"Детское экспериментирование – как метод познавательного развития дошкольников"
Автор: Насибулина Валентина Александровна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР детский сад №35 "Сказка"
Населённый пункт: город Верхняя Тура, Свердловская обл.
Наименование материала: Опыт работы
Тема: "Детское экспериментирование – как метод познавательного развития дошкольников"
Описание:
В этой статье я хочу поделиться опытом работы в организации деятельности детского экспериментирования в соответствии с возрастом детей. а так же практическими методами и приемами работы с детьми.
детский сад № 35 «Сказка» город Верхняя Тура, Свердловской области
.
Опыт работы по теме «Детское экспериментирование – как метод
познавательного развития дошкольников».
Ребенку дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и
экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Знания, полученные во время
проведения опытов запоминаются надолго, если ребёнок делает всё сам, а не находится в роли
наблюдателя.
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек
жизни, заиграл перед детьми всеми красками радуги.
Оставляйте:
Всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он
узнал».
В.А.Сухомлинский.
Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, в этот период интенсивно идет
развитие познавательно-исследовательской деятельности.
Познавательно-исследовательская деятельность понимается не только как процесс усвоения
знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний
самостоятельно или под тактичным руководством взрослого (Галина Михайловна. Лямина,
Александра Платоновна Усова и др.). Знания, добытые самостоятельно, всегда являются
осознанными и более прочными. Короткова Надежда Александровна указывает: «Конечно,
ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности, но именно в познавательно-
исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить
присущую ему любознательность практикуется в установлении связей между предметами и
явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о
мире».
В связи с этим в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод
познания закономерностей и явлений окружающего мира — метод экспериментирования.
В ФГОСТ в пункте 2.6 в содержании Программы области познавательное развитие, предполагает
формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об
особенностях её природы. В пункте 2.7 того же стандарта сказано, что дети дошкольного возраста
с 3-8 лет принимают участие в познавательно – исследовательской деятельности (исследования
объектов окружающего мира и экспериментирование с ними).
В статье 20 пункте 1 «Федерального закона об образовании» № 273 от 29 декабря 2012года
сказано: экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования осуществляется
в целях обеспечения модернизации и развития системы образования.
Особенности деятельности экспериментирования были изучены в целом ряде исследований Н.Н.
Поддьякова, Александра Ивановича Савенкова и др. Николай Николаевич Поддъяков указывает,
что детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в
которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и
новых знаний.
Экспериментирование выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям
новых знаний.
Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в
том, что в процессе эксперимента:
• Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его
взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
• Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы.
• Развивается речь.
• Происходит накопление фонда умственных умений.
• Формируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либо
предметы и явления для достижения определенного результата.
Моя педагогическая работа по организации деятельности детского экспериментирования
осуществляется на протяжении 10 лет в МБДОУ ЦРР «Сказка»
В своей группе я оборудовала уголок экспериментирования «Почемучка», чтобы дети в любое
время в свободной деятельности могли удовлетворить свои исследовательские интересы.
Наш уголок постоянно пополняется новыми материалами в соответствии с возрастом детей и их
интересами.
В содержание уголка входит: зона "Песка и воды", разнообразные сосуды, природный и
бросовый материал, разные виды бумаги, увеличительные стекла, магниты, пипетки, колбы,
мерные ложки и стаканчики и т.д. различные крупы, соль, сахар, свечи, совочки, мерные
стаканчики. Не все материалы находятся там одновременно.
Для развития творческой исследовательской активности в процессе детского
экспериментирования, я постоянно пополняю наш уголок. Предоставляемые в распоряжение
детей новые предметы (например, сетки, полоски резины, куски гофрированного картона и т.д.)
направляют их на экспериментирование с использованием этих материалов. Тем самым
сохраняется интерес детей к данной деятельности и развивается любознательность.
Организация детского экспериментирования
.
Организуя детское экспериментирование, я пришла к выводу о необходимости составления
перспективного плана и разработки дополнительных конспектов нод по экспериментированию, с
учетом деятельностного подхода.
Наблюдая за детьми, я определила объекты неживой природы, которые вызвали
познавательный интерес у детей, и в соответствии с этим составила перечень нод, и игр по
экспериментированию по следующим разделам: жидкость, свойства воды, воздух и его свойства,
условия необходимые для жизни растений, твердое тело: песок, глина, почва, дерево, железо,
резина, бумага, стекло, пластмасса, свет: отражение света, источники света, цвет: что такое радуга,
смешение цветов, звук, магнетизм: магнит и его свойства, увеличительное стекло.
В настоящее время я использую проектную деятельность по развитию деятельности -
экспериментирование, благодаря которой происходит связь детского экспериментирования с
другими видами детской деятельности, у детей формируется целостное представление о мире.
Совместно с моими воспитанниками были реализованы следующие исследовательские проекты:
Исследовательский проект «Капелька» (первый наш исследовательский проект)
Итоговое мероприятие: «Оформление альбома опыты и эксперименты с водой».
Творческо-исследовательский проект: «К нам пришел Дед Мороз»
Проблема: дети мало знают о сказочном персонаже (знакомство с ним позволит также узнать о
свойствах тел с низкими температурами).
Вопрос: Почему Дед Мороз не тает в музыкальном зале.
Помимо общих познавательных способностей:
- письмо деду морозу (совместная работа с родителями, поиск литературы, сказок),
- опыты со снегом, фиксация результатов;
- выставка совместных поделок, развивались способности к планированию собственной
деятельности в рамках проекта, т.к. итоговым мероприятием был праздник для младших
воспитанников, подготовку организовывали серьезно (необходимо было еще раз в свободной
деятельности закрепить результаты эксперимента, чтобы потом показать их средней группе,
кроме того, рисовали запрещающие знаки для тех, кто ждет в гости Деда Мороза).
Исследовательский проект «Необыкновенные свойства магнита».
Одними из требований к содержанию разрабатываемых мною конструктов является их
ориентация на интересы и потребности детей, связь с жизненным опытом ребенка, учет
возрастных и индивидуальных особенностей, субъект – субъектные отношения, создание
проблемного поля, активная деятельность детей и мотивации деятельности.
Специально организованные нод по экспериментированию я провожу на основе
самостоятельного составления конструктов и использования.
В соответствии с процессом развития деятельности экспериментирования в своей практике я
выдвигаю следующие цели:
• развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, через создание
проблемных ситуаций;
• подводить детей к формулировке проблемы, анализу ситуаций;
• развивать умения планировать свою деятельность, выдвигать гипотезы, сравнивать и делать
выводы;
• развивать коммуникативные навыки;
• помогать накоплению и расширению конкретных представлений у детей о свойствах различных
объектов неживой природы;
• способствовать развитию умения обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять
зависимости;
• развивать умения организовывать свою деятельность: подбирать материал, продумывать ход
деятельности;
Нод проводятся с небольшими подгруппами (от 7 до 12 детей), что обеспечивает наибольшую
познавательную и творческую активность каждого воспитанника, возможность установления
обратной связи и учета продвижения каждого ребенка.
Для поддержания интереса к экспериментированию задания детям, проблемные ситуации
даются мною от имени сказочного героя – Каркуши. Она маленькая, а младшему можно передать
свой опыт и чувствовать свою значительность, что укрепляет в ребенке позицию «Взрослого».
Интересно было наблюдать, как дети в младшей группе ставили перед собой Каркушу и
рассказывали ей, как правильно посадить лук, или что может утонуть, а что не тонет.
Процесс развития детского экспериментирования не ограничивается лишь одними занятиями. В
свободной деятельности детей используются упражнения и проблемные ситуации,
затрагивающие разнообразные объекты природы, или же я подключаюсь к уже возникшей дея-
тельности детей, замысел которой часто возникает, как сиюминутное желание действовать с чем-
то, делать что-то.
