Напоминание

"Мой Междуреченск-мой Междугорск"

Автор: Пушкарева Виктория Николаевна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №16 "Колокольчик"

Населённый пункт: г.Междуреченск Кемеровской области

Наименование материала: занятие

Тема: "Мой Междуреченск-мой Междугорск"

Описание:

закрепление знаний детей о своем городе и его достопримечательностях, об истоках его зарождения.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=208

Опубликовано 15.08.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


«Мой Междуреченск – мой Междугорск»

Цель
: Закреплять знания о родном городе у детей старшего дошкольного возраста, о людях его прославивших, прививать любовь к малой Родине, учить узнавать знакомые места на фотографиях. Познакомить с историей возникновения города. Развивать связную речь, логическое мышление.
Предварительная работа:
Экскурсии по городу Междуреченск, в краеведческий музей. Чтение стихов о родном городе, рассматривание альбомов о городе Междуреченск.
Материал:
Демонстрационный материал - фотографии современного города, фотографии начало строительства города, рисунки детей с изображением достопримечательностей города. Презентация о городе. Воспитатель: – Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие по красивому, уютному и очень чистому городу. В нём много парков, скверов и цветов. А славится город тем, что добывают здесь «черное золото» для нашей страны. - Как называется этот город ? (дети хором - Междуреченск). - Да, это наш родной город Междуреченск. - Почему его так назвали? (Расположен между двух рек Томь и Уса). - Назовите коренных жителей города и что вы о них знаете? (шорцы)
ЛЕГЕНДА О ЗАРОЖДЕНИИ ГОРОДА (девочка)
- Давным-давно на месте нашего города была дикая природа : непроходимая тайга, болота, горы. Местное население – шорцы – селились по берегам рек. Мужчины занимались охотой, ловили рыбу, добывали кедровые орехи. Женщины в тайге собирали грибы, ягоды, черемшу (дикий чеснок). Жили шорцы в поселках, которые назывались улусами. Шорские названия этих селений сохранились до сих пор : Чульжан, Косой порог, Карай, Сыркаши. Шорцы не имели письменности. Горе и радость они выражали в своих песнях, легендах, сказках.
- Что в переводе на русский язык обозначает название реки Уса? (Река Уса– – пробила себе путь в горах, ус – по шорски «мастер»). -Послушайте легенду шорского народа о том, откуда произошло название реки Томь.
РАССКАЗ РЕБЕНКА (мальчика)
- Жил в тайге юноша по имени Карлыган. Был он храбрым в охоте и бесстрашным. Однажды ему приснился сон. Во сне он увидел прекрасную девушку. В одно прекрасное утро сел он на коня и поскакал её искать. Долго искал, но не нашел и вернулся на Родину. Здесь он и встретил свою Томаку. Пригласили на свадьбу весь свой род – шорский народ. Тайга богатая лесом, зверем, углём – все принадлежало им. Их именами названы горы, а из подножия гор несет свои воды их дочь – красавица Томь. А в переводе с шорского языка наша река Чебол-Су - плохая вода, Балык-Су- рыбная река, гора Югус – большой медведь. Воспитатель: – Ребята, продолжим наше путешествие. Скажите, в какой области находится наш город? ( Кемеровской). - А как называется страна, в которой мы живем? (Россия). - Ребята, вы знаете, что каждый город, область и страна имеет свои символы - герб, флаг, гимн. – Сейчас мы с вами поиграем «Найди пару» (нужно подобрать герб и флаг России, Кемеровской области и города Междуреченска и объяснить изображение). Воспитатель: – Ребята, что перед вами? (карта). - Как она называется? (Кемеровская область). - Что вы можете рассказать по карте? (рассказы детей). - Что обозначают эти знаки (показ воспитателя знаков полезных ископаемых). (Каменный уголь, золото, мрамор, тальк медная руда и другие). - Послушайте легенду шорского народа о том, как был найден уголь.

