В статье рассматривается актуальность темы нравственного и патриотического воспитания старших дошкольников. Описывается педагогический опыт автора по военно-патриотическому воспитанию, раскрывается содержание работы по данной теме, приводятся примеры поговорок, пословиц, стихотворений, демонстрирующих характер защитников Отечества.атье рассматривается актуальность темы нравственного и патриотического воспитания старших дошкольников. Описывается педагогический опыт автора по военно-патриотическому воспитанию, раскрывается содержание работы по данной теме, приводятся примеры поговорок, пословиц, стихотворений, демонстрирующих характер защитников Отечества.
Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников
И.Н. Захарченко, МБДОУ детский сад № 57 «Радуга»,
г. Старый Оскол, Белгородская область
Аннотация: в статье рассматривается актуальность темы нравственного и
патриотического воспитания старших дошкольников. Описывается педагогический опыт
автора по военно-патриотическому воспитанию, раскрывается содержание работы по
данной теме, приводятся примеры поговорок, пословиц, стихотворений,
демонстрирующих характер защитников Отечества.
Ключевые слова: Родина, родная страна, родной город, патриотические чувства,
защитники Отечества, солдаты.
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного воз
раста - одна из
важнейших задач нравственного воспитания, вклю
чающая в себя воспитание любви к
близким людям, к детскому са
ду, к родному городу и родной стране. Дошкольники
воспринимают окружающую их действительность эмоционально, поэтому патриотические
чувства к родному городу, к родной стране у них по являются в чувстве восхищения своим
городом, своей страной. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по оз -
накомлению детей с родным городом и своей страной.
Уровень представления детей о патриотизме во многом зави
сит от того, какие
формы работы используются, как организована предметно-развивающая среда в группе.
Цель нашей работы: формирование человека как члена граж
данского общества,
сознающего личную ответственность за стра
ну, за свой народ, воспитание творчески
развитой личности
Мы разработали годовой цикл занятий по ознакомлению с го
сударственной
символикой России. Образовательную деятельность проводим один раз в месяц в форме
кружковой работы по подгруппам.
Наши дети знают историю возникновения флага и герба города Старого Оскола,
флага РФ, текст и музыку гимна страны. Формируем первейшие представления об
устройстве нашего отечества, объясняем значение цветов флага. Белый цвет - это цвет
мира. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая, она ни на кого не нападала и не
нападает; синий цвет - это вера, верность; красный цвет - цвет силы, это кровь, пролитая
за Родину. Под флагом сражаются за свою страну воины, флаг поднимают во время побед,
флаги вывешивают во время праздников.
Наши дети знают, что у каждого государства обязательно есть свой гимн. Гимн -
песня, ее исполняют в самых торжественных случаях - во время праздников. При
исполнении гимна все обязательно встают, а мужчины снимают головные уборы.
Устраиваем тематические выставки художественной литера
туры. В книжном
центре подобрана необходимая литература. «Рассказы о полководцах», «Богатыри земли
русской» издательст во «Оникс», «Город- герой» А. Митяева, «Почему армия всем род
-
ная?» М. Чернявского, «Огненная баллада» С. Баруздина, Стихотворения о Победе и др.
Кроме этого имеется музыкальная фонотека, содержащая пес
ни
Ф.Филиппенко «Вечный огонь», Д. Тухманова «День Победы» и др.
Свободная деятельность воспитанников проходит в условиях созданных
педагогами предметно-развивающей образовательной среды. Имеются атрибуты к играм
на военную тему: «Мы воен ные» (летчики, моряки, пограничники), «полоса препятствий,
«неприятель в море», «самолеты на защите мирного неба». С желани
ем ребятишки
изготовляют ракеты, пароходы, самолеты, звезды корабли на рейде, парашютистов из
бумаги и бросового материала. Интересно проходят беседы-рассказы о героях Великой
Отечественной войны с использованием наглядного материала, посвящен
ные войне
«Навстречу Дню Победы», «Наше отечество», «Курская оборона», «Оборона Москвы»,
«Дорога жизни», «Прорыв блокады», «Солдаты идут в бой», «Письма с фронта», «Старый
Оскол - город воинской славы». Имеются фотографии и иллюстрации, позволяющие детям
глубже закреплять, в представлении образы героев, защитников нашего Отечества.
Кроме восприятия патриотизма, мы проводим, такие беседы, которые помогают
развивать и обогащать словарный запас детей. Пополнить речевой запас детей
пословицами и поговорками, сло
вами: Русь, Россия, Отечество, защищать, оборонять,
гордиться, сражаться, справедливая, священная, народная, героическая война, пехота,
танкисты, блокада, окопы, траншеи, генералы, маршалы. С детьми подготовительной
группы проводится викторина для зна токов военной истории. Они отвечают на вопросы:
Какой праздник отмечает наша страна? Какие виды войск участвовали в освобож
дении
г.Старого Оскола? Назовите героев Старооскольцев, какие подвиги они совершили? Какие
улицы, микрорайоны в нашем го
роде названы в честь героев? (ул. Ватутина, ул.
Матросова, микро район Жукова а др.). Чем награждали героев во время войны? Ка
кие
памятники погибшим воинам в нашем городе вы знаете? Ка кую боевую технику вы знаете
времен Великой Отечественной войны? (танки Т-34, «Катюша» и др.). Какой памятник
труженикам тыла есть у нас в городе? (Строителям железнодорожной ветки «Старый
Оскол - Ржава»).
Таким образом, для создания развития познавательно-исследовательской
деятельности детей дошкольного возраста была проведена экскурсия, которая оставила
незабываемое впечатление детям от посещения музея воинской славы в православной
гимназии, где собраны материалы и экспонаты краеведческого характера.
Интересно проходят праздники День Победы, День Защитника Отечества. В
музыкальном зале нашего дошкольного учреждения совместно с родителями, где дети с
гордостью читают стихотворе ния о Дне Победы, поют песни о России, о мире и др.,
соревнуются в знании пословиц, подготовленных родителями «Умелый боец - везде
молодец», «Хорош в строю - силен в бою», «Русский солдат не знает преград» и др.
Надеемся, что наша работа оставит заметный след в детских душах. И наши
выпускники вырастут достойными гражданами нашей необъятной родины.
Литература
1. Пчелова Е.В. Государственные символы России. Герб, флаг, гимн. М: Русское
слово, 1993.
2. Кондрыкенский Л.А. С чего начинается Родина? – М: Сфера, 2003.
3. Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной
культуры. – СПб: Детство пресс, 1999.