Напоминание

"Детское экспериментирование – как метод познавательного развития дошкольников"

Автор: Насибулина Валентина Александровна

Должность: воспитатель детского сада

Учебное заведение: МБДОУ ЦРР детский сад №35 "Сказка"

Населённый пункт: город Верхняя Тура, Свердловская обл.

Наименование материала: Опыт работы

Тема: "Детское экспериментирование – как метод познавательного развития дошкольников"

Описание:

В этой статье я хочу поделиться опытом работы в организации деятельности детского экспериментирования в соответствии с возрастом детей. а так же практическими методами и приемами работы с детьми.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=2184

Опубликовано 09.01.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Автор: Насибулина Валентина Александровна-воспитатель МБДОУ ЦРР

детский сад № 35 «Сказка» город Верхняя Тура, Свердловской области
.
Опыт работы по теме «Детское экспериментирование – как метод

познавательного развития дошкольников».
Ребенку дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Знания, полученные во время проведения опытов запоминаются надолго, если ребёнок делает всё сам, а не находится в роли наблюдателя. «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни, заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте: Всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал». В.А.Сухомлинский. Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, в этот период интенсивно идет развитие познавательно-исследовательской деятельности. Познавательно-исследовательская деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого (Галина Михайловна. Лямина, Александра Платоновна Усова и др.). Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Короткова Надежда Александровна указывает: «Конечно, ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности, но именно в познавательно- исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность практикуется в установлении связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире». В связи с этим в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира — метод экспериментирования. В ФГОСТ в пункте 2.6 в содержании Программы области познавательное развитие, предполагает формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы. В пункте 2.7 того же стандарта сказано, что дети дошкольного возраста с 3-8 лет принимают участие в познавательно – исследовательской деятельности (исследования объектов окружающего мира и экспериментирование с ними). В статье 20 пункте 1 «Федерального закона об образовании» № 273 от 29 декабря 2012года сказано: экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования. Особенности деятельности экспериментирования были изучены в целом ряде исследований Н.Н. Поддьякова, Александра Ивановича Савенкова и др. Николай Николаевич Поддъяков указывает, что детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и новых знаний.
Экспериментирование выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний. Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента: • Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. • Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. • Развивается речь. • Происходит накопление фонда умственных умений. • Формируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата. Моя педагогическая работа по организации деятельности детского экспериментирования осуществляется на протяжении 10 лет в МБДОУ ЦРР «Сказка» В своей группе я оборудовала уголок экспериментирования «Почемучка», чтобы дети в любое время в свободной деятельности могли удовлетворить свои исследовательские интересы. Наш уголок постоянно пополняется новыми материалами в соответствии с возрастом детей и их интересами. В содержание уголка входит: зона "Песка и воды", разнообразные сосуды, природный и бросовый материал, разные виды бумаги, увеличительные стекла, магниты, пипетки, колбы, мерные ложки и стаканчики и т.д. различные крупы, соль, сахар, свечи, совочки, мерные стаканчики. Не все материалы находятся там одновременно. Для развития творческой исследовательской активности в процессе детского экспериментирования, я постоянно пополняю наш уголок. Предоставляемые в распоряжение детей новые предметы (например, сетки, полоски резины, куски гофрированного картона и т.д.) направляют их на экспериментирование с использованием этих материалов. Тем самым сохраняется интерес детей к данной деятельности и развивается любознательность. Организация детского экспериментирования . Организуя детское экспериментирование, я пришла к выводу о необходимости составления перспективного плана и разработки дополнительных конспектов нод по экспериментированию, с учетом деятельностного подхода. Наблюдая за детьми, я определила объекты неживой природы, которые вызвали познавательный интерес у детей, и в соответствии с этим составила перечень нод, и игр по экспериментированию по следующим разделам: жидкость, свойства воды, воздух и его свойства, условия необходимые для жизни растений, твердое тело: песок, глина, почва, дерево, железо, резина, бумага, стекло, пластмасса, свет: отражение света, источники света, цвет: что такое радуга, смешение цветов, звук, магнетизм: магнит и его свойства, увеличительное стекло. В настоящее время я использую проектную деятельность по развитию деятельности - экспериментирование, благодаря которой происходит связь детского экспериментирования с другими видами детской деятельности, у детей формируется целостное представление о мире. Совместно с моими воспитанниками были реализованы следующие исследовательские проекты:
Исследовательский проект «Капелька» (первый наш исследовательский проект) Итоговое мероприятие: «Оформление альбома опыты и эксперименты с водой». Творческо-исследовательский проект: «К нам пришел Дед Мороз» Проблема: дети мало знают о сказочном персонаже (знакомство с ним позволит также узнать о свойствах тел с низкими температурами). Вопрос: Почему Дед Мороз не тает в музыкальном зале. Помимо общих познавательных способностей: - письмо деду морозу (совместная работа с родителями, поиск литературы, сказок), - опыты со снегом, фиксация результатов; - выставка совместных поделок, развивались способности к планированию собственной деятельности в рамках проекта, т.к. итоговым мероприятием был праздник для младших воспитанников, подготовку организовывали серьезно (необходимо было еще раз в свободной деятельности закрепить результаты эксперимента, чтобы потом показать их средней группе, кроме того, рисовали запрещающие знаки для тех, кто ждет в гости Деда Мороза). Исследовательский проект «Необыкновенные свойства магнита». Одними из требований к содержанию разрабатываемых мною конструктов является их ориентация на интересы и потребности детей, связь с жизненным опытом ребенка, учет возрастных и индивидуальных особенностей, субъект – субъектные отношения, создание проблемного поля, активная деятельность детей и мотивации деятельности. Специально организованные нод по экспериментированию я провожу на основе самостоятельного составления конструктов и использования. В соответствии с процессом развития деятельности экспериментирования в своей практике я выдвигаю следующие цели: • развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, через создание проблемных ситуаций; • подводить детей к формулировке проблемы, анализу ситуаций; • развивать умения планировать свою деятельность, выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы; • развивать коммуникативные навыки; • помогать накоплению и расширению конкретных представлений у детей о свойствах различных объектов неживой природы; • способствовать развитию умения обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости; • развивать умения организовывать свою деятельность: подбирать материал, продумывать ход деятельности; Нод проводятся с небольшими подгруппами (от 7 до 12 детей), что обеспечивает наибольшую познавательную и творческую активность каждого воспитанника, возможность установления обратной связи и учета продвижения каждого ребенка.
Для поддержания интереса к экспериментированию задания детям, проблемные ситуации даются мною от имени сказочного героя – Каркуши. Она маленькая, а младшему можно передать свой опыт и чувствовать свою значительность, что укрепляет в ребенке позицию «Взрослого». Интересно было наблюдать, как дети в младшей группе ставили перед собой Каркушу и рассказывали ей, как правильно посадить лук, или что может утонуть, а что не тонет. Процесс развития детского экспериментирования не ограничивается лишь одними занятиями. В свободной деятельности детей используются упражнения и проблемные ситуации, затрагивающие разнообразные объекты природы, или же я подключаюсь к уже возникшей дея- тельности детей, замысел которой часто возникает, как сиюминутное желание действовать с чем- то, делать что-то. Так на прогулке на участке, замечаем, что на дорожках травы нет. Почему? Пробуем капнуть палочкой, и убеждаемся, что на дорожках земля твердая, а рядом – на обочине – рыхлая. Пришли к выводу: раз такую почву не может раскопать сильный человек, значит и слабым растениям трудно через нее пробиться. Продолжаем прогулку. Так эксперимент прошел незаметно для детей. По окончании серий занятий, для закрепления знаний нами организуются праздники и развлечения: «Встреча Снеговика.»; «Путешествие в волшебную страну Вода»; «День рождения пруда». Этапы развития деятельности детское экспериментирование в соответствии с возрастом детей. Так как интерес к экспериментированию возникает с раннего возраста, занятия по детскому экспериментированию я начинаю проводить со 2-й младшей группы. С детьми 3-4-х лет проводится подготовка детей к экспериментированию. С помощью игровых персонажей предлагаются детям простейшие проблемные ситуации: Утонет ли резиновый мяч? Как спрятать от лисы колечко в воде? Почему нельзя есть снег? Как пройти по льду и не упасть и др. Во второй младшей группе дети осваивают действия по переливанию, пересыпанию различных материалов и веществ. Знакомятся со свойствами некоторых материалов и объектов неживой природы: воды; солнечных лучей; льда; снега; стекла. Узнают об источниках света, о том, что если светить на предмет, то появится тень; о том, что разные предметы и животные издают разные звуки; и др. Мы проводим следующие эксперименты: «Лепим колобки» где дети получают представления о том, что из влажного песка можно лепить. "С кем подружится Капелька" знакомим детей с тем, что вода бывает чистой и грязной, необходима для жизни растений, животных и людей. «Волшебные тени». Знакомим с тем, что если светить на предмет, то появится тень. «Разноцветные льдинки». Даем представление о том, что лед — это замороженная вода. И др. В этом возрасте в экспериментировании я ставлю цель опыта, помогаю детям продумать план его проведения, и вместе с детьми осуществляю необходимые действия. Постепенно привлекаю детей к прогнозированию результатов своих действий: "Что получится, если мы подуем на одуванчик?" Учу детей подбирать и находить необходимый материал и оборудование, выполнять простейшие действия, видеть результат деятельности, тем самым, развивая собственную исследовательскую активность детей.
Так, например, на занятии «Спрячь колечко», дети познакомились со свойствами воды - прозрачность, бесцветность, может менять цвет. Выступая, как партнер, выясняю с детьми, как спрятать колечко в стакане с водой, что для этого необходимо, уточняю. Затем проверяем предложенные детьми все способы решения проблемы. Далее планируем свою деятельность: например, обернем стакан бумагой, но ее нет, тогда подкрасим воду красками. Выясняем, какого цвета краска подходит лучше, чтобы спрятать колечко. В процессе деятельности обсуждаем производимые действия и то, что происходит. Затем совместно делаем выводы: Вода была без цвета, а потом стала цветная, разноцветная, вода может поменять цвет. Вода была прозрачной, а стала непрозрачной. И др. В средней и старшей группе на 5-м и 6-м году жизни детей продолжается обогащение опыта детей по познанию окружающего мира. На этом этапе идет практическое освоение детьми свойств и качеств различных материалов, дети активно участвуют в исследовании и преобразовании различных проблемных ситуаций, знакомятся со способами фиксации полученных результатов. В своей практике я использую следующие проблемные ситуации: «Зачем нужен нос?", "Тонет - не тонет?", "Из каких материалов можно сделать лодку?", "Поймай солнышко" и др. С детьми мы проводим эксперименты по выявлению причин отдельных явлений, например, "Почему этот платочек высох быстрее?" (потому что он был на солнце); "Чей домик крепче: из каких материалов ветер сдул домик и почему". Исследуем состав почвы, сравниваем свойства песка, и глины. Узнаем и расширяем представления о свойствах воды и воздуха их значении, о видах и свойствах тканей узнаем о свойствах магнита и увеличительного стекла. Во время совместного экспериментирования мы с детьми ставим цель, выдвигаем гипотезы, совместно определяем этапы работы, делаем выводы. Я развиваю умение детей вырабатывать гипотезы, используя простые упражнения, вопросы: «Давайте подумаем, почему нельзя плавать на бумажном корабле?» Так же учу детей в ходе деятельности задавать вопросы, выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: что мы делали? что мы получили? почему? В процессе экспериментирования я прививаю детям навыки межличностного общения и сотрудничества: уметь договариваться, отстаивать свое мнение, рассуждать в диалоге с другими детьми. Для этого во время обсуждения проблемных ситуаций обращаю внимание детей на мнение других, учу слушать друг друга, предлагаю более активным детям помочь застенчивым. На 6-м, 7-м году жизни все более и более углубляются представления детей об окружающем мире, эксперименты усложняются по содержанию и методике проведения. Теперь инициатива по проведению экспериментов чаще принадлежит детям. Постепенно увеличиваются задания по прогнозированию результатов. Например, "Сегодня мы посадили зерна овса, подумайте, каким он будет через 10 дней". Я стимулирую детей к самостоятельному анализу результатов опытов, делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном. Для формирования навыков самостоятельного экспериментирования детей, мною используются такие приемы: - Выполняю работу по указанию детей. Когда, обучая меня, дети проговаривают план и действия всей работы, самостоятельно подходят к выводу эксперимента, отражая его в речи.
- Следующий прием это - Презентация ребенком своей деятельности. Дети рассказывают и демонстрируют опыты, которые они провели дома. Что повышает самосознание и самооценку. В итоге: дети активно участвуют в предложенных экспериментах, охотно самостоятельно действуют с предметами, выявляя их особенности. Они проявляют желание экспериментировать дома: исследовать различные предметы быта, их действие, что выясняется в беседах с родителями и детьми. Взаимодействие с семьями воспитанников по развитию детского экспериментирования. Чтобы повысить педагогическую грамотность родителей мною систематически проводятся консультации по исследовательской деятельности дошкольников. Для поддержания интереса у детей к экспериментированию я рекомендую родителям создать дома уголки экспериментирования. Для этого постоянно обновляю наглядную информацию по проведению исследовательской деятельности. Привлекаю родителей к оформлению уголка экспериментирования в группе. После проведения собраний, консультаций родители вместе с детьми стали проводить опыты дома. Взаимодействие с родителями, увеличило их интерес к исследовательской деятельности своего ребенка. Родители охотнее обращаются за помощью к воспитателям, делятся своими впечатлениями. Заключение . В результате организации детского экспериментирования, я пришла к выводу, что у детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности. - Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях, происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т.д.) и их свойствах; о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и др.), о применении их человеком в своей деятельности. - У детей появляются навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы. - Развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность, креативность, познавательная активность и целеустремленность. Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, стимулирует их к получению новых знаний. Таким образом, я пришла к выводу, что экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего. Разработанная и апробированная на практике система по развитию деятельности детское экспериментирование доказала свою эффективность в познавательном развитии дошкольников. Пословица китайская гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Список использованных источников. 1. Дыбина О.В. Рахманова Н.П. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2010. 2. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. – М.: Изд-во «Линка-пресс», 2012. 3. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников. – М.: Изд-во «Дом Федорова», 2010.дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2010.


Яндекс.Метрика