Конспект занятия
«Секреты бабушкиного сундука»
Средняя группа.
Воспитатель: Бундуки А.М
Интеграция образовательных областей:
социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие,
художественно-эстетическое развитие.
Цель: пробудить интерес к народным традициям и духовным ценностям
русского народа.
Задачи:
----Воспитывать патриотические качества: прививать интерес к русскому
народному творчеству, воспитывать любовь и уважение к культуре народа,
развивать у детей национальное самосознание.
-Воспитывать нравственно-эмоциональные качества: воспитание
трудолюбия, терпения и аккуратности.
- Развивать художественно-эстетические качества – продолжить развитие
эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления
у детей, развитие чувства пропорции, ощущение композиции, умение
подбирать цвета, оттеняющие друг друга.
-Развивать трудовые навыки рукоделия.
-Совершенствование мелкой моторики руки и координации движений.
Развивать способность к концентрации внимания .
-Формировать знания, умения и навыки у детей при использовании
различных видов техники в работе.
- Расширить и закрепить знания, и умения по работе с тканью.
Материал: сарафан, передник, платок.
- Лоскуты ткани для изготовления кукол, нитки. .Предварительная работа:
Ознакомление детей с народным творчеством,знакомство с предметами
старинного русского быта, ознакомление детей с русским народным
фольклором, пословицами, поговорками, изготовление простейшей куклы-
оберега Пеленашки.
Ход занятия:
Воспитатель:
-Сегодня нас ждет путешествие в далекое прошлое. Ребята, посмотрите - что
это? (ответы детей) .
- Да, это сундук. А для чего он служил? (ответы детей) .
Правильно: раньше не было такой мебели, как сейчас, не было шкафов и
комодов и поэтому вещи хранили в сундуке. Хотите посмотреть, что
находится внутри него? Но его не просто открыть, потому что этот сундук
необыкновенный - он волшебный. Чтобы его открыть, надо сказать
волшебные слова. Послушайте, какие:
«Сундучок- сундучок, открывай-ка свой бочок! »
- Давайте вместе с вами скажем эти слова. Только ласково, как в старину
разговаривали с вещами, хорошо?
Дети произносят волшебные слова. Воспитатель открывает сундук и говорит:
Пришла пора заглянуть в бабушкин сундук: посмотреть, что же спрятано и
сохранено в нем.
- Что же это (достает сарафан)
- Кто носил сарафаны? (такие сарафаны в старину носили все русские
женщины, девушки, девочки) .
Дождавшись разрешения детей, воспитатель продолжает, доставая из сундука
платок:
- Что это за вещь необыкновенной красоты?
- Как его носили? (на голове, на плечах) .
Воспитатель надевает на себя атрибуты бабушкиного наряд (в процессе
рассказывания воспитатель достает разные предметы) :
- В сундуках хранили не только одежду, но и вышитые полотенца- рушники
;вышитые полотенца сопровождали человека от рождения и до конца жизни.
Когда подрастала девочка, ее учили шитью и вышивке. В сундуке хранили не
только вещи, но и предметы: для рукоделия (лоскуты, нитки, тесемки, а
также…
Для того, чтобы догадаться, что за предмет отгадайте загадку:
«Платье носит, а есть не просит.
Всегда послушна,
Но с ней не скучно? (Кукла)»
Воспитатель: А у вас есть куклы? (ответы детей). А что вы с ними делаете?
Кто-то играет куклами, кому-то они уже не нужны, а у кого-то они красуются
на полке. А кем может быть кукла для девочки? (Дочкой, подружкой) .
Куклы мои – не просто игрушки,
А для меня такие подружки.
Кто вам сказал, что дети не знают,
Как по ночам куклы вздыхают.
В: Вечером дети, мамы и бабушки собирались на посиделки, пряли,
вышивали, рассказывали сказки, пели песни, разговаривали и делали кукол.
