Напоминание

"Формирование патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с малой родиной"

Автор: Морщина Елена Александровна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: МКДОУ №15 "Топтыжка"

Населённый пункт: с. Кианкиз

Наименование материала: статья

Тема: "Формирование патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с малой родиной"

Описание:

Основной целью этой работы является формирование патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с малой родиной. Для реализации поставленной цели выделяются следующие задачи: - знакомство дошкольников с прошлым и настоящим села Кианкиз

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=2139

Опубликовано 04.01.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Формирование патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с малой родиной Морщина Елена Александровна Воспитатель второй младшей группы муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения д/с №15 «Топтыжка» Тема опыта «Формирование патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с малой Родиной» Информация об опыте Я осуществляю свою деятельность в МКДОУ «Топтыжка» который расположен в селе Кианкиз Андроповского района Ставропольского края. Воспитание любви дошкольников к малой родине – это первый этап в воспитании патриотизма и первых чувств гражданственности. Что же такое малая родина? Это место, где ребенок счастлив, где живут его родные и близкие люди. Для наших детей это село Кианкиз Андроповского района. Знакомство дошкольников с родным селом оказалось сложной задачей, так как маленькому ребенку трудно представить историю его возникновения. Мной было проведено анкетирование родителей по теме «Отношение родителей к воспитанию у детей патриотических чувств». Результаты анкетирования показали, что 70% родителей понимают важность задач по воспитанию любви к малой родине, но сами испытывают недостаток знаний в области краеведения. Я пришела к выводу о необходимости знакомства воспитанников с малой родиной. Актуальность данной проблемы на современном этапе очевидна, поскольку круг проблем, связанных с формированием у детей
патриотических чувств невозможно решить только в рамках дошкольного учреждения. Работа по патриотическому воспитанию детей через ознакомление с малой Родиной должна носить комплексный характер. Формирование патриотических чувств у дошкольников – непрерывный, систематический процесс, начинающийся с раннего детства (воспитывают родители), продолжающийся в системе дошкольного и школьного образования. Актуальность проблемы связана еще и с тем, что по данным статистики известно, процент молодежи, покидающий Россию, растет из года в год. Согласно выкладке главы Счетной палаты, за последние годы из России в эмиграцию уехали 1 млн. 250 тысяч человек. Поэтому необходимо наполнить сердца детей любовью и гордостью к тем местам, где они родились. Основной целью моего опыта является формирование патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с малой родиной. Для реализации поставленной цели выделяются следующие задачи: - знакомство дошкольников с прошлым и настоящим села Кианкиз - формирование у воспитанников любви к малой родине и Родине в целом; - развитие эмоционально-ценностного отношения к семье, дому, друзьям. Наиболее эффективная форма работы по ознакомлению с малой родиной и привитию любви к родному краю – тематические прогулки, экскурсии. Изучение родных мест я начинаю со знакомства с детским садом, его местонахождением. Используя повседневные наблюдения за тем, что встречают на своем пути в детский сад, замечая изменения в погоде, смену времен года, сезонные работы, производственные и социокультурные объекты, я учу детей выделять интересное, красивое. Целевые экскурсии в библиотеку, школу, на почту формируют у дошкольников представления о
разнообразных потребностях людей и о том, кто и как заботится о жителях села. Еще одна форма работы по патриотическому воспитанию – встречи с интересными людьми. Каждый год, в канун празднования дня Победы, воспитанники встречаются с ветеранами Великой Отечественной войны, которые рассказывают детям о тяжестях и невзгодах военного времени. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста включает в себя не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, но и воспитание уважительного отношения к людям труда. Беседы на тему «Откуда хлеб пришел», «Профессии родителей», «Наливное яблочко», дают представление детям о жизни и труде взрослых, учат проявлять любовь к труду, уважение к людям, живущих в селе. Невозможно привить любовь к родной земле, не познакомив с ее природными богатствами, красотой. Я знакомлю детей с природой родного села на занятиях, экскурсиях и прогулках, в ходе бесед. Работа с родителями: Мною было проведено анкетирование родителей по теме «Отношение родителей к воспитанию у детей патриотических чувств». Результаты анкетирования показали, что 70% родителей понимают и принимают важность задач по воспитанию любви к родному краю, но сами испытывают недостаток знаний в области краеведения. Я пришела к выводу о необходимости знакомства воспитанников с малой родиной. Вся работа по формированию патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с малой родиной проходила в тесном взаимодействии с родителями, поскольку семья является важнейшей сферой формирования личности ребенка. В ходе совместной деятельности я знакомила родителей с работой, которая проводилась в группе (выставка рисунков, викторины, фотовыставки), рассказывала об экскурсиях (например, «Экскурсия в музей «Боевой славы», экскурсия в библиотеку). Были оформлены
консультации, памятки, рекомендации (например, консультация «Роль семьи в воспитании патриотических чувств», памятка «Если Вам не нравится характер ребенка», рекомендации «Как воспитать маленького патриота»), проведено родительское собрание. Родители вместе с детьми принимали участие в викторинах (например, викторина «Моя малая родина»), конкурсах, в создании различных альбомов. Большие значения для ознакомления детей с малой родиной имеют семейные экскурсии. Итоги таких экскурсий отображались в фотовыставках. Необходимо привлекать родителей к проблеме формирования патриотических чувств дошкольников, воспитания любви к малой родине, показывать ее значимость, чтобы формировалась активная родительская позиция, чтобы цели дошкольного образования и семьи были общими. Только в тесном сотрудничестве детского сада и семьи у детей сформировались патриотические чувства, любовь к малой родине и к Родине в целом. Была проведена итоговая диагностика, показавшая большой скачок в формировании у детей патриотических чувств, высокий уровень знаний составил 70%, средний уровень знаний составил 25%. Подводя итоги диагностического исследования, следует сказать, что работа, проделанная во 2 младшей группе, дала определенный результат. У воспитанников обогащены знания об истории, культуре и природе родного села. Результатом работы так же явились положительные изменения в отношении родителей к проблеме патриотического воспитания. У родителей выработалась активная позиция, появилось чувство ответственности за духовно-нравственное становление детей. Таким образом, использование интеграции различных видов деятельности обеспечивает интерес к прошлому, воспитание патриотизма,
помогает возрастить в сердцах детей семена любви к малой родине и Родине в целом. Перспективный план работы по формированию у детей патриотических чувств «Моя семья. Детский сад» Цели: 1. Знакомство воспитанников с сотрудниками детского сада, историей дошкольного учреждения. 2. Формирование у детей понятия «семья». 3. Воспитание любви и уважения к членам семьи, сотрудникам дошкольного учреждения. Месяц Название мероприятия Сентябрь 1. Беседа с детьми «История детского сада». 2. Экскурсия по дошкольному учреждению. Октябрь Рисование на тему «Мой детский сад». Ноябрь 1. Беседа с детьми «Я и моя семья». 2. Чтение стихотворения Я. Акима «Кто кому кто?» Декабрь Фотовыставка «Семейные традиции». Январь 1. Беседа с детьми «Профессии моих родителей». 2. Игра «Угадай, кем работают мои родители». Февраль Беседа с детьми о домашних адресах. Март 1. Чтение рассказа В. А. Сухомлинского «Материнские глаза». 2. Выставка детских работ «Моя мама». Апрель Изготовление альбома «Дом, в котором я живу». Май Спортивное развлечение «Дружная семья». «Родное село. Родная природа» Цели: 1. Формирование представлений у воспитанников о малой родине. 2. Развитие эмоционально-ценностного отношения детей к родному селу. 3. Воспитание любви, уважения к людям, живущих в селе. Месяц Название мероприятия Сентябрь 1. Рассматривание альбома с фотографиями села. 2. Экскурсия по центральной улице села. Октябрь 1. Беседа с детьми о профессиях людей, живущих в селе. Ноябрь 1. НОД «Путешествие в прошлое». 2. Экскурсия в библиотеку «Знакомство с историей села». Декабрь 1. Д/игра «Собери картинку»
