Учебное заведение: МБДОУ НГО Детский сад №17 "Солнышко"
Населённый пункт: п.Лобва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Патриотическое воспитание в ДОУ"
Описание:
"Только тот, кто любит, ценит и уважает, накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом"
С. Михалков.
Тема «Патриотическое воспитание детей дошкольного
возраста»
Цель: Воспитывать духовно-нравственную личность , достойных будущих
граждан России, патриотов своей Родины.
Задачи:
1.Прививать детям чувство любви к своему родному краю, своей малой
Родине, на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.
2.Расширять представление о России, как о родной стране, о Лобве , как о
родном поселке.
3.Воспитывать в детях патриотизм, уважение к культурному прошлому
России, средствами эстетического воспитания через изо деятельность и
художественное слово.
«Только тот, кто любит, ценит
и уважает , накопленное и сохранённое предшествующим поколением,
может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом»
С. Михалков.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в
жизни общества, одним из центральных направлений работы с
подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас,
в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к
лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным
понятиям, как род, родство, Родина.
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к
родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с
окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.
Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это
сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются
основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в
ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви, к близким, к детскому саду,
к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период
становления личности имеет свои потенциальные возможности для
формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство
патриотизма.
В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации
подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание
патриотов России, граждан правового демократического, социального
государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой
нравственностью и проявляющих национальную и религиозную
терпимость». Реализация такой системы образования невозможна без
знаний традиций своей Родины, своего края. В основе этого сложного
педагогического процесса лежит развитие чувств. Понятие патриотизм
включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой,
духовной привязанности к семье, дому.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым
близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие
его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается
с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что
вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознанны
им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют
огромную роль в становлении личности патриота.
Работу по патриотическому воспитанию можно начинать в раннем
возрасте. Еще в ясельной группе можно завести фотоальбом с фотографиями
детей и их родителями . Дети с гордостью узнают и называют своих родных и
близких. Так же нужно знакомить детей с русскими народными сказками ,
используя красочные книги, разные виды театра. Посещать народные
праздники детского сада, наряжать их в русские народные костюмы.
Работая с детьми среднего дошкольного возраста, совместно с родителями,
нужно знакомить детей с названием своего поселка ,города, улицы , где
живут дети и находится их детский сад. Знакомить с
достопримечательностями родного поселка.
С детьми можно посетить краеведческий музей, библиотеку, дом культуры
и другие места поселка или города. Огромную роль в воспитании патриотов
играют экскурсии к родникам, озеру и пруду. Дети учатся любить природу
и, конечно беречь её.
Внимание детей постарше нужно привлекать к объектам, которые
расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д.
Рассказывая об их назначении, подчеркивая, что все это создано для
удобства людей. Диапазон объектов, с которыми можно знакомить старших
дошкольников , расширяется- это большой поселок, город ,его
достопримечательности, исторические места и памятники. Детям надо
объяснять, в честь кого они воздвигнуты. Вместе с родителями можно
научить детей знать название своего поселка, своей улицы, а так же в честь
кого они названы. Детям надо объяснять, что у каждого человека есть родной
дом и город, где он родился и живет. Для полноты знаний с детьми
желательно проводить экскурсии по поселку, на природу , наблюдения за
трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать , что труд
объединяет людей , требует от них слаженности, взаимопомощи, знания
своего дела. Вот здесь большое значение приобретает знакомство детей с
народными промыслами края, народными умельцами. После этого дети с
огромным удовольствием принимают участие в русских народных
праздниках «Калядки», «Масленница», «Пасха», «Осенины» и другие, где
дети играют в русские народные игры, катаются на лошади, соблюдают все
традиции русского народа.
Патриотическое воспитание детей подготовительной группы является одной
из основных задач дошкольного учреждения. В этом возрасте нужно
знакомить детей с символами государства: герб, флаг, гимн и понимать их
значение и символику. Дети вместе с родителями могут составить герб
своей семьи и рассказать о нем на занятии. Так же надо продолжать
знакомить детей с историей России. Можно с детьми устроить «Бал Наташи
Ростовой», празднование 23 февраля с богатырями земли русской. Также
хорошо бы завести традицию проводить в детском саду игру «Зарница»
Дети, впитавшие историческую родную культуру во всем её многообразии,
легко входят в культуру современную, опираясь на незыблемые установки,
помогающие отличить добро от зла, честь от бесстыдства , ответственность от
праздной болтовни.
Дети подготовительной группы с удовольствием участвуют в разных
конкурсах, проектах и праздниках.
Если у ребенка нет гордости за свое отечество, за свою семью, то он открыт
для отрицательного влияния .Это все должны знать родители и помогать
выращивать крепких, морально устойчивых детей, патриотов своей Родины,
а заодно укрепить патриотические чувства у родителей. Вот тогда, дети с
гордостью рассказывают родителям о помощи ветеранам, о том ,как своими
руками изготавливают и дарят подарки пенсионерам, ветеранам труда.
Если воспитать детей с крепким стержнем, всесторонне развитых, то можно
быть спокойными за своих детей, будущих граждан нашей Родины.
Составила воспитатель 1 категории МБДОУ НГО д\сад№17 «Солнышко»
Щербинина Ирина Владимировна.