Воспитывать стремление жить в мире и дружбе со всеми народами мира, уважительно относиться к людям различных национальностей и гордиться своей Родиной – Великой страной Россией.
ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ В
РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОЕКТА
«МЫ – ДЕТИ РОССИИ»
Программное содержание:
Цель: Воспитывать стремление жить в мире и дружбе со всеми народами мира,
уважительно относиться к людям различных национальностей и гордиться своей
Родиной – Великой страной Россией.
Образовательные задачи:
Формировать представление о том, что на Земле много стран и разных
народов.
Закреплять знания о том, что люди различных национальностей имеют свою
культуру, обычаи, национальные традиции, имеют различия во внешнем
облике и общие сходства по образу жизни.
Развивающие задачи:
Развивать мышление, творческое воображение, интерес к познанию нового,
память.
Развивать уверенность в себе и в своих возможностях;
Совершенствовать диалогическую речь;
Приобщать детей к восприятию поэтической речи.
Обучающие:
• Формировать у детей представление о ценности каждого народа, живущего на
территории Российской Федерации;
• Закрепить знания детей о костюмах русских, татар, мордвов, украинцев, молдаван,
киргизов, аварцев, найти в них общие черты и различия;
• Вызвать у детей желание узнать больше о культуре, традициях, кухне своего народа.
Воспитательные задачи:
Воспитывать дружеские взаимоотношения в детском коллективе;
Воспитывать толерантное отношение к людям разных национальностей.
Воспитывать любовь к Родине.
Материал к данному мероприятию:
Мультимедийная установка, презентация, ннтерактивная игра «Угадай флаг народа»,
столы с фломастерами и заготовками для рисования, стульчики с платками татарской
национальности, выставка кукол в национальной одежде, флаги разных народов,
выставка национальных блюд, приложение к проекту.
Ход:
Воспитатель:
-Добрый день, уважаемые гости! Мы рады видеть вас.
Дети, взявшись за руки, встают в круг.
-Наши гости хотят посмотреть, какие вы ребята?
Дети:
Мы - дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы отлично занимаемся,
У нас всё получается!
- А теперь закроем глаза, вытянем руки вперед и соединим в центре. Представьте себе,
что каждый из вас – теплый солнечный лучик. Вы чувствуете рядом с собой такие же
теплые лучики. Откройте глаза. У нас накопилось много, много тепла, и мы готовы им
поделиться со всем миром! Потому что все мы вместе – одно большое яркое солнце!
Мы связаны крепкой дружбой, и никакие тучи не смогут нас разъединить. Теперь мы
можем опустить руки, но сила и дружба останутся с нами.
Дети садятся на места. Звучит тихая, спокойная музыка.
Воспитатель:
В огромном небесном пространстве,
Где миллионы планет,
Есть голубая, светлая,
Лучше которой нет!
Дальние разные страны,
Улицы и города,
Маленькие и большие
Будут на ней всегда!
Крутятся вокруг Солнца
Горы, леса и поля.
Добрая, необъятная
Наша родная Земля!
СЛАЙД (ПЛАНЕТА)
Если посмотреть на нашу планету из космоса, то можно увидеть горы, равнины, леса,
и поля. И живут на ней люди разных национальностей. И у каждого есть своя Родина,
своя страна. Но самая большая - наша страна. Как она называется? (Россия.)
– Правильно, Россия. А какая она наша Россия? (Большая, любимая, красивая,
огромная, богатая, сильная.) Ни одна страна в мире не имеет такой огромной
территории, как Россия.
Наша Родина расположилась ближе к Северу. У нас осень сменяет лето, зима идет
за осенью, а весна приходит в свою очередь после зимы, уступая свой трон лету.
Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро.
На одном конце нашей страны может идти снег, а на другом – припекать солнышко.
Чтобы добраться с одного конца на другой на поезде надо ехать 7 дней – неделю, а на
самолете лететь почти сутки. А сейчас давайте поговорим о народах, проживающих в
нашей стране.
Воспитатель:
Дети, как вы думаете, почему Россию называют многонациональной страной?
- Какие национальности, проживающие в России, вы знаете? (татары, мордва, чуваши,
украинцы, киргизы, армяне, молдаване и др.)
- Чем отличаются они друг от друга? У всех народов свой язык, культура,
национальная одежда, кухня. Живут в различной местности: тайге, степи, горах,
городах, сёлах.
У каждого народа есть обычаи, традиции, любовь к музыке, танцам, играм, сказкам,
гостеприимству. Ребята, несмотря на то, что в России живет много людей разных
национальностей, всех объединяет одно – мы все очень любим свою Родину.
