"Что надо знать родителям дошкольников о развитии речи детей"
Автор: Богданова Наталья Васильевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №11"
Населённый пункт: город Лысьва, Пермский край
Наименование материала: статья
Тема: "Что надо знать родителям дошкольников о развитии речи детей"
Описание:
В настоящее время многие родители детей 2-3 лет обращаются за помощью к логопеду. В 2-3 года у детей происходят возрастные изменения в речи. Речь ребёнка формируется, активно развивается. Конечно, мамам и папам хочется, чтобы ребёнок быстрее научился говорить и это во многом зависит от самих родителей. В этой статье перечислены возможные причины задержки речевого развития и других недостатков в развитии речи детей и предполагаемые действия родителей.
Рекомендации логопеда родителям дошкольников.
В настоящее время многие родители детей 2-3 лет обращаются за помощью к логопеду. Часто без
оснований беспокоятся, так как в 2-3 года у детей происходят возрастные изменения в речи. Речь
ребёнка формируется, активно развивается. Конечно, родителям хочется, чтобы ребёнок быстрее
научился говорить и это во многом зависит от самих родителей.
Когда лучше всего обратиться к логопеду? Мнение, что ребенка надо приводить на прием к логопеду
к пяти годам, в настоящее время уже устарело. Дело в том, что к этому возрасту речь ребенка уже во
многом сформирована, а наиболее благоприятным периодом для развития речи является возраст 2-
3 года. Именно в этом возрасте надо поинтересоваться, все ли хорошо у вашего ребенка с речью. И
даже если логопед в поликлинике скажет, что развитие ребенка соответствует возрасту, надо
ежегодно посещать логопедический кабинет, чтобы отслеживать динамику формирования речи.
Ведь то, что является нормой в три года, в четыре уже является отставанием.
Уважаемые родители, если вы заметили, что речевое развитие ребёнка не соответствует возрасту ,
или вам об этом сказали на приёме у врача, то конечно, нужно обратиться за консультацией к
логопеду.
Что надо знать родителям, чтобы помочь ребёнку овладеть правильной речью .
1)
Одной из причин задержки речевого развития ребёнка является недостаток речевого общения.
Причем это возможно и во вполне благополучных семьях. Как только ребенок начинает сидеть в
манеже, его часто оставляют перед включенным телевизором . Мама, облегченно вздохнув,
получает возможность заняться своими делами. Но хорошо ли от этого ребенку? Безусловно, нет. И
вопрос не только в том, как влияет телевидение на психику ребенка. В этом возрасте ребенок
должен не только слышать четкую, краткую и неторопливую речь, но и обязательно видеть
артикуляцию взрослого. Слова взрослого должны быть связаны с конкретной ситуацией, иначе как
ребенок догадается о чем идет речь?
2)Очень важна роль слуха в овладении правильным произношением. Ведь прежде, чем правильно
произносить звуки, ребёнок должен хорошо слышать их и различать на слух.
Поэтому важно оберегать слух ребёнка от постоянных сильных шумовых и звуковых
воздействий(громкая музыка, фейерверки,) У детей от этого( в отдельных случаях) могут появиться
нервные тики, заикание.
Если ребенок часто болел простудными заболеваниями, особенно сопровождавшимися
отитами, или получал антибиотики, у него увеличены аденоиды, или он родился раньше времени, то
существует риск снижения слуха. Причем степень снижения слуха может быть самой различной: от
выраженной тугоухости до минимального снижения слуха, которое можно обнаружить только с
помощью аппаратных исследований. Ребенок, родившийся с нарушением слуха мало гулит, лепет
начинается позднее и может затем пропасть, не перейдя в слова. Но даже внешне незаметное
снижение слуха, наступившее в раннем возрасте, когда идет формирование речи, часто приводит к
нарушению ее развития. Ребенок, который недостаточно хорошо слышит, воспринимает слова с
искажениями, нечетко, не улавливает связи между словами в предложении. Нетрудно представить
себе, как это осложняет развитие речи и ее понимание.
Сейчас существуют достоверные аппаратные методы обследования слуха детей уже первых
месяцев жизни. Поэтому, если есть повод беспокоиться о состоянии слуха ребенка, следует
обратиться к врачу-отоларингологу, который может в случае необходимости назначить обследование
и лечение.
