Напоминание

"ИГРОВАЯ КЛАДОВАЯ" Программа дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности для детей среднего дошкольного возраста

Автор: Антюхова Анжелика Генадиевна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: МБДОУ "Ласточка"

Населённый пункт: г.Ноябрьск

Наименование материала: методическая разработка

Тема: "ИГРОВАЯ КЛАДОВАЯ" Программа дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности для детей среднего дошкольного возраста

Описание:

Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. К сожалению, народные игры почти исчезли, поэтому задача педагога сделать этот вид деятельности частью жизни детей. Практическая значимость данной программы заключается в том, что она создаёт условия возрождения народных подвижных игр и помогает делать досуг детей содержательным и полезным.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=2263

Опубликовано 12.01.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Программа дополнительного образования

физкультурно-спортивной направленности

«ИГРОВАЯ КЛАДОВАЯ»

для детей среднего дошкольного возраста

1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. В играх воспитывается сознательная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Подвижные игры - самое лучшее лекарство для детей от двигательного «голода»- гиподинамии. Эти игры имеют ярко выраженный эмоциональный характер. Играя, ребенок испытывает радость. Народные игры являются частью интернационального, художественного и физического воспитания школьников. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к родной стране. Программа дополнительного образования «Игровая кладовая» имеет физкультурно- спортивную направленность.
Новизна
программы в том, что она объединила в себе теоретические сведения об игровых традициях русского народа и других народов, учитывает потребность детей дошкольного возраста в двигательной активности. Позволяет формировать осознанный выбор здорового образа жизни, создает эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине.
Актуальность
программы заключается в том, что народная подвижная игра, выполняя различные функции (развивающую, познавательную, развлекательную, диагностическую, корректирующую) служит средством приобщения детей к народной культуре. Воспитательное значение народных подвижных игр огромно. Игры, которые дети заимствуют друг у друга, младшее поколение от более старшего, созданы народом, так же как и народные песни, сказки. Именно по этому признаку они и называются народными. Характер народа, бесспорно, накладывает свой заметный отпечаток на многие проявления общественной и частной жизни людей. Этот характер сказывается также и на детских играх, отражаясь в них тем резче и отчетливее, чем с большим увлечением и непринужденностью играют дети, а значит с большею свободою для проявления своего национального характера. Народные подвижные игры – наиболее естественная форма физических упражнений детей, соответствующих их анатомическим и психологическим особенностям. Детские подвижные игры, взятые из сокровищницы народных игр, отвечают национальным особенностям, выполняют задачу национального воспитания. Они выступают не только как фактор физического развития и воспитания, но и как средство духовного формирование личности. Игрушки и игры делаются нередко первыми средствами воспитания, давая первый толчок дальнейшему направлению характера, складу ума. Оздоравливающее, гигиеническое значение игры зависит еще от одного фактора - это интерес и чувство удовольствия, радости, сопровождающие игру. Народная подвижная игра должна научить сообразительности и находчивости. Главное условие этих игр — развить фантазию ребенка настолько, чтобы потом он сам, без помощи воспитателя, мог изобретать подобные игры. Народные игры образны, поэтому они увлекают преимущественно детей дошкольного возраста. Игры заключают в себе элемент борьбы, состязания, а следовательно, вызывают эмоции радости, опасения и побуждают к осторожности и этим увлекают детей.
Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. К сожалению, народные игры почти исчезли, поэтому задача педагога сделать этот вид деятельности частью жизни детей. Практическая значимость данной программы заключается в том, что она создаёт условия возрождения народных подвижных игр и помогает делать досуг детей содержательным и полезным.
Цель:
- охрана и укрепление здоровья ребенка, совершенствование его физического и психического развития. - приобщение детей через народную игру к русской национальной культуре и формирование представлений о других национальных культурах.
Задачи:

