Творческое воображение педагогов
Федеральный компонент государственного стандарта дошкольного образования
направлен на реализацию качественно новой
личностно-ориентированной
развивающей модели, и одна из целей ФГОС является развитие
личности
дошкольника, его творческих способностей, творческого воображения.
Что же такое творческое воображение? Творческое воображение – это одно из
видов воображения, как психического процесса, которое связано с преобразованием
предметов окружающей действительности во что-то новое. И его необходимо
развивать у дошкольников. Но и у педагогов детского сада оно также быть достаточно
развитым. А зачем его нужно развивать у педагогов? Ведь они уже взрослые и у них,
казалось бы, развиты все познавательные процессы. Однако, как показывает практика,
это необходимо.
Профессиональный стандарт также предъявляет к воспитателям требования,
которые позволяют совершать трудовые действия с использованием своих
способностей, а необходимые знания и умения дают возможность творчески
планировать и корректировать поставленные задачи для достижения поставленных
целей, что даёт простор для развития творческого воображения своих воспитанников.
Например, для составления рабочей программы, воспитателю требуется
определенные знания, умения, но самое главное – прогнозирование, видение
конечного результата своего воспитательного и образовательного труда, творческий
подход к планированию своей работы. Особенно значимо творческое самоуправления,
сотрудничество с родителями,
с детьми, личностного подхода к каждому
воспитаннику.
Начнем разговор с того, что воспитатель детского сада постоянно сталкивается с
тем, что ему надо творить, создавать, придумывать, преобразовывать. Этому он учит и
своих воспитанников. Но, чтобы научить ребенка, педагог сам должен уметь творить,
воображать, представлять конечный образ создаваемого предмета, то, чему следует
научить малыша.
Творческое воображение предполагает самостоятельное создание образов,
предметов в необычной форме. Важна оригинальность и неповторимость. К
сожалению, непосредственная образовательная деятельность с детьми часто
предполагает шаблонную продуктивную деятельность. Но гораздо интереснее будет
результат, если обычное станет сказочным, а дети, подражая своему воспитателю,
будут создавать новые объекты реальности.
Огромный простор творческое воображение получает на рисовании, аппликации,
лепке, то есть через продуктивные виды деятельности и здесь мы можем говорить о
творческом художественном воображении. Согласно мнению ученых, творческое
воображение начинает развиваться в игре. А игра – ведущий вид деятельности в
дошкольном возрасте. Следовательно, и воспитателям в детском саду следует
проявлять игровое творчество, организовывать и вовлекать детей в интересные игры,
создавать такие условия, чтобы играли воспитанники с «огоньком», придумывали
новые сюжеты, использовали необычные атрибуты. Таким образом, развивая
собственное творческое воображение, педагоги способствуют его развитию и у детей.
В развитии данного процесса огромную роль играют компоненты умственной
активности и наличие определенных способностей, мотивов, знаний и умений.
Творческое воображение обусловлено не только актуальными и потенциальными
возможностями педагога, но и силой его мотивации, стремлением к деятельности,
дающей ей смысловую окраску. Все выше перечисленное развивается на основе
интенсивного творения, вдохновения, продвижения к поставленной цели.
В дошкольном возрасте в работе с детьми воспитатели особое значение уделяют
развитию познавательных процессов, которые активно задействуются на принципах
деятельностного подхода (А. Н. Леонтьев), на принципах развивающего обучения (Л.
С. Выготский, В. В. Давыдов, Л. В. Занков). Отечественные педагоги и психологи
считают, что развитие структурных компонентов творческого воображения у детей
дошкольного возраста следует осуществлять посредством обогащения эмоционального
и чувствительного опыта, расширением объема их представлений об окружающей
действительности. Так, К.Лепиков, Е. Разыграев, В. Байер, К. Риччи, Л.Тедд
подчеркивают важность обучения детей новым техникам рисования, потому что без
этого важного момента детское творчество остается на примитивном уровне. Именно
поэтому педагогам необходимо самим много рисовать, лепить, делать поделки,
аппликации и давать наблюдать за этим процессом детей, обучать, создавая новые
образы, используя нетрадиционные техники. Систематически расширять свой
кругозор, стимулировать деятельность своего образного воображения, вариативно
использовать элементарные вещи для создания необычного.
Согласно ФГОС ДО, одной из задач детского сада в воспитании и образовании
детей дошкольного возраста является «..сохранение и поддержка индивидуальности …
и творческого потенциала каждого ребёнка ...». То есть, в учреждении необходимо
создавать условия для развития инициативы и творческих способностей на основе
соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности. А как создать эти
условия каким образом, каждый воспитатель должен подходить творчески.
Творческие способности не развиваются стихийно, а требуют специального
организованного процесса обучения и воспитания, пересмотра содержания учебных
программ, разработки процессуального механизма реализации этого содержания,
создания педагогических условий для самовыражения в творческой деятельности.
Одной из главных задач, стоящих перед педагогами, является создание оптимальных
условий для развития каждого учащегося в различных видах деятельности.
Работая с детьми, каждый воспитатель может и должен раскрыть их природные
потенциалы и подготовить к следующей ступени образования, помочь им быть
успешными. А для этого надо, чтобы дети развивали свои способности к творческому
мышлению, необходимо постоянно создавать ситуацию творческой, успешной
деятельности, способствующей раскрытию и развитию природных творческих
дарований у дошколят.