать культуру правильного питания. Используя музыкально-театрализованную деятельность, помочь детям усвоить правила этикета. С младшего возраста необходимо прививать детям навыки, связанные с выполнением режима дня, навыки самообслуживания и соблюдения гигиенических требований. По мере взросления у детей расширяется круг правил, например: "Как вести себя на занятиях?", "Как вести себя на улице?", "Как вести себя во время разговора со взрослыми?" и т.д. Очень полезны упражнения для детей в выполнении правил как в естественных, так и в специально созданных ситуациях. Маленькие дети не способны контролировать свое поведение, помнить и выполнять правила, обычные требования иногда не доходят до них. В таких случаях можно использовать игровые приемы; потешки, меткие сравнения из любимых художественных произведений,
юмористические стихи, шутки, прибаутки, загадки. Дети должны уяснить, почему воспитанный человек поступает так, а не иначе. Современные требования, предъявляемые государством к качеству воспитательно-образовательной работы в детском саду, предполагают, что педагог должен владеть необходимыми педагогическими технологиями. Для воспитания культуры поведения дошкольников можно использовать: - здоровьесберегающие технологии; - технологии проектной деятельности; - нформационно-коммуникационные технологии; - технологию ТРИЗ и др. Все мы привыкли использовать ТРИЗ для развития творческого мышления детей, т.е. для воспитания творческой личности. ТРИЗ облекает сложный материал в легкую и доступную для ребенка форму. Дети познают мир с помощью сказок и бытовых ситуаций. Ум детей не ограничен «глубоким опытом жизни» и традиционными представлениями о том, как все должно быть. Это позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы, взрослые, давно не обращаем внимание. ТРИЗ, как универсальный инструментарий, используется на всех занятиях, дает возможность проявить свою индивидуальность, учит детей нестандартно мыслить. Но ТРИЗ развивает и такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения. ТРИЗ позволяет получать знания без перегрузок, без зубрежки. Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить. Инициативный и самостоятельный ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, адекватно проявлять свои чувства, старается разрешать конфликты. С помощью методов ТРИЗ ребенок учится рассуждать, пытается самостоятельно придумывать объяснения своим поступкам и поступкам окружающих его людей. Литературы и методических пособий по ТРИЗу очень много, и в любой из них можно найти именно тот материал, который поможет в формировании навыков культуры поведения дошкольников. Педагогическое кредо "тризовцев" - каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достигать максимального эффекта. Необходимо учить дошкольников анализировать конкретную ситуацию и находить оригинальные пути ее разрешения.
Девиз тризовцев - "Можно говорить все". И дети говорят, придумывают. Выслушивать нужно каждого желающего. Пусть учатся возражать воспитателю и друг другу, но аргументировано, предлагая что-то взамен или доказывая. Какие из методов мы можем использовать для воспитания культуры поведения? Это мозговой штурм, да-нетка, занятия, круги (кольца) Луллия, работа со сказками и т.д.
Круги Луллия
помогают подобрать правильный выход из трудной ситуации. На верхнем круге – ребенок (или герой Мойдодыра») с грязными руками, а на нижней – картинки с предметами, которые нужны нашему герою. Это для младших дошкольников. Для старших можно использовать три круга, на которых, например, разбирается ситуация поведения ребенка в общественном транспорте, или ситуация на закрепление культурно-гигиенических навыков, навыков пользования столовыми приборами.
Мозговой штурм – это
очень интересный способ разрешить трудную ситуацию, в которую попали наши дети. Мозговой штурм

разрешение противоречий при групповом обсуждении проблемы. В ходе реализации этого метода развиваются коммуникативные способности детей: умение вести спор, слышать друг друга, высказывать свою точку зрения, не боясь критики, тактично оценивать мнения других и т.п. Данный метод позволяет развивать у детей способность к анализу, стимулирует творческую активность в поиске решения проблемы, дает осознание того, что безвыходных ситуаций в жизни не бывает. Например, мальчишки на участке подрались из-за чужого велосипеда и сломали его. Как быть? Особый этап работы педагога – тризовца – это работа со сказками: придумывание новой сказки на основе уже известных детям сказок, знакомые герои в новых обстоятельствах, спасательные ситуации в сказках Такой метод служит предпосылкой для сочинения всевозможных сюжетов и концовок. Но кроме умения сочинять, ребенок учится находить выход из, порой, трудных обстоятельств. Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Не стоит форсировать внедрение ТРИЗ без понимания детьми основных положений. Сказки, игровые, бытовые ситуации – вот та среда, через которую ребенок научится применять тризовские решения встающих перед ним проблем. По мере нахождения противоречий, он сам будет стремиться к идеальному результату, используя многочисленные ресурсы. Таким образом, ТРИЗ можно считать одним из эффективных методов воспитания культуры поведения дошкольников.


Яндекс.Метрика