Напоминание

"Формирование правовых знаний у детей старшего дошкольного возраста"

Автор: Кочеткова Евгения Анатольевна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: МКОУ "Детский дом-школа №95"

Населённый пункт: г. Новокузнецк

Наименование материала: Реферат

Тема: "Формирование правовых знаний у детей старшего дошкольного возраста"

Описание:

Теоретическая и практическая части, перспективное планирование.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=2249

Опубликовано 12.01.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

1
МКОУ «Детский дом-школа № 95 г. Новокузнецк

Формирование правовых знаний у детей старшего

дошкольного возраста
РЕФЕРАТ Выполнила: Кочеткова Е. А. 2014
Содержание

2 Введение…………………………………………………………………………… …..3 Глава 1. Теоретические основы формирования правовых знаний у детей старшего дошкольного возраста 1. 1. Проблема формирования правовых знаний у детей старшего дошкольного возраста в психолого - педагогических исследованиях…………6 1. 2. Особенности формирования правовых знаний у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………… …13 1. 3. Формы и методы формирования правовых знаний у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………19 Выводы по первой главе……………………………………………………………26 Глава 2. Экспериментальное исследование по формированию правовых знаний у детей старшего дошкольного возраста 2. 1. Выявление начального уровня сформированности правовых знаний у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………….27 2. 2. Отбор и реализация комплекса форм и методов формирования правовых знаний у детей старшего дошкольного возраста……………………33 2. 3. Выявление динамики в уровне сформированности правовых знаний у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………40 Выводы по второй главе……………………………………………………………44 Заключение………………………………………………………………………… …45
3 Список литературы……………………………………………………………………47 Приложение………………………………………………………………………… …49
Введение
Прогрессивные преобразования в современном обществе социально экономические изменения предполагают и переоценку роли ребёнка в нём. Сегодня обществу нужна социально зрелая, активная личность, обладающая правовыми знаниями. Будущее нашей страны - сегодняшние дети. Так, как Россия встала на путь цивилизованного правового государства в нашем обществе значительно возрастает роль правового образования граждан. Одной из причин такого становления, является, в том числе и ответственность человека за свою судьбу. Известно, что правовые нормы позволяют упорядочить общественное отношение, поведение людей, они определяют что «можно», а что «нельзя», каким образом надо поступать в той или иной ситуации. Вместе с тем, самые первичные представления о социальных нормах поведения людей, о необходимости определённого порядка в человеческих отношениях приобретаются ещё в дошкольный период. Вопросам формирования правовых знаний у детей старшего дошкольного возраста уделяется большое внимание в ряде исследований. Е.А. Дороновой, С.А. Соловьёвой, Н.Н. Копытовой разработаны методические рекомендации по организации системы работы по
4 правовому воспитанию в ДОУ, в которых представлены новые формы и методы работы с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с правами ребёнка. С.А. Козлова, О. Князева, Л.К. Мячина и др. отмечают, что у дошкольников необходимо формировать представление о самом себе, о правах и обязанностях, формировать оценочное отношение к социальным явлениям. На сегодняшний день это одна из актуальных тем в дошкольной образовательной системе. Вместе с тем, анализ психолого – педагогической литературы по вопросам правового воспитания детей дошкольного возраста показывает, что в современной дошкольной педагогике отсутствует систематичность в использовании форм и методов формирования правовых знаний у дошкольников. Процесс формирования правовых знаний у детей старшего дошкольного возраста сопровождается
противоречием:
между задачей формирования правовых знаний у детей старшего дошкольного возраста и отсутствием системности в использовании форм и методов для её решения. Указанное противоречие позволило определить
проблему

исследования:
каков комплекс форм и методов обеспечивающий эффективность формирования правовых знаний у детей старшего дошкольного возраста?
Цель исследования:
выявить и экспериментально проверить эффективность комплекса форм и методов формирования правовых знаний у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования:
формирование правовых знаний у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования:
комплекс форм и методов формирования правовых знаний у детей старшего дошкольного возраста.
5
Гипотеза исследования:
формирование правовых знаний у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным если:
-
будет осуществлён отбор разнообразных форм и методов формирования правовых знаний, позволяющих глубже осознать гуманную сущность прав человека, его обязанностей, норм и правил поведения;
-
будет создана в группе атмосфера стимулирующая проявление гуманных чувств и уважительных отношений.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать теоретические основы формирования правовых знаний у детей старшего дошкольного возраста. 2. Выявить уровень сформированности правовых знаний у детей старшего дошкольного возраста. 3. Составить и экспериментально проверить эффективность комплекса форм и методов формирования правовых знаний у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
теоретический анализ литературы, наблюдение, беседа, тестирование, качественный и количественный анализ полученных данных.
Теоретическая значимость
исследования заключается в теоретическом обосновании комплекса форм и методов формирования правовых знаний у детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость
связана с реализацией комплекса форм и методов формирования правовых знаний у детей старшего дошкольного возраста.
6
Глава 1. Теоретические основы формирования правовых знаний

у детей старшего дошкольного возраста

1. 1. Проблемы формирования правовых знаний у детей

старшего дошкольного возраста
В старшем дошкольном возрасте возникают психологические предпосылки (Ж. Пиаже, С. Г. Якобсон и др.) для формирования различных этических представлений: о дружбе, о милосердии, о чувстве долга и справедливости. Изучение трудов К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, К.Н. Вентцеля, А.С. Макаренко, Я. Корчака, В.А. Сухомлинского свидетельствует о единстве взглядов великих педагогов на ребёнка, как на личность, которая должна жить и развиваться в условиях свободы и уважения. В настоящее время возрос интерес к правовому воспитанию в дошкольном возрасте. По мнению Б. Т. Лихачёва, правовые знания, чувства и мышление во взаимодействии способны развивать в ребёнке потребность в правопослушном поведении и волю, направленную на активное соблюдение правовых норм, борьбу против их нарушения. Что включает
7 в себя: знание правовых норм, развитую нравственно – эмоциональную сферу и мышление; умение использовать нормы права [20, 243]. Е.С. Рапоцевич, рассматривает знания, как результаты процесса познания действительности, отражающие её в сознании человека, в виде представлений, понятий, суждений, гипотез, теорий, концепций, принципов, законов, закономерностей и т. д. распознают три уровня знаний: поверхностные, скрытые, глубинные [26, 242]. Анализ научной литературы показал, что в современной науке изучению проблемы правового воспитания уделяется несколько подходов. Так одни учёные рассматривают данную категорию с позиции её структурных компонентов, определяя при этом право, как систему норм, (С. С. Алексеев, Л. С. Явич и др.) нравственность, как внутренний регулятор правомерного поведения (В. С. Олейников). Т.А. Куликова под правовым воспитанием понимает – целенаправленное и систематическое влияние на сознание и поведение ребёнка с целью формирования у него правовой воспитанности, т.е. комплексного качества личности, которое характеризуется наличием и степенью сформированности у дошкольников глубоких и устойчивых правовых знаний и убеждений в правовом поведении, реализация которого в практической деятельности отвечает требованиям общества [11, 84]. Р.С. Буре рассматривает правовые знания с точки зрения общественных моральных норм и правил, регулирующих отношения между людьми на основе справедливости и гуманизма. Наполненные чувствами, эти знания становятся мотивами поведения детей, побуждают к нравственно ценным поступкам, к сопротивлению негативным действиям и отрицательному отношению к ним [5, 12]. Организацию и эффективность правового воспитания изучали Д.А. Керимов, Н.Г. Кобец, А.В. Мицкевич, А.Я. Сухарев. Учёными изучаются проблемы социально – правового развития семьи и семейного воспитания
8 в самых разнообразных аспектах: А.Я. Коломинский, Е.А. Панько, Н.А. Циркун, - психология взаимодействия и общения в семье; В.Ф. Володько, В.Т. Сенько, В.В. Чечерт – вопросы педагогической культуры родителей; В.П. Дуброва, Т.М. Коростылёва, Г.И. Куцебо – сотрудничество дошкольного учреждения и семьи [1, 45]. В 1948 году Организация Объединённых Наций (ООН) приняла всеобщую декларацию прав человека, а через 11 лет в 1959 году, Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию прав ребёнка в мире [18, 45]. В нашей стране Конвенция ООН о правах ребёнка была ратифицирована 13 июня 1990 года. После ратификации этого важнейшего документа в России предприняты меры по претворению в жизнь Конвенции о правах ребёнка. Разработана программа «Дети России» (1994), принят Указ Президента РФ «О гарантиях прав граждан РФ на получение образования» (1994), создан семейный кодекс РФ (1995, 2001), утверждены федеральные законы «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений», «Об общественных объединениях» (1995) [17, 15]. «Конвенция о правах ребёнка» принятые ООН – основополагающие документы, признанные мировым сообществом. Конвенция провозглашает ребёнка самостоятельным субъектом права. Но реализации прав ребёнка невозможно добиться только путём принятия правозащитных законов и создания механизмов обеспечения их выполнения. Не менее важным является осознание каждым человеком необходимости устранения из нашего сознания, непризнания ребёнка самостоятельной личностью имеющей свои права и обязанности [20, 230]. Следовательно, она обеспечивает защиту детей от всех форм эксплуатации, затрагивая проблемы отсутствия заботы о детях. В Конвенции признаётся главенствующая роль семьи и родителей в уходе и в обеспечении их защиты, а также обязанность, помогать им в
9 выполнении этих задач. Важным принципом Конвенции является отсутствие дискриминации; независимо от расы, цвета кожи, пола, языка и т. д. Таким образом, государства - участники принимают необходимые законодательные, административные, социальные, просветительные меры с целью защиты ребёнка от всех форм физического и психического насилия, оскорбления или злоупотребления. Отсутствия заботы или небрежного и грубого обращения либо эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица заботящегося о ребёнке [7, 6]. С.А. Козлова говорит о Конвенции прав ребёнка, не только как о юридическом документе, но и педагогическом, который предписывает строить процесс воспитания подрастающего поколения на нравственной основе, считая ребёнка человеком, обладающим всеми правами и потому требующим к себе должного отношения со стороны взрослого населения. Автор утверждает, что социально – правовая защита детства по прежнему, требует особого внимания, а многие педагоги и родители даже не знакомы с Конвенцией о правах ребёнка [20, 231]. В.С. Петерина считает, что работа по правовому воспитанию, прежде всего, ставит своей целью именно определению значимости правовых основ дошкольного образования. Думается, что достигнута эта цель, может быть, если будет определено место отдельно взятых институтов «право на образование», «образовательное право» в современном российском обществе [29, 30]. По мнению И.Ф. Мулько, процесс правового воспитания осуществляется через формирование трёх компонентов: - информационно познавательного (знания детей о своих правах, знания детей о своих обязанностях).
10 - эмоционально оценочного (оценка собственной деятельности, умение оценивать поступки других людей с точки зрения норм права, отношение к социальным фактам и событиям). - поведенческо - деятельностного (владение умениями и навыками по реализации правового поведения и умение реализовывать свои права в деятельности, соблюдать запреты и исполнять обязанности) [24, 88]. По определению С.А. Козловой критериями сформированности правовой воспитанности для детей старшего дошкольного возраста являются: - знания детей о своих правах и обязанностях; - оценка собственного поведения и поведения других людей с точки зрения норм права; - оперирование правовыми знаниями в собственном поведении и реализация правового поведения в различных видах деятельности; - полнота знаний и потребность в получении новых знаний; - умение адекватно оценивать свои и чужие поступки с точки зрения норм права; - умение оперировать знаниями по реализации собственного правового поведения; - сформированности качеств самоконтроля, самооценки результатов деятельности, (умение соблюдать запреты и исполнять обязанности) и уровни сформированности правовой воспитанности для детей старшего дошкольного возраста [18, 83]. Е.А. Репина считает, что раннее правовое воспитание способствует общему социальному развитию ребёнка – формированию сознания, познавательных интересов, способности к самостоятельным умозаключениям и правовому поведению. Всё сказанное выше свидетельствует о возможности начального правового воспитания у детей старшего дошкольного возраста [29, 13].
11 По мнению Т.И. Дороновой детям старшего дошкольного возраста доступна система знаний о правах человека, чётко структурно оформленная и опирающаяся на следующие принципы отбора права: - права, с содержанием которых дети постоянно встречаются в своей жизни; - права, которые наиболее часто нарушаются взрослыми или другими людьми; - права, знание которых, может способствовать развитию интереса детей к социальным явлениям, и доступны познанию на уровне элементарных обобщений [7, 9]. Нравственно – правовое воспитание связано с развитием самооценки ребёнка, его уверенности в себе, моральных мотивов поведения и взаимоотношений обобщает С. А. Козлова. У дошкольников уже достаточно развиты мышление, воображение, познавательные интересы, это даёт возможность формировать у них представление о правах ребёнка при условии отбора содержания и разработки адекватной методики [19, 47]. Права ребёнка - обязательный и неотъемлемый компонент эффективного современного общества. Их соблюдение говорит о грамотности и оптимальном отношении к будущему поколению. К сожалению, как отмечают многие исследователи и педагоги, сами дети не имеют достаточного полного представления о своих правах. Особую роль в формировании правовых знаний играет ознакомление детей с их правами. Оптимальным возрастом для формирования правовых знаний является дошкольный возраст, т. к. именно в это время закладывается основа личности. Наряду с этим отмечается недостаточная разработанность методической и дидактической базы для изучения прав ребёнка, отводится недостаточно времени для изучения прав ребёнка. Таким образом, анализ психолого – педагогической литературы позволил сделать выводы:
12 - выявлено, что под правовыми знаниями понимаются результаты процесса познания действительности, отражающие её в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, гипотез и т. д. - под правовым воспитанием понимается, целенаправленное и систематическое влияние на сознание и поведение ребёнка, с целью формирования у него правовой воспитанности, т. е. комплексного качества личности, которое характеризуется наличием и степенью сформированности у дошкольников глубоких, устойчивых правовых знаний и убеждений в правильном правовом поведении, реализация которого, в практической деятельности, отвечает требованиям общества. Выявлено, что критериями сформированности правовых знаний являются: знания детей о своих правах и обязанностях; оценка собственного поведения и поведения других людей с точки зрения норм права; оперирование правовыми знаниями в собственном поведении и реализация правового поведения в различных видах деятельности; полнота знаний и потребность в получении новых знаний; умение адекватно оценивать свои и чужие поступки с точки зрения норм права; умение оперировать знаниями по реализации собственного правового поведения; сформированности качеств самоконтроля, самооценки результатов деятельности, (умение соблюдать запреты и исполнять обязанности) и уровни сформированности правовой воспитанности позволяют отследить динамику развития процесса правового воспитания детей старшего дошкольного возраста.
13
1. 2 Особенности формирования правовых знаний у детей

дошкольного возраста
Т. Н. Доронова считает, что правовые знания дошкольника являются основой для воспитания у него чувства собственного достоинства, уважения к самому себе. Только уважающий самого себя и свои права человек способен по настоящему, уважать других людей и их права. Поэтому в дошкольном учреждении и семье необходимо создавать атмосферу признания индивидуальности ребёнка, уважения его личности. А самому ребёнку предоставить возможность реализовать свои человеческие права. Он должен владеть свободой выбора, проявлять активность, инициативность, самостоятельность, иметь возможность высказывать собственное мнение, проявлять уважительное отношение к
14 мнению других, уметь оказывать помощь и принимать её. Без этого не могут развиваться вышеперечисленные, необходимые человеку гражданские качества, решительность и ответственность дополняет она [7, 9]. Знание нравственных норм поведения в контексте правовой просвещённости играет регулирующую роль в поведении детей, их отношении к окружающим. Процесс правового воспитания только тогда эффективен, когда педагог имеет обратную информацию о действенности воспитательных влияний и учитывает эту информацию на каждом новом этапе своей педагогической деятельности. Такую информацию воспитатель получает только из жизни, из повседневного изучения практики отношений и деятельности среди воспитуемых. Научно обоснованное отношение к процессу правового воспитания состоит в умении видеть, подчёркивать и эффективно использовать нравственный аспект любого вида детской деятельности, любого жизненного отношения. В этом случае педагог получает реальную возможность эффективного управления нравственно – правовым воспитанием, делает его органической частью целостного процесса воспитания детей [7, 9]. Т.М. Коростылёва считает, что дошкольникам доступны лишь общие представления о своих правах и свободах закреплённых в международных и государственных документах, а также способы их реализации в различных жизненных ситуациях. Это ставит перед педагогами дошкольных учреждений такие задачи: 1. Помочь ребёнку понять и осмыслить свои элементарные права; 2. Формировать чувство самоуважения, уважения к собственным правам и правам других людей; 3. Развивать стремление ребёнка реализовать свои права, не нарушая прав окружающих людей. Решению этих задач способствует правовое воспитание, и обучение считает она [16, 116].
15 Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом. Н.Г. Зеленова утверждает что, правовые знания в нравственном формировании личности исключительно важны. В чувствах выражается желание ребёнка, его эмоциональное состояние. Чувства могут быть формой и способом оценки происходящего. От знания и соблюдения правовых норм во многом зависит поведение ребёнка [10, 23]. Автор считает что, в период дошкольного детства правовой просвещённости должно уделяться особое внимание. Опираясь на эмоциональную отзывчивость детей, их впечатлительность, яркость воображения, подражательность, педагоги воспитывают у детей первые добрые, гуманные чувства: заботливость, внимательность, доброжелательность. На этой основе начинают формироваться чувства дружбы, товарищества, коллективизма. С расширением правовых знаний и норм расширяются и углубляются нравственные чувства детей [10, 24]. Н.Ф. Добрынин утверждает что, правовые знания приобретаемые детьми, должны адекватно служили им в выработке взглядов, реализовываться в их поведении, деятельности. Автор подчёркивает, что необходимо, чтобы знания были действенно значимыми отмечает Н. Ф. Добрынин, служили для ребёнка, своего рода регулятором его поведения и деятельности [4, 21]. Правовое образование дошкольников предполагает ознакомление юных граждан с конкретными и понятийными им правами. С. А. Певцова считает, что детям доступны четыре группы прав: 1. Права на достойное существование, выживание, включающее право на жизнь и здоровье, жильё, имя, семью, заботу родителей, гражданство. 2. Право на развитие, образование, отдых, досуг.
16 3. Право на защиту от унижения, насилия и эксплуатации, а также особые права детей инвалидов и сирот. 4. Права на свободу слова, мысли и деятельности [26, 88]. Вместе с тем Л. И. Смагина полагает, что знакомство детей с их правами целесообразно осуществлять в двух направлениях: «Я и мои права», «Я и права других людей».это способствует пониманию таких простых и одновременно сложных истин, как «Мои права – это мои возможности, мои свободы», «Мои права заканчиваются там, где начинаются права другого человека» [31, 12]. В содержании воспитания правовых знаний дошкольников Т. П. Фомичёвой выделены следующие линии: 1. «Мои права и обязанности»; 2. «Моя страна»; 3. «Гражданин мира» [37, 23]. В. И. Логиновой для создания правового пространства в ДОУ были определены следующие задачи: - с взрослыми формирование гуманного отношения к ребёнку; формирование правовой культуры; обеспечение защиты прав. - с детьми: создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения; способствовать развитию положительного отношения ребёнка к окружающим людям; создание возможности для приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми; развитие коммуникативной компетенции ребёнка; развитие социальных навыков; формирование правового сознания детей [8, 79]. С.А. Козлова считает, что для решения поставленных задач по правовому воспитанию необходимо рассматривать их в связи с теми программами, по которым работает ДОУ, потому, что правовое воспитание в их неразрывном единстве и представляет процесс овладения правилами и нормами общепринятых отношений между
17 индивидом и обществом. При отборе материала по правовому воспитанию необходимо учитывать возрастные особенности дошкольников в частности их восприимчивость, желание и умение играть, что способствует эффективному познанию окружающего мира. Учитывать то, что ребёнок руководствуется в отношении действительности эмоциями и бессознательными стремлениями. Глубина и устойчивость впечатлений обеспечивается яркостью и чистотой эмоциональных реакций получаемых ребёнком [20, 60]. Л.И. Смагина отмечает, что элементарные правовые знания включаются в общий и необходимый детям комплекс знаний о жизни. Ознакомление с правами человека способствует нравственному становлению личности ребёнка, формированию этических представлений, гуманных чувств и взаимоотношений, помогает прививать уважение к себе и другим людям. Знакомясь с правами, дети учатся считаться с мнением и интересами других людей (право на собственное мнение), защищать слабых (право на особую защиту), справедливо разрешать возникающие споры и конфликты, адекватно оценивать свои действия и поступки [31, 12]. Однако доступные правовые знания, дополняет С.А. Козлова, должны не только нести информацию, но и быть окрашены чувствами и вызывать чувства. Этого требуют особенности психического развития ребёнка дошкольного возраста. Педагогическая задача заключается в том, чтобы знания приобретаемые детьми, активно служили им в выработке взглядов, реализовывались в их поведении и деятельности [14, 21]. С точки зрения автора информация о социальной действительности, о фактах событиях и явлениях, как правило, вызывает у ребёнка какое – то отношение, затрагивает не только ум, но и душу. Ребёнок переживает события, радуется или огорчается, даёт им моральную оценку «хорошо» или «плохо». Переживание информации, а не только её усвоение делает знания значимыми для ребёнка, благодаря чему он вносит вклад в
18 становление его морального облика, в формирующуюся картину мира [14, 20]. Также С.А. Козлова отмечает, что старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом. В условиях правового воспитания у старших дошкольников развивается умение руководствоваться в своём поведении моральными мотивами, что приводит к становлению основ нравственной направленности личности [14, 132]. А.Н. Усачёв считает, что правовые знания в нравственном формировании личности исключительно важны. В чувствах выражаются желания ребёнка, его эмоциональное состояние. Чувства могут быть формой и способом оценки происходящего. От знаний и соблюдения основных правовых норм во многом зависит поведение ребёнка, поясняет он [34, 84]. Таким образом, в период дошкольного детства воспитание нравственных чувств детей и правовой просвещённости должно уделяться особое внимание. Опираясь на эмоциональную отзывчивость детей их впечатлительность, яркость воображения, доброжелательность, педагог воспитывает у детей первые гуманные чувства: заботливость, внимательность, дружелюбность. На этой основе начинают формироваться чувства дружбы, товарищества, коллективизма. С расширением правовых знаний и норм расширяются и углубляются нравственные чувства детей. Т.С. Лобанком было составлено пособие для педагогов. Данное пособие состоит из 4 – х разделов и приложений. Первый раздел раскрывает особенности приобщения дошкольников к нравственно – правовой культуре. Второй раздел представляет собой цикл занятий по правам ребёнка. Третий раздел называется «Учимся правам в повседневной жизни». В данном разделе указывается, как развивать
19 представления дошкольников вне специально посвящённых этой теме занятий. Четвёртый раздел имеет название «Учимся правам вместе с семьёй». В данном разделе представлены формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй в процессе ознакомления детей с правами ребёнка [23, 2]. По мнению С. А. Козловой: «Необходимость с ранних лет формировать у ребёнка чувство веры в себя, и свои права и обязанности, связана с позитивным влиянием этих качеств личности на её самоприятие и самоощущение. Внимание к себе, постепенное осознание своих прав и обязанностей способствует тому, что ребёнок приучается быть более свободным, учится уважать себя и других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли [14, 12]. Таким образом, одной из задач правового воспитания является формирование у детей представлений о себе, своих правах и обязанностях, что предполагает: 1. Знакомство с основными правами человека, их обязанностями в доступной форме, с привлечением наглядного материала); 2. Создание условий для формирования знаний о нравственно – правовых нормах поведения; 3. Развитие представлений о полезности, целесообразности использования прав человека в процессе взаимоотношений.
20
1. 3. Формы и методы формирования правовых знаний у детей

