Детский сад и семья в сохранении и укреплении здоровья детей
Автор: Габдульбарова Лилия Талгатовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №4 "Солнышко"
Населённый пункт: пгт Камские Поляны НМР РТ
Наименование материала: статья из опыта работы
Тема: Детский сад и семья в сохранении и укреплении здоровья детей
Описание:
Здоровье ребёнка с первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает. Это обстоятельство налагает на членов семьи, и в первую очередь на родителей, особую ответственность. Часто знания родителей о мерах по сохранению и укреплению здоровья не согласуются с их действиями. Ценностные ориентации относительно значимости здоровья не актуальны и в этой связи не реализованы в повседневной жизни родителей.
Детский сад и семья в сохранении и укреплении здоровья детей
Здоровье ребёнка с первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его
окружает. Это обстоятельство налагает на членов семьи, и в первую очередь на родителей,
особую ответственность. Часто знания родителей о мерах по сохранению и укреплению
здоровья не согласуются с их действиями. Ценностные ориентации относительно
значимости здоровья не актуальны и в этой связи не реализованы в повседневной жизни
родителей.
Таким образом, дальнейший поиск эффективных способов сохранения и укрепления
здоровья дошкольников должен предусматривать повышение роли родителей в
оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций
семейного физического воспитания. Важное место в решении этих социально значимых
задач занимает детский сад, который может выступить в роли своеобразного центра
пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у
родителей знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления
здоровья как детей, так и взрослых. Лишь при условии совместной целенаправленной
деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика
показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни.
В основу работы положен технологический подход. Технологический подход в
здоровьесберегающей деятельности позволяет систематизировать все компоненты
педагогической деятельности и акцентировать внимание на ее результаты в
образовательном процессе ДОУ. В качестве результата рассматривается не сумма
усвоенной детьми информации об укреплении здоровья, а способность ребенка
осуществлять здоровый стиль поведения. Под культурой здоровья понимается общая
способность и готовность личности ребенка к деятельности по охране и укреплению
здоровья, основанных на знаниях и опыте, которые приобретены в образовательном
процессе ДОУ и семье.
Компетентность здоровьесбережения включает совокупность взаимосвязанных качеств
личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к
здоровью и необходимых для качественной продуктивной деятельности по его
сбережению. Это позволяет целенаправленно формировать культуру здоровья,
основанную на осознании социальной ценности здоровья личности, идее ответственного
отношения каждого субъекта образовательного процесса к своему здоровью.
Приоритетом нашего учреждения является физическое развитие ребёнка, сохранение его
здоровья. Коллектив педагогов в течение нескольких лет работал над проблемами
повышения показателей физического развития и здоровья детей. В результате был
накоплен немалый опыт по данному направлению. Однако требования к современному
образованию и социальный заказ ставят дошкольное образовательное учреждение перед
необходимостью работать в условиях не только режима функционирования, но и развития.
Поэтому своей целью мы поставили повысить эффективность здоровьеориентированной
деятельности в ДОУ путем создания, теоретического обоснования и практического
применения модели формирования ценностей здорового образа жизни у дошкольников, с
учетом их возрастных и индивидуальных возможностей, включающей адекватные
технологии развития и воспитания.
Задачи работы:
1.
Разработать алгоритмы здоровьеориентированной деятельности субъектов
образовательного процесса дошкольного учреждения.
2.
Разработать и апробировать систему педагогических воздействий, направленных на
формирование у дошкольников понимания здоровья как важнейшей ценности,
становления уже с детских лет позиции созидателя в отношении своего здоровья и
здоровья окружающих.
3.
Изучить и внедрить в практику работы ДОУ современные технологии обучения
здоровому образу жизни, способствующие сохранению и укреплению здоровья
детей путем развития здоровьесберегающих навыков и умений, формирования
привычки думать и заботиться о своем здоровье.
4.
Активизировать педагогический потенциал семьи в вопросах формирования
ценностей здоровья через разработку и использование инновационных форм
работы с родителями по пропаганде здорового образа жизни.
На базе детского сада созданы все условия для полноценного физического развития и
оздоровления детей. Создана необходимая макро и микро среда. В детском саду
функционируют спортивный зал, физкультурные площадки для разных возрастных групп,
музыкальный зал. Для развития физических качеств, формирования двигательных умений
и навыков, воспитанию потребности в самостоятельных занятиях физическими
упражнениями в каждой группе оборудованы физкультурные уголки: в них есть все
необходимое физкультурное оборудование для самостоятельной двигательной
деятельности детей, атрибуты для подвижных игр, физкультурное оборудование для
гимнастики после сна, оборудования для индивидуальной профилактической работы с
детьми.
В «уголках здоровья» накоплен богатый материал: дидактические игры и пособия по
культуре поведения, ведению здорового образа жизни, рациональному питанию,
соблюдению правил безопасного поведения и правил личной гигиены. Дети
самостоятельно и под руководством воспитателя получают элементарные знания и навыки
по формированию своего здоровья.
В систему работы с детьми входит и активное использование технологии обучения
здоровому образу жизни. Обучение идет через все виды деятельности ребенка во время
пребывания его в дошкольном учреждении и поддерживается родителями дома. Формы
организации обучения: занятия (уроки здоровья), игры, игровые ситуации, беседы, акции,
театрализованные представления, чтение художественной литературы, рисование.
Большое значение уделяется организации полноценного дневного сна. Для засыпания
детей используются различные методические приемы: колыбельные песенки, слушание
классической музыки и сказок. После дневного отдыха проводится гимнастика после сна в
сочетании с профилактическими процедурами и массажем. Вечернее время предназначено
для снятия утомления. Поэтому больше включается мероприятий на расслабление:
минутки шалости, радости, минутки музыкои смехотеропии, сказкотерапии.
Здоровый образ жизни немыслим без рационального разнообразного питания. Питание,
как известно, является одним из факторов, обеспечивающих нормальное развитие ребёнка
и достаточно высокий уровень сопротивляемости его организма к заболеваниям.
В нашем дошкольном учреждении выполняются следующие принципы рационального
здорового питания детей: регулярность, полноценность, разнообразие, путём соблюдения
режима питания, норм потребления продуктов питания и индивидуального подхода к
детям во время приёма пищи. Ежедневно мы включаем в меню фрукты, соки, напитки из
шиповника, травяной чай, молоко. Для профилактики острых респираторных заболеваний
в питание детей включаются зелёный лук, чеснок, что позволяет добиться определённого
снижения заболеваемости. Регулярно проводятся плановые медицинские осмотры детей с
привлечением специалистов центральной поликлиники. Результаты обследования
учитываются медицинской сестрой, воспитателями, специалистами в работе с детьми.
Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка становится
культура здоровья семьи. В работе с семьей по формированию потребности в здоровом
образе жизни у детей используются как традиционные, так нетрадиционные формы
работы с родителями, такие как информационные бюллетени, рекламные буклеты, выпуск
журнала «Здоровье», тематические выставки, библиотека здоровья, оформляются
информационные уголки здоровья «Вот я - болеть не буду», «Как я расту», проводятся
консультации, встречи «за круглым столом», родительские собрания с привлечением
физкультурных и медицинских работников, спортивные семейные эстафеты. Родители -
постоянные участники всех конкурсов, проводимых в ДОУ.