обучающие
 познакомить детей с многообразием народных игр;  приобщить к национальной культуре России;  научить детей самостоятельно и с удовольствием играть;
воспитательные
 воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, навыков здорового образа жизни.
развивающие
 содействовать всестороннему развитию личности дошкольников средствами народного творчества  развитие у детей творческих способностей,  навыков совместной деятельности, умения сотрудничать со сверстниками, согласовывать собственное поведение с поведением других детей,  развивать сообразительность, вырабатывая организованные навыки и выдержку,  осваивать ритмичные движения, укреплять силу мышц, внимание, находчивость инициативу.  доставлять детям радость.
Отличительной особенностью
данной программы является то, что она даёт дошкольникам представление о русских народных играх, составляющих основу национальной культуры России; знакомит с играми других народов, формирует навыки толерантного поведения детей. Содержание и организационные формы реализации, предложенные в программе разработаны на основе следующих принципов здоровьесберегающей педагогики:  принцип оздоровительной направленности;  принцип «Не навреди!»;  принцип активности;  принцип доступности и индивидуализации;  принцип успешности; Программа рассчитана на детей среднего дошкольного возраста. Психологической особенностью среднего дошкольного возраста является сензитивность для: 1) раскрытия индивидуальных особенностей и способностей; 2) развития навыков общения со сверстниками, установления дружеских контактов. 3) усвоения социальных норм, нравственного развития; 4) развитие познавательного мотива общения взрослого и ребенка; 5) формирования потребности в уважении не только со стороны сверстников, но и со стороны взрослого;
6) определения себя от принятой роли; 7) развитие образа Я ребенка и его детализации.
Срок реализации
дополнительной образовательной программы «Игровая кладовая» один год. Программа реализуется в два этапа. Первый этап обучения тема «Русские народные игры», дети знакомятся с разнообразием русских народных игр; Второй этап обучения тема «Затеи наших друзей», дети знакомятся с разнообразием народных игр других народов и убеждаются, что в них много общего с русскими народными играми; Все игры доступны воспитанникам дошкольного образовательного учреждения. При подборе игр учитывается возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста, необходимость постепенного перехода от простых игр к более сложным, чередования активных игр с играми малой подвижности. Встречи проводятся 1 раз в неделю по 20 минут во вторую половину дня, когда дети не заняты на основной образовательной деятельности взрослого и детей . Общее количество совместной деятельности взрослого и детей – 32 встречи, что составляет 10 часов 40 минут. Групповые встречи проходят в форме игры, беседы. Подразумевается, что по окончании занятий воспитанники приобретут навыки самостоятельной организации и проведения народных подвижных игр в своё свободное время. Планируемые результаты освоения детьми программы дополнительного образования «Игровая кладовая»: - научиться активно и самостоятельно играть в свободное время; - знать народные игры и уметь играть в игры разных народов; - уметь взаимодействовать с другими ребятами в процессе игры. Формой проведения итога реализации программы «Игровая кладовая» является праздник «День любимых игр»
2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.



Тема:

Общее

количество

часов

Совместная деятельность

взрослого и детей

Теоретическая

Практическая

1
Вводное НОД. «Здравствуй игра!» («Правила поведение на кружке».) 20 мин. 5 мин. 15 мин
2
Русские народные подвижные игры «Городки», «Гиси-гуси», «У медведя во бору», «Горелки», «Стадо» 1 час 40 мин. 25 мин. 1 час 15 мин.
3
Белорусские народные игры «Жмурки», «Иванка», «Ленок» 1 час 15 мин. 45 мин.
4
Игры народов Севера «Хейро», «Каюр и собаки», «Ловля оленей», «Отбивка оленей», «Льдинка, ветер и мороз» 2 часа 40 мин. 20 мин. 2 часа 20 мин.
5
Хороводные игры «Заинька, выходи», «Ровным кругом», «Каравай» 1 час 20 мин. 20 мин. 1 час
6
Украинские народные игры «Колдун», «Мак», «Перепелочка» 1 час 40 мин. 20 мин. 1 час 20 час
7
Татарские народные игры «Серый
волк», «Продаем горшки», «Займи место» 1 час 40 мин. 20 мин. 1 час 20 час
8
Башкирские народные игры «Юрта», «Стрелок», «Липкие пеньки» 1 час 15 мин. 45 мин.
9
«День любимых игр». 20 мин - 20 мин.
10
Диагностика 20 мин - 20 мин.
ИТОГО:

12часов 20мин.

2 часа 20 мин.

10 часов

3.СОДЕРЖАНИЕМ ПРОГРАММЫ ЯВЛЯЮТСЯ НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
Программа реализуется через проведение практических и теоретических встреч, которые проводятся в игровой форме. Каждая встреча включает в себя следующие этапы: 1. Организационный момент и сообщение цели каждой встречи, инструктаж. 2. Игры малой подвижности (повторение изученных игр, разучивание новой игры). 3. Подвижные игры (повторение изученных игр, разучивание новой игры). 4. Игры малой подвижности. 5. Итог встречи. Независимо от способов организации каждой встречи сохраняются требования к оптимальной двигательной нагрузке воспитанников в зависимости от их подготовленности и с учетом техники безопасности для предупреждения травм. Встречи проходят в игровой форме. При объяснении игры, подразумевает знакомство детей с историей её возникновения. В каждую такую встречу включаются игры из разных разделов.
Раздел 1. Разминочные игры.
Используют, как подготовку к предстоящей игре. Считалки, «Скажи, кто ты», «Ручейки - озёра», « Угадай, кто по лесу идёт», «Иголка и нитка», «Великаны – гномики», «Птицы летят».


Раздел 2
.
Игры на общение и взаимопонимание.
Эти игры направлены на преодоление замкнутости, пассивности, скованности детей, на развитие языковых жестов, мимики, внