Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – Детский сад № 390
Дзержинского района г. Волгограда
Разработала и провела:
Воспитатель вышей квалификационной
категории
Михайлова Елена Юрьевна
г. Волгоград.
Вид занятия : Интеллектуально развивающий.
Тип занятия: Основы естественно - научных представлений.
Тема: Богатства родного края.
Возраст детей : 6 – 7 лет /подготовительная к школе группа/.
Способ организации детей на занятии : С подгруппой детей – 8 -10 человек
Предварительная работа:
Рассматривание коллекции « Полезные ископаемые», внесение в
лабораторию металлических, резиновых, стеклянных и глиняных
предметов,
Рассматривание с детьми энциклопедии «Детская энциклопедия», «
Атлас животных»
Рассматривание с детьми карты природных зон России,
Прослушивание аудиозаписей « Ураган», « Пожар», «Наводнение»,
«Тайфун»
Составление совместно с детьми схем «Как человек использует реку», «
Береги полезные ископаемые», условных обозначений полезных
ископаемых.
Наглядный материал:
А) Демонстрационный
Карта природно – климатических зон России,
Таблица « Богатства природы »
Схемы «Как человек использует реку», «Береги полезные ископаемые»
Условные обозначения полезных ископаемых
Макет реки с берегами.
Емкость с водой
Фланелеграф.
Б) Раздаточный-
Карточки «Что из чего сделано» для логических экранов- 8 штук,
логические экраны – 8 штук
Металлические пластины для укрепления берегов макета,
Полотенца.
Задачи:
Обучающие:
Обобщить представления детей о полезных ископаемых, их условных
обозначениях и изделиях, изготовляемых из них.
Познакомить детей с полезными ископаемыми Волгоградской области.
Обобщить знания детей о природных богатствах: живых – растительность,
Животный мир, неживых – воздух, вода, полезные ископаемые.
Обобщать представления детей об особенностях природно – климатических
зон: горы, лесостепь, тайга, пустыня.
Познавательные :
Упражнять в отгадывании описательных загадок. Познакомить детей со
способами борьбы с наводнением. Развивать у детей умение действовать по
словесной инструкции, данной воспитателем. Побуждать детей подкреплять
свои высказывания – доказательства схемами, моделями.
Воспитательные:
Воспитывать у детей любовь к природе, бережное отношение к тому, что
создано природой и руками человека.
Словарь новых слов:
Известняк, бишофит, стихийные бедствия, наводнение, дамба, плотина.
Ход непосредственно-образовательной деятельности:
Воспитатель обращается к детям:
- Ребята, хотите отправиться в путешествие по нашей стране?
- Как называется наша страна?
- Назовите столицу России.
Воспитатель предлагает детям подойти к карте:
- Посмотрите, ребята, это карта нашей страны. Как вы думаете, почему она
окрашена в разные цвета? ( Наша страна находится в разных климатических
зонах)
- Давайте попутешествуем по этим природным зонам. Я буду читать вам
описание природных зон, а вы постарайтесь угадать, что это за зона и потом
показать эту природную зону на карте.
Воспитатель читает загадки – описания:
Куда ни глянь – везде песок,
И хочется воды глоток.
И говорю я как во сне:
« Ох жарко мне, ох жарко мне». ( Пустыня )
Это равнины, покрытые травами.
Деревья здесь встречаются очень редко,
Для их роста не хватает влаги.
Обитают здесь травоядные и грызуны. (Степь)
Это самые высокие участки земли.
На самом верху очень холодно,
Внизу теплее.
Внизу много растений и животных, а ближе к вершинам природа бледнее.
( Горы)
Это территория, где много деревьев, кустарников и ягод.
Здесь много ярусов, на каждом из них свои обитатели.( Лес).
Это лес, в котором растут в основном хвойные деревья:
Ели, сосны, кедры, пихты.
Здесь много озер рек и болот.
Лето здесь теплое, много ягод и грибов,
Но зима очень холодная. (Тайга)
(Дети отгадывают природно – климатическую зону и показывают их на карте.)
Воспитатель:
- Вот видите, ребята, какая разнообразная природа в нашей стране. Природа,
ребята, наш щедрый друг, она дает нам свои природные богатства.
- Какие природные богатства вы знаете?
- На какие 2 группы их можно разделить? (Живые и неживые)
( Дети называют и размещают схемы природных богатств на таблице «
Богатства природы) ( см. Приложение 1)
Воспитатель:
- Что относится к живым богатствам природы? ( растительный и животный
мир)
- Что относится к неживым природным богатства? ( вода, воздух, полезные
ископаемые)
- Сегодня мы с вами поговорим о полезных ископаемых.
- Какие полезные ископаемые вы знаете?