Так на прогулке на участке, замечаем, что на дорожках травы нет. Почему? Пробуем капнуть
палочкой, и убеждаемся, что на дорожках земля твердая, а рядом – на обочине – рыхлая. Пришли
к выводу: раз такую почву не может раскопать сильный человек, значит и слабым растениям
трудно через нее пробиться. Продолжаем прогулку. Так эксперимент прошел незаметно для
детей.
По окончании серий занятий, для закрепления знаний нами организуются праздники и
развлечения: «Встреча Снеговика.»; «Путешествие в волшебную страну Вода»; «День рождения
пруда».
Этапы развития деятельности детское экспериментирование в соответствии с возрастом детей.
Так как интерес к экспериментированию возникает с раннего возраста, занятия по детскому
экспериментированию я начинаю проводить со 2-й младшей группы.
С детьми 3-4-х лет проводится подготовка детей к экспериментированию.
С помощью игровых персонажей предлагаются детям простейшие проблемные ситуации: Утонет
ли резиновый мяч? Как спрятать от лисы колечко в воде? Почему нельзя есть снег? Как пройти по
льду и не упасть и др.
Во второй младшей группе дети осваивают действия по переливанию, пересыпанию различных
материалов и веществ. Знакомятся со свойствами некоторых материалов и объектов неживой
природы: воды; солнечных лучей; льда; снега; стекла. Узнают об источниках света, о том, что если
светить на предмет, то появится тень; о том, что разные предметы и животные издают разные
звуки; и др.
Мы проводим следующие эксперименты: «Лепим колобки» где дети получают представления о
том, что из влажного песка можно лепить. "С кем подружится Капелька" знакомим детей с тем,
что вода бывает чистой и грязной, необходима для жизни растений, животных и людей.
«Волшебные тени». Знакомим с тем, что если светить на предмет, то появится тень.
«Разноцветные льдинки». Даем представление о том, что лед — это замороженная вода. И др.
В этом возрасте в экспериментировании я ставлю цель опыта, помогаю детям продумать план его
проведения, и вместе с детьми осуществляю необходимые действия. Постепенно привлекаю
детей к прогнозированию результатов своих действий: "Что получится, если мы подуем на
одуванчик?"
Учу детей подбирать и находить необходимый материал и оборудование, выполнять простейшие
действия, видеть результат деятельности, тем самым, развивая собственную исследовательскую
активность детей.
Так, например, на занятии «Спрячь колечко», дети познакомились со свойствами воды -
прозрачность, бесцветность, может менять цвет.
Выступая, как партнер, выясняю с детьми, как спрятать колечко в стакане с водой, что для этого
необходимо, уточняю. Затем проверяем предложенные детьми все способы решения проблемы.
Далее планируем свою деятельность: например, обернем стакан бумагой, но ее нет, тогда
подкрасим воду красками. Выясняем, какого цвета краска подходит лучше, чтобы спрятать
колечко. В процессе деятельности обсуждаем производимые действия и то, что происходит.
Затем совместно делаем выводы: Вода была без цвета, а потом стала цветная, разноцветная, вода
может поменять цвет. Вода была прозрачной, а стала непрозрачной. И др.
В средней и старшей группе на 5-м и 6-м году жизни детей продолжается обогащение опыта
детей по познанию окружающего мира.
На этом этапе идет практическое освоение детьми свойств и качеств различных материалов,
дети активно участвуют в исследовании и преобразовании различных проблемных ситуаций,
знакомятся со способами фиксации полученных результатов.
В своей практике я использую следующие проблемные ситуации: «Зачем нужен нос?", "Тонет -
не тонет?", "Из каких материалов можно сделать лодку?", "Поймай солнышко" и др.
С детьми мы проводим эксперименты по выявлению причин отдельных явлений, например,
"Почему этот платочек высох быстрее?" (потому что он был на солнце); "Чей домик крепче: из
каких материалов ветер сдул домик и почему". Исследуем состав почвы, сравниваем свойства
песка, и глины. Узнаем и расширяем представления о свойствах воды и воздуха их значении, о
видах и свойствах тканей узнаем о свойствах магнита и увеличительного стекла.