3) Следующая причина -это недостаточное развитие фонематического слуха, т.е. слуха,
позволяющего различать звуки языка. В норме этот слух развивается у ребенка к 2 годам. К этому
времени малыш может различать знакомые слова, отличающиеся одним звуком (каска – кашка,
точка – дочка). Если же развитие фонематического слуха по каким-то причинам запаздывает,
ребенок не может отличить правильное произношение от неправильного, следовательно, не
подстраивает свое произношение под нормальное звучание речи. Ребенок нечетко слышит
окончания слов, некоторые предлоги, а значит, у ребенка будет нарушено не только произношение
звуков, но и не будет своевременно формироваться грамматический строй речи. И конечно все эти
проблемы отразятся на письме.
4) Так же важно состояние нервно- психического состояния ребёнка. Многие родители не правильно
понимают роль врача психиатра и невропатолога. Врач смотрит соответствие развития ребёнка его
возрасту и может во многом помочь. Если у ребёнка есть какие –то неврологические проявления и
показания для лечения, то надо обязательно пройти курс лечения своевременно. Прочитайте в
медицинской карте ребёнка заключение врачей –узких специалистов, проконсультируйтесь с
педиатром, физио педиатром . Например, в мед карте могут быть такие формулировки:
- родовая травма шейного отдела позвоночника
-энцефалопатия( сейчас почти у каждого младенца),
-Внутриутробная гипоксия плода(кислородное голодание)
-ММД – минимальная мозговая дисфункция
-СДВГ - синдром дефицита внимания и гиперактивности
А проявлениями этих и других паталогий могут быть микрокровоизлияния, сужение сосудов
головного мозга и другие. Поэтому так важна ранняя диагностика, консультирование у врача –
психиатра и невропатолога.
Такой ребёнок внешне физически выглядит здоровым, родители могут не заметить и отставания в
интеллектуальном развитии, пока ребёнок маленький и не говорит. Но отставания в развитии речи,
мелкой моторики, повышенная нервная возбудимость или наоборот вялость, низкая
работоспособность, неусидчивость, невнимательность и т.д. будут иметь место, если ребёнка не
лечить. А в дальнейшем это скажется и на развитии познавательных способностей и на учёбе в
школе. Но ребёнок – то в этом в этом не виноват. Беспокоиться о его здоровье и развитии -задача
родителей!
Ребенок учится говорить, соотнося свою речь с речью взрослого и подстраиваясь под ее
звучание. Поэтому ни в коем случае нельзя «сюсюкать» с ребенком, повторять его неправильную
речь.
5.
Ещё одна причина – недостаточное развитие мышц артикуляционного аппарата. Если еще наши
бабушки кормили своих детей грудью до 2-х лет, то нынешние мамы редко кормят после 3
месяцев. Часто при этом мамы еще и не жалуют пустышки и бутылочки, предпочитая кормить с
ложечки или из поильника. В результате ребенок не успевает «насосать» нужные мышцы, а именно
мышцы губ и кончика языка, участвующие в сосании и важные для речи. А потом такой ребенок
получает протертую пищу, мягкий хлеб. В результате мышцы артикуляционного аппарата, не получая
должной нагрузки, бывают не готовы к произнесению сложных звуков («ш», «р» и др.).
Чтобы стимулировать развитие артикуляционных мышц полезно давать ребенку погрызть сухарик,
морковку. Когда малыш немного подрастет, можно учить его сдувать ватные шарики, дуть на
вертушки, через соломинку, опущенную в стакан с водой, пускать мыльные пузыри. Это не только
доставит ему радость, но и разовьет дыхание, укрепит мышцы губ. С трехлетним ребенком можно
«покривляться» перед зеркалом: улыбнуться, показать язык, вытянуть вперед губы («как хобот у
слоника»), почмокать губами («покажи, как целуешь маму»), поцокать языком «как скачет лошадка».
С 2-3-х летними детьми уже можно заниматься специальной артикуляционной гимнастикой.
6)Недостатки произношения могут быть результатом нарушений в строении артикуляционного
аппарата:
- состояние зубов
-расположение челюстей по отношению к друг другу
Неправильный прикус, короткая подъязычная связка, отсутствие зубов и другие нарушение строения
артикуляционного аппарата также влияют на правильность произношения. Родителям следует
своевременно консультироваться у ортодонта. Укороченную подъязычную связку не всегда
необходимо подрезать. Если ребенок может дотянуть кончик языка до верхней губы, операция
необязательна. В этом случае могут помочь специальные упражнения: цокать языком, облизывать
нёбо при широко открытом рте и др. Если же подъязычная уздечка так сильно укорочена, что
ограничивает подвижность и не дает развиваться мышцам языка, затягивать с операцией не стоит.