И в нашу группу ходят дети разных национальностей, все вы вместе играете, дружите,
помогаете друг другу.
Воспитатель. Сейчас наши дети поприветствуют гостей на своём родном языке и
расскажут немного о себе и своём народе.
Выходит Айдар, здоровается с гостями на татарском языке и рассказывает о традициях
и обычаях своего народа и семьи и предлагает поиграть в подвижную игру «Юрта».
В моей семье сохраняются традиции и обычаи татарского народа. В выходные и
праздничные дни мы с папой надеваем национальную одежду и идем в мечеть, а мама,
бабушка и сестрёнка готовят беляши, пироги и чак-чак.
Слайды
с изображением того, о чём говорит ребёнок.
Любимейший праздник татарского народа Сабантуй - праздник труда, где поют,
танцуют, бегают наперегонки в гору, проводят состязания: скачки, борьба, бег в
мешках, бег с ведрами воды на коромысле, бой мешками верхом на бревне. Самые
ловкие влезают на столб, на вершине которого прикрепляется красный флажок или
ценный подарок. Особенно любима детьми такая забава, как бег с яйцом в ложке, при
этом ложку нужно держать во рту. Я предлагаю поиграть в татарскую народную игру
«Юрта»
В игре участвуют не менее двух подгрупп детей, каждая из которых образует круг по
углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на который повешен платок с
национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами под музыку и
говорят слова:
Мы веселые ребята,
Соберемся все в кружок,
Поиграем и попляшем,
И помчимся на лужок.
Под мелодию без слов дети становятся в один общий круг и танцуют. По окончании
музыки быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в
виде шатра (крыши), получается юрта. Благодарим Айдара за рассказ и интересную
игру.
Выходит Ульяна, также здоровается на своем языке. «Шумбратада». Рассказывает о
Мордовии и своей семье.
Слайды
.
Наш мордовский народ делится на: мокша и эрзя. У них отличается язык,
национальные костюмы, обычаи. Я отношусь к народу эрзя. Мордовские семьи были
очень большими. Самым главным в семье был «тятяй» - папа. А мама по-мордовски
называется ласково – «авай». Мамы и бабушки любят петь, готовить мордовские
вкусности, любят вышивать, Посмотрите, какие замечательные костюмы вышивают
они своими руками.
СЛАЙД (фотографии людей в национальной одежде) .
Наш народ очень талантливый. Он придумал замечательные сказки, былины. Самым
любимым героем мордовских сказок является Куйгорож – маленький летучий змееныш
(слайд с изображением змееныша). Куйгорож – большой непоседа, ни минуты не мог
сидеть он без дела. Хорошим людям он помогал по хозяйству, а плохих, ленивых –
наказывал: шалил, прятал вещи, портил одежду.
Воспитатель : У каждого народа есть талантливые мудрые люди, которые сочиняют
много сказок, пословиц и поговорок, песен, потешек, дразнилок, считалок, небылиц.
Ребята, давайте вспомним, кто какие знает?
Старый друг лучше новых двух.
Нет друга, так ищи, а нашёл — береги.
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
Друг за друга держаться - ничего не бояться.
Без знания и лапоть не сплетешь
Дружба да братство дороже всякого богатства.
Дружба народов увеличивает их силу.
Кто дружбу водит, тот счастье находит.
Потому хорошо живется, что дружба народов в нашей стране ведется.
- Вот какой фольклор сочинил наш народ. Потому что понимал, что дружба – это
великая сила. Народы всех национальностей живут сплочённо, помогают друг другу,
не ссорятся. А вы ребята, умеете дружить? (Да) А если вдруг поссоритесь? Что
сделаете? (Помиримся)
Выходит Артём: « Здрастуйтэ». Меня зовут Артём. Я украинец. Рассказ об Украине,
Артём предлагает поиграть в р.н. игру «Плетень».
Украину называют «хлебной житницей»? СЛАЙД ( иллюстрация хлебной нивы с
комбайном ) (На Украине огромные поля, там выращивают много пшеницы, из которой
пекут хлебные изделия, делают крупы).
- Также на Украине выращивается огромное количество свеклы. А из свеклы готовят
вкусный сладкий сахар. Еще Украина славится одним богатством – это подсолнухи.
СЛАЙД
- Из подсолнухов получают растительное масло.
- А ещё глубоко, в шахтах, под землей добывают каменный уголь. СЛАЙД
Там работают угольные комбайны. Добывают каменный уголь шахтеры. Работа очень
трудная и опасная.
Каменный уголь сжигают в печах, в городских котельных, чтобы в домах было тепло.
- Воспитатель: Теперь вы догадались, почему Украину называют угольной, сахарной,
хлебной страной? (Ответы детей).
- Каждый народ предпочитает угощать гостей своими национальными кушаньями. На
Украине есть любимое национальное блюдо – это борщ, галушки, вареники, сало.
Украинский народ не только умеет трудиться, но и хорошо отдыхать
(петь,тацевать,играть в разные игры).
- Какой любимый танец у украинцев? (Гопак) .Также они любят играть в народную
игру «Плетень». Давайте с вами поиграем?
Игра «Плетень»
Маша приветствует гостей на своем киргизском языке: «Саламатсызбы» и
рассказывает
национальное стихотворение о маме .
Самое интересное из жизни киргизского народа:
Понедельник считается у киргизов наиболее счастливым днём – все
мероприятия, начатые в этот день, будут удачны.
Любая трапеза в Киргизии начинаются и заканчиваются чаепитием. Сначала на
стол подают сладости, выпечки, сухофрукты, орешки, фрукты, овощи, салаты, а
затем закуски и лишь в конце – плов или другая «тяжёлая пища».
Многочисленные обряды, связанные с детьми, говорят о том, что сохранение и
умножение потомства считалось у киргизов главной заботой, смыслом их
существования. Благополучной считалась семья, имеющая десять и более детей.
«Дом с детьми – это «базар» (т.е. весёлая, счастливая семья), дом без детей –
могила» - говорит киргизская пословица.
Воспитатель
:
Семья у Маши многодетная, у неё есть ещё три сестренки. Воспитанию детей в этой
семье позавидовал бы каждый из нас. Всё трудолюбие, скромность, уважение к
старшим и забота о младших в семье передается дочерям, согласно национальным
обычаям.
Приветствует гостей аварец Исрапил и рассказывает о своем народе.
Мой дедушка жил в горном селении под названием «Берет» вблизи маленького
городка. Его звали Исрапил. Наш народ отличается крепким здоровьем, потому что
дышит горным чистым воздухом и много ходит по горам. Наш край славится полезным
кизилом, вкусными гранатами и разными орешками. Аварцы-музыкальный народ. Они
любят петь, играть на музыкальных инструментах, а особенно танцевать. Предлагает
посмотреть зажигательный видео-танец на экране.
Воспитатель: У каждого народа есть своя символика. Напомните мне, что это такое?
Дети: (флаг, гимн, герб).
Предлагаю поиграть в интерактивную игру « Угадай флаг народа»
Объясняю задание. Справа на экране вы видите народ в национальной одежде, а слева
флаги народов России. Ваша задача угадать, который по счету флаг принадлежит
данному народу. Счет начинаем сверху вниз.
Воспитатель: заканчивают приветствие представители самого многочисленного
народа: русские Полюшка, Даша и Лиза. Рассказывают стихи из песни Н. Соловьёвой
«У моей России длинные косички»
У моей России длинные косички,
У моей России светлые реснички.
У моей России, голубые очи,
На меня, Россия, ты похожа очень.
Для меня Россия - белые берёзы,
Для меня Россия - утренние росы.
Для меня, Россия, ты всего дороже,
До чего на маму ты мою похожа
.
Ты, моя Россия, всех теплом согреешь,
Ты, моя Россия, песни петь умеешь.
Ты, моя Россия, неразлучна с нами,
Ведь Россия наша - это я с друзьями.
Ребёнок: «Без чего не обходится ни один русский праздник?» Конечно же, без
частушек.
Дети поют частушки .
Воспитатель. Вы сегодня так много рассказали интересного о народах, населяющих
нашу Россию. А теперь давайте представим, что мы мастера, которым предстоит
выполнить сложную работу – украсить одежду жителей России. Отправляемся в
мастерскую и приступаем к работе. (Дети рисуют). Готовые работы прикрепляют на
настенное большое зеркало, на котором нарисована карта России (т.е. заселяют
Россию многонациональным народом). Как красив народ России!
В знак большой дружбы давайте соединим наши руки и устроим большой хоровод.
Хоровод дружбы «Шире круг»
Дети кладут руки на плечи друг другу и остаются в кругу.
Ведущий: Да, дружба – это великая сила! Пока вы ещё дети, но вы можете сделать
нашу страну крепкой и могучей, если будете любить родной язык, своих друзей и
близких, не будете ссориться. Давайте посмотрим, друг на друга, улыбнёмся, и не
будем забывать, что мы с вами - россияне, народ очень мудрый, терпеливый, добрый.
Давайте все дружно скажем: "Если дружба велика - будет Родина крепка!"