Январь НОД «Мое любимое село». Февраль 1. «Мое село» (путешествие по фотографиям). 2. Экскурсия к памятнику неизвестного солдата. Март 1. Беседа с детьми «Откуда хлеб пришел». 2. Конструирование «Мое село». Апрель 1. Поход на луг, расположенного на территории села. 2. Изготовление альбома «Природа моего села». Май 1. Экскурсия в школьный музей «Боевой славы». 2. Встреча с участниками ВОВ. 3. Викторина «Моя малая родина». «Родная страна» Цели: 1. Формирование у воспитанников первоначальных знаний об истории России, о государственной символике (флаг, герб, гимн). 2.Развитие эмоционально-ценностного отношения детей к Родине – России. Месяц Название мероприятия Сентябрь Оформление уголка в группе «Я живу в России». Октябрь «Мы живем в России». Беседа с детьми о месте России на карте мира. Ноябрь «Мы живем в России». Беседа с детьми о государственной символике (флаг, герб, гимн). Декабрь Рисование на тему «Моя Родина – Россия». Январь Д/игра «Узнай, где я нахожусь». Февраль Конкурс чтецов «Я люблю свою Россию». Март «Мы живем в России». Беседа с детьми о значении Родины для каждого человека. Апрель Изготовление альбома «Широка страна моя родная» Май Рисование на асфальте «Мир без войны» 3. Воспитывать у детей патриотические чувства, любовь к своей стране. Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников» Безусловно, основа воспитания человека закладывается в семье. Патриотическое воспитание, интерес к духовному началу нашей жизни тоже должны начинаться в семье. Но условий для этого сегодня, к сожалению, мало. И дело тут не в отсутствии у родителей времени для педагогических бесед со своими детьми, а в нашем желании оградить их от трудных задач, работы, духовных усилий. Каждая семья – это свой замкнутый мир и своя жизнь, свои радости и печали, заботы и традиции, свой быт. Сегодня страна переживает сложный этап своего развития. Появилась необыкновенная легкость и безответственность в супружеских
отношениях, а трагедия распада семьи часто стала восприниматься как обыденная практика. Страдают при этом, к глубокому сожалению, дети, одинаково любящие и маму и папу. В современной семье большую часть времени ребенок общается с мамой. Именно с ней складываются доверительные отношения, обсуждаются тревоги, вопросы, потребности. Однако для детей не менее важно и общение с папой. Чем чаще отец общается с ребенком, тем более тесными становятся эмоциональные связи, а чем раньше отец приобщается к уходу за малышом, тем сильнее и глубже его родительские чувства. Установлено, что в семьях, в которых родители тратят много времени на беседы, игры с детьми, дети лучше развиваются. Однако доказано, что дети, лишенные возможности общаться с родителями или с одним из них, обладают повышенной чувствительностью, испытывают трудности в налаживании контактов со сверстниками. Серьезную опасность для развития ребенка представляет отсутствие эмоций, ласки, теплоты при пусть даже и полноценном удовлетворении его физиологических потребностей. Только постоянное общение родителей с ребенком способствует установлению глубоких эмоциональных связей, рождает обоюдную радость. Любовь между детьми и родителями дана самой природой, любовь и взаимоуважение между родственниками – результат совместных усилий. В семье нет двух миров – взрослого и детского, есть один мир – семьи. Любое нарушение связи между поколениями расшатывает семейные устои, негативно сказывается на нравственной атмосфере. Когда представители старшего и среднего поколений невнимательны, недоброжелательны друг к другу, ребенок испытывает дискомфорт от такого поведения взрослых. Если же при общении друг с другом все поколении семьи проявляют такт, мудрость, не повышают тона, считаются с желаниями и мнениями других членов семьи, сообща переживают и горе и радость, рождается настоящая семейная сплоченность.
Продолжая тему важности благоприятной атмосферы в семье, мы пытаемся донести до взрослых, что детям нужны не только еда, памперсы и яркие игрушки, но и ласковая мама, и заботливый папа. Детям нужна любящая дружная семья. Для этого необходимо помочь взрослым понять, как сохранить семью и как сделать, чтобы все члены семьи доверяли друг другу, оберегали друг друга. В работе с детьми следует больше внимания уделять играм детей в «семью», которые воспитывают в них чувство родительской ответственности. Игра в «семью» - самая любимая детская игра. Она уместна и для обычного домашнего вечера, и для веселого времяпрепровождения с гостями. В «семью» можно играть по-разному. Все зависит от настроения и фантазии. Кроме того, дети могут выбрать не только «настоящую» семью, но