Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад компенсирующего вида для детей с нарушениями зрения № 72" муниципального образования города Братска
Населённый пункт: город Братск
Наименование материала: конспект занятия по обучению грамоте
Тема: "Путешествие на лайнере"
Описание:
Занятие по обучению грамоте детей подготовительного возраста имеет форму игры-путешествия. Используются социо-игровые приёмы обучения. Присутствует яркий, привлекающий внимание детей демонстрационный материал. Всё это делает процесс обучения более эффективным и занимательным для детей.
Цели: - уточнить произношение звуков [л ], [ль],
- развивать фонематический звук через обучение дифференцировать
звуки [л] – [ль] по твёрдости и мягкости в слогах, словах и во фразе на
слух и в произношении;
-
совершенствовать звуковой анализ слов;
- упражнять в осознанном чтении слов.
Оборудование:
модель лайнера, игрушки – самолётики, звуковые линейки,
фишки, картина «На поляне», цветные магниты, игрушки, три ящика, слоговая
таблица, облака, солнце, ребусы, модель слова, варежки синего и зелёного
цветов.
Ход занятия:
1.
Орг. момент.
-
Поздороваемся как Мастер Слоговых Дел. (здрав-ствуй- те)
-
Поздороваемся как Мастер Ударных Дел. (здравствуйте).
-
Назовите мягкий звук в слове: кабина, шасси, место, гудит, стюардесса,
пилот, путь, винт.
-
Какой предмет вам представился, когда я называла слова? (самолёт)
-
Сегодня на занятии нам представилась возможность отправиться в
путешествие не просто на самолёте, а на лайнере. Лайнер – это
большой самолёт для перевозки пассажиров. Он летает на очень
далёкие расстояния.
Я предлагаю сконструировать лайнер.(
дети берут детали и на полу
собирают модель самолёта).
2.
Упражнение в произношении звуков.
-
Покажите как гудит маленький самолет. (ль-ль-ль-ль)
-
Как гудит высоко за облаками лайнер? (л-л-л-л)
-
Проходите на просадку.
3.
Повторение характеристики звуков .
-
Вместе с нами в путь отправятся Звуковички.
Как их зовут?
-
Почему они летят с нами?
-
Отправляясь в путешествие необходимо знать
всё о спутниках. Что вы знаете о звуке
[л]? (согласный, звонкий, твёрдый)
-
Что вы знаете о звуке [ль]? (согласный, звонкий, мягкий)
-
Чем они похожи?
-
Чем они отличаются?
-
На борту лайнера стоит гул и мы можем не услышать Звуковичков. Как
можно показать жестом [л]? [ль]?
4.
Дифференциация звуков.
а)Дифференциация звуков на слух.
- Члены экипажа должны иметь отличный слух. Я назову слова, а вы
покажете варежкой какой звук вы слышите : штурвал, колёса, пилот, ракета,
салон, трап, лестница, люк, крыло, иллюминатор.
- Взлёт разрешён. Пристегните ремни. Взлетаем.
б) Дифференциация звуков в произношении .
-
Полёт проходит на большой высоте. Экипаж выходит на связь.
Диспетчер с земли посылает сигнал на борт самолёта. Повторите его.
Ла-ла-ля-ля сла-сля-сла-сля пилот-полёт даль - дал
Лю-лу-лю-лу плё-пло-плё-пло цель-цел
в ) Выделение звуков из состава слова.
-
Экипаж получил задание перевезти груз. Но не понятно, что это? (
по
первым звукам дети отгадывают слово «игрушки»)
-
Возьмите по одной игрушке и сделайте кружок.
-
На какие группы мы можем разделиться? (по мягкости и твёрдости) .
-
На какие три группы мы можем поделиться? (по позиции звука в слове)
-
Разложите игрушки по ящикам. (расставляют на модели слова)
-
Проверим. (проговаривают слова, выделяя голосом звуки)
-
Славно потрудились.
-
Давайте, оденем бинокли и посмотрим где мы пролетаем. Посмотрите
внимательно и назовите слова со звуками [л],[ль] .(картина «На
отдыхе»)
5. Физминутка
- экипажи включают автопилоты. Теперь они могут отдохнуть. Запомните
три слова и движения к ним: луна – руки подняты над головой, образуют
круг; самолет – руки разведены в сторону; пропеллер – руки согнуты в
локтях перед грудью, выполняют быстрые круговые движения
(педагог
произносит слово, а дети выполняют соответствующее ему
движение)
5
6.Звуковой анализ.
- На борт самолёта поступила шифровка. Расшифруйте её.
-
Постройте на звуковых линейках схему слова.
Л и с а
3 2 1 4
-
Сколько в слове звуков?
-
Сколько слогов? Почему?
-
Произнесите слово по слогам.
-
На какой гласный падает ударение?
-
Большая сила нам понадобится, чтобы справиться со следующим
заданием.
5.
Упражнение в чтении слогов и слов.
-
Внимание! Внимание! За бортом самолёта появились грозовые облака.
Прочитайте слоги на облаках. Чтобы их разогнать нужно составить
слова.(слоги, слова, лодка, волна)
-Грозовые облака мы разогнали. Но посмотрите вокруг. На небе ещё
остались кучевые облака. (
слова на «облаках» развешаны на стенах группы
)
Прочитайте слова на облаках..
Дети читаю и снимаю облака и встают вкруг.
-
Что общего во всех словах? (есть звук Л)
-
На какие группы можно слова разделить?
(волк и слон – это
животные, малина и калина – это ягоды, полка и стол – это мебель,
галка и павлин – это птицы).
-
Как ещё можно разделиться? (
по слогам: волк, стол, слон; павлин,
полка, галка; калина, малина)
сло
ги
ва
сл
о
лод
к
а
лиса
малина
полка
волк
стол
павлин
калин
а
галка
вол
на
го
ло
во
сы
фиалка
лужайка
-
Все облака мы разогнали и на небе засияло яркое солнышко
(поднимается на нитке солнце ).
На его лучиках буквы. Какое слово
показывает солнышко. (МОЛОДЦЫ).
6.
Итог занятия.
-
Полёт подошёл к концу. Самолёт приземлился. Вам понравилось
путешествие?
-
Чем оно было полезно? (учились различать [л] и [ль])
-
Вы сегодня по праву заслужили награду. (
дети награждаются
жетонами)
малина