Напоминание

"Богатства нашего края"

Автор: Михайлова Елена Юрьевна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: МОУ Центр развития ребенка № 7

Населённый пункт: город Волгоград

Наименование материала: Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной к школе группе

Тема: "Богатства нашего края"

Описание:

Интеллектуально- развивающее занятие по знакомству детей полезными ископаемыми нашего края.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=2159

Опубликовано 05.01.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – Детский сад № 390

Дзержинского района г. Волгограда

Разработала и провела:

Воспитатель вышей квалификационной

категории

Михайлова Елена Юрьевна

г. Волгоград.


Вид занятия
: Интеллектуально развивающий.
Тип занятия:
Основы естественно - научных представлений.
Тема:
Богатства родного края.
Возраст детей
: 6 – 7 лет /подготовительная к школе группа/.
Способ организации детей на занятии
: С подгруппой детей – 8 -10 человек
Предварительная работа:
 Рассматривание коллекции « Полезные ископаемые», внесение в лабораторию металлических, резиновых, стеклянных и глиняных предметов,  Рассматривание с детьми энциклопедии «Детская энциклопедия», « Атлас животных»  Рассматривание с детьми карты природных зон России,  Прослушивание аудиозаписей « Ураган», « Пожар», «Наводнение», «Тайфун»  Составление совместно с детьми схем «Как человек использует реку», « Береги полезные ископаемые», условных обозначений полезных ископаемых.
Наглядный материал:
А) Демонстрационный  Карта природно – климатических зон России,  Таблица « Богатства природы »  Схемы «Как человек использует реку», «Береги полезные ископаемые»  Условные обозначения полезных ископаемых  Макет реки с берегами.  Емкость с водой  Фланелеграф. Б) Раздаточный-  Карточки «Что из чего сделано» для логических экранов- 8 штук, логические экраны – 8 штук  Металлические пластины для укрепления берегов макета,  Полотенца.
Задачи:


Обучающие:
Обобщить представления детей о полезных ископаемых, их условных обозначениях и изделиях, изготовляемых из них. Познакомить детей с полезными ископаемыми Волгоградской области. Обобщить знания детей о природных богатствах: живых – растительность, Животный мир, неживых – воздух, вода, полезные ископаемые. Обобщать представления детей об особенностях природно – климатических зон: горы, лесостепь, тайга, пустыня.
Познавательные
: Упражнять в отгадывании описательных загадок. Познакомить детей со способами борьбы с наводнением. Развивать у детей умение действовать по словесной инструкции, данной воспитателем. Побуждать детей подкреплять свои высказывания – доказательства схемами, моделями.
Воспитательные:
Воспитывать у детей любовь к природе, бережное отношение к тому, что создано природой и руками человека.
Словарь новых слов:
Известняк, бишофит, стихийные бедствия, наводнение, дамба, плотина.
Ход непосредственно-образовательной деятельности:
Воспитатель обращается к детям: - Ребята, хотите отправиться в путешествие по нашей стране? - Как называется наша страна? - Назовите столицу России. Воспитатель предлагает детям подойти к карте: - Посмотрите, ребята, это карта нашей страны. Как вы думаете, почему она окрашена в разные цвета? ( Наша страна находится в разных климатических зонах) - Давайте попутешествуем по этим природным зонам. Я буду читать вам описание природных зон, а вы постарайтесь угадать, что это за зона и потом показать эту природную зону на карте. Воспитатель читает загадки – описания: Куда ни глянь – везде песок, И хочется воды глоток.
И говорю я как во сне: « Ох жарко мне, ох жарко мне». ( Пустыня ) Это равнины, покрытые травами. Деревья здесь встречаются очень редко, Для их роста не хватает влаги. Обитают здесь травоядные и грызуны. (Степь) Это самые высокие участки земли. На самом верху очень холодно, Внизу теплее. Внизу много растений и животных, а ближе к вершинам природа бледнее. ( Горы) Это территория, где много деревьев, кустарников и ягод. Здесь много ярусов, на каждом из них свои обитатели.( Лес). Это лес, в котором растут в основном хвойные деревья: Ели, сосны, кедры, пихты. Здесь много озер рек и болот. Лето здесь теплое, много ягод и грибов, Но зима очень холодная. (Тайга) (Дети отгадывают природно – климатическую зону и показывают их на карте.)
Воспитатель: - Вот видите, ребята, какая разнообразная природа в нашей стране. Природа, ребята, наш щедрый друг, она дает нам свои природные богатства. - Какие природные богатства вы знаете? - На какие 2 группы их можно разделить? (Живые и неживые) ( Дети называют и размещают схемы природных богатств на таблице « Богатства природы) ( см. Приложение 1) Воспитатель: - Что относится к живым богатствам природы? ( растительный и животный мир) - Что относится к неживым природным богатства? ( вода, воздух, полезные ископаемые) - Сегодня мы с вами поговорим о полезных ископаемых. - Какие полезные ископаемые вы знаете? - Назовите их и найдите их условные обозначения. (Дети называют полезные ископаемые и выставляют карточки с их условным обозначением) ( см. Приложение 2). Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, почему их называют полезными ( Их используют люди) - А вы знаете, что делают из полезных ископаемых?
- Давайте проверим наши знания, используя логические экраны. Дети выполняют задание логических экранов «Что из чего сделано?» ( выкладывают фишки на те картинки, на которых изображены предметы, сделанные из конкретных полезных ископаемых и проводят самопроверку, переворачивая листок – карточку) ( См. приложение 3) Воспитатель: - Вот видите, ребята, как много нужных вещей делают из разных полезных ископаемых. - А теперь давайте вернемся к нашей карте и посмотрим, в какой природной зоне мы с вами живем ( Лесостепь) - Вы знаете, ребята, наша область тоже богата полезными ископаемыми. У нас добывают: песок, нефть, глину, газ, поваренную соль, известняк, бишофит (Воспитатель называет полезные ископаемые и показывает их условные обозначения, после чего дети размещают их на карте Волгоградской области). - Еще одним природным богатством нашего края является река Волга. Расскажите ,как она служит человеку. А помогут вам в этом схемы «Как человек использует реку. ( см. приложение 4) Воспитатель: - Вот как много богатств прячется у нас под ногами, но к сожалению, они не бесконечны. С каждым годом полезных ископаемых добывают все больше и больше, значит под землей запасов остается все меньше и меньше. - А что мы с вами , ребята, можем сделать, чтобы сохранить наши полезные ископаемые? ( Дети называют правила « Как беречь полезные ископаемые» и сопровождают свои ответы карточкой – схемой). ( см. приложение 5) Воспитатель: - Человек не может жить без природы и её богатств. Помните об этом и бережно относитесь к ним. - Но не всегда , ребята, природа бывает щедрой и доброй. ( Звучит аудиозапись «Ураган», « Пожар») Воспитатель: - Ребята, как вам, кажется, что происходит? ( горит дом, лес, дует сильный ветер) - Правильно, это стихийные бедствия – ураган и пожар. - Какие ещё стихийные бедствия вы знаете? Воспитатель: - В нашей области тоже случаются стихийные бедствия, одно из них - это наводнение. - Как оно происходит? Правильно, весной, когда тает снег, вода стекает в Волгу, вода поднимается выше берега и заливает дома, сады, дороги, находящиеся на берегу
- Как вы думаете, ребята, можно ли бороться с наводнением? Воспитатель : - Люди строят плотины, дамбы – насыпи и укрепляют берега. У нас с вами есть макет реки. Давайте подойдем к нему. Посмотрите, что случится, если пойдет сильный дождь. (
Воспитатель доливает воду в

макет до тех пор. Пока вода начнет выходить из берегов, поясняя свои

действия).
- Снег таял, вода стекала в реку, да ещё пошли сильные дожди, они тоже переполняют реку и вода выходит из берегов. - Ребята, а давайте с вами попробуем укрепить берега нашей реки с помощью металлических пластин (воспитатель показывает способ укрепления берега, затем тоже самое дети делают самостоятельно.) После выполнения работы, воспитатель предлагает проверить результат работы и доливает ещё воды. Воспитатель: - Вот так, ребята строители укрепляют берега бетонными плитами и спасают город от наводнения. - Ну, а наше путешествие, ребята, по родному краю подошло к концу. Понравилось оно вам? Что особенно вам понравилось и запомнилось?
Приложение 1
Приложение 2 «Схемы полезных ископаемых» Каменный уголь Поваренная соль Нефть Природный газ Железная руда Глина Песок Графит Алмаз Золото Известняк Мел
Приложение 3 «Что из чего сделано?»





Самопроверка.
Приложение 4 «Как человек использует реку». Ловит рыбу. Перевозит грузы и путешествует. Вырабатывает электроэнергию. Использует воду. Отдыхает на берегу реки.
Приложение 5 « Как беречь полезные ископаемые». Не оставлять включенным газ! Не оставлять окна и двери открытыми! Бережно относится к природным богатствам! Не оставлять включенной воду!
Список используемой литературы: 1. Иллюстрированная энциклопедия «Природа России» Издательство Махаон 2014 Романова Татьяна, Свечников Владимир. 2. Учебник для малышей «Моя Родина Россия» В. Степанов Издательство Фламинго 2004 3. Географический атлас для детей «Мир и человек» Главное управление геодезии и картографии при совете Министров СССР Москва 1987



Яндекс.Метрика