Во время совместного экспериментирования мы с детьми ставим цель, выдвигаем гипотезы,
совместно определяем этапы работы, делаем выводы.
Я развиваю умение детей вырабатывать гипотезы, используя простые упражнения, вопросы:
«Давайте подумаем, почему нельзя плавать на бумажном корабле?»
Так же учу детей в ходе деятельности задавать вопросы, выделять последовательность действий,
отражать их в речи при ответе на вопросы типа: что мы делали? что мы получили? почему?
В процессе экспериментирования я прививаю детям навыки межличностного общения и
сотрудничества: уметь договариваться, отстаивать свое мнение, рассуждать в диалоге с другими
детьми. Для этого во время обсуждения проблемных ситуаций обращаю внимание детей на
мнение других, учу слушать друг друга, предлагаю более активным детям помочь застенчивым.
На 6-м, 7-м году жизни все более и более углубляются представления детей об окружающем мире,
эксперименты усложняются по содержанию и методике проведения.
Теперь инициатива по проведению экспериментов чаще принадлежит детям. Постепенно
увеличиваются задания по прогнозированию результатов. Например, "Сегодня мы посадили зерна
овса, подумайте, каким он будет через 10 дней".
Я стимулирую детей к самостоятельному анализу результатов опытов, делать выводы, составлять
развернутый рассказ об увиденном.
Для формирования навыков самостоятельного экспериментирования детей, мною используются
такие приемы:
- Выполняю работу по указанию детей. Когда, обучая меня, дети проговаривают план и действия
всей работы, самостоятельно подходят к выводу эксперимента, отражая его в речи.
- Следующий прием это - Презентация ребенком своей деятельности. Дети рассказывают и
демонстрируют опыты, которые они провели дома. Что повышает самосознание и самооценку.
В итоге: дети активно участвуют в предложенных экспериментах, охотно самостоятельно
действуют с предметами, выявляя их особенности. Они проявляют желание экспериментировать
дома: исследовать различные предметы быта, их действие, что выясняется в беседах с
родителями и детьми.
Взаимодействие с семьями воспитанников по развитию детского
экспериментирования.
Чтобы повысить педагогическую грамотность родителей мною систематически проводятся
консультации по исследовательской деятельности дошкольников.
Для поддержания интереса у детей к экспериментированию я рекомендую родителям создать
дома уголки экспериментирования. Для этого постоянно обновляю наглядную информацию по
проведению исследовательской деятельности.
Привлекаю родителей к оформлению уголка экспериментирования в группе.
После проведения собраний, консультаций родители вместе с детьми стали проводить опыты
дома.
Взаимодействие с родителями, увеличило их интерес к исследовательской деятельности своего
ребенка. Родители охотнее обращаются за помощью к воспитателям, делятся своими
впечатлениями.
Заключение
.
В результате организации детского экспериментирования, я пришла к выводу, что у детей
развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково-исследовательской
деятельности.
- Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях,
происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т.д.) и их свойствах; о
свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и др.), о применении их
человеком в своей деятельности.
- У детей появляются навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать гипотезы и
подтверждать предположения, делать выводы.
- Развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность, креативность,
познавательная активность и целеустремленность.
Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, стимулирует их к
получению новых знаний.
Таким образом, я пришла к выводу, что экспериментирование как специально организованная
деятельность способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основ
культурного познания им окружающего.
Разработанная и апробированная на практике система по развитию деятельности детское
экспериментирование доказала свою эффективность в познавательном развитии дошкольников.
Пословица китайская гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и
я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Список использованных источников.
1. Дыбина О.В. Рахманова Н.П. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников.
– М.: ТЦ Сфера, 2010.
2. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. –
М.: Изд-во «Линка-пресс», 2012.
3. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников. – М.: Изд-во «Дом
Федорова», 2010.дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2010.