Напоминание

"Мы дети России"

Автор: Надейкина Лариса Александровна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: МБДОУ д/с №11 "Лучик"

Населённый пункт: город Петровск

Наименование материала: конспект НОД

Тема: "Мы дети России"

Описание:

Воспитывать стремление жить в мире и дружбе со всеми народами мира, уважительно относиться к людям различных национальностей и гордиться своей Родиной – Великой страной Россией.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=2230

Опубликовано 10.01.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «МЫ – ДЕТИ РОССИИ»
Программное содержание: Цель: Воспитывать стремление жить в мире и дружбе со всеми народами мира, уважительно относиться к людям различных национальностей и гордиться своей Родиной – Великой страной Россией. Образовательные задачи:  Формировать представление о том, что на Земле много стран и разных народов.  Закреплять знания о том, что люди различных национальностей имеют свою культуру, обычаи, национальные традиции, имеют различия во внешнем облике и общие сходства по образу жизни. Развивающие задачи:  Развивать мышление, творческое воображение, интерес к познанию нового, память.  Развивать уверенность в себе и в своих возможностях;  Совершенствовать диалогическую речь;  Приобщать детей к восприятию поэтической речи. Обучающие: • Формировать у детей представление о ценности каждого народа, живущего на территории Российской Федерации; • Закрепить знания детей о костюмах русских, татар, мордвов, украинцев, молдаван, киргизов, аварцев, найти в них общие черты и различия; • Вызвать у детей желание узнать больше о культуре, традициях, кухне своего народа. Воспитательные задачи:  Воспитывать дружеские взаимоотношения в детском коллективе;  Воспитывать толерантное отношение к людям разных национальностей.  Воспитывать любовь к Родине. Материал к данному мероприятию: Мультимедийная установка, презентация, ннтерактивная игра «Угадай флаг народа», столы с фломастерами и заготовками для рисования, стульчики с платками татарской национальности, выставка кукол в национальной одежде, флаги разных народов, выставка национальных блюд, приложение к проекту.

