Напоминание

"Мир кукол"

Автор: Калугина Елена Александровна

Должность: педагог-психолог

Учебное заведение: Г-БУ Я-НАО "Центр "Домашний очаг"

Населённый пункт: Надым

Наименование материала: Технология психолого-педагогической помощи "Мир кукол" детям с проблемами социальной адаптации в ДОУ

Тема: "Мир кукол"

Описание:

Предлагаемая технология "Мир кукол" - это цикл из десяти коррекционно-развивающих занятий на основе методов куклотерапии, директивной игротерапии и психогимнастики. Занятия рассчитаны на детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивостью, замкнутостью и другими поведенческими и эмоциональными проблемами. В процессе занятий решаются задачи коррекции дезадаптивного поведения, эмоциональных расстройств и морально-нравственного воспитания детей. Занятия способствуют формированию у детей позитивных личностных качеств и социально одобряемого поведения. Цели технологии: - улучшение социальной адаптации; - гармонизация процесса созревания личности; - нравственное воспитание детей и обучение социально-этическим нормам поведения; - ликвидация болезненных переживаний и нарушений поведения;

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=2023

Опубликовано 24.12.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Государственное бюджетное учреждение

Ямало-Ненецкого автономного округа

«Центр социальной помощи семье и детям «Домашний очаг»

в муниципальном образовании Надымский район»

_______________________________________________
Адрес : 629730, ЯНАО, г.Надым, проспект Ленинградский, д.21 Тел.: 8(3499) 52-23-76 Социальная технология психолого-педагогической помощи
«Мир кукол»
детям с проблемами социальной адаптации по методу куклотерапии и игротерапии Составила: педагог психолог Калугина Елена Александровна г. Надым 2015

I.

Характеристика проблемы и актуальность социальной технологии
На сегодняшний день происходит увеличение количества детей дошкольного возраста с трудностями социальной адаптации, а также детей, неспособных посещать детский сад в силу эмоционально-волевых проблем, поведенческих и личностных особенностей. Большое количество жалоб от родителей, чьи дети часто и длительно болеют простудными заболеваниями. Они не любят детский сад и, как правило, тревожны, застенчивы или чрезмерно впечатлительны и возбудимы. Доказано, что на психологический стресс, фрустрацию, дезадаптацию организм детей с определённым психотипом отвечает снижением резистентности к простудным и инфекционным заболеваниям. Достаточно часто родители жалуются на то, что их дети, хотя и посещают дошкольное учреждение, но остаются в нем одинокими, несчастливыми, печальными или нервными и агрессивными. Резко увеличилось количество детей со значительными коммуникативными проблемами вследствие речевых задержек. Трудности социальной адаптации связаны и с невысокими интеллектуальными возможностями детей, культурными задержками и социально-педагогической запущенностью. Во многих случаях основой таких нарушений являются неврологические заболевания, ранние травмы ЦНС, особенности темперамента. Отмечается рост детей с аутистической симптоматикой, которые нуждаются в специальных условиях для преодоления имеющихся задержек и достижения возрастных норм личностного, коммуникативного, эмоционально-волевого, интеллектуального развития. Без специально организованной психокоррекционной помощи их особенности будут вызывать негативную оценку окружающих, в ответ на которую детям еще труднее адаптироваться в социуме. Для них обычным становится формирование вторичных нарушений: отрицательные черты характера, невротические стили преодоления трудностей, враждебность к окружающим. Большие проблемы встают в плане усвоения такими детьми норм и правил социального поведения. Бедность положительного опыта общения не позволяет развиться у них таким чертам, как
доброжелательное и вежливое отношение к окружающим, они не умеют делиться, сотрудничать, слушать старших. Усвоенные детьми правила социального поведения не соответствуют возрастной норме. Их родители испытывают значительные трудности в воспитании культуры поведения и обращаются за помощью к психологам и педагогам. Представляемая социальная технология «Мир кукол» разработана специально для коррекции детей с вышеперечисленными проблемами социальной адаптации.
II.