- Назовите их и найдите их условные обозначения.
(Дети называют полезные ископаемые и выставляют карточки с их условным
обозначением) ( см. Приложение 2).
Воспитатель:
- Ребята, как вы думаете, почему их называют полезными ( Их используют
люди)
- А вы знаете, что делают из полезных ископаемых?
- Давайте проверим наши знания, используя логические экраны. Дети
выполняют задание логических экранов «Что из чего сделано?»
( выкладывают фишки на те картинки, на которых изображены предметы,
сделанные из конкретных полезных ископаемых и проводят самопроверку,
переворачивая листок – карточку) ( См. приложение 3)
Воспитатель:
- Вот видите, ребята, как много нужных вещей делают из разных полезных
ископаемых.
- А теперь давайте вернемся к нашей карте и посмотрим, в какой природной
зоне мы с вами живем ( Лесостепь)
- Вы знаете, ребята, наша область тоже богата полезными ископаемыми. У нас
добывают: песок, нефть, глину, газ, поваренную соль, известняк, бишофит
(Воспитатель называет полезные ископаемые и показывает их условные
обозначения, после чего дети размещают их на карте Волгоградской области).
- Еще одним природным богатством нашего края является река Волга.
Расскажите ,как она служит человеку. А помогут вам в этом схемы «Как
человек использует реку. ( см. приложение 4)
Воспитатель:
- Вот как много богатств прячется у нас под ногами, но к сожалению, они не
бесконечны.
С каждым годом полезных ископаемых добывают все больше и больше,
значит под землей запасов остается все меньше и меньше.
- А что мы с вами , ребята, можем сделать, чтобы сохранить наши полезные
ископаемые?
( Дети называют правила « Как беречь полезные ископаемые» и
сопровождают свои ответы карточкой – схемой). ( см. приложение 5)
Воспитатель:
- Человек не может жить без природы и её богатств. Помните об этом и
бережно относитесь к ним.
- Но не всегда , ребята, природа бывает щедрой и доброй.
( Звучит аудиозапись «Ураган», « Пожар»)
Воспитатель:
- Ребята, как вам, кажется, что происходит? ( горит дом, лес, дует сильный
ветер)
- Правильно, это стихийные бедствия – ураган и пожар.
- Какие ещё стихийные бедствия вы знаете?
Воспитатель:
- В нашей области тоже случаются стихийные бедствия, одно из них - это
наводнение.
- Как оно происходит? Правильно, весной, когда тает снег, вода стекает в
Волгу, вода поднимается выше берега и заливает дома, сады, дороги,
находящиеся на берегу
- Как вы думаете, ребята, можно ли бороться с наводнением?
Воспитатель :
- Люди строят плотины, дамбы – насыпи и укрепляют берега.
У нас с вами есть макет реки. Давайте подойдем к нему. Посмотрите, что
случится, если пойдет сильный дождь. ( Воспитатель доливает воду в
макет до тех пор. Пока вода начнет выходить из берегов, поясняя свои
действия).
- Снег таял, вода стекала в реку, да ещё пошли сильные дожди, они тоже
переполняют реку и вода выходит из берегов.
- Ребята, а давайте с вами попробуем укрепить берега нашей реки с помощью
металлических пластин (воспитатель показывает способ укрепления берега,
затем тоже самое дети делают самостоятельно.)
После выполнения работы, воспитатель предлагает проверить результат
работы и доливает ещё воды.
Воспитатель:
- Вот так, ребята строители укрепляют берега бетонными плитами и спасают
город от наводнения.
- Ну, а наше путешествие, ребята, по родному краю подошло к концу.
Понравилось оно вам?
Что особенно вам понравилось и запомнилось?
Приложение 1
Приложение 2 «Схемы полезных ископаемых»
Каменный уголь Поваренная соль Нефть Природный газ Железная руда
Глина Песок Графит Алмаз Золото
Известняк Мел
Приложение 3 «Что из чего сделано?»
Самопроверка.
Приложение 4 «Как человек использует реку».
Ловит рыбу. Перевозит грузы и путешествует. Вырабатывает электроэнергию.
Использует воду. Отдыхает на берегу реки.
Приложение 5 « Как беречь полезные ископаемые».
Не оставлять включенным газ!
Не оставлять окна и двери открытыми! Бережно относится к природным
богатствам!
Не оставлять включенной воду!
Список используемой литературы:
1.
Иллюстрированная энциклопедия «Природа России» Издательство Махаон 2014 Романова Татьяна, Свечников Владимир.
2.
Учебник для малышей «Моя Родина Россия» В. Степанов Издательство Фламинго 2004
3.
Географический атлас для детей «Мир и человек» Главное управление геодезии и картографии при совете Министров СССР
Москва 1987