и «кукольную», «звериную». Воспитание детей в любви и уважении к родителям, почитании предков – одна из ведущих идей педагогики. Другая идея – растить будущего семьянина с малых лет путем формирования положительных нравственных качеств (трудолюбия, терпимости, уступчивости, прилежания, скромности, честности). Специальные социологические и психолого-педагогические исследования показали, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка. Дошкольное образовательное учреждение на сегодняшний день является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с родителями воспитанников и имеющим возможность оказывать определенное влияние на семью. Как показывает практика, и подтверждают педагогические исследования, родители признают приоритет дошкольного учреждения в решении воспитательно- образовательных задач, но не считают нужным участвовать в педагогическом процессе.
Семья – основной институт, где формируются патриотические чувства и сознание будущего гражданина. Первичность контакта родителей с ребенком, его продолжительность превращает семью в ведущий орган, воспитывающий патриота. Именно в семье возникает интерес к культуре, языку, истории своего народа, государства, к его традициям и обычаям, начинает формироваться личность. Памятка для родителей Для начала вспомните свое детство. Вашим родителям все нравилось в вас? Что они делали? Что вы чувствовали? Как вы к этому относились? Не повторили вы ошибок своих родителей? Как решить проблему: - действуйте осторожно, не тревожа ребенка, пока сами не разберетесь в причинах своей тревоги, - обдумайте, какие черты вам не нравятся, понаблюдайте за ребенком – в каких ситуациях они проявляются, может вы провоцировали своими действиями их проявление, - некоторые черты характера могут компенсироваться другими особенностями ребенка, - постарайтесь увидеть лучшее в своем ребенке, осознайте значимость и ценность личности ребенка. Дайте возможность малышу видеть и чувствовать это. Развивайте сильные стороны характера, это придаст уверенности, желание измениться в лучшую сторону. Если вы не уверены в возможностях ребенка: Иногда родителям кажется, что дети знакомых более развиты, более самостоятельны. Иногда вызывает сомнения успешности ребенка в занятиях, в играх со сверстниками. Пугает перспектива обучения в школе. Как предотвратить эту проблему: - определите, чем вызваны ваши сомнения, спросите у членов семьи, воспитателей,
- понаблюдайте за действиями ребенка, обязательно за его деятельностью в целом (что вы видите?), - дайте ответ – это настоящая проблема ребенка или результат воспитания, - чаще разговаривайте с воспитателем о текущей ситуации в развитии, особенностях, потребностях вашего ребенка - это поможет раньше выявить проблему, если она действительно есть, - помните, ваше состояние передается вашему ребенку быстрее, чем прозвучит слово, и ваша неуверенность может стать причиной его неуспеха, - избавьтесь от высказываний «У тебя все равно не получится», «Ты не сумеешь», - никогда не позволяйте себе и другим упражняться в диагнозах вашему ребенку, все дети развиваются в своем темпе, по своей траектории, - если вы видите, что ребенок отличается чем-то от других, найдите его сильные стороны, посмотрите, что можно исправить и нужно ли это исправлять, - не пугайтесь визита к специалисту, если это необходимо. Рекомендации для родителей «Как воспитать маленького патриота» Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт. Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека. Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.
Обращайте внимание ребенка на красоту родной станицы. Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта. Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда. Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора. Расширяйте собственный кругозор. Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей. Читайте ему книги о Родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа. Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах. Родительское собрание «Воспитание любви к малой родине в детском саду и семье» Задачи: 1) привлечение родителей к работе по приобщению детей к познанию своего села; 2) распространение педагогических знаний о формировании представлений детей о семье, доме, селе; 3) активизация родителей в обсуждении проблем воспитания и развития детей. Материал к собранию: символы семьи, дома, детского сада, города, области, России; сигнальные карточки (красный и зелёный цвет), результаты анкетирования родителей и опроса детей. Ход собрания
Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы обсудить вопросы воспитания любви к родному селу в детском саду и семье. Ведь только совместными усилиями семьи и детского сада можно достичь определённых результатов. Семья и детский сад выполняют каждая свою функцию, поэтому не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребёнка. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к своим близким, любовь к родным местам, это и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны. Как вы думаете, кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребёнка – семье или детскому саду? Высказывания родителей. Правильно, всё начинается с семьи, с её традиций. Отец и мать – самые близкие и самые убедительные «образцы», с которых ребёнок берёт пример, которым подражает, по которым он строит своё поведение. Помочь ребёнку разобраться что есть зло, добро, не оставить его равнодушным ко всему живому, к своему селу, народу – вот та цель, которая должна стоять перед нами, взрослыми. С чего необходимо начинать? Высказывания родителей. Правильно, с самого дорогого, с близких и родных, с самого ребёнка. Понимание чувства патриотизма, любви к Родине приходит к ребёнку именно в семье через ощущения матери и отца. Именно в любви ребёнка к своей матери и своему отцу заложено его будущее чувство семейного воспитания. Важно сформировать у ребёнка представление о себе, своём месте в семье (девочка, дочка, сестра, внучка, племянница…).
Знакомить с историей семьи, её родословной, местом каждого члена в жизни семьи. Знает ли ваш ребёнок своих бабушек, дедушек и других родственников? Как их зовут? Чем они занимаются или занимались? Родители при ответе на вопросы поднимают сигнальные карточки. Родитель показывает родословное древо своей семьи. Рассматриваете ли вы совместно с детьми фотографии из семейного альбома? Несколько родителей показывают семейные альбомы. Воспоминания… они есть у каждого человека, большого и маленького. И копятся они не только в памяти, но и в семейном альбоме – символе времени. Листая семейный альбом вместе с ребёнком, можно показать ему даже отрезок времени, когда вы сами были маленькими, а ваши родители были такими же, как вы, и бабушка была просто – мамой! Не упускайте возможность лишний раз пообщаться с ребёнком. Чаще рассматривайте фотографии из семейного альбома. Какие традиции есть у вашей семьи? Сохранение во многих семьях обычаев и традиций, которые передаются из поколения в поколение, своеобразие семейных и родственных отношений являются хорошим средством передачи семейного житейского опыта детям, способствует созданию гуманных отношений в обществе и в целом положительно влияют на личность ребёнка. Как вы считаете, нужно ли ребёнку знать свой домашний адрес, телефон? Пожалуйста, поднимите сигнальную карточку те родители, дети которых знают домашний адрес. Знает ли ребёнок свой двор, дорогу к дому? Задумайтесь, нужно ли объяснять ребёнку, что дом, в котором мы живём, наш подъезд, наш двор – это наш общий дом, который мы должны беречь
и охранять? Сажали ли вы во дворе своего дома вместе с ребёнком цветы, деревья, кусты? Надо ли это для воспитания вашего ребёнка? Знает ли ребёнок название детского сада, его адрес? Разговариваете ли вы с ребёнком о детском саде? Мы уверены, что многие интересуются, чем ребёнок занимался в детском саду, какие у него успехи, как он себя вёл… А какие чувства испытывает ребёнок к детскому саду? (что нравится, чем хотел бы поделиться с друзьями, что рассказать, какое общее дело делали и т.д.) Очень хорошо, когда родители внушают ребёнку доверие к педагогу, когда сами активно участвуют в жизни группы, когда воспитывают гордость за свой детский сад, чувство любви к детям, взрослым, сотрудникам детского сада. Мы гордимся своим детским садом и стараемся передать свою любовь и гордость детям. Мы с вами живём в красивом селе Федосеевка. А знает ли ребёнок, в каком селе он живёт? Поднимите сигнальную карточку, если знает. А насколько вы знаете историю своего села? Предлагаю вам несколько вопросов: 1. Когда возникло село Федосеевка. 2. Почему получило село такое название? 3. Назовите центральную улицу села. 4. Почему улица названа именем Натальи Лихачевой? Помните, всё начинается с малого. Воспитывайте в ребёнке любовь, доброту, внимание и заботу, чувство патриотизма. Предоставляйте ребёнку возможность отражать свои впечатления об увиденном в рисунке, лепке, аппликации, в сочинительстве.


Яндекс.Метрика