Ход:
Воспитатель: -Добрый день, уважаемые гости! Мы рады видеть вас. Дети, взявшись за руки, встают в круг. -Наши гости хотят посмотреть, какие вы ребята? Дети: Мы - дружные! Мы – внимательные! Мы – старательные! Мы отлично занимаемся, У нас всё получается! - А теперь закроем глаза, вытянем руки вперед и соединим в центре. Представьте себе, что каждый из вас – теплый солнечный лучик. Вы чувствуете рядом с собой такие же теплые лучики. Откройте глаза. У нас накопилось много, много тепла, и мы готовы им поделиться со всем миром! Потому что все мы вместе – одно большое яркое солнце! Мы связаны крепкой дружбой, и никакие тучи не смогут нас разъединить. Теперь мы можем опустить руки, но сила и дружба останутся с нами. Дети садятся на места. Звучит тихая, спокойная музыка. Воспитатель: В огромном небесном пространстве, Где миллионы планет, Есть голубая, светлая, Лучше которой нет! Дальние разные страны, Улицы и города, Маленькие и большие Будут на ней всегда! Крутятся вокруг Солнца Горы, леса и поля. Добрая, необъятная Наша родная Земля! СЛАЙД (ПЛАНЕТА) Если посмотреть на нашу планету из космоса, то можно увидеть горы, равнины, леса, и поля. И живут на ней люди разных национальностей. И у каждого есть своя Родина, своя страна. Но самая большая - наша страна. Как она называется? (Россия.) – Правильно, Россия. А какая она наша Россия? (Большая, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная.) Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Наша Родина расположилась ближе к Северу. У нас осень сменяет лето, зима идет за осенью, а весна приходит в свою очередь после зимы, уступая свой трон лету. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце нашей страны может идти снег, а на другом – припекать солнышко. Чтобы добраться с одного конца на другой на поезде надо ехать 7 дней – неделю, а на
самолете лететь почти сутки. А сейчас давайте поговорим о народах, проживающих в нашей стране. Воспитатель: Дети, как вы думаете, почему Россию называют многонациональной страной? - Какие национальности, проживающие в России, вы знаете? (татары, мордва, чуваши, украинцы, киргизы, армяне, молдаване и др.) - Чем отличаются они друг от друга? У всех народов свой язык, культура, национальная одежда, кухня. Живут в различной местности: тайге, степи, горах, городах, сёлах. У каждого народа есть обычаи, традиции, любовь к музыке, танцам, играм, сказкам, гостеприимству. Ребята, несмотря на то, что в России живет много людей разных национальностей, всех объединяет одно – мы все очень любим свою Родину. И в нашу группу ходят дети разных национальностей, все вы вместе играете, дружите, помогаете друг другу. Воспитатель. Сейчас наши дети поприветствуют гостей на своём родном языке и расскажут немного о себе и своём народе. Выходит Айдар, здоровается с гостями на татарском языке и рассказывает о традициях и обычаях своего народа и семьи и предлагает поиграть в подвижную игру «Юрта». В моей семье сохраняются традиции и обычаи татарского народа. В выходные и праздничные дни мы с папой надеваем национальную одежду и идем в мечеть, а мама, бабушка и сестрёнка готовят беляши, пироги и чак-чак. Слайды с изображением того, о чём говорит ребёнок. Любимейший праздник татарского народа Сабантуй - праздник труда, где поют, танцуют, бегают наперегонки в гору, проводят состязания: скачки, борьба, бег в мешках, бег с ведрами воды на коромысле, бой мешками верхом на бревне. Самые ловкие влезают на столб, на вершине которого прикрепляется красный флажок или ценный подарок. Особенно любима детьми такая забава, как бег с яйцом в ложке, при этом ложку нужно держать во рту. Я предлагаю поиграть в татарскую народную игру
«Юрта»
В игре участвуют не менее двух подгрупп детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на который повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами под музыку и говорят слова: Мы веселые ребята, Соберемся все в кружок, Поиграем и попляшем, И помчимся на лужок. Под мелодию без слов дети становятся в один общий круг и танцуют. По окончании музыки быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши), получается юрта. Благодарим Айдара за рассказ и интересную игру. Выходит Ульяна, также здоровается на своем языке. «Шумбратада». Рассказывает о Мордовии и своей семье. Слайды . Наш мордовский народ делится на: мокша и эрзя. У них отличается язык, национальные костюмы, обычаи. Я отношусь к народу эрзя. Мордовские семьи были
очень большими. Самым главным в семье был «тятяй» - папа. А мама по-мордовски называется ласково – «авай». Мамы и бабушки любят петь, готовить мордовские вкусности, любят вышивать, Посмотрите, какие замечательные костюмы вышивают они своими руками. СЛАЙД (фотографии людей в национальной одежде) . Наш народ очень талантливый. Он придумал замечательные сказки, былины. Самым любимым героем мордовских сказок является Куйгорож – маленький летучий змееныш (слайд с изображением змееныша). Куйгорож – большой непоседа, ни минуты не мог сидеть он без дела. Хорошим людям он помогал по хозяйству, а плохих, ленивых – наказывал: шалил, прятал вещи, портил одежду.
Воспитатель
: У каждого народа есть талантливые мудрые люди, которые сочиняют много сказок, пословиц и поговорок, песен, потешек, дразнилок, считалок, небылиц. Ребята, давайте вспомним, кто какие знает? Старый друг лучше новых двух. Нет друга, так ищи, а нашёл — береги. Дружба крепка не лестью, а правдой и честью. Друг за друга держаться - ничего не бояться. Без знания и лапоть не сплетешь Дружба да братство дороже всякого богатства. Дружба народов увеличивает их силу. Кто дружбу водит, тот счастье находит. Потому хорошо живется, что дружба народов в нашей стране ведется. - Вот какой фольклор сочинил наш народ. Потому что понимал, что дружба – это великая сила. Народы всех национальностей живут сплочённо, помогают друг другу, не ссорятся. А вы ребята, умеете дружить? (Да) А если вдруг поссоритесь? Что сделаете? (Помиримся) Выходит Артём: « Здрастуйтэ». Меня зовут Артём. Я украинец. Рассказ об Украине, Артём предлагает поиграть в р.н. игру «Плетень». Украину называют «хлебной житницей»? СЛАЙД ( иллюстрация хлебной нивы с комбайном ) (На Украине огромные поля, там выращивают много пшеницы, из которой пекут хлебные изделия, делают крупы). - Также на Украине выращивается огромное количество свеклы. А из свеклы готовят вкусный сладкий сахар. Еще Украина славится одним богатством – это подсолнухи. СЛАЙД - Из подсолнухов получают растительное масло. - А ещё глубоко, в шахтах, под землей добывают каменный уголь. СЛАЙД Там работают угольные комбайны. Добывают каменный уголь шахтеры. Работа очень трудная и опасная. Каменный уголь сжигают в печах, в городских котельных, чтобы в домах было тепло. - Воспитатель: Теперь вы догадались, почему Украину называют угольной, сахарной, хлебной страной? (Ответы детей). - Каждый народ предпочитает угощать гостей своими национальными кушаньями. На Украине есть любимое национальное блюдо – это борщ, галушки, вареники, сало.
Украинский народ не только умеет трудиться, но и хорошо отдыхать (петь,тацевать,играть в разные игры). - Какой любимый танец у украинцев? (Гопак) .Также они любят играть в народную игру «Плетень». Давайте с вами поиграем?
Игра «Плетень»
Маша приветствует гостей на своем киргизском языке: «Саламатсызбы» и рассказывает
национальное стихотворение о маме
. Самое интересное из жизни киргизского народа:  Понедельник считается у киргизов наиболее счастливым днём – все мероприятия, начатые в этот день, будут удачны.  Любая трапеза в Киргизии начинаются и заканчиваются чаепитием. Сначала на стол подают сладости, выпечки, сухофрукты, орешки, фрукты, овощи, салаты, а затем закуски и лишь в конце – плов или другая «тяжёлая пища».  Многочисленные обряды, связанные с детьми, говорят о том, что сохранение и умножение потомства считалось у киргизов главной заботой, смыслом их существования. Благополучной считалась семья, имеющая десять и более детей. «Дом с детьми – это «базар» (т.е. весёлая, счастливая семья), дом без детей – могила» - говорит киргизская пословица.
Воспитатель

:
Семья у Маши многодетная, у неё есть ещё три сестренки. Воспитанию детей в этой семье позавидовал бы каждый из нас. Всё трудолюбие, скромность, уважение к старшим и забота о младших в семье передается дочерям, согласно национальным обычаям. Приветствует гостей аварец Исрапил и рассказывает о своем народе. Мой дедушка жил в горном селении под названием «Берет» вблизи маленького городка. Его звали Исрапил. Наш народ отличается крепким здоровьем, потому что дышит горным чистым воздухом и много ходит по горам. Наш край славится полезным кизилом, вкусными гранатами и разными орешками. Аварцы-музыкальный народ. Они любят петь, играть на музыкальных инструментах, а особенно танцевать. Предлагает посмотреть зажигательный
видео-танец
на экране. Воспитатель: У каждого народа есть своя символика. Напомните мне, что это такое? Дети: (флаг, гимн, герб). Предлагаю поиграть в интерактивную игру «
Угадай флаг народа»
Объясняю задание. Справа на экране вы видите народ в национальной одежде, а слева флаги народов России. Ваша задача угадать, который по счету флаг принадлежит данному народу. Счет начинаем сверху вниз. Воспитатель: заканчивают приветствие представители самого многочисленного народа: русские Полюшка, Даша и Лиза. Рассказывают стихи из песни Н. Соловьёвой «У моей России длинные косички»
У моей России длинные косички, У моей России светлые реснички. У моей России, голубые очи, На меня, Россия, ты похожа очень. Для меня Россия - белые берёзы, Для меня Россия - утренние росы. Для меня, Россия, ты всего дороже, До чего на маму ты мою похожа . Ты, моя Россия, всех теплом согреешь, Ты, моя Россия, песни петь умеешь. Ты, моя Россия, неразлучна с нами, Ведь Россия наша - это я с друзьями. Ребёнок: «Без чего не обходится ни один русский праздник?» Конечно же, без частушек. Дети поют
частушки
. Воспитатель. Вы сегодня так много рассказали интересного о народах, населяющих нашу Россию. А теперь давайте представим, что мы мастера, которым предстоит выполнить сложную работу – украсить одежду жителей России. Отправляемся в мастерскую и приступаем к работе. (Дети рисуют). Готовые работы прикрепляют на настенное большое зеркало, на котором нарисована карта России (т.е. заселяют Россию многонациональным народом). Как красив народ России! В знак большой дружбы давайте соединим наши руки и устроим большой хоровод.
Хоровод дружбы «Шире круг»
Дети кладут руки на плечи друг другу и остаются в кругу. Ведущий: Да, дружба – это великая сила! Пока вы ещё дети, но вы можете сделать нашу страну крепкой и могучей, если будете любить родной язык, своих друзей и близких, не будете ссориться. Давайте посмотрим, друг на друга, улыбнёмся, и не будем забывать, что мы с вами - россияне, народ очень мудрый, терпеливый, добрый. Давайте все дружно скажем: "Если дружба велика - будет Родина крепка!"


Яндекс.Метрика