РАССКАЗ РЕБЕНКА :
- Житель поселка Сыркаши шорец Майтаков занимался охотой и рыбалкой. Рыбу возил продавать в Старокузнецк. Однажды он встретил в городе приезжего купца, который на плотах из леса перевозил уголь. «Что это?» - спросил шорец. Купец ответил: «Это каменный уголь и нужен он для отопления жилища». Во время охоты в долине Ольжераса Майтаков увидел черный камень и принёс его домой. Так нашли уголь в нашей тайге. Воспитатель: - Ребята, кто добывает уголь и зачем? (Шахтеры. Уголь для отопления домов, квартир, предприятий. Металлургических заводов , где его отправляют в плавильные печи и плавят хорошую сталь. А из стали делают машины , станки, многое другое.) - Послушайте стихотворение об опасной, трудной, но почетной профессии - шахтер. УГОЛЬ И ЦВЕТЫ. Когда шахтер выходит на –гора, и у него – победа за плечами, товарищи средь шумного двора его цветами радостно встречают. Таков обычай : уголь и цветы. Они всегда в почете друг у друга. Есть на земле законы красоты, по ним растят цветы и рубят уголь… По ним исходит от сердец и рук тепла и света доброе свеченье. Цветы и уголь, как любовь и труд, равны в своем высоком назначенье. Они основа вечности земной, ведь выше счастья в жизни не бывает, чем просто мир. Недаром город мой растит цветы
и уголь добывает. Е. Нефедов Воспитатель: - А кто из вас знает где добывают уголь? ( ответы детей). - Назовите шахты и разрезы нашего города. ( Шахты : Распадская, Томская, Ленина, Ольжерасская, Томусинская 5/6 ; разрезы : Красногорский, Томусинский, Междуреченский, Ольжерасский). Воспитатель: - Уголь является богатсвом города, поэтому он изображен на гербе Междуреченска. Шахтеры – основная профессия нашего города. - Люди разных профессий трудятся в городе и нельзя одной обойтись без другой. Воспитатель: – Ребята, к вам в гости издалека приехали родственники. Чтобы вы хотели им показать в нашем городе? (На фотографиях дети показывают достопримечательности- памятники, здания, парки, улицы и рассказывают о них). Воспитатель: – Ребята, в какой местности расположен наш город? (горная, тайга). - Какие деревья, кустарники растут в нашей местности? Игра « Деревья – кустарники» ( отделить картинки). - Какую пользу они приносят? (Древесину используют в строительстве , кедровые орехи заготавливают на зиму, в них много витаминов, из ягод варят варенье, собирают грибы, лекарственные травы). - Почему мы должны беречь природу? (сохранять чистый и свежий воздух). - Как охраняют природу взрослые? (Создали заповедники «Кузнецкий Алатау», «Бельсинский». Внесли в красную книгу исчезающие виды растений и животных.) (Показ Красной книги). Воспитатель: - Ребята, в нашем городе люди не только трудятся, но и любят отдыхать, заниматься спортом. Расскажите где и как отдыхают труженики города.(Дети перечисляют дворцы культуры и спорта).
Воспитатель: - Наше путешествие по Междуреченску было длинным, пора бы и отдохнуть. СТИХИ рассказывают дети * * * * * * Шли через топи, буреломы, На гати вырубив кусты, По рекам наведя паромы, Построив первые мосты,- Не ради славы, не за рубль (таких – по пальцам перечесть!) – Велела Родина : «Дать уголь!» И горняки сказали : «Есть!» Герои здесь живут поныне. И очень даже может быть, Что мог ты, лёгкий на помине, Сам в эту книгу угодить.. * * * * * * * * * * * * Ты растешь у горных речек, Вдоль и поперек растешь, Мой трудяга Междуреченск, До чего же ты хорош! Тонешь в тропках тополиных И березок белизне За окном и на окне. Работяга у державы –
В блестках сварочных огней Город доблести и славы, Город юности моей. МЕЖДУРЕЧЕНСКУ. Мой дорогой, любимый Междуреченск! Раскинулся среди красивых речек. Красив и молод, и богат душою, Кремлёвским звёздам не даешь покоя. Люблю тебя за то. что ты не вечен, Хоть молод, но богатством обеспечен, За то, что хорошеешь год от года, Вокруг тебя швейцарская природа. Но что тебе, родной, мои слова, Когда ты так идешь по жизни смело, Той молодежью, что на пятки жмет умело, И теми, чья седая голова! Марина Пархоменко МОЙ ГОРОД. Накинув тайгу на плечи, Стоит величав и молод, И кранов строительных свечи Мой охраняют город. Он словно всего в полсилы
Взял и раздвинул горы, И, подбоченясь игриво, В забой провожает шахтеров. Утром встает он рано – И жизнь с новой силой бьется! Раздвинет шторы – туманы, И солнце ему улыбнется, Две речки его венчают, Поют о любви и ласке, И деды внучат получают, Словно в народной сказке. НАШ ГОРОД. Где цветёт черёмуха весной, Встал над Томью наш горняцкий город. Навсегда любимый и родной, Он всегда красив и вечно молод. Прохожу я между гор, Между гор и между речек. Почему ты Междуреченск? Почему не Междугорск? А. Саулова
Воспитатель: Молодцы ребята! Вы очень много знаете о своем городе и действительно, вас можно назвать «Юными патриотами своей малой Родины». А еще мне хочется пожелать вам, чтобы вы продолжали интересоваться историей нашего города, а в будущем, чтобы каждого из вас могли назвать «Почетным гражданином Междуреченска». Вручение каждому участнику подарков и призов.


Яндекс.Метрика