Напоминание

"Что надо знать родителям дошкольников о развитии речи детей"

Автор: Богданова Наталья Васильевна

Должность: учитель-логопед

Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №11"

Населённый пункт: город Лысьва, Пермский край

Наименование материала: статья

Тема: "Что надо знать родителям дошкольников о развитии речи детей"

Описание:

В настоящее время многие родители детей 2-3 лет обращаются за помощью к логопеду. В 2-3 года у детей происходят возрастные изменения в речи. Речь ребёнка формируется, активно развивается. Конечно, мамам и папам хочется, чтобы ребёнок быстрее научился говорить и это во многом зависит от самих родителей. В этой статье перечислены возможные причины задержки речевого развития и других недостатков в развитии речи детей и предполагаемые действия родителей.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=2174

Опубликовано 08.01.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Рекомендации логопеда родителям дошкольников. В настоящее время многие родители детей 2-3 лет обращаются за помощью к логопеду. Часто без оснований беспокоятся, так как в 2-3 года у детей происходят возрастные изменения в речи. Речь ребёнка формируется, активно развивается. Конечно, родителям хочется, чтобы ребёнок быстрее научился говорить и это во многом зависит от самих родителей. Когда лучше всего обратиться к логопеду? Мнение, что ребенка надо приводить на прием к логопеду к пяти годам, в настоящее время уже устарело. Дело в том, что к этому возрасту речь ребенка уже во многом сформирована, а наиболее благоприятным периодом для развития речи является возраст 2- 3 года. Именно в этом возрасте надо поинтересоваться, все ли хорошо у вашего ребенка с речью. И даже если логопед в поликлинике скажет, что развитие ребенка соответствует возрасту, надо ежегодно посещать логопедический кабинет, чтобы отслеживать динамику формирования речи. Ведь то, что является нормой в три года, в четыре уже является отставанием. Уважаемые родители, если вы заметили, что речевое развитие ребёнка не соответствует возрасту , или вам об этом сказали на приёме у врача, то конечно, нужно обратиться за консультацией к логопеду. Что надо знать родителям, чтобы помочь ребёнку овладеть правильной речью . 1) Одной из причин задержки речевого развития ребёнка является недостаток речевого общения. Причем это возможно и во вполне благополучных семьях. Как только ребенок начинает сидеть в манеже, его часто оставляют перед включенным телевизором . Мама, облегченно вздохнув, получает возможность заняться своими делами. Но хорошо ли от этого ребенку? Безусловно, нет. И вопрос не только в том, как влияет телевидение на психику ребенка. В этом возрасте ребенок должен не только слышать четкую, краткую и неторопливую речь, но и обязательно видеть артикуляцию взрослого. Слова взрослого должны быть связаны с конкретной ситуацией, иначе как ребенок догадается о чем идет речь? 2)Очень важна роль слуха в овладении правильным произношением. Ведь прежде, чем правильно произносить звуки, ребёнок должен хорошо слышать их и различать на слух. Поэтому важно оберегать слух ребёнка от постоянных сильных шумовых и звуковых воздействий(громкая музыка, фейерверки,) У детей от этого( в отдельных случаях) могут появиться нервные тики, заикание. Если ребенок часто болел простудными заболеваниями, особенно сопровождавшимися отитами, или получал антибиотики, у него увеличены аденоиды, или он родился раньше времени, то
существует риск снижения слуха. Причем степень снижения слуха может быть самой различной: от выраженной тугоухости до минимального снижения слуха, которое можно обнаружить только с помощью аппаратных исследований. Ребенок, родившийся с нарушением слуха мало гулит, лепет начинается позднее и может затем пропасть, не перейдя в слова. Но даже внешне незаметное снижение слуха, наступившее в раннем возрасте, когда идет формирование речи, часто приводит к нарушению ее развития. Ребенок, который недостаточно хорошо слышит, воспринимает слова с искажениями, нечетко, не улавливает связи между словами в предложении. Нетрудно представить себе, как это осложняет развитие речи и ее понимание. Сейчас существуют достоверные аппаратные методы обследования слуха детей уже первых месяцев жизни. Поэтому, если есть повод беспокоиться о состоянии слуха ребенка, следует обратиться к врачу-отоларингологу, который может в случае необходимости назначить обследование и лечение. 3) Следующая причина -это недостаточное развитие фонематического слуха, т.е. слуха, позволяющего различать звуки языка. В норме этот слух развивается у ребенка к 2 годам. К этому времени малыш может различать знакомые слова, отличающиеся одним звуком (каска – кашка, точка – дочка). Если же развитие фонематического слуха по каким-то причинам запаздывает, ребенок не может отличить правильное произношение от неправильного, следовательно, не подстраивает свое произношение под нормальное звучание речи. Ребенок нечетко слышит окончания слов, некоторые предлоги, а значит, у ребенка будет нарушено не только произношение звуков, но и не будет своевременно формироваться грамматический строй речи. И конечно все эти проблемы отразятся на письме. 4) Так же важно состояние нервно- психического состояния ребёнка. Многие родители не правильно понимают роль врача психиатра и невропатолога. Врач смотрит соответствие развития ребёнка его возрасту и может во многом помочь. Если у ребёнка есть какие –то неврологические проявления и показания для лечения, то надо обязательно пройти курс лечения своевременно. Прочитайте в медицинской карте ребёнка заключение врачей –узких специалистов, проконсультируйтесь с педиатром, физио педиатром . Например, в мед карте могут быть такие формулировки: - родовая травма шейного отдела позвоночника -энцефалопатия( сейчас почти у каждого младенца), -Внутриутробная гипоксия плода(кислородное голодание) -ММД – минимальная мозговая дисфункция
-СДВГ - синдром дефицита внимания и гиперактивности А проявлениями этих и других паталогий могут быть микрокровоизлияния, сужение сосудов головного мозга и другие. Поэтому так важна ранняя диагностика, консультирование у врача – психиатра и невропатолога. Такой ребёнок внешне физически выглядит здоровым, родители могут не заметить и отставания в интеллектуальном развитии, пока ребёнок маленький и не говорит. Но отставания в развитии речи, мелкой моторики, повышенная нервная возбудимость или наоборот вялость, низкая работоспособность, неусидчивость, невнимательность и т.д. будут иметь место, если ребёнка не лечить. А в дальнейшем это скажется и на развитии познавательных способностей и на учёбе в школе. Но ребёнок – то в этом в этом не виноват. Беспокоиться о его здоровье и развитии -задача родителей! Ребенок учится говорить, соотнося свою речь с речью взрослого и подстраиваясь под ее звучание. Поэтому ни в коем случае нельзя «сюсюкать» с ребенком, повторять его неправильную речь. 5. Ещё одна причина – недостаточное развитие мышц артикуляционного аппарата. Если еще наши бабушки кормили своих детей грудью до 2-х лет, то нынешние мамы редко кормят после 3 месяцев. Часто при этом мамы еще и не жалуют пустышки и бутылочки, предпочитая кормить с ложечки или из поильника. В результате ребенок не успевает «насосать» нужные мышцы, а именно мышцы губ и кончика языка, участвующие в сосании и важные для речи. А потом такой ребенок получает протертую пищу, мягкий хлеб. В результате мышцы артикуляционного аппарата, не получая должной нагрузки, бывают не готовы к произнесению сложных звуков («ш», «р» и др.). Чтобы стимулировать развитие артикуляционных мышц полезно давать ребенку погрызть сухарик, морковку. Когда малыш немного подрастет, можно учить его сдувать ватные шарики, дуть на вертушки, через соломинку, опущенную в стакан с водой, пускать мыльные пузыри. Это не только доставит ему радость, но и разовьет дыхание, укрепит мышцы губ. С трехлетним ребенком можно «покривляться» перед зеркалом: улыбнуться, показать язык, вытянуть вперед губы («как хобот у слоника»), почмокать губами («покажи, как целуешь маму»), поцокать языком «как скачет лошадка». С 2-3-х летними детьми уже можно заниматься специальной артикуляционной гимнастикой. 6)Недостатки произношения могут быть результатом нарушений в строении артикуляционного аппарата: - состояние зубов -расположение челюстей по отношению к друг другу
Неправильный прикус, короткая подъязычная связка, отсутствие зубов и другие нарушение строения артикуляционного аппарата также влияют на правильность произношения. Родителям следует своевременно консультироваться у ортодонта. Укороченную подъязычную связку не всегда необходимо подрезать. Если ребенок может дотянуть кончик языка до верхней губы, операция необязательна. В этом случае могут помочь специальные упражнения: цокать языком, облизывать нёбо при широко открытом рте и др. Если же подъязычная уздечка так сильно укорочена, что ограничивает подвижность и не дает развиваться мышцам языка, затягивать с операцией не стоит.


Яндекс.Метрика