старшего дошкольного возраста
Воспитание в духе прав человека направлено на формирование у ребёнка чувства справедливости всеобщего равенства прав и возможностей. Поэтому недопустимы меры воздействия, принижающие человеческое достоинство, нарушающие их право быть любимыми, равными среди других. Правовое образование дошкольников предполагает ознакомление юных граждан с конкретными и понятными им правами. Б.Т. Лихачёв считает, что задача работников дошкольных образовательных учреждений – донести до сознания ребёнка в доступной форме «Конвенцию о правах ребёнка». Воспитательно – образовательный процесс в детском саду проходит в форме игровых и познавательных ситуаций, способствующих осмыслению детьми прав ребёнка, развитию у них чувства собственного достоинства, терпимости и уважения ко всем людям [21, 243]. В.Г. Березина отмечает, что правовое воспитание обладает относительной самостоятельностью целей, спецификой методов их достижения и организационных форм. Оно представляет собой многоцелевую деятельность, предполагающую наличие стратегических, долговременных целей и целей тактических, ближайших, общих и частных. Цели могут конкретизироваться с учётом специфики субъекта воспитательного воздействия, используемых форм и методов этой деятельности, осуществляющих правовое воспитание [2, 24]. Е.С. Рапоцевич определяет метод - как способ достижения цели; совокупность определённых правил, приёмов, норм познания и действия. Основная его функция - организация и регуляция деятельности в любой её форме [28, 404].
21 В старшем дошкольном возрасте необходимо формировать нравственно – правовую культуру на основе знаний основных прав, познакомить детей с понятием «право». М.А. Ковардакова указывает, что воспитание основ правовой культуры детей в ДОУ осуществляется с помощью педагогических принципов: - гуманно пропедевтическим; - содержательно доминирующим; - деятельностного и интеграционного, подходов; - включенности субъекта; - регионально обусловленного содержания; - открытости [15, 67]. Методика ознакомления с правами ребёнка по определению С. А. Козловой должна опираться на понимание и принятие детьми нравственных норм поведения и взаимоотношений с взрослыми и другими детьми. Ею определены три базовых этапа: Первый базовый этап – знакомство с нравственными нормами и правами: проводятся этические беседы, организуется практика поведения в соответствии с принятыми нормами и правилами. Дети начинают понимать преимущество выполнения правил и норм поведения и взаимоотношений, учатся соотносить правила и обязанности. Второй этап – ознакомление с собственными правами: на отдых, на образование, на имя, на любовь. Методика включает в себя чтение художественных произведений, этические беседы, формирование практических навыков поведения. Третий этап - рассказ о Конвенции, о правах ребёнка, принятой для всех детей планеты; чтение художественных произведений с последующим их обсуждением, создание проблемных ситуаций; рассматривание картин о жизни детей в мире; этические беседы [13, 48].
22 Мероприятия первого этапа используются на протяжении всего периода этой работы, второй и третий этапы организуются последовательно, затем возможно смешение содержания. При этом, безусловно, необходимо соблюдение прав со стороны взрослых в дошкольном учреждении и в семье [13, 49]. В.И. Логинова считает, что эффективность осуществления правового воспитания старших дошкольников в условиях дошкольного учреждения возможна в контексте общей системы нравственного воспитания, при следующих условиях: - использование в комплексе разнообразных средств и методов воспитания, позволяющих глубже осознать гуманную сущность прав человека, его обязанностей, норм и правил поведения; - создание в группе детей атмосферы стимулирующей проявление гуманных чувств и уважительных отношений [8, 19]. В.И. Петрова определила, что нравственное формирование личности дошкольника требует соблюдения определённых педагогических условий:  Гуманного отношения взрослых к ребёнку;  Чёткой постановки задач нравственного воспитания;  Создания условий для активной практической и интеллектуальной деятельности ребёнка, формирующей доброжелательные взаимоотношения [27, 6]. В.С. Безрукова считает, что усвоить материал можно только в определённых формах познавательной деятельности, педагогическая форма – это устойчивая, завершённая форма педагогического процесса в единстве его компонентов [14, 74]. Н.С. Голицына, Л.Д. Огнева, В.И. Петрова, Т.Д. Стульник, С.А. Козлова, выделяют следующие методы формирования правовых знаний: занятия, беседа, экскурсии, наблюдения, игры, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы имеющей правовую тематику. Методы поощрения и наказания – для стимулирования
23 правомерного поведения, досуги, общение со сверстниками и взрослыми, продуктивная деятельность. С.А. Козлова считает, что в основе правового воспитания лежит выявление сходства и различий между нравственным и правовым воспитанием, теория усвоения детьми нравственных норм, проблема наказаний в воспитании. Наказание - необходимый элемент правового воспитания, но в нравственно – правовом воспитании детей дошкольного возраста оно играет негативную роль. У детей старшего дошкольного возраста нравственно – правовые нормы нужно формировать не с помощью страха перед наказанием, а опираясь на естественную потребность жить по законам общества [18, 46]. Р.С. Буре считает действенным средством ознакомления дошкольников с разнообразием поступков и оценкой их нравственной значимости художественную литературу, в которой описываются конкретные ситуации, близкие к опыту детей, действия персонажей и последствия этих действий. Обращаясь к анализу художественных произведений, содержащих ситуации, имеющие моральный смысл, Р. С. Буре выделяет ряд форм, в которых они преподносятся, с целью определения степени сложности осознания дошкольниками нравственного смысла действий литературных героев и выделения оценки их поступков с точки зрения соответствия моральным нормам [5, 14]. К той же форме преподнесения моральных норм можно отнести рассказы, в которых приводится положительный пример, но суть его не разъясняется, и действия персонажей не оцениваются автором («Просто старушки», «Трудный вечер» М. А. Артюховой). Обсуждения содержания произведения помогают детям осознать моральную суть положительных поступков персонажей, их соответствие моральной норме: «Надо приходить на помощь, заботиться о других!» Р.С. Буре находит, что такие рассказы сложными для осознания дошкольниками сути ситуаций и поиска выхода, используя моральное
24 правило. Поэтому необходимой становится этическая беседа, в процессе которой педагог подводит их к выводу о том, как изменить ситуацию, что посоветовать герою произведения для исправления его поступка или помогает оценить положительный смысл действий героя. Активизирует детей вопрос: «А как бы я поступил на его месте?» ребёнок погружается в ситуацию, чувствует себя её участником, выбирает выход, соответствующий положительной оценке [5, 15]. В.И. Петрова считает, что отбирая содержание работы с детьми, реализуя те или иные формы и методы обучения и воспитания, педагог всегда учитывает место каждой обучающей ситуации и каждого метода в общей системе воспитания направленной на нравственное формирование личности дошкольника [27, 6]. Т.Н. Доронова посредством этической беседы связывает между собой в сознании детей разрозненные представления в единое целое – основу будущей системы нравственно – правовых оценок. Беседа помогает выяснить уровень знаний детьми норм права и правил поведения. Автор считает, что её разумнее проводить небольшой группой 5 – 8 человек или индивидуально, чтобы каждый ребёнок мог высказать своё мнение. Знание возможностей детей для ведения беседы, их взглядов, убеждений и привычек поможет правильно её построить [7, 8]. Также большую помощь в правовом воспитании детей оказывают пословицы и поговорки, отражающие хорошие и плохие поступки. Пословицы – один из авторитетных источников информации о моральных нормах, нравственных традициях, моральных обычаях поколений ставших должными. По мнению К.Д. Ушинского педагогическая ценность пословицы как морального эталона – возможность высказать свою точку зрения, моральную оценку, ссылаясь на авторитет общественного мнения, закреплённого в пословице, не рискуя вызвать психологическую защиту по типу «отрицание». Можно сказать, что нравственная функция
25 пословиц, позволяет ввести в лексикон ребёнка слова и понятия, обозначающие нравственные отношения, обогащение нравственного кругозора, формирование личности ребёнка как субъекта нравственной деятельности [33, 9]. А. Лопатина считает, что пословицы могут быть использованы как мораль литературного произведения, знакомство с которым произошло на занятии. Приёмы работы могут быть разными: Можно предложить детям один вариант пословицы, наиболее отвечающий идее и духу произведения. Можно усложнить развивающий компонент: предложить 2 – 3 пословицы, из которых лишь одна созвучна изученному произведению и попросить детей выбрать ту из них, которая подходит по смыслу к прочитанному. На материале художественных произведений, автор считает что, детям легче понять цену человеческой жизни, вызвать чувство сожаления по поводу того или иного плохого поступка. Если рассматривать литературное произведение с нравственно – правовой точки зрения, то сразу становиться очевидным – мораль художественного произведения формирует нравственные качества и выявляет нарушение правовых норм [22, 6]. Игра, считает А. Н. Леонтьев даёт ребёнку «доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение, казалось бы, недосягаемой для него действительности». Игровая роль определяет своим содержанием действия ребёнка не только по отношению к предмету, но и к другим участникам игры. Роль должна быть насыщена действиями, которые характеризуют положительное отношение к другим людям, вещам, событиям, т. е. необходимо обогащать её таким содержанием, которое в наибольшей степени обладает потенциалом, дополняет Б. Д. Эльконин, это сюжетно – ролевые и дидактические игры. О. Борисова отмечает, что в сюжетно – ролевой игре ребёнок учится реализовывать свои права на участие в игре, на собственное мнение. В
26 играх ребёнок учится считаться с мнением и интересами других детей, справедливо распределять игрушки и роли, убирать пособия после игры. Выбрав ту или иную социальную роль, ребёнок возлагает на себя соответствующие обязанности. Это способствует усвоению нравственно – правовых норм поведения [3, 82]. Т.Н. Доронова определила, что театрализованные игры помогают формировать нравственно – правовые нормы поведения. Приёмы драматизации упражняют детей в умении «вчувствоваться» в другого, войти в его положение. В результате «проживания» в образе персонажа ребёнок проигрывает ту или иную ситуацию, примеряет её на себя и позволяет сделать вывод: что хорошо, а что плохо [7, 8]. Т.С. Лобанком было составлено пособие для педагогов. Автор предлагает цикл занятий: «Что такое право», «Право на жизнь», «Право на охрану и укрепление здоровья», «Право на семью», «Право на жилище», «Право на защиту», «Право на имя», «Право на собственность», «Право на игру», право на отдых», «Право на собственное мнение». Им предлагается к использованию комплекс занятий и дидактические игры. Таким образом, изучая психолого – педагогическую и методическую литературу, можно сделать вывод, что в ней имеется достаточное количество форм и методов для формирования правовых знаний у детей старшего дошкольного возраста: занятия, беседа, экскурсии, наблюдения, игры, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы имеющей правовую тематику, досуги.
27
Выводы по 1 главе
Анализ психолого – педагогической литературы позволил сделать выводы: 1. Определено, что в старшем дошкольном возрасте возникают психологические предпосылки для формирования правовых знаний; 2. Выявлено, что правовые знания рассматриваются, как результат процесса познания действительности, в виде понятий, представлений, суждений, гипотез и т. д. 3. Критериями сформированности правовых знаний являются: знания детей о своих правах и обязанностях; оценка собственного поведения и поведения других людей с точки зрения норм права; оперирование правовыми знаниями в собственном поведении и реализация правового поведения в различных видах деятельности; полнота знаний и потребность в получении новых знаний. 4. Выявлены возрастные особенности формирования правовых знаний у детей старшего дошкольного возраста: их особую восприимчивость, желание и умение играть. 5. пониманию детей старшего дошкольного возраста доступны четыре группы прав: - Права на достойное существование, выживание, включающее право на жизнь, на здоровье, жильё, имя, семью, заботу родителей, гражданство. - Права на развитие, образование, отдых досуг. - Права на защиту от унижения, насилия и эксплуатации, а также особые права детей инвалидов и сирот. - Права на свободу мысли и деятельности.
28 6. Определено, что для формирования правовых знаний используются следующие формы и методы: занятия, беседа, экскурсии, наблюдения, игры, рассматривание иллюстраций имеющих правовую тематику.
Глава 2. Экспериментальное исследование по формированию

правовых знаний у детей старшего дошкольного возраста

2. 1 Выявление начального уровня сформированности

правовых знаний у детей старшего дошкольного возраста
Экспериментальное исследование проходило на базе МКОУ «Детский дом – школа № 95» г. Новокузнецк. В обследовании участвовало 10 человек детей старшей группы (Приложение 1). Цель констатирующего этапа эксперимента: выявление начального уровня сформированности правовых знаний у детей старшего дошкольного возраста. Для реализации цели констатирующего эксперимента нами использовались следующие методы исследования: 1. Беседа «Права и обязанности ребёнка». Цель: выявить представления детей старшего дошкольного возраста о правах и обязанностях Т.А. Шарыгина, [37, 95]. 2. Дидактическая игра «Хорошо и плохо» Н.С. Галицина, Л. Д Огнева [6, 27]. Цели: уточнить знания детей о правилах поведения в коллективе. Для более объективной оценки изучаемого явления были отобраны критерии, на основе которых были разработаны уровни, предложенные С. А. Козловой, которые представлены в таблице 1 [13, 16].
29  Уровень знаний старших дошкольников о правах и обязанностях человека;  Знания о правилах и нормах поведения в детском саду, в обществе;  Наличие интереса у детей старшего дошкольного возраста к своим правам и обязанностям.
Таблица 1

Уровни сформированности знаний о правах и обязанностях

человека у детей старшего дошкольного возраста

Констатирующий эксперимент

Высокий

Средний

Низкий
- знает о своих правах и обязанностях; - может оценивать своё поведение и поведение других с точки зрения норм права; - использует свои знания в различных видах деятельности; - умеет соблюдать запреты и исполнять обязанности. - вспоминает свои права и обязанности с помощью взрослого; - оценивает своё поведение с помощью взрослых; - использует свои знания о правах в различных видах деятельности по подсказке воспитателя; - не всегда соблюдает запреты и исполняет обязанности. - не знает о своих правах и обязанностях; - не умеет оценивать своё поведение и поведение сверстников; - не проявляет интереса к использованию своих знаний о правах в разных видах деятельности; - не соблюдает запреты и не исполняет обязанности. Уровни сформированности правовых знаний (высокий, средний, низкий) позволяют отследить динамику развития процесса воспитания детей, старшего дошкольного возраста. С целью выявления полноты правовых знаний и обязанностей нами была проведена диагностика с помощью беседы. Детям предлагалось ответить на 9 вопросов. В ходе проведения беседы выявились знания детей о своих правах и обязанностях. «Ребята, какие права детей вы знаете?»
30 7 детей ответили: есть, спать, одеваться, умываться, гулять, играть, веселиться, баловаться, делать что хочу, ничего не делать. 2 детей ответили: смотреть книжки, угощать детей, ходить в гости, играть. 1 ребёнок затрудняется с ответом. «Есть ли у ребятишек обязанности. Как вы думаете, какие?» 5 детей ответили: не знаю или промолчали. 1 ребёнок рассматривает обязанности, как хорошее поведение и помощь другим. 4 детей ответили: не шуметь и сильно не кричать в группе, спать в «тихий час», не отбирать игрушки. «Есть ли у вас младший брат или сестра? Уделяете ли вы время и внимание заботе о младших?» 5 детей ответили: играю, гуляю, помогаю одеваться, хожу иногда в гости к сестре, брату, 4 детей ответили: не знаю или промолчали. 1 ребёнок сказал, что нет братьев и сестёр, у нас в группе нет маленьких. «Есть ли у вас в группе определённые обязанности. Как вы думаете какие?» 3 детей ответили: заправлять кровать, прибирать игрушки за собой, убирать посуду, вытирать столы, хорошо себя вести. 5 детей ответили: не знаю, никакие, нет. «Можно ли громко разговаривать во время тихого часа, не давая заснуть другим детям, толкать друг друга на прогулке, затевать ссоры, почему?» 6 детей ответили: нельзя, чтобы не мешать другим, нельзя обижать других, им тоже обидно, могут тебя толкнуть тоже, не будут с тобой играть. 3 детей ответили: нельзя, промолчали. 1 ребёнок сказал: можно разговаривать, если тихо, можно, если мешают или обижают. «Всегда ли вы здороваетесь, говорите «спасибо», «пожалуйста», «до свидания?» Все дети ответили: да, говорю. «Нужно ли слушаться воспитателя, выполнять требования и помогать ей и почему?»
31 9 детей ответили: нужно слушаться и помогать, когда она просит, потому, что ей трудно. 1 ребёнок ответил: не хочу слушаться. «Нравится ли вам выполнять поручения воспитателя, какие?» 5 детей ответили: да, накрывать столы, расправлять кровати, поливать цветы, красиво расставить игрушки, смотреть чтобы, все себя хорошо вели, навести порядок. 3 детей ответили: не нравится, не всегда, не знаю. 2 детей ответили: не знаю, промолчали. «Нужно ли следить за своим здоровьем, и как вы это делаете?» 2 детей ответили: чистить зубы, делать зарядку, пить лекарства. 3 детей ответили: всё съедать, гулять на улице, ходить к врачу. 2 детей ответили: лечиться в больнице, пить лекарства, мерить температуру. 3 детей затрудняются с ответом. Правильные ответы ребёнка 6 из 9 вопросов свидетельствуют о высоком уровне правовых знаний; 5 из 6 о среднем уровне; а если, ребёнок ответил менее, чем на три вопроса, то это говорит о низком уровне сформированности правовых знаний дошкольника. В ходе проведения беседы было выявлено, что у 70 % (7 детей) представления о своих правах и обязанностях неверные, только 10 % (1 ребёнок) имеет чёткое представление о своих правах и обязанностях и у 20 % (2 детей) неточные представления о своих правах и обязанностях. Затем с помощью дидактической игры «Хорошо и плохо» дети должны были разобрать картинки, и назвать поступок ребёнка, изображённый на ней и дать ему оценку. В зависимости от того, какой поступок, хороший или плохой поместить картинку на белое или чёрное поле. Затем предложить детям поместить картинки на стенд «Наши правила». Cпомощью дидактической игры «Хорошо и плохо» были выявлены знания детей о правилах поведения в коллективе. Ответы детей: Надя К, Катя П, правильно дали оценку двум картинкам (мальчик порвал книгу) и поместили её на чёрное поле, это плохой поступок. Девочки играю куклой и мишкой, это хороший поступок. Остальные
32 картинки распределены неправильно. Дети затрудняются назвать поступок ребёнка, который прыгает в бассейн с бортика, и дать ему оценку. Картинку, где дети едят грязные фрукты и овощи, оценили, как хороший поступок и поместили на белое поле. Не смогли они дать оценку девочке и мальчику, как опрятным, аккуратным, добрым детям, неправильно поместили эту картинку на чёрное поле. Девочка прыгает на диване, поместили на белое поле, оценку поступку не дали. Ответы детей: Соня К, Гуля C, Вероника К, Алина Б (мальчик порвал книгу, это плохой поступок, мальчик рисует в книге, это плохо, книги нельзя рвать и рисовать в них нельзя; девочка бегает по дивану это плохо, девочка в обуви прыгает на диване, она замарала диван, дети едят фрукты, это хорошо, дети едят фрукты из ведра, а надо есть за столом; правильно дана оценка и названы правильно 3 поступка детей; дать оценку двум поступкам дети затрудняются, где ребёнок прыгает в бассейн и стоят девочка и мальчик; дети играют игрушками) правильно разместили на белое поле. Ответы детей: Уля К, правильно назвала и оценила 5 картинок с поступками детей, 1 оценила неправильно и поместила на белое поле; дети едят фрукты. Ответы детей: Диана К, Арина К, Андрей Л (мальчик читает книги, на белое поле, у мальчика грязные руки на чёрное поле, девочка прыгает на диване на чёрное поле, девочка прыгает в бассейн на белое поле, дети едят фрукты на белое поле, у девочек игрушки на белое поле. Поступки детей на картинках оценены неправильно. Результаты проведённой диагностики целесообразно представить в виде сводной таблицы:
Таблица 2

Результаты диагностики уровня сформированности правовых

знаний у

детей старшего дошкольного возраста

Констатирующий эксперимент

33 Имя ребёнка Беседа «Права и обязанности ребёнка» Дидактическая игра «Хорошо и плохо» Уровень сформированност и правовых знаний Надя К низкий низкий низкий Катя П низкий низкий низкий Соня К средний средний средний Уля К средний средний средний Диана К низкий низкий низкий Гуля С высокий высокий высокий Вероника К низкий низкий низкий Арина К низкий низкий низкий Андрей Л низкий низкий низкий Алина Б низкий низкий низкий Высокий – 10 % Средний – 20 % Низкий – 70% В результате проведения исследования было выявлено. Что высокий уровень правых знаний наблюдается у 10 % (1 ребёнок) старшей группы дошкольного возраста. Средний уровень правовых знаний имеют 20 % (2 детей) данной группы. У 70 % (7 детей) низкий уровень правовых знаний. Полученные результаты указывают на необходимость проведения целенаправленной педагогической работы по формированию правовых знаний у детей старшего дошкольного возраста.
34
2.2 Отбор и реализация комплекса форм и методов формирования

правовых знаний у детей старшего дошкольного возраста
Результаты проведённого констатирующего эксперимента подтверждают необходимость формирования правовых знаний у детей старшего дошкольного возраста. Для этого были отобраны формы и методы, которые позволили нам решать задачу формирования правовых знаний. Экспериментальная работа проводилась нами с 13 декабря по 14 марта 2014 г. в ней участвовало 10 детей старшего дошкольного возраста. Суть формирующего эксперимента заключается в поэтапном формировании правовых знаний, где на каждый из этапов отбирались формы и методы с позиции целесообразности. Нами разработан комплекс занятий, который проводился 1 – 2 раза в неделю в течении 3 месяцев, продолжительность каждого 20 – 25 минут, на которых дети знакомились с Конвенцией о правах ребёнка. Вне занятий, мы использовали экскурсии, игры, чтение художественных произведений, беседа, продуктивная деятельность, аудиовизуальные средства.
Таблица 3

Перспективное планирование воспитательно – образовательной

работы по формированию правовых знаний у детей старшего

дошкольного возраста
месяц Тема занятия Задачи Содержание работы вне занятий Декабр ь (3 неделя) Беседа «Права и обязанности ребёнка» Познакомить детей с понятием «Право», воспитывать уважение к правам человека. -Обсуждение ситуаций «Не сложил на место вещи, не собрал
35 Формировать адекватное отношение к соблюдению и нарушению общечеловеческих принципов морали. Показать детям единство прав и обязанностей. игрушки, не заправил кровать и др.» -Рассматривание пособия «Права ребёнка» - Рассказ «Мои права», обсуждение с помощью вопросов. (4 неделя) «Что такое хорошо и что такое плохо» (
Статья 12
Ребёнок имеет право свободно выражать свои взгляды, этим взглядам должно уделяться внимание при решении любых вопросов затрагивающих данного ребёнка) Совершенствовать навыки речевого общения, умение выражать своё мнение, прислушиваться к мнению товарищей. - Дидактическая игра «Хорошо и плохо» - Книга В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо» - Пословицы Январь (2 неделя) «Я и моё имя. Что значат наши имена»
(Статья 7
Ребёнок имеет право на имя и гражданство)
Статья 6
Ребёнок имеет право на жизнь и государство обязано обеспечивать выживание и развитие ребёнка Закрепить знания о том, что у каждого человека есть имя и что оно обозначает; дать понятие о том, что такое «отчество», «фамилия», их происхождение. - общение с детьми из других групп «День новых имён». - Е. Черушин. «Почему Тюпу прозвали Тюпой»
36 (3 неделя) «Если вдруг тебя обидели.
(Статья 16
Дети имеют право на невмешательство в личную жизнь. Право на личное имущество.) Формирование у детей понятия «право на безопасные условия жизни», способности к осмыслению тезиса: «Обижают – значит, нарушают твои права»; обсуждение проблемы «Что ты будешь делать, если тебя обижают». - Рисование «Я – человек» - Игра «Нам не тесно» - С. Маршак «12 месяцев» - «Выставка любимых вещей» (4 неделя) Беседа «Что такое дружба» Формировать у детей понятия «друг», «дружба», учить видеть, понимать, оценивать, чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения. - Беседы: «Кого можно назвать другом?», «С кем бы ты хотел дружить?», «Мы такие разные и такие похожие» - Пословицы о дружбе. - песня «О дружбе» В. Шаинский. Февраль (1 неделя) «Хочу всё знать»
Статья 17
Право ребёнка на получение информации способствующей социальному и культурному развитию ребёнка и защите от вредной информации
Статья 28
Право ребёнка на образование Познакомить детей с правом на получение образования. Ввести понятия: «Образование». Формировать у детей представления о том, какое значение имеет образование в жизни людей. - викторина «Что мы знаем о наших правах?» - мультфильм «Козлёнок, который умел считать до десяти» (2 неделя) «Сохрани своё здоровье сам»
Статья 21
Формировать у детей представления об условиях, - Экскурсия в аптеку - Беседа «Кто заботится о твоём
37 Право ребёнка на пользование услугами системы здравоохранения, средствами лечения болезней и восстановления здоровья обеспечивающих укрепление и сохранение здоровья каждого ребёнка, личное положительное отношение каждого ребёнка к здоровью, способность к выработке потребности в здоровом образе жизни. здоровье» - Рисование: «Доктор Айболит спешит на помощь» - Дидактическая игра «Чей инструмент» (3 неделя) «Как и зачем люди отдыхают»
Статья 31
Ребёнок имеет право на отдых, досуг, участие в культурной и творческой жизни Познакомить детей с понятием отдыха и показать его необходимость, раскрыть возможное содержание активного отдыха, обучить детей способам организации самостоятельной деятельности. - Беседы «Что такое отдых?», «Как человек отдыхает?», «Моё любимое занятие». - Мультфильм «Каникулы в Простоквашино» (4 неделя) «Предотвращение опасных ситуаций» Дать детям элементарные знания о поведении на улице. Развивать у детей интуицию, осторожность, осмотрительность, особенно с незнакомыми людьми. Предостеречь детей от контактов с незнакомыми людьми - Беседа: «Как бы ты поступил в данной ситуации?» -Выставка рисунков о правилах поведения на улице. - Дидактическая игра: «Добрый и злой человек» - С. Маршак. «Сказка о глупом мышонке» Март (1 неделя) Беседа «права и обязанности ребёнка
Статья 12
Ребёнок имеет право свободно выражать свои взгляды Познакомить детей с понятием «Право», воспитывать уважение к правам человека. Формировать адекватное отношение к соблюдению и нарушению общечеловеческих принципов морали. - Обсуждение ситуаций «Не собрал игрушки, не сложил на место вещи, не заправил кровать и др». - Рассматривание пособия «Права ребёнка».
38 Показать детям единство прав и обязанностей. - Рассказ «Мои права», обсуждение с помощью вопросов. (2 неделя) Итоговое занятие «Что такое хорошо и что такое плохо?» Совершенствовать навыки речевого общения, умение выражать своё мнение, прислушиваться к мнению товарищей - Дидактическая игра «Хорошо и плохо». - Книга В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?» - Пословицы. На первом этапе нами был осуществлён отбор и использование таких форм и методов, которые способствовали формированию правовых знаний: это занятия, беседы, чтение произведений имеющих правовую тематику, аудиовизуальные средства, дидактические развивающие и подвижные игры, беседы вне занятий, выставки, экскурсии, общение с детьми из других групп, рисование, пословицы. На занятии, «Права и обязанности ребёнка» дети смогли узнать о своих элементарных правах и обязанностях. Важное место среди приёмов руководства деятельностью детей по формированию правовых знаний занимает эмоциональный подъём, так, чтение шуточного стихотворения, «Мои права» вызвал у детей, положительные эмоции. Нами также использовалась такая форма работы вне занятий, как обсуждение различных ситуаций, которые помогают им понять единство прав и обязанностей, например: «Не собрал игрушки, не сложил на место вещи и др.», мы отметили, что, при создании условий, например размещении детей в более уютной обстановке, дети более расположены к доверительной беседе. Также, узнали о значении своего «имени», «фамилии» и «отчестве» и их происхождении. Дети проявили большой интерес к значению своего имени. Нами обращалось внимание на использование имени детьми и взрослыми в общении.
39 На втором этапе для формирования знаний о нормах и правилах, мы использовали методы направленные на разъяснение моральной ценности прав с ориентацией на проявление доброжелательного отношения к окружающим. Чтение произведения В. Маяковского «Что такое хорошо, а что такое плохо», Правила подкрепляются в собственном опыте ребёнка, в его деятельности с детьми и взрослыми. Для предупреждения расхождения знаний и реального поведения нами использовались игры дающие представления о нравственности «Хорошо и плохо», «Нам не тесно», «Садовник». Большую помощь в правовом воспитании детей оказывают пословицы и поговорки отражающие плохие и хорошие поступки, они стимулируют детей к соблюдению правил поведения, побуждают детей не быть похожими на таких персонажей и приобретать полезные привычки и качества, честность, уступчивость, доброту. («У ленивого Федорки одни отговорки», «Дружба крепка не лестью, а правдой и честью». Так, как дети пока не имеют возможности обрести семью, с нашей стороны было обращено внимание на формирование представлений о дружбе, то мы подобрали пословицы, в которых отражены понятия о дружбе: «Без друга в жизни туго», «Нет друга ищи, а нашёл, береги», «Не мил свет, коли друга нет». С помощью беседы, мы обсуждали вопросы: «Кого можно назвать другом?», «С кем бы ты хотел дружить?», «Мы такие разные и такие похожие». Дети вспомнили песню «О дружбе» В. Шаинского, и встали в хоровод под песню «Шире круг» так же обратили внимание на то, каким должен быть друг. «С кем поведёшься от того и наберёшься», «Сам пропадай, а товарища выручай», «Скажи мне кто твой друг, и я скажу кто ты». Исходя из специфики учреждения, в котором воспитываются дети, мы периодически устраивали выставки любимых вещей. Дети, участвуя в отборе экспонатов, закрепляли представления о том, что у каждого ребёнка могут быть личные вещи, игрушки. Дети приучались соблюдать право на
40 собственность, бережно относиться к своим и чужим вещам. На выставке дети рассказывали, откуда у них эта игрушка, как они с ней играют, почему она им так дорога. Занятия, игры и беседы организовывались небольшими подгруппами по 5 человек, что способствует взаимообучению и взаимопроверке, стимулируют познание, общение и взаимодействие детей. Вся запланированная работа способствует тому, чтобы ребёнок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника. При обучении детей правовым знаниям использовались: - хорошо известные произведения (В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?», Е. Чарушин «Почему Тюпу прозвали Тюпой», р. нар.ск. «Алёнушка и братец Иванушка», С. Маршак «12 месяцев». - использование иллюстраций и мультфильмов «Козлёнок, который умел считать до десяти», «Вовка в тридевятом царстве», «Приключения Незнайки», «Сказка о глупом мышонке» - Песня «О дружбе», В. Шаинский. «Шире круг». Использование художественных произведений и аудиовизуалных средств, способствуют решению нравственных задач и несут воспитательные моменты. Занятие «Как и зачем люди отдыхают», даёт возможность детям познать окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах и поступках. В своей работе мы учитывали право ребёнка быть, таким, каков он есть со всем его набором личных качеств, учитывая сложившийся социальный опыт ребёнка «наличный фонд его знаний, умений, навыков». В работе по формированию правовых знаний использовались занятия, с помощью которых нам удалось развить в ребёнке интерес к миру людей и самому себе, а также пробудить желание воспитывать самого себя. Этому способствую занятия на темы: «Как и зачем люди отдыхают», «Хочу всё знать», «Сохрани своё здоровье сам», «Предотвращение опасных ситуаций».
41 Результативность проделанной на формирующем этапе работе была проанализирована после проведения контрольного этапа эксперимента.
2. 3 Выявление динамики в уровне сформированности правовых

знаний у детей старшего дошкольного возраста
Для подтверждения наблюдаемых в ходе проведения экспериментальной работы положительных результатов был проведён второй констатирующий эксперимент, который и позволил установить динамику уровня сформированности правовых знаний у детей старшего дошкольного возраста. На этом этапе исследования были использованы те же методы исследования, что и в ходе проведения первого констатирующего эксперимента. По результатам констатирования направленного на выявление полноты правовых знаний имеющихся по завершению эксперимента. Можно отметить, что у 70 % детей старшего дошкольного возраста знания стали более чёткие и полные. Так, например; на поставленные вопросы, связанные с определением прав и обязанностей, дети отвечали: «Ребята, какие права вы знаете?» Ответы детей: Надя К (играть, гулять), Катя П (рисовать, играть), Соня К, Уля К (называть по имени, играть, говорить, если что – то не нравится, слушать других), Диана К, Гуля С, Вероника К, Алина Б, Арина К (гулять, играть, спать, смотреть мультфильмы, веселиться), Андрей Л (играть). «Есть ли у ребятишек обязанности, как вы думаете какие?» Надя К, Катя П (не знаю, спать, не мешать другим), Соня К, Уля К (хорошо себя вести, помогать воспитателю, наводить порядок в группе), Гуля С, Вероника К, Алина Б, Диана К, Арина К (слушаться воспитателя, не мешать детям спать, прибирать игрушки), Андрей Л (не ломать игрушки, слушаться воспитателя).
42 «Есть ли у вас младший брат или сестра? Уделяете ли вы время и внимание заботе о младших?» Ответы детей: помогать маленьким детям одеваться, ходить к ним в гости, играть с ними, гулять с ними, общаться с ними. «Есть ли у вас определённые обязанности. Как вы думаете какие?» Надя К, Катя П (складывать книжки на место, наводить порядок в группе), Соня К, Уля К, Вероника К (заправлять кровати, вешать красиво вещи на стул, складывать одежду в кабинку после прогулки, не раскидывать обувь, мыть руки перед едой, беречь игрушки и книги, не сорить), Диана К, Алина Б, Гуля С, Арина К (убирать на место одежду, вытирать стол после обеда, заправлять кровать, наводить порядок в группе, не раскидывать игрушки), Андрей Л (не рвать книги, аккуратно складывать вещи на стул). «Можно ли разговаривать во время тихого часа, не давая заснуть другим ребятам, толкать друг друга на прогулке, затевать ссоры, ссоры, почему?» Ответы детей: Соня К, Гуля С, Вероника К, Уля К, Алина Б (нельзя, потому что дети отдыхают, неправильно мешать другим детям спать, неправильно, когда делаешь больно другим, нельзя обижать детей), Надя К, Катя П, Арина К, Андрей Л, Диана К (нельзя, на вопрос «почему?», ответить затрудняются) «Всегда ли вы здороваетесь, говорите «спасибо», «пожалуйста», «до свидания?» Ответы детей: все дети сказали, что говорят вежливые слова. «Нужно ли слушаться воспитателя, выполнять требования и помогать ей и почему?» Ответы детей: Соня К, Гуля С, Вероника К, Диана К, Алина Б (нужно, потому, что она хочет чтобы мы были хорошими, добрыми, вежливыми, воспитанными), Диана К, Надя К, Катя П, Арина К, Андрей Л (нужно слушаться воспитателя, помогать, чтобы она нас похвалила и угостила). «Нравится ли вам выполнять поручения воспитателя, какие?»
43 Ответы детей: Соня К, Гуля С, Вероника К, Диана К, Уля К, Диана К, Алина Б (да, нравятся, дежурить, ухаживать за растениями, мыть руки после прогулки и перед едой, складывать одежду в шкафчик, собрать мусор на участке, расправить кровати перед сном), Надя К, Катя П, Андрей Л (нет, не всегда). «Нужно ли следить за своим здоровьем, как вы это делаете?» Ответы детей: Соня К, Вероника К, Уля К, Гуля С, Диана К, Алина Б (чистить зубы, делать зарядку, обращаться к врачу, когда заболеешь, закаляться), Надя К, Катя П, Арина К, Андрей Л (лечиться, мерить температуру). В ходе дидактической игры: «Хорошо и плохо» дети отвечали: Ответы детей: Надя К, Катя П (мальчик рвёт книги, это плохой поступок, девочка и мальчик едят фрукты это хороший поступок, девочки играют вместе не ссорятся из за игрушек это хороший поступок, девочка и мальчик в красивой одежде, девочка прыгает на диване, этот поступок неправильный, девочка купается в бассейне это хороший поступок) из 6 картинок дети правильно назвали и разместили 2 картинки и неправильно назвали и разместили 4 картинки. Ответы детей: Гуля К., Вероника К, Алина Б, Арина К (мальчик порвал книгу, а этого делать нельзя это плохо, девочка бегает по дивану в обуви это плохо, девочки играют вместе это хороший поступок, дети едят грязные овощи из корзины, это плохо, девочка прыгает в бассейн, это хороший поступок, дети красиво одеты и причесаны это хорошо) из 6 картинок дети поместили на белое поле 3 одну из них неправильно, всего они дали 5 правильных ответов из 6. Ответы детей: Диана К, Андрей Л (мальчик рисует, делает самолётики из бумаги, это хороший поступок, девочка и мальчик с кем то разговаривают, это хорошо, девочка прыгает на грязном диване, это плохо, девочка в бассейне, это хорошо, дети едят овощи, это хорошо) из 6 картинок дети правильно ответили на 2 картинки.
44 Ответы детей: Соня К, Уля К (мальчик поступил плохо, он порвал книги, рисует в них и делает самолётики, мальчик и девочка красиво и аккуратно одеты и причёсаны, девочка одна прыгает в воду, а нужно спускаться по лесенке в воду, девочка в обуви прыгает на диване, это плохой поступок, дети едят фрукты из корзины, их нужно мыть и есть нужно за столом, девочки не ссорятся из за игрушек, это хорошо). Эти дети дали правильную оценку всем картинкам. Нами было выявлено, что безошибочно справились с заданием 2 детей, 6 детям потребовалась небольшая помощь, 2 детей не справились с заданием. Результаты проведённой диагностики представлены в таблице:
Таблица