По нарядам кукол судили о мастерстве и вкусе владелицы. В кукольных играх
девочки учились шить, прясть, постигали традиционное искусство одевания.
Куклы никогда не разбрасывались по избе, к ним относились очень бережно,
передавая от бабушки к внучке, от матери к дочери. Традиционная тряпичная
кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. Кукла
без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в
него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным. Каждая девушка должна
была уметь делать обереги. К изготовлению обереговой куклы относились
серьезно и ответственно, как и к вышивке свадебного рушника.
Я познакомлю вас с куклами-оберегами. Как вы думаете, что значит
«обереги»? (от слова оберегать, беречь, охранять). Правильно, они не только
украшали жилье, но и были помощниками. Люди верили, что они оберегают
детей, жилье, скотину и т. д. Для изготовления кукол-оберегов нужно было
только несколько лоскутков ткани, кусочки тесьмы и ниток.
Пригодятся только добрые мысли, чистое сердце и хорошее настроение –
только тогда кукла выполнит свое главное предназначение: защищать,
поддерживать в трудную минуту, оберегать от зла.
-Незадолго до рождения ребенка делали куклу Кувадку (колыбельную). Ее
вывешивали в избе, чтобы отвлекать внимание злых духов от будущей мамы
и младенца. А потом этих кукол подвешивали над ребенком целыми
гроздьями, или укладывали в колыбель. Кувадки защищали младенцев и
служили первыми игрушками.
-Потом рождался ребенок, и мама делала куклу (показ куклы пеленашки, как
ее звали? Почему? (ответы детей). Пеленашка – кукла - младенец.
Вот такие были куклы. И это лишь малая часть из всего того многообразия.
- А вы хотите иметь куколку – оберег?
Тогда делу время, потехе час!
Не зря так говорят у нас.
Хватит, дети, забавляться, пора делом заниматься.
Я хочу познакомить вас еще с одной куклой Бессоницей.
Сегодня мы с вами будем учиться делать себе куколок.
Только работа эта хитрая, и не у всех в руках спорится, потому что
народ говорит «Одной рукой узла не завяжешь».
Значит, для того чтоб сделать куколку, надо друг другу помогать.
Пальчиковая гимнастика «Вдоль по бережку».
Вдоль по бережку лебёдушка плывёт,( пальчики опускаем вниз,
закрывая ладошку и вновь поднимаем)
Выше бережка головушку несёт, (сжимаем пальцы в щепоть.)
Белым крылышком помахивает,( повороты кистей рук из стороны в сторону )
.
На цветы водичку стряхивает.( поочередное шевеление пальцами.)
Стряхнула лебедушка водичку. (несколько раз разжимаем и
сжимаем пальцы в кулачки.)
-Вот и кончилась игра,
Куклу делать нам пора.
Для изготовления куклы нам понадобится ткань белая – для туловища и
головы, лоскут для сарафана, синтепон.
-Складываем квадрат по диагонали.
-Завязываем узелки на левом и правом уголках.
-Вкладываем внутрь в центр комочек синтепона и скручиваем. Завязываем
одним из широких углов (или ниткой) .
-Укладываем полученную фигуру на цветной лоскут.
-Берем левый угол и затягиваем вокруг головы под левую руку.
-Проделываем тоже самое, но с правым углом.
-Завязываем узелком.
Потрудились мы не зря.
Вышла кукла хоть куда.
Будет кукла помогать
Маме деточку качать.
Будет кукла утешать,
Будут детки крепко спать.
-Чему вы научились сегодня?
- Как называются эти куклы? (Это куклы-обереги) .
- А теперь давайте возьмём наших замечательных кукол. Они получились
такими красивыми, потому что вы вложили в каждую куколку тепло своих
рук. Когда смотришь на них, на душе — праздник. В группе вы поиграете с
ними, придумаете куклам имена, познакомите кукол друг с другом, а может
быть подарите тому, кому задумали.