Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад комбинированного вида № 37 "Ягодка"
Населённый пункт: Белгородская обл, г Губкин
Наименование материала: статья
Тема: "Игра в системе дошкольного образования"
Описание:
Это самый доступный вид деятельности для детей, способствующий переработке информации, впечатлений из окружающего мира. В игре ярко раскрываются и формируются высшие психические функции ребенка, его эмоциональность, активность, реализуется потребность в общении.
Игра в системе дошкольного образования.
Комаревцева А.П., воспитатель
МАДОУ №37 г. Губкина
Игра – является одной из ведущей деятельности детей дошкольного
возраста. Что же подразумевается под словом «игра».
Это самый доступный вид деятельности для детей, способствующий
переработке информации, впечатлений из окружающего мира. В игре
ярко раскрываются и формируются высшие психические функции
ребенка, его эмоциональность, активность, реализуется потребность в
общении.
Интересная игра стимулирует умственную активность ребенка.
Игра
является одним из более эффективных методов обучения в сочетании с
другими методами и приемами: наблюдением, беседами, чтением и т.д.
Играя, дети реализуют имеющиеся знания и умения на практике, учатся
использовать их в разных условиях. Игра – это самостоятельная
деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками и
взрослыми. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее
достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют
глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию
добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной
работы, жизни. Ребенку нужна активная деятельность, способствующая
повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы,
социальные потребности.
С раннего возраста используются игры со словесными и музыкальными
сопровождениями. Маленькие дети, таким образом начинают познавать
окружающий их мир. В каждой возрастной группе детей по программе
обучения и воспитания в дошкольных учреждениях используются игры
с учётом возрастного развития. Игры вызывают интерес и
эмоционально захватывают детей в том случае, если несут элементы
новизны. Новая информация должна основываться на знакомых детям
фактах, событиях, на знание и значение предметов, их свойств, должна
быть связана со способами решения игровых задач:
•
постановкой игровой цели
•
использованием новых средств для реализации задачи
•
постепенным увеличением самостоятельной деятельности
детей в игре.
Один и тот же показ, совместная игра повторяются до тех пор, пока они
вызывают у детей интерес. Постепенно показ игры усложняется и
заменяется новым сюжетом, с внесением дополнительных игровых
пособий, применением новых способов решения игровой задачи.
Игре приписывают самые разнообразные функции, как чисто
образовательные, так и воспитательные, поэтому возникает
необходимость более точно определить влияние игры на развитие
ребенка и найти ее место в общей системе воспитательной работы
учреждений для детей.
Прежде чем говорить о развитии умственных действий в процессе
игры, необходимо перечислить основные этапы, через которые должно
проходить формирование всякого умственного действия и связанно с
ним понятия.
- этап формирования действия на материальных предметах или
материальных моделях заменителях.
- этап формирования того же действия в плане громкой речи.
- этап формирования собственно умственного действия.
Рассматривая действия ребенка в игре легко заметить, что ребенок
уже действует со знанием предметов, но еще опирается при этом на их
материальные заменители – игрушки. Анализ развития действий в игре
показывает, что опора на предметы – заменители и действия с ними все
больше сокращаются.
Если на начальных этапах развития требуется предмет – заменитель
и относительно развернутое действие с ним, то на более позднем этапе
развития игры, предмет выступает через слова – названия уже как знак
вещи, а действие – как сокращенные и обобщенные жесты,
сопровождающиеся речью.
Путь развития к действиям в уме оторванными от предметов
значениями есть одновременно возникновение предпосылок для
становления воображения. Игра выступает как деятельность, в которой
происходит формирование предпосылок к переходу умственных
действий на новый, более высокий этап – умственных действий с
опорой на речь. Функциональное развитие игровых действий вливается
в онтогенетическое развитие, создавая зону ближайшего развития
умственных действий.
В игровой деятельности происходит существенная перестройка
поведения ребенка, оно становится произвольным. Произвольным
поведение – это поведение, осуществляющееся в соответствии с
образом и контролируемое путем сопоставления с этим образом как с
этапом. Произвольность поведения является основой дальнейшего
успешного обучения ребенка в школе.