Цель и задачи, концептуальные подходы, основное содержание, этапы и

сроки реализации социальной технологии «Мир кукол»
Предлагаемая технология «Мир кукол» - это цикл из десяти коррекционно- развивающих занятий на основе методов куклотерапии, директивной игротерапии и психогимнастики. Занятия рассчитаны на детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивостью, замкнутостью и другими поведенческими и эмоциональными проблемами. В процессе занятий решаются задачи коррекции дезадаптивного поведения, эмоциональных расстройств и морально- нравственного воспитания детей. Занятия способствуют формированию у детей позитивных личностных качеств и социально одобряемого поведения. Технология включает психологическую диагностику детей и консультирование родителей. Результатом проведения занятий с детьми являются повышение адаптивных возможностей, восстановление прогрессивного развития личности и улучшение социальной адаптации.
Цели технологии:
- улучшение социальной адаптации; - гармонизация процесса созревания личности; - нравственное воспитание детей и обучение социально-этическим нормам поведения; - ликвидация болезненных переживаний и нарушений поведения;
-укрепление психического здоровья;
Задачи технологии:
- обучение навыкам общения, воспитание трудолюбия, отзывчивости, дисциплинированности, доброго отношения к сверстникам и взрослым; - коррекция отклонений поведения с помощью ролевых игр; - разрешение конфликтов в условиях коллективной творческой деятельности; - повышение самооценки, уверенности в своих силах; - снижение эмоционального напряжения; - развитие познавательных психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения; - развитие эстетических способностей.
Концептуальные подходы.
Занятия куклотерапии основаны на авторской методике И. Я. Медведевой и Т. Л. Шишовой. Авторы методики определяют ее как одну из форм психокоррекции детей 5-7 лет, целью которой является ликвидация болезненных переживаний, укрепление психического здоровья и улучшение социальной адаптации пациентов за счет гармонизации процесса созревания личности, развития самосознания (самопознания, самооценки, саморегуляции), разрешения интра- и интерперсональных (прежде всего - внутрисемейных) конфликтов в условиях коллективной творческой деятельности. Кукольный театр обладает значительными нравственно-воспитательными возможностями. Куклотерапия представляет собой эмоционально-стрессовое воздействие на личность, предусматривает самостоятельное модифицирование методики специалистами и насыщение ее элементами других приемов с целью усиления их воздействия. В комплексе с индивидуальными занятиями, куклотерапия используется при лечении заикания, неврозов, энуреза, бронхиальной астмы, нарушений поведения и других расстройствах. В отношении детей из группы риска по социальной дезадаптации данная методика является средством
первичной профилактики эмоциональных или поведенческих срывов, гармонизации формирующейся личности. И. Я. Медведева, которая посетила Центр в 2007 и ознакомилась с программой «Мир кукол», одобрила дополнения и изменения технологии куклотерапии, сделанные специалистами отделения для ее включения в курс комплексной медико-психолого-педагогической реабилитации в Центре. Во время занятий по данной технологии педагоги-психологи делают акцент на эмоциональное развитие детей, понимание переживаний героев, пробуждают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним, уважать чужое мнение. Через куклу дети учатся понимать, что такое хорошо и что такое плохо, усваивают морально- нравственные нормы поведения. В процессе драматизации с куклами, сюжетно-ролевых игр и психогимнастики моделируются различные ситуации общения, развивается связная речь – необходимое условие адаптации ребенка в обществе. В играх- драматизациях у детей развивается произвольность, особая чуткость и внимание к действиям людей в жизни, умение видеть и понимать значение простейших действий человека, его чувства, взаимоотношения с людьми, природой и т. д… Знакомство детей и вживание в образы героев в процессе инсценировки формируют доброту, ответственность, сочувствие, жалость, чувство справедливости. Процесс самовыражения через куклу напрямую связан с укреплением психического здоровья человека, дает возможность ребенку справиться со своими проблемами, восстановить эмоциональное равновесие и устранить имеющиеся у него нарушения поведения. Куклотерапия активизирует фантазию детей, развивая которую, они обогащают себя новыми ощущениями, а значит, и новой информацией, на основе которой формируется собственная точка зрения, жизненная позиция. А это не что иное, как личностный рост. Помогая раскрыть творческие качества,
преодолевать стрессовые и конфликтные ситуации, технология способствует формированию знаковых систем, развитию познавательной, поведенческой и эмоциональной сфер, что делает её актуальной не только для отдельной личности, но и для общества в целом. Психогимнастика и психомышечная релаксация по М.И. Чистяковой способствуют снятию напряженности, скованности группы, преодолению затруднений в общении, так как обеспечивают эмоционально-экспрессивную разрядку. Психогимнастические этюды учат распознавать эмоциональное состояние окружающих и контролировать собственное. Разыгрывая их, дети дезактуализируют болезненные, невротические проявления, получают опыт уверенного, доброжелательного, честного, смелого поведения и могут его использовать в реальной жизни. Игры, рекомендованные А.И.Захаровым в работе с детьми с невротическими расстройствами, это «простые» игры с правилами, игры из серии «Урок физкультуры», игры-драматизации. Игры удовлетворяют естественную потребность детского организма в движении и общении, корригируют присущий детям чрезмерный эгоцентризм, самоконтроль. Во время занятий, в первую очередь, обращают внимание на развитие у детей сотрудничества, кооперации, способности к эмпатии. Психомышечная релаксация, проводимая с детьми в конце каждого занятия, способствует восстановлению психоэмоционального равновесия детей, формирует способность детей к саморегуляции. Технология предназначена для использования психомышечной релаксации из психогимнастики М.И.Чистяковой и психотерапевтических сказок Р.М.Ткача («Сказкотерапия детских проблем»).
Содержание и механизм реализации
Технология включает в себя: 1). Проведение первичной и заключительной психологической диагностики личности, эмоционально-волевой и интеллектуальной сфер детей.
2). 10 групповых психокоррекционных занятий с детьми дошкольного возраста (от 5 до 7 лет), проходящими курс комплексной медико-психолого- педагогической реабилитации в Центре. 3). Оценку эффективности проведенной работы. 4). Консультирование родителей по вопросам воспитания и обучения детей с целью обеспечения адекватных условий развития с учетом их возможностей и индивидуальных особенностей. Фома организации групповая, не более 10 человек в группе, длительность занятия 30 минут, интенсивность посещения – 3 раза в неделю в течение месяца. С детьми, имеющими значительные отклонения в поведении и невротическими нарушениями (агрессивность, чрезмерная застенчивость, боязнь детей, мутизм, страхи и т.д.), проводятся индивидуальные занятия и после улучшения состояния и привыкания к психологу и ее требованиям, ребенок включается в группу. Первое занятие с детьми посвящается знакомству и адаптации детей друг к другу, созданию положительного эмоционального фона коллектива. Занятие включает психологическую диагностику уровня развития познавательной сферы и эмоционального состояния, проводятся проективные методики «Несуществующее животное», «ДДЧ», «Моя семья», а также наблюдение, беседа, анкетирование родителей. Используются игры для мотивации на достижение новых знаний и умений, детям в доступной форме объясняются требования и правила поведения на занятиях. На последнем занятии проводится заключительная диагностика и обобщение полученных знаний. Первичные и заключительные консультации родителей проводятся психологом до начала и по окончании цикла занятий. Структура занятий. В плане каждого занятия предусмотрены следующие части: 1. Приветствие-разминка – упражнения, действия, позволяющие настроится на разговор, на основную работу (этюды из психогимнастики М.И. Чистяковой)
2. Основная часть – лечебные этюды куклотерапии на заданную тему. 3. Игротерапия

практические работы на закрепление и применение полученных знаний, двигательную разрядку. 4. Релаксация – расслабление, ритуал выхода из занятия. Разминка включает психогимнастические этюды, в процессе которых дети обучаются выразительным движениям и способности узнавать эмоции окружающих, тренируют память, внимание, развивают моторику (см. Приложение 1). В середине цикла дети играют в ролевые игры морально- этического содержания. Основная часть
-
собственно куклотерапия условно называется «Лечебные этюды» и включает 10 занятий. Каждое занятие проходит под знаком той или иной ведущей темы (вежливость, доброта, обидчивость, лень, застенчивость, страх и т.д.). Тематический этюд – небольшой сюжет с проблемной ситуацией по заданной теме занятия показывается психологом в двух вариантах. Один, когда главные герои ведут себя не лучшим образом, проявляя зависть или обидчивость и т.д., и получая отрицательный результат, конфликт, неудачу. И второй вариант, где поведение еще одной пары героев удачно с моральной точки зрения и заканчивается успехом, он показывается как пример желательного поведения. После обсуждения все желающие получают возможность или повторить сценку с другими героями или придумать собственную. Затем дети разыгрывают сценки с куклами, подготовленные дома. «Домашнее задание» дается после каждого занятия и заключается в том, чтобы вместе с родителями придумать или вспомнить реальную ситуацию на заданную тему. Сценки с куклами, которые дети придумывают вместе с родителями, позволяют закрепить тему каждого занятия и моделировать ее в реальные жизненные ситуации. Игротерапия - проводится после основной части. Дети играют в простые, подвижные, коммуникативные, ролевые и сюжетные игры. Задача психолога- педагога - научить детей слушать ведущего, планировать, контролировать и оценивать свое поведение.
В конце каждого занятия проводится психомышечная релаксация: дети удобно рассаживаются в мягкие кресла и слушают релаксы (см. Приложение 2), которые читает психолог. В это время звучит спокойная музыка с пением птиц, звуками природы, моря и т. д. Социальная технология «Мир кукол» по представленному в таблице 1. тематическому плану занятий проводится с октября 2014 года ежемесячно (в течение каждого курса), с интенсивностью посещения - 3 раза в неделю для группы (8-10ч.) детей дошкольного возраста с трудностями адаптации. Таблица 1. Тематический план занятий «Мир кукол» Тема Цель занятия Содержание занятия (задания, игры, упражнения)
1. Психогимнастика
Занятие 1. Мимические и пантомимические этюды Выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний «Знакомство». «Передача ритма по кругу». «Передача движения по кругу». Занятие 2. Этюды и игры, направленные на выражение отдельных свойств личности и эмоций Моделирование поведения персонажей с теми или иными чертами характера «Зеркало» «Я иду по воде». «Преодоление трудностей». «Моя жизнь». Занятие 3. Этюды и игры, направленные на определенного ребенка или группу в целом Коррекция настроения, отдельных черт характера ребенка, сокращение эмоциональной дистанции между участниками «Я и группа». «Только я». «Привычные жизненные ситуации». «Какой я есть». Занятие 4. Психомышечная тренировка Снятие эмоционального напряжения «Скульптор». «Запутанный клубок». Занятие 5. Моя семья Моделирование стандартных семейных ситуаций «Моя семья». «Мой дом». «Семейный праздник». Занятие 6 Психомышечная тренировка Снятие эмоционального напряжения, развитие умения работать в команде «Мяч-насос» «Слепой и поводырь»
Занятие 7 Психомышечная тренировка Снятие эмоционального напряжения, развитие умения работать в команде «Мы охотимся на льва» «Разбойник и жертва» Занятие 8. Создание «магического кольца» Организация совместной работы в группе «Дыхание одного животного». «Сердцебиение одного животного». Занятие 9 Создание «магического кольца» Коррекция настроения, сокращение эмоциональной дистанции между участниками «Веселый зоопарк» «Тростинка на ветру» Занятие 10 Прощание Снятие эмоционального напряжения «Маски» «Стук сердца нашей группы»
2. Куклотерапия
Занятие 1. Знакомство с куклами Улучшение социальной адаптации Куклы-марионетки. Пальчиковые куклы. Перчаточные куклы. Объемные куклы. Теневые куклы Занятие 2. Вежливость Использование кукол для отреагирования значимых эмоциональных состояний. Просмотр этюда. Обсуждение собственных переживаний, воспоминаний, мыслей. Повтор этюда детьми за ширмой – как запомнили. На дом – придумать и показать свою ситуацию на заданную тему Занятия 3. Доброта Проигрывание наиболее значимых эмоциональных состояний Просмотр этюда. Обсуждение. Повтор этюда детьми за ширмой. Домашнее задание совместно с родителями придумать свой этюд на тему «Доброта» Занятие 4. Застенчивость Проигрывание наиболее значимых эмоциональных состояний Просмотр этюда. Обсуждение. Повтор этюда детьми за ширмой. Домашнее задание совместно с родителями придумать свой этюд на тему «Застенчивость» Занятие 5. Обидчивость Проигрывание наиболее значимых эмоциональных состояний Просмотр этюда. Обсуждение. Повтор этюда детьми за ширмой. Домашнее задание совместно с родителями придумать свой этюд на тему «Обидчивость» Занятие 6 Лень Проигрывание наиболее значимых эмоциональных состояний Просмотр этюда. Обсуждение. Повтор этюда детьми за ширмой. Домашнее задание совместно с родителями придумать свой этюд на тему «Лень»
Занятие 7. Страх Коррекция страхов, заикания, нарушения поведения, снятие нервно- психического напряжения Просмотр этюда. Обсуждение. Повтор этюда детьми за ширмой. Домашнее задание - проективный рисунок «Нарисуй свой страх» Занятие 8 Продолжение темы страх Коррекция страхов одиночества, ревности, нарушения поведения, снятие нервно- психического напряжения Просмотр этюда. Обсуждение. Повтор этюда детьми за ширмой. Домашнее задание - совместно с родителями придумать свой этюд на тему «Страх» Занятие 9 Настроение Формирование умения словесно описать чувства Просмотр этюда. Обсуждение. Повтор этюда детьми за ширмой. Домашнее задание совместно с родителями придумать свой этюд на тему «Настроение» Занятие 10 Прощание Заключительная диагностика Методика исследования тревожности Р. Тэмпл, цветовой тест М. Люшера, методика «Лесенка» (В.Г. Щур)
3. Игротерапия
Занятие 1. Коммуникативные игры Развитие зрительного и слухового внимания, памяти, наблюдательности. Подвижная игра «Кто во что одет». «Веселые обезьянки». «Сова» Занятие 2. Коммуникативные игры Развитие зрительного и слухового внимания, памяти, наблюдательности. Подвижная игра «Глухой телефон» «Передай предмет». «Мышеловка» Занятие 3. Коммуникативные игры Развитие зрительного и слухового внимания, памяти, наблюдательности. Подвижная игра «Веселая фотография» «Светофор» «Догони колокольчик» (на слух) Занятие 4. Коммуникативные игры Развитие зрительного и слухового внимания, памяти, наблюдательности. Подвижная игра «Колечко» «Глазной контакт» «Жили-были поросята...» Занятие 5. Коммуникативные игры Развитие зрительного и слухового внимания, памяти, наблюдательности. Подвижная игра «Да и нет, не говорить» «Смешинка» «Вышла курочка гулять»
Занятие6. Коммуникативные игры Развитие зрительного и слухового внимания, памяти, наблюдательности. Подвижная игра «Поменяйтесь местами те, кто…» «Отгадай животное…» (без слов) «Утка, утка, гусь» Занятие 7. Коммуникативные игры Развитие зрительного и слухового внимания, памяти, наблюдательности. Подвижная игра «Что мы делали, не скажем…» «День-ночь» «Море волнуется раз» Занятие 8. Коммуникативные игры Развитие зрительного и слухового внимания, памяти, наблюдательности. Подвижная игра «Веселый зоопарк» «Кот в мешке». «Дракон ловит свой хвост» Занятие 9 Коммуникативные игры Развитие зрительного и слухового внимания, памяти, наблюдательности. Подвижная игра «Ухо - нос» «Кис-мяу» «Сядь на не занятый стул»(под музыку) Занятие 10 Коммуникативные игры Развитие зрительного и слухового внимания, памяти, наблюдательности. «Чемодан» «Воображаемая картина»
III. Перечень нормативно-правовых актов, положенных в основу

разработанной социальной технологии.
 Конвенция о правах ребёнка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989г.);  Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" С изменениями и дополнениями от: 2008 г., 28 апреля, 3 июня, 17 декабря 2009 г., 21 июля, 3 декабря 2011 г., 5 апреля, 29 июня, 2 июля, 25 ноября, 2 декабря 2013 г.  Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"  Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52495-2005 "Социальное обслуживание населения. Термины и определения" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2005 г. N 532-ст).  Национальный стандарт РФГОСТ Р 52496-2005 "Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг. Основные положения"  Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52497-2005 "Социальное обслуживание населения. Система качества учреждений социального обслуживания".  Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52881-2007 "Социальное обслуживание населения. Типы учреждений социального обслуживания семьи и детей"
 Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52882-2007 "Социальное обслуживание населения. Специальное техническое оснащение учреждений социального обслуживания"(утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 г. N 560-ст).  Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 53060-2008 "Социальное обслуживание населения. Документация учреждений социального обслуживания"  Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52883-2007 "Социальное обслуживание населения. Требования к персоналу учреждений социального обслуживания"  Постановление Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 7 февраля 2008 г. N 40-А "Об утверждении Государственных стандартов (основные виды, объем и качество социальных услуг, предоставляемых населению Ямало- Ненецкого автономного округа), Методики расчета тарифов на социальные услуги, перечней мягкого инвентаря, мебели, оборудования и технических средств для учреждений социального обслуживания населения Ямало-Ненецкого автономного округа" С изменениями и дополнениями от: 10 июля 2008 г., 18 октября 2012 г., 30 сентября, 3 декабря 2013 г., 16 мая, 10 декабря 2014 г., 12 марта 2015 г., 17.07.2015г.  Закон ЯНАО от 29.11.2006 N 79-ЗАО (ред. от 23.12.2010, с изм. от 20.04.2015) "О семейной политике, социальной поддержке, защите прав и законных интересов семьи, материнства, отцовства и детства в Ямало-Ненецком автономном округе" (принят Государственной Думой Ямало-Ненецкого автономного округа 15.11.2006).  Институциональное нормативное регулирование социальных услуг: Устав ГБУ ЯНАО «Центр «Домашний очаг» в МО Надымский р-н», Положение об отделении психолого- педагогической помощи «Центра «Домашний очаг».
IV. Сведения о ресурсах.

Кадровые ресурсы

Наличие на данный момент

Возможности реализовать инновационную

технологию
В реализации технологии участвуют: 1. Заведующая отделением психолого- педагогической помощи (1 ст),осуществляет контроль и супервизию, оказывает методическую помощь в планировании программы занятий, диагностической и консультативной работы. 2. Педагоги-психологи (2 ст.): проводят психодиагностику, занятия по программе, консультируют родителей. Ресурсы достаточны для осуществления технологии и решения поставленных задач.
Финансовые ресурсы
Заработная плата зав. отделением и специалистов. Ресурсы достаточны для осуществления технологии.
Необходимо финансирование для обучения специалистов на курсах игротерапии со специализацией по куклотерапии или семейного консультирования.
Материально-технические ресурсы
1. «Театральная студия» - кабинет, оборудованный для постановки драматизированных сказок, этюдов, спектаклей, в том числе, куклотерапии. Оборудован ширмой, куклами, различным театральным реквизитом, имеет удобную мебель и большой стол для рисования детей. 2.Компьютер для работы и выбора музыкального сопровождения. 6. Переносная видеокамера для съемки куклотерапии, ролевых игр. 7. Игровая комната НЕПОСЕДА - LILIPUT для игр детей в свободное от занятий время. Ресурсы достаточны. Требуются новые наборы кукол для главных персонажей куклотерапии.
V. Механизм реализации социальной технологии.
Технология «Мир кукол» является одной из самых востребованных и популярных в Центре. Часто родители, испытывающие трудности в воспитании детей, обращаются в Центр специально для того, чтобы ребенок прошел занятия по этой программе. Ежемесячно 10-15 детей старшего дошкольного возраста поступают в Центр по желанию родителей в связи с трудностями социальной адаптации. Из них, около 4 детей с выраженной дезадаптацией, н-р гиперактивностью, направляют на индивидуальные занятия к педагогу- психологу, примерно на 1-2 месяца и после улучшения состояния детей, включают в группу куклотерапии. Дети с инфантилизмом и невротическими нарушениями (тревожностью, страхами, застенчивостью и т.д.) планируются на куклотерапию сразу после обращения в Центр.
VI. Результаты от реализации социальной технологии, их социальная и

экономическая эффективность.
Преимущество социальной технологии «Мир кукол» в ее универсальности, т.е. в рамках данной технологии можно корригировать и компенсировать самые разные нарушения психического развития детей старшего дошкольного возраста.
Куклотерапия способствует морально-нравственному воспитанию детей, т.к. в процессе занятий дети обучаются адаптивным моделям поведения в социуме. Куклотерапия решает задачи профилактики социальной дезадаптации детей «групп риска» (ранние поражения ЦНС, темпераментные особенности, нефропатии, задержанное психическое развитие). Около 60% детей, чьи родители обращаются в Центр, относятся к вышеуказанной категории. Остальные 25-20% детей поступают в Центр с выраженными реакциями дезадаптации или посттравматического стресса. С ними куклотерапия проводится после индивидуальной психокоррекционной работы и направлена на удержание и совершенствование результатов психокоррекционной работы и медицинской реабилитации. В течение 5 месяцев 2015 года курс куклотерапии прошли 41 старший дошкольник (5-6 лет), проведено 49 занятий, с 293 посещениями детьми занятий. Проведено 50 консультаций родителям и 82 услуги социально-психологической и педагогической диагностики. 1 Эффективность социальной технологии оценивалась по результатам тестирования детей до и после курса занятий. Использовался тест Люшера, сравнивался показатель уровня тревоги до начала курса и куклотерапии и после завершения. Получены следующие результаты: 1  В настоящее время элементы куклотерапии используются в программе психокоррекционных занятий «Шустрики» для младших дошкольников (3-4 лет). В течение 2015 года курс занятий по программе «Шустрики» с элементами куклотерапии прошли 34 ребенка 3-4 лет, с которыми проведено 46 занятий с количеством посещений 243.
11; 27% 20; 49% 8; 20% 2; 5%
Изменение уровня тревоги у детей после курса куклотерапии
Улучшение состояния до уровня нервно-психиче- ского благополучия, тревоги нет. Улучшение состояния, снижение тревоги до уровня нормы (кор- рекционный эффект) Стабильное состояние Ухудшение состояния Для оценки эффективности социальной технологии «Мир кукол» психологи используют методики исследования тревожности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен, апробируют методику «Лесенка» (В.Г. Щур), составляют карту стандартизированного наблюдения за коммуникативным поведением детей в нерегламентированной деятельности. Считаем экономически эффективной данную социальную технологию, т.к. она способна в 70 % случаях обращений семей с дошкольниками 5-7 лет заменить индивидуальную психокоррекционную работу психолога с ребенком, на групповые занятия куклотерапией, не снижая, а, в некоторых случаях, даже повышая качество помощи детям; позволяет оптимизировать деятельность психолого-педагогического отделения. VII.
Затраты и перечень источников финансирования, используемых

для реализации

социальной технологии.
Субсидии на выполнение государственного задания.
Приложение 1.
Психогимнастика
«Знакомство». Коллективное упражнение. Например, взявшись за руки в кругу, все смотрят на свечу; или передают друг другу мячик; или совершается иное «сплачивающее» действие «Передача ритма по кругу». По кругу дети передают хлопки с разными интервалами, ускоряя темп. «Передача движения по кругу». По кругу дети повторяют разные движения, сами задают темп и стиль упражнения. «Привычные жизненные ситуации». Дети обсуждают разные жизненные ситуации, проигрывают их при помощи жестов, мимики, пантомимики. «Какой я есть». Дети по очереди садятся на стульчик, выслушивая только положительные отзывы о себе остальных детей. «Зеркало» Двое детей садятся напротив друг друга. Один ребенок повторяет мимику и движения смотрящего в него. «Я иду по воде». При помощи пантомимики и движений ребенок имитирует заданное состояние. «Я иду на занятие группы». При помощи пантомимики и движений ребенок имитирует заданное состояние. «Преодоление трудностей». Обсуждение и проигрывание типичных трудных ситуаций, в которые часто попадают дети. «Моя жизнь». По кругу дети заканчивают фразу – «Моя жизнь – это…» «Я и группа». Дети рассказывают свои ощущения, относительно их пребывания в группе. «Только я». Детям предлагается сделать маску. Главное, чтобы маска каждого отражала его внутренний мир, характеризовала его. На заготовках-масках определяется место для глаз и рта и затем с использованием красок, карандашей, журналов и других материалов маска наполняется содержанием. В своей творческой работе дети остаются свободными от каких-либо правил. «Привычные жизненные ситуации». «Какой я есть» . Дети по очереди садятся на стульчик, выслушивая только положительные отзывы о себе остальных детей. «Скульптор». Ребенок–скульптор лепит разные фигуры из «детей-глины» (ребенка, который ничего не боится, ребенка, который всем доволен, ребенка, который выполнил сложное задание и т.д.). Возможен вариант групповой скульптуры. Целесообразно потом обсудить с детьми, что они чувствовали в роли скульптора, скульптуры, какую фигуру приятно было изображать, какую – нет. «Запутанный клубок». Дети берутся за руки, переворачиваются, перешагивают друг через друга, путаются, не отрывая рук, а один ребенок, находящийся вне зоны виденья этого, должен распутать их. «Моя семья». Рассказ (рисунок) «Мой дом». Рассказ(рисунок) «Семейный праздник». Рассказ (рисунок).
Приложение 2.
Релаксы

« Путешествие к морю»
Цель: снижение психоэмоционального напряжения; Оборудование: мягкие подушечки, перышко, спокойная расслабляющая музыка - звуки моря. Описание: дети удобно ложатся, а психолог включает спокойную музыку. Инструкция: «Ложитесь удобнее. Мы отправляемся в путешествие к морю. Закройте глаза, слушайте музыку и мой голос. Представьте себе чудесный летний день, мы лежим на берегу моря. Над нами чистое голубое море. Солнышко здоровается с нами, нежно дотрагиваясь до наших лиц своими мягкими лучами (в это время психолог дотрагивается до ребят перышком). Вы ощущаете приятное прикосновение. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Мягкие волны докатываются до ваших ног, и ножки чувствуют тепло морской воды. Вы слышите шум моря, крик мимо пролетающих чаек. Легкий свежий ветерок обдувает все ваше тело. Вы вдыхаете свежий чистый морской воздух. Чувствуете тепло песка, на котором лежите. Приятное ощущение свежести и бодрости охватывает лицо, шею, плечи, спину, живот, руки, ноги. Вы чувствуете, как тело становится легким, сильным и послушным. Дышите легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным. Можете открыть глаза. Если хочется встать и подвигаться, вы можете это сделать. Вы полны сил. Вы полны энергии. И пусть эти ощущения будут с вами весь день».
« Путешествие в волшебный сон»
Цель: снижение психоэмоционального напряжения; Оборудование: мягкие подушечки, спокойная расслабляющая музыка. Описание: дети удобно ложатся, а психолог включает спокойную музыку. Инструкция: «Ложитесь удобнее. Мы отправляемся в путешествие в волшебный сон. Закройте глаза, слушайте музыку и мой голос. Вы спокойно отдыхаете и тихонько засыпаете. Вам дышится легко. Вы дышите глубоко. В сон волшебный попадаете, крепко засыпаете. Ваши ручки отдыхают, они расслабляются, становятся тяжелыми. Ваши ножки отдыхают, они тоже расслабляются, становятся тяжелыми и засыпают. Вы чувствуете, какая мягкая подушка под вашими головками. Вам хорошо и спокойно. Шея расслаблена. Дышится легко, ровно, глубоко. Расслабились ваши глазки. Вы отдыхаете и слушаете музыку… Вы хорошо отдохнули, чудесно расслабились, выспались. Медленно открываем глаза, сжимаем кулачки, руки поднимаем вверх и подтягиваемся после сладкого сна. Улыбнитесь друг другу».
« Путешествие к озеру»
Цель: снижение психоэмоционального напряжения;
Оборудование: мягкие подушечки, спокойная расслабляющая музыка - звуки озера. Описание: дети удобно ложатся, а психолог включает спокойную музыку. Инструкция: «Ложитесь удобнее. Мы отправляемся в путешествие к озеру. Закройте глаза, слушайте музыку и мой голос. Представьте себе чудесный солнечный день. Мы очутились возле прекрасного озера. Все вместе вы расположились на его берегу рядом с камышами. Вы слышите щебетание птиц и взмахи их крыльев. Вам хорошо и спокойно. Солнышко согревает вас. Вы ощущаете это всем своим телом. Согреваются ваши коленки, ваша спинка и животик, ваша грудь, ваши руки, пальцы, согревается ваша шея и лицо. Вы слышите плеск воды, с озера повеяло прохладой. Вы абсолютно спокойны. Воздух чист и прозрачен. Хорошо слышно стрекотанье кузнечика, кваканье лягушки. Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми. Вы отдыхаете, чувствуете себя все лучше и лучше… А теперь вы медленно открываем глаза. Путешествие к озеру подошло к концу, вы хорошо отдохнули, у вас бодрое настроение. И пусть все эти ощущения будут с вами весь день. Повернитесь к своим соседям и улыбнитесь».
« Путешествие в лес»
Цель: снижение психоэмоционального напряжения; Оборудование: мягкие подушечки, спокойная расслабляющая музыка - звуки леса. Описание: дети удобно ложатся, а психолог включает спокойную музыку. Инструкция: «Лягте удобно и закройте глаза. Представьте себе, что вы оказались в волшебном лесу, где много деревьев, кустарников и цветов. Мы ложимся на мягкую зеленую травку под большим красивым дубом. Вокруг нас очень много разнообразных звуков, прислушайтесь к ним. Вы слышите звонкое пение птиц, шорохи трав, шелест листьев. Почувствуйте запахи: пахнет земляникой, влажной землей, ветер доносит запах сосен. Запомните свои ощущения, чувства, захватите их с собой, возвращаясь из путешествия. Дышите легко и спокойно. Мимо пролетает красивая бабочка. Порхая с цветка на цветок, она оказалась у вас на ладошке. Она легкая, как перышко, ее крылья щекочут вам руку. Проследите за движениями ее крыльев. Она зовет вас с собой полетать над ароматными цветами. Представьте, что каждый из вас превратился в великолепную бабочку. У вас большие и красивые крылья. Вы медленно и плавно поднимаетесь вверх. Движения ваших крыльев легки и грациозны. Вы летите за бабочкой и наслаждаетесь парением в воздухе. Пролетая над цветами, вы ощущаете их аромат, вам нравятся их яркие цвета. Вместе с бабочкой вы устремляетесь вниз и садитесь на траву около дуба. Откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение и прекрасное ощущение полета, которые сохранятся на весь день».

« Путешествие к водопаду»
Цель: снижение психоэмоционального напряжения; Оборудование: мягкие подушечки, спокойная расслабляющая музыка - звуки водопада. Описание: Упражнение выполняется стоя либо сидя. Психолог включает спокойную музыку. Инструкция: «Сегодня мы отправляемся к водопаду. Закройте глаза и представьте себе, что вы находитесь под небольшим водопадом. Ваши ноги оказываются в воде, она чистая, прозрачная. Ноги расслабляются… Поднимаем голову вверх, видим голубое небо и блестящие струи водопада. Погода ясная. Светит ярко солнце. Оно смотрит в водопад как в зеркало, водный поток сияет и переливается под его лучами. Вы стоите прямо под водопадом. Ваши глазки закрыты. Маленькие капельки воды попадают на ваше лицо. От прикосновения капель глазки расслабляются. Губы становятся влажными. Эти ощущения вам приятны. Прохладная струя воды мягко стекает по вашей шее, плечам, спинке, нежно струится по ногам. Вы вдыхаете чистый и свежий воздух. Постойте немного под водопадом. Наберитесь сил и энергии. Сделайте глубокий вдох и выдох. Шум водопада становится все тише… Вы можете открыть глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение и прекрасные ощущения в теле, которые сохранятся на весь день».
« Путешествие к радуге»
Цель: снижение психоэмоционального напряжения; Оборудование: мягкие подушечки, спокойная расслабляющая музыка - звуки леса. Описание: Психолог включает спокойную музыку. Инструкция: «Ложитесь удобнее. Сделайте глубокий вдох и расслабьтесь. Закройте глаза и представьте себе, что перед вашими глазами голубое небо и на нем солнце. Был дождь, но только что закончился. Воздух свеж и прохладен. После дождя в воздухе висят незаметные капельки воды. Солнечные лучи играют с этими капельками, направляя свои лучики через них. Но что это? Проходя через капли, лучи превращаются в разноцветные полосы! Разноцветных полос становится все больше и больше. И вот мы видим, как они становятся радугой! Радуга вышла красивой, как в сказке. Вы полюбуйтесь, какие цвета! Первый цвет – красный. Он поднимает вам настроение, напоминая букет красных тюльпанов, который мы приготовили для мамы. Давайте представим, как мама обрадуется ему, и как мы будем счастливы.
Второй цвет – оранжевый. Оранжевыми бывают осенние листочки. Превратимся в них. Почувствуем, как ветер коснулся нас, и мы, медленно кружась в воздухе, опускаемся на мягкую луговую травку. Третий цвет радуги – желтый. Желтый приносит нам радость, согревает нас, как солнышко, он напоминает нам нежного пушистого цыпленка, и мы улыбаемся. Если нам грустно и одиноко, он поднимает нам настроение. Четвертый цвет – зеленый. Это цвет лужайки, листьев и теплого лета. Если нам не по себе, и мы чувствуем себя неуверенно, зеленый цвет поможет почувствовать себя лучше. Пятый – это голубой цвет. Он поможет быть мягким и успокаивающим, как струящая вода. Голубой приятно ласкает глаз в жару, освежает, как купание в озере. Ощутите эту свежесть. Шестой цвет - синий. Это цвет неба, он несет нежность, свежесть и покой. Он нас сближает. Седьмой – фиолетовый. Давайте представим себе фиолетовую фиалку: Фиолетовой фиалке надоело жить в лесу. Я сорву ее и маме в день рожденья принесу. С фиолетовой сиренью будет жить она На столе в красивой вазе около окна. Откройте глаза. Что вы чувствовали и ощущали, когда представляли себе, что смотрите на эти цвета! Возьмите эти ощущения с собой на весь день».
« Надуваем воздушные шарики»
Цель: снижение психоэмоционального напряжения; Оборудование: мягкие подушечки. Описание: Упражнение выполняется сидя. Инструкция: «Ребята, предлагаю вам откинуться на спинку стула. Постарайтесь расслабить свою спину, но она остается прямой. Руки медленно положите на живот. Представьте, что ваш живот – это воздушный шарик. Чем глубже мы будем вдыхать, тем больше будет наш шарик. Делаем глубокий вдох через нос. Почувствуйте руками, какой получится шарик. А теперь ртом сделайте выдох, шарик сдувается, воздух выходит. Не торопитесь, повторите. Глубоко вдохните воздух носом, медленно выдыхайте ртом. Дышите и представляйте себе, как шарик наполняется воздухом и становится все больше и больше, теперь воздух выходит из шарика. Еще раз надуем шарик – снова вдохните и наполните легкие воздухом. Проследите, как воздух выходит из шарика. Шарики надуваются и сдуваются, а вы наполняетесь радостью и энергией. Ваше настроение улучшается. И пусть эти ощущения будут с вами весь день. Откройте глаза и улыбнитесь своим соседям».
Приложение 3.
Фотографии









Яндекс.Метрика