"Возрастные особенности развития речи детей 4-5 лет"
Автор: Шульгина Наталья Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: РГУ имени Сергея Есенина
Населённый пункт: Рязань
Наименование материала: статья
Тема: "Возрастные особенности развития речи детей 4-5 лет"
Описание:
В средней группе детского сада особое внимание в словарной работе уделяется правильному пониманию слов, их употреблению и дальнейшему расширению активного словаря.
Возрастные особенности развития речи у детей 4-5 лет
В средней группе детского сада особое внимание в словарной работе
уделяется правильному пониманию слов, их употреблению и дальнейшему
расширению активного словаря.
Как отмечают
О.С. Ушакова и Е.М. Струнина, г
лавное направление
развития речи на пятом году жизни — это освоение связной монологической
речи. Происходят заметные изменения и в освоении способов
словообразования, начинается взрыв словотворчества. Дети получают
начальное представление о слове как звуковом процессе. У детей этого
возраста очень велико тяготение к рифме. Они подбирают слова, порой
лишенные всякого смысла. Но само это занятие далеко не бессмысленное:
оно способствует развитию речевого слуха, формирует умение подбирать
слова, близкие по звучанию [2].
Ребенок научается правильно понимать и употреблять термины слово,
звучит, звук, вслушиваться в звучащее слово, самостоятельно находить слова
разные и сходные по звучанию, определять последовательность звучания
звуков в слове, выделять определенные звуки. Это период ознакомления
детей со словом — его смысловой стороной (оно имеет смысл, обозначает
какой-то предмет, явление, действие, качество). Активный словарь ребенка
обогащается словами, обозначающими качества предметов, производимые с
ними действия. Дети могут определить назначение предмета,
функциональные признаки (мяч — это игрушка: в него играют). Они
начинают подбирать слова с противоположным значением, сравнивают
предметы и явления, употребляют обобщающие слова (имена
существительные с собирательным значением).
Это период практического усвоения правил употребления
грамматических средств. Речь детей изобилует грамматическими ошибками,
неологизмами.
3
Дети 4-5 лет овладевают морфологическими средствами языка
(согласование слов в роде, числе, падеже; чередование согласных в основах
глаголов и имен существительных). Ребенок подводится к пониманию
многозначности отдельных грамматических форм. Он усваивает способы
словообразования существительных с суффиксами эмоционально-
экспрессивной оценки, с суффиксами, обозначающими детенышей
животных, а также некоторые способы образования глаголов с приставками,
степеней сравнения прилагательных.
Как отмечают О.С. Ушакова и Е.М. Струнина, д ети 4-5 лет осваивают
умение строить разные типы высказывания — описание и повествование.
При составлении рассказов совершенствуются понимание смысловой
стороны речи, синтаксическая структура предложений, звуковая сторона
речи, т. е. все те умения, которые необходимы ребенку пятого года жизни для
развития связной речи. Речевая активность возрастает и в связи с тем, что это
возраст «почемучек» [1].
Вместе с тем в речи детей пятого года жизни встречаются нарушения.
Не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки, у некоторых
недостаточно развита интонационная выразительность. Имеются недостатки
и в освоении грамматических правил речи (согласование имен
существительных и имен прилагательных в роде и числе, употребление
родительного падежа множественного числа).
Речь детей от четырех до пяти лет отличается подвижностью и
неустойчивостью. Они могут ориентироваться на смысловую сторону слова,
однако точное употребление слова вызывает у многих детей затруднение.
Большинство детей не владеют в достаточной степени умением строить
описание и повествование: нарушают структуру, последовательность, не
владеют умением связывать между собой предложения и части
высказывания.
Эта характеристика приблизительна. Уровни речевого развития детей
одного возраста бывают очень различными. Особенно ясно эти различия
4
выступают именно в возрасте 4-5 лет. Во-первых, к этому времени
большинство детей усваивает слово и звукопроизношение. Во-вторых,
ребенок овладевает связной речью и начинает строить самостоятельное
высказывание, состоящее на первых порах лишь из нескольких предложений.
5
Список научных источников
1.
Развитие речи детей дошкольного возраста. / Под редакцией Ф.А. Сохина.
- М.: Просвещение, 1984. – с. 151
2.
Ушакова О.С., Струнина Е.М. Развитие речи детей 4-5 лет. – М.: Вентана-
Граф, 2007. – 272с.
6