Игра представляет собой первую доступную для дошкольника форму
деятельности, которая предполагает сознательное воспитание и
усовершенствование новых действий.
Игра имеет значение для формирования дружного детского
коллектива, и для формирования самостоятельности, и для
формирования положительного отношения к труду и многого другого.
Основным мотивом игры в дошкольном возрасте является интерес к
деятельности взрослых, стремление приобщиться к ней, воспроизвести
ее особенности.
Особенностью игры является то, что заниматься ею побуждает детей
интерес не к результату, а к процессу деятельности.
Игра есть
отражение окружающей действительности и прежде всего действий и
взаимоотношений окружающих людей. Играя, ребенок воспроизводит
в активной, наглядно-действенной форме сцены из жизни окружающих
взрослых, их труд, их отношение друг к другу и к своим обязанностям
и таким образом получает возможность полнее осознавать
окружающую действительность, глубже пережить изображаемые
события, правильнее их оценить.
Поэтому игра оказывает такое глубокое влияние на психическое
развитие ребенка – дошкольника, на формирование его личности.
Игра дошкольника непрерывно сопровождается работой творческого
воображения. Игра представляет собой воспроизведение реальных
действий в воображаемых обстоятельствах.
Однако постепенно под влиянием взрослого, игровая деятельность
младших дошкольников усложняется, и отдельные действия начинают
объединяться в единое целое, соответственно изображаемому сюжету.
Дети начинают брать на себя определенные роли.
У детей 4-5 лет творческая сюжетная игра достигает более высокой
степени развития. Содержание детских игр становится богаче и
разнообразнее. Дети отражают самые разнообразные виды и стороны
человеческой деятельности. Они воспроизводят в игре различные виды
труда, событий из жизни. Очень важно, чтобы самостоятельные
сюжетно-ролевые игры сочетались с играми с правилами, чтобы в них
использовались различные варианты ролевого поведения. Только при
этих условиях игра станет формой организации детской жизни и займет
нужное место в педагогическом процессе.
Игры с правилами – особая группа игр. Это игры с готовым
содержанием, с фиксированными правилами, являющимися
непременным компонентом игры. Обучающие задачи реализуются
через игровые действия ребенка при выполнении, какого – либо
задания.
В зависимости от характера обучающей задачи игры с правилами
делятся на две большие группы – дидактические и подвижные игры,
которые, в свою очередь, классифицируются с учетом разных
оснований. Так дидактические игры подразделяются по содержанию,
по дидактическому материалу.
Подвижные игры классифицируются по степеням подвижности, по
преобладающим движениям, по предметам, которые используются в
игре.
В воспитании и обучении детей большое значение имеют игры с
правилами: дидактические, настольно – печатные, подвижные. Они
создают интерес к решению умственных задач, способствуют развитию
произвольного внимания – очень важного фактора успешного обучения.
Кроме того, помогают выработать такие нравственные качества, как
воля, выдержка, самообладание.
К творческим играм относятся игры, в которых ребенок проявляет
свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Творческие проявления
детей в играх разнообразны: от придумывания сюжета и содержания
игры, поиска путей реализации замысла до перевоплощения в ролях,
заданных литературными произведениями. В зависимости от характера
творчества детей, от игрового материала, используемого в играх,
творческие игры делятся на режиссерские, сюжетно-ролевые, игры со
строительным материалом.
Особенность дидактических игр определена их названием: это игры
обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения
детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное
значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется
через игровую задачу, игровые действия, правила.
Вводить новые игры следует постепенно. Они должны быть доступны
детям и вместе с тем требовать определенного напряжения и сил,
способствовать их развитию и самоорганизации.
Литература
•
Артёмова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх
дошкольников. – М.. 1992.
•
Васильева М.А. Руководство играми детей в дошкольных
учреждениях. – М., 1986
•
Гришина Г.Н.Любимые детские игры. – М., 1997
•
Шмаков С.А. Её величество игра. – М., 1992.
•
Штерн В. Психология раннего детства. – М., 1993.