4

Результаты проведения диагностики уровней сформированности

правовых знаний у детей старшего дошкольного возраста

Контрольный эксперимент
Имя ребёнка Беседа «Права и обязанности детей» Дидактическая игра «Хорошо и плохо» Уровень сформированност и правовых знаний Надя К низкий низкий низкий Катя П низкий низкий низкий Соня К высокий высокий низкий Уля К высокий высокий высокий Диана К средний средний средний Гуля С средний средний средний Вероника К средний средний средний Арина К средний средний средний Андрей Л низкий низкий низкий Алина Б средний средний средний Высокий – 20 % Средний – 50 % Низкий - 30 % Результаты проведения диагностики позволяют сделать следующий вывод, что 20% детей имеют высокий уровень правовых знаний, у 50 % детей
45 средний уровень правовых знаний и низкий уровень правовых знаний имеют 30 % детей данной группы старшего дошкольного возраста. Таким образом, количественные характеристики, отражённые в таблицах, а также вышеописанные количественные характеристики свидетельствуют о том, что в результате применения разнообразных форм и методов, у детей сформированы знания о правах и обязанностях, а также нормах поведения в коллективе. Дети стали более внимательны друг к другу, стали чаще использовать в общении друг с другом свои имена, меньше ссорятся, спрашивают разрешения, если хотят поиграть с игрушкой принадлежащей другим детям, что подтверждается правильностью выдвинутой гипотезы.
Выводы по второй главе
На втором этапе исследования был проведен эксперимент, который состоял из 3 этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. Для выявления уровня сформированности правовых знаний нами было проведено исследование с помощью методов диагностики правовых знаний: беседа, игра. На этапе констатирующего эксперимента нами было выявлено, что высокий уровень правовых знаний наблюдается у 10% детей старшей группы дошкольного возраста. Средний уровень правовых знаний имеют 30 % детей данной группы. У 60 % детей низкий уровень правовых знаний. На втором этапе педагогического эксперимента нами были отобраны формы и методы, которые позволили решать задачу формирования правовых знаний детей старшего дошкольного возраста: занятия, беседа, чтение произведений имеющих правовую тематику, игра, выставка, экскурсия, аудиовизуальные средства. В результате констатирующего эксперимента, нами было выявлено, что высокий уровень правовых знаний имеют 20 % детей старшего дошкольного возраста. Средний уровень правовых знаний наблюдается у 50 % детей. У 30
46 % детей, данной группы низкий уровень правовых знаний. Дети стали более дружелюбны по отношению друг к другу, улучшились взаимоотношения между детьми, дети меньше ссорятся и чаще используют имена при обращении друг к другу. Можно сделать вывод, что в результате проведения формирующего эксперимента, дети данной группы старшего дошкольного возраста, улучшили свои показатели сформированности правовых знаний, что подтверждается правильностью выдвинутой гипотезы: - осуществлён отбор форм и методов формирования правовых знаний; - создана атмосфера стимулирующая проявление уважительных отношений.
Заключение
Дошкольный возраст является оптимальным для формирования правовых знаний, т. к. в это время закладывается основа личности, в том числе её правовые стороны. Анализ психолого – педагогической литературы позволил сделать выводы: - определено, что в старшем дошкольном возрасте возникают психолого – педагогические предпосылки для формирования правовых знаний; - выявлено, что правовые знания рассматриваются, как результаты процесса познания действительности, в виде понятий, представлений, суждений, гипотез и т. д. - критериями сформированности правовых знаний являются: знания детей о своих правах и обязанностях; оценка собственного поведения и поведения других людей с точки зрения норм права; оперирование правовыми знаниями в собственном поведении и реализация правового поведения в различных видах деятельности; полнота знаний и потребность в получении новых знаний.
47 - выявлены возрастные особенности формирования правовых знаний у детей старшего дошкольного возраста: их особую восприимчивость, желание и умение играть. - определено, что для формирования правовых знаний используются следующие формы и методы: занятия, беседа, экскурсии, игры, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы имеющей правовую тематику, досуги, аудиовизуальные средства, выставка. Нами проводилась экспериментальная работа, состоящая из 3 этапов. На этапе констатирующего эксперимента была проведена беседа «Права и обязанности ребёнка», дидактическая игра «Хорошо и плохо». В результате проведения исследования было выявлено, что высокий уровень правовых знаний имеют 10 % (1 ребёнок) старшей группы дошкольного возраста. Средний уровень правовых знаний имеют 20 % детей данной группы. У большинства детей низкий уровень правовых знаний, что составляет 70 % от всех участников исследования. Для повышения уровня правовых знаний на формирующем этапе эксперимента нами были использованы такие же формы и методы: - отбор разнообразных форм и методов формирования правовых знаний беседа, игра, занятия, экскурсии, игры, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы имеющей правовую тематику, досуги, выставка, аудиовизуальные средства; -атмосфера стимулирующая проявление уважительных отношений. Для выявления эффективности реализованного комплекса форм и методов был проведён контрольный эксперимент, который показал следующие результаты: высокий уровень правовых знаний имеют 20 % (2 детей) старшего дошкольного возраста. Средний уровень правовых знаний наблюдается у 50 % детей. У 30 % (3 детей) низкий уровень правовых знаний.
48 Дети стали дружнее, более внимательнее друг к другу, улучшились взаимоотношения между детьми, дети меньше ссорятся, используют имена в общении. Сравнение результатов констатирующего и контрольного экспериментов позволило сделать вывод, что задачи исследования решены, цель достигнута, гипотеза подтверждена.
Список литературы
1. Алёшина, Н. В. Методика ознакомления с социальной действительностью [Текст] // Н.В. Алешина.- Дошкольное воспитание – М., - 2001, - 234 с. 2. Березина, В. Г. Воспитание чудом. Педагогика + ТРИЗ [Текст] / Под ред. Гина А. А. – М.: Вита – пресс, 2001. № 6. 3. Борисова, О. правовое образование дошкольников [Текст] / О. Борисова // Ребёнок в детском саду – 2002 - № 4, № 5. 4. Буре, Р. С. Социально – нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие [Текст] / Р.С. Буре. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2011. -80 с.
49 5. Буре, Р. С. Дружные ребята: воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников [Текст] / Р.С. Буре.- М – 1997. 145 с. 6. Голицина, Н.С. Огнева Л.Д. Ознакомление старших дошкольников с конвенцией о правах ребёнка [Текст] / Н.С. Голицина, Огнева Л.Д. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010. 7. Доронова, Т.Н. Защита прав и достоинств ребёнка в дошкольном учреждении и семье [Текст] / Т.Н. Доронова // Дошкольное воспитание, - № 8, - 2001. 8. Евладова, Е. Б. Логинова, Л. Г. Организация дополнительного образования детей [Текст] / Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова. - М.: ВЛАДОС, 2003. 9. Захарова, Т.Н. Ролевые игры в детском саду / «Академия развития» [Текст] / Т.Н. Захарова.- 2012 – 160 с. 10. Зеленова, Н. Г. Программа «Я ребёнок и я имею право» [Текст] / Н.Г. Зеленова. - М, ООО «Издательство Скрипторий».- 2003, 2009. 11. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное образование в России в документах и материалах [Текст] / М. 2001. - 242. 12. Куликова, Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание [Текст]. – М.; Педагогика. 1990. – 152. 13. Кочергина, В. Правовое воспитание дошкольников [Текст] / В. Кочергина // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 6. 14. Козлова, С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. [Текст]: учебн. пособие/ С.А. Козлова. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 160 с. 15. Ковардакова, М.А. Майданкина Н.Ю. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к правовой культуре [Текст] / М.А. Ковардакова, Н.Ю. Майданкина. – Дошкольник. Образование. Модернизация - Ульяновск: УИПКПРО, - 2003.
50 16. Коростылёва, Т.М. Чечет, В.В. Семья и учреждения, обеспечивающие дошкольное образование: взаимодействие в интересах ребёнка [Текст] / Т.М. Коростылева, В.В. Чечет. - Мн. – 2004 – 116 с. 17. Конвенция о правах ребёнка. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. [Текст] / ЮНИФЕС, Детский фонд , ООН – 28 с. 18. Козлова, С.А. Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - 294 с. 19. Козлова, С.А. Мой мир: приобщение ребёнка к социальному миру. [Текст] / С.А. Козлова. - М. – 2000. – 188 с. 20. Козлова, С. А. Правовое и трудовое воспитание дошкольников [Текст]: Учебн. пособие для студ. высш. пед. заведений / С.А. Козлова. - М.; Издательский центр «Академия», 2002 –294 с. 21. Лихачёв, Б. Т. Педагогика. [Текст] :Учебн. пособие для студ. пед. учебн. заведений / Б.Т. Лихачев. - ИПК и ФПК – М: Юраит. 1999 – 464 с. 25. Петерина, С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. [Текст] / С.В. Петерина. – М, - 1986. – 88 с. 26. Певцова, С. А. Правовое как средство формирования правовой культуры. [Текст] / С.А. Певцова.- «Современное право» - № 8 – 2008 г. 27. Петрова, В. И. Стульник, Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. [Текст] / В.И., Т.Д. Стульник.- М.: Мозаика – Синтез, 2013. – 80 с. 28. Рапоцевич, Е.С. Педагогический словарь [Текст] / Е.С. Рапоцевич. – Мн: Современное слово, 2001 – 928 с. 29. Репина, Е.А. Общение детей в детском саду и семье [Текст] / Е.А. Репина. – М.; Педагогика. 1990. – 152 с. 30. Смагина, Л. И. Права ребёнка в дошкольном возрасте [Текст] Л.И. Смагина. - // Пралеска. - 2004.- № 12. 32. Сапогов, В.М. Правовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации [Текст] / В.М. Сапогова. – 2008. 33. Усачёв, А. Н. Всеобщая декларация прав человека для детей и взрослых. М: «Ангстрем» [Текст] / А.Н. Усачев. - 1993. – 84 с.
51 34. Филонова, Н. Г. Гражданское воспитание: реальность и тенденции [Текст] / Н.Г. Филонова // Педагогика – 1999 -№ 8. 35. Фоппель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: [Текст]: Практическое пособие / пер. с нем. Т – 2 – М.; Генезис. 1998. – 160 с.
52
ПРИЛОЖЕНИЯ



Яндекс.Метрика