Напоминание

"Игра в системе дошкольного образования"

Автор: Комаревцева Алла Петровна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад комбинированного вида № 37 "Ягодка"

Населённый пункт: Белгородская обл, г Губкин

Наименование материала: статья

Тема: "Игра в системе дошкольного образования"

Описание:

Это самый доступный вид деятельности для детей, способствующий переработке информации, впечатлений из окружающего мира. В игре ярко раскрываются и формируются высшие психические функции ребенка, его эмоциональность, активность, реализуется потребность в общении.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=2158

Опубликовано 05.01.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Игра в системе дошкольного образования.
Комаревцева А.П., воспитатель МАДОУ №37 г. Губкина Игра – является одной из ведущей деятельности детей дошкольного возраста. Что же подразумевается под словом «игра». Это самый доступный вид деятельности для детей, способствующий переработке информации, впечатлений из окружающего мира. В игре ярко раскрываются и формируются высшие психические функции ребенка, его эмоциональность, активность, реализуется потребность в общении. Интересная игра стимулирует умственную активность ребенка. Игра является одним из более эффективных методов обучения в сочетании с другими методами и приемами: наблюдением, беседами, чтением и т.д. Играя, дети реализуют имеющиеся знания и умения на практике, учатся использовать их в разных условиях. Игра – это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками и взрослыми. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной работы, жизни. Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. С раннего возраста используются игры со словесными и музыкальными сопровождениями. Маленькие дети, таким образом начинают познавать окружающий их мир. В каждой возрастной группе детей по программе обучения и воспитания в дошкольных учреждениях используются игры с учётом возрастного развития. Игры вызывают интерес и эмоционально захватывают детей в том случае, если несут элементы новизны. Новая информация должна основываться на знакомых детям фактах, событиях, на знание и значение предметов, их свойств, должна быть связана со способами решения игровых задач: • постановкой игровой цели • использованием новых средств для реализации задачи • постепенным увеличением самостоятельной деятельности
детей в игре. Один и тот же показ, совместная игра повторяются до тех пор, пока они вызывают у детей интерес. Постепенно показ игры усложняется и заменяется новым сюжетом, с внесением дополнительных игровых пособий, применением новых способов решения игровой задачи. Игре приписывают самые разнообразные функции, как чисто образовательные, так и воспитательные, поэтому возникает необходимость более точно определить влияние игры на развитие ребенка и найти ее место в общей системе воспитательной работы учреждений для детей. Прежде чем говорить о развитии умственных действий в процессе игры, необходимо перечислить основные этапы, через которые должно проходить формирование всякого умственного действия и связанно с ним понятия. - этап формирования действия на материальных предметах или материальных моделях заменителях. - этап формирования того же действия в плане громкой речи. - этап формирования собственно умственного действия. Рассматривая действия ребенка в игре легко заметить, что ребенок уже действует со знанием предметов, но еще опирается при этом на их материальные заменители – игрушки. Анализ развития действий в игре показывает, что опора на предметы – заменители и действия с ними все больше сокращаются. Если на начальных этапах развития требуется предмет – заменитель и относительно развернутое действие с ним, то на более позднем этапе развития игры, предмет выступает через слова – названия уже как знак вещи, а действие – как сокращенные и обобщенные жесты, сопровождающиеся речью. Путь развития к действиям в уме оторванными от предметов значениями есть одновременно возникновение предпосылок для становления воображения. Игра выступает как деятельность, в которой происходит формирование предпосылок к переходу умственных действий на новый, более высокий этап – умственных действий с опорой на речь. Функциональное развитие игровых действий вливается в онтогенетическое развитие, создавая зону ближайшего развития умственных действий.
В игровой деятельности происходит существенная перестройка поведения ребенка, оно становится произвольным. Произвольным поведение – это поведение, осуществляющееся в соответствии с образом и контролируемое путем сопоставления с этим образом как с этапом. Произвольность поведения является основой дальнейшего успешного обучения ребенка в школе. Игра представляет собой первую доступную для дошкольника форму деятельности, которая предполагает сознательное воспитание и усовершенствование новых действий. Игра имеет значение для формирования дружного детского коллектива, и для формирования самостоятельности, и для формирования положительного отношения к труду и многого другого. Основным мотивом игры в дошкольном возрасте является интерес к деятельности взрослых, стремление приобщиться к ней, воспроизвести ее особенности. Особенностью игры является то, что заниматься ею побуждает детей интерес не к результату, а к процессу деятельности. Игра есть отражение окружающей действительности и прежде всего действий и взаимоотношений окружающих людей. Играя, ребенок воспроизводит в активной, наглядно-действенной форме сцены из жизни окружающих взрослых, их труд, их отношение друг к другу и к своим обязанностям и таким образом получает возможность полнее осознавать окружающую действительность, глубже пережить изображаемые события, правильнее их оценить. Поэтому игра оказывает такое глубокое влияние на психическое развитие ребенка – дошкольника, на формирование его личности. Игра дошкольника непрерывно сопровождается работой творческого воображения. Игра представляет собой воспроизведение реальных действий в воображаемых обстоятельствах. Однако постепенно под влиянием взрослого, игровая деятельность младших дошкольников усложняется, и отдельные действия начинают объединяться в единое целое, соответственно изображаемому сюжету. Дети начинают брать на себя определенные роли. У детей 4-5 лет творческая сюжетная игра достигает более высокой степени развития. Содержание детских игр становится богаче и разнообразнее. Дети отражают самые разнообразные виды и стороны
человеческой деятельности. Они воспроизводят в игре различные виды труда, событий из жизни. Очень важно, чтобы самостоятельные сюжетно-ролевые игры сочетались с играми с правилами, чтобы в них использовались различные варианты ролевого поведения. Только при этих условиях игра станет формой организации детской жизни и займет нужное место в педагогическом процессе. Игры с правилами – особая группа игр. Это игры с готовым содержанием, с фиксированными правилами, являющимися непременным компонентом игры. Обучающие задачи реализуются через игровые действия ребенка при выполнении, какого – либо задания. В зависимости от характера обучающей задачи игры с правилами делятся на две большие группы – дидактические и подвижные игры, которые, в свою очередь, классифицируются с учетом разных оснований. Так дидактические игры подразделяются по содержанию, по дидактическому материалу. Подвижные игры классифицируются по степеням подвижности, по преобладающим движениям, по предметам, которые используются в игре. В воспитании и обучении детей большое значение имеют игры с правилами: дидактические, настольно – печатные, подвижные. Они создают интерес к решению умственных задач, способствуют развитию произвольного внимания – очень важного фактора успешного обучения. Кроме того, помогают выработать такие нравственные качества, как воля, выдержка, самообладание. К творческим играм относятся игры, в которых ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Творческие проявления детей в играх разнообразны: от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданных литературными произведениями. В зависимости от характера творчества детей, от игрового материала, используемого в играх, творческие игры делятся на режиссерские, сюжетно-ролевые, игры со строительным материалом. Особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения
детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила. Вводить новые игры следует постепенно. Они должны быть доступны детям и вместе с тем требовать определенного напряжения и сил, способствовать их развитию и самоорганизации. Литература • Артёмова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М.. 1992. • Васильева М.А. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. – М., 1986 • Гришина Г.Н.Любимые детские игры. – М., 1997 • Шмаков С.А. Её величество игра. – М., 1992. • Штерн В. Психология раннего детства. – М., 1993.



Яндекс.Метрика