"Сотрудничество ДОУ и семьи в воспитании детей дошкольного возраста"
Автор: Санникова Дария Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Туматский детский сад "Олененок" Усть-Янский улус, с. Тумат
Населённый пункт: РС(Я) Усть-Янский улус, с. Тумат
Наименование материала: статья
Тема: "Сотрудничество ДОУ и семьи в воспитании детей дошкольного возраста"
Описание:
Современные ДОУ переходят к тесной интеграции дошкольного и семейного воспитания, создаются комплексы "ДОУ семья". Главным требованием устава таких комплексов является обеспечение родительского контроля за всеми направлениями деятельности. При хорошо организованной совместной деятельности ДОУ и семья становятся действительными партнерами в воспитании детей, где каждый имеет вполне определенные задачи и выполняет свою часть работы.
детей дошкольного возраста
Выполнила: Санникова Дария Витальевна
МБДОУ Туматский детский сад «Олененок»
Республика Саха (Якутия)
Усть-Янский улус, с. Тумат
Актуальность исследования. Изменения современной социокультурной ситуации в
России выдвинули на первый план необходимость переосмысления вопросов содержания
и организации процесса воспитания подрастающего поколения. Проблема настоящего
исследования заключается в анализе перспектив взаимодействия сотрудников дошкольных
учреждений и родителей в современных условиях, которые характеризуются
значительными социально - экономическими изменениями.
Семья оказывает большое влияние на становление личности ребенка (иссл.
Л.Ф.Островской, В.М.Ивановой и др.).
Но практика показывает, что работа педагогов с родителями однообразна и не
эффективна, не отвечает требованиям сегодняшнего дня. Родители испытывают трудности
в процессе воспитания ребенка, им необходима существенная помощь педагогов с целью
повышения их педагогической культуры, важнейшей составной частью которой являются
конкретные знания об особенностях ребенка того или иного возраста, о содержании и
методах его воспитания.
Взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах воспитания ребенка позволяет оказывать
систематическую помощь семье в вопросах воспитания и формировать единую
воспитательную среду для ребенка.
Однако зачастую влияния, оказываемые ДОУ и семьей на ребенка, разнонаправлены.
В настоящий момент содержание взаимодействия ДОУ и семьи не всегда отвечает
актуальным потребностям ДОУ и семьи в сфере воспитания.
Цель исследования - выявить условия эффективности сотрудничества сотрудников
ДОУ родителей в воспитании детей дошкольного возраста.
Задачи работы:
анализ теоретических исследований в изучении психологических и педагогических
предпосылок взаимодействия (ДОУ и семьи),
изучение методологических основ данного взаимодействия.
Объект исследования: система необходимых для эффективного взаимодействия семьи и
ДОУ условий, требуемых для работы с дошкольниками.
Общая методология исследования базируется на фундаментальных положениях о
человеке, личности, индивидуальности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев,
С.Л. Рубинштейн), о роли деятельности во всестороннем развитии личности (Л.Н. Коган,
М.С. Каган, А.В. Петровский, Л.Ф. Спирин, В.Д. Шадриков); о формировании опыта
самоорганизации личности (Е.В. Бондаревская, А.Ю. Ефремов, И.С. Кон, Н.И. Шелехова).
Современные ДОУ переходят к тесной интеграции дошкольного и семейного
воспитания, создаются комплексы «ДОУ семья». Главным требованием устава таких
комплексов является обеспечение родительского контроля за всеми направлениями
деятельности. При хорошо организованной совместной деятельности ДОУ и семья
становятся действительными партнерами в воспитании детей, где каждый имеет вполне
определенные задачи и выполняет свою часть работы.
Семейный уклад, неповторимый микроклимат, стиль внутрисемейных отношений,
его нравственная направленность имеют неоценимое значение для воспитания
восприимчивого к различным воздействиям и склонного к подражанию ребенка.
Груз привычных, но неверных представлений все еще ощутимо сказывается и в
сфере формирования личности. Именно здесь путь к подлинной гуманизации оказывается
весьма нелегким: велика инерция старых шаблонов и установок, изживающих себя
методов, вызывающих лишь отчужденность и стойкий негативизм у молодого поколения
по отношению к «миру взрослых».
Это, в первую очередь, относится к семейному воспитанию, где зарождаются и
интенсивно протекают исключительно важные со всех точек зрения процессы становления
нравственного и гражданского самосознания, самоопределения личности и развития ее
духовной культуры, формируется или, наоборот, подрывается психическое здоровье детей.
Семья, а именно родители, их поведение и жизненные ценности являются основным
источником передачи ребенку социально-исторического опыта, а также знаний,
необходимых для конструирования эмоциональных и деловых взаимоотношений между
людьми. Именно через систему внутрисемейных отношений ребенок вырабатывает свои
собственные взгляды, установки, идеи, усваивает моральные нормы и учится разбираться
в социальных ситуациях. Сотрудничество ДОУ и семьи по формированию у детей
дошкольного возраста гуманного отношения таит в себе огромные возможности и
большой воспитательный потенциал. С одной стороны опыт общения со значимыми
взрослыми, с другой стороны опыт общения в коллективе сверстников, создают
благоприятные возможности для социального развития ребенка и формирования у него
гуманного отношения к сверстникам в режиссерской игре в условиях семьи. Тесная
взаимосвязь между участниками педагогического процесса (родителями и педагогами), их
умелое руководство развитием социальной компетентности дошкольника, формированием
его нравственности важное и необходимое условие для воспитания всесторонне развитой,
творческой, гуманной личности.
Вот почему среди наиболее важных проблем нынешнего этапа можно обозначить
помощь семье, установление доброжелательного, содержательного общения с родителями
воспитанников детского сада; тесное сотрудничество педагогов и родителей по
формированию у детей гуманного отношения к сверстникам в режиссерской игре в
условиях семьи.
Однако становление гармоничных взаимоотношений между членами семьи
невозможно без эффективной коммуникации. Именно она становится основой
формирования прочных нравственно-этических связей между родителями и детьми,
установления в ней атмосферы взаимопонимания, сотрудничества, сопричастности.
Благодаря коммуникации реализуются воспитание и обучение детей в семье. Особую
остроту вопросам, связанным с эффективной коммуникацией, сегодня придает переход к
информационному обществу, требующий развития информационной культуры всех его
членов.
В связи с этим, развитие у родителей педагогически целесообразной направленности
на эффективную коммуникацию с детьми приобретает особую актуальность.
Незаменимую роль в решении этих вопросов может и должна сыграть ДОУ. Именно
взаимодействие ДОУ и семьи, в результате которого создается настоящее содружество
родителей и воспитателей, как единомышленников, способствует благоприятному
становлению личности ребенка, способного и готового к творческим усилиям,
самореализации, созиданию нового в области информационных контактов, а также
обладающего необходимыми знаниями, умениями и навыками, обеспечивающими
эффективную коммуникативную деятельность. ДОУ, ее стабильно действующий
педагогический коллектив призваны создать такие условия, при которых не только
воспитанники знают друг друга, но и родители хорошо знают своего ребенка. Вот почему
так важно вырабатывать единые педагогические требования к организации деятельности,
ее оценке и оценке поведения детей на основе гуманистических подходов к воспитанию.
Это важное условие, при котором решаются и задачи развития социальной активности
личности. Мотивационный и интеллектуальный компоненты психологической готовности
сотрудника ДОУ к взаимодействию с семьями воспитанников взаимообусловлены:
достаточный уровень мотивационной готовности стимулирует развитие
интеллектуального компонента,
достаточный уровень интеллектуальной готовности обуславливает проявление
таких компонентов мотивационной готовности, как уверенность в успехе
взаимодействия и готовности прийти на помощь семье воспитанников.
Проблема эффективного взаимодействия сотрудника ДОУ с семьями воспитанников
- одна из актуальных проблем психологии профессионального развития личности
сотрудника ДОУ.
К профессиограммам, в которых взаимодействие сотрудника ДОУ с семьями
воспитанников рассматривается как одна из важнейших педагогических функций, можно
отнести профессиограмму Самуйленков Д.Ф., отмечающего, что сотруднику ДОУ
необходимо устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с родителями
воспитанников, находить контакт, общий язык и правильный тон с разными людьми в
разных обстоятельствах.
Процессы демократизации в системе образования, его вариативность,
инновационные программы обусловили необходимость поиска решения проблем
взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей, создания условий
для повышения педагогической культуры родителей.
Практики и исследователи выявили и сформулировали в этой связи следующие
противоречия:
между правами и обязанностями родителей и неумением ими пользоваться;
между потребностью родителей на образовательные услуги и отсутствием условий
их предоставления;
между стремлением родителей к активной деятельности в дошкольном учреждении
и строго регламентирующим характером деятельности учреждения;
между низким уровнем педагогической культуры и недостаточными знаниями
основ психологии родителями и отсутствием систем обучения их в дошкольных
учреждениях.
Укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия различных социальных
институтов (детский сад, семья, общественность) обеспечивают благоприятные условия
жизни и воспитания ребенка, формирование основ полноценной, гармонической
личности.
На современном этапе в основу совместной деятельности семьи и дошкольного
учреждения заложены следующие принципы:
родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей;
это единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и
обучения детей;
помощь, уважение и доверие к ребенку как со стороны педагогов, так и со стороны
родителей;
знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и
семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной
работе с детьми;
постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения,
его промежуточных и конечных результатов.
Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания, а также взаимной
ответственности педагогов, родителей и общественности нашла свое отражение в ряде
нормативно-правовых документов, в т.ч. в «Концепции дошкольного воспитания»,
«Положении о дошкольном образовательном учреждении», Законе «Об образовании»,
«Концепции модернизации образования»
Так, в Законе «Об образовании» записано, что родители являются первыми
педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и
интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте.
На современном этапе в основу совместной деятельности семьи и дошкольного
учреждения заложены следующие принципы:
родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей;
это единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и
обучения детей;
помощь, уважение и доверие к ребенку как со стороны педагогов, так и со
стороны родителей;
знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и
семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в
совместной работе с детьми.
Формирование сотрудничество детей, родителей и педагогов зависит прежде всего от
того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Результат воспитания
может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут
равноправными партнерами, так как они воспитывают одних и тех же детей. В основу
этого союза должно быть положено единство стремлений, взглядов на образовательный
процесс, выработанные совместно общие цели и образовательные задачи, а также пути
достижения намеченных результатов.
Как педагоги, так и родители хотят видеть своих детей здоровыми и счастливыми.
Родители готовы поддержать начинания педагогов, направленные на удовлетворение и
развитие интересов, потребностей детей. Родители взрослые люди, имеющие большой
жизненный опыт, знания, умеющие анализировать ситуации, поэтому в решении ряда
проблем педагог может получить их нужный и полезный совет. Сотрудничество педагогов
и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций,
увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь в понимании его индивидуальных
особенностей, развитии способностей ребенка, в преодолении его негативных поступков и
проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентации.
В то же время преобладающая часть родителей не профессиональные воспитатели.
Они не имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей, нередко
испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители должны
вместе искать наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определять
содержание и формы педагогического просвещения в этой связи. Определяющая роль в
установлении такого взаимодействия принадлежит педагогам ДОУ. Союз,
взаимопонимание педагогов и родителей, их взаимное доверие возможны лишь в том
случае, если педагог исключает в работе с родителями дидактизм, не поучает, а советует,
размышляет вместе с ними, договаривается о совместных действиях, тактично подводит
их к пониманию необходимости педагогических знаний. Вся атмосфера взаимодействия,
общения педагога с родителями должна свидетельствовать о том, что педагог нуждается в
родителях, в объединений усилий, что родители его союзники и он не может обойтись без
их совета и помощи. Не вся родители откликаются на стремление педагога к
сотрудничеству с ними, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию и
обучению своего ребенка. Воспитателю необходимы терпение и целенаправленный поиск
путей решения этой проблемы. Следует начинать работу и взаимодействие с теми, кто
желает участвовать в жизни группы. Поддерживает педагогов, даже если таких родителей
будут меньшинство. Постепенно, тактично воспитатель вовлекает и остальных родителей
в сотрудничество, опираясь на родителей – единомышленников, учитывая интересы
каждого ребенка и его семьи.
На современном этапе в работе с родителями появляется понятие «включение
родителей» б деятельность дошкольного учреждения, т.е. их активное участие в работе
ДОУ, которое оказывает влияние на его функционирование и развитие. Родители должны
обладать педагогической культурой. Под педагогической культурой понимается такой
уровень педагогической подготовленности родителей, который отражает степень их
зрелости как воспитателей и проявляется в процессе семейного и общественного
воспитания детей.
Семья и детский сад – это тот микроклимат, в котором живет ребенок дошкольного
возраста. Это та среда, в которой он черпает необходимую информацию и адаптируется к
жизни в обществе. В любые времена педагоги работали с семьей своего воспитанника,
ища поддержку и понимание проблем ребенка для всестороннего развития гармонически
развитой и здоровой личности. Однако, родители, не владея в достаточной мере знанием
возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют
воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных
результатов. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков
нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения,
чтобы услышать и понять друг друга. Для формирования позиции сотрудничества
педагогов с детьми и их родителями необходимо создание единого пространства развития
ребенка, которое должны поддерживать и детский сад и семья.
Чтобы выстроить эффективное общение педагогов и родителей важно обладать
коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нужд семьи,
быть в курсе последних достижений науки. Общение будет успешно, если оно
содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторонах темах, если каждая их
них в процессе общения обогащает свой информационный багаж. Важным условием
является создание моделей «воспитатель - родитель», воспитатель - психолог - родитель».
Особая форма общения в этих моделях доверительно-деловой контакт.
На этапе первичного знакомства родители знакомятся принципами работы ДОУ и
семьи: открытость, сотрудничество, создание активной развивающей среды, принцип
индивидуального подхода к каждой семье.
Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогом и
родителями, первое родительское собрание «Будем знакомы» мы проводим в
нетрадиционной форме. К нему следует очень тщательно готовиться, ведь от первичного
восприятия педагога и семьи зависит их дальнейшее сотрудничество.
В процессе организации единого здоровье сберегающего пространства ДОУ и семьи
мы используются разнообразные формы работы: открытые занятия с детьми для
родителей; педагогические беседы с родителями - общие и групповые родительские
собрания; консультации; занятия с участием родителей; выставки детских работ,
изготовленных вместе с родителями; Дни открытых дверей; участие родителей в
подготовке и проведении праздников, досугов; совместное создание предметно –
развивающей среды; работа с родительским комитетом группы; анкетирование.
Красочные наглядные стенды в приемных знакомят родителей с жизнью группы, с
Конвенцией о правах ребенка, с возрастными особенностями детей. В уголках
специалистов размещена информация практической направленности, приводятся
интересные факты, даются рекомендации педагога-психолога, руководителя изостудии,
физкультурного и музыкального работников.
В результате повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности
родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы. Организация
взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов.
Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать
профессиональным помощником в семье.
В результате проделанной работы, использовании различных форм и методов
общения с родителями, повысилась психолого-педагогическая грамотность родителей;
повысилась культура межличностного взаимодействия детей в группе. Таким образом,
работа в тесном взаимодействии с родителями принесла отрадные результаты.
Условия жизни, нравственная и эмоциональная атмосфера, в которой живет ребенок,
целиком и полностью зависит от взрослых, и они, бесспорно, несут ответственность за
счастье и здоровье детей.
Литература
1 Андриади И.П. Истоки становления авторитета сотрудника ДОУ//ДОУ и производство.-
2001, - № 8
2 Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-
ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. N2.
3 Евдакимова Е. С. Проектирование как здоровьесберегающая технология в ДОУ//
Управление ДОУ. 2004. N1.
4. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподователя.-М.:
Издательский центр «Академия».-2002
5. Рогов Е.И. Воспитатель как объект психологического исследования. М.: ПРИОР, 2002
6. Панкратова И. В. Растим здоровое поколение // Управление ДОУ. 2004. N1.
7. Чеботарева О. В. Теоретический семинар "Использование здоровьесберегающих
технологий в работе педагога". Сайт Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».
8. Формирование основ здорового образа жизни // Управление ДОУ. 2006. N 4.
9. Шумихина Ю. В. Клуб «Здоровая семья» // Воспитатель ДОУ. 2009. N3.
10. Яковлев П.А. Основы взаимодействия воспитателей и родителей в процессе
воспитания ребенка. М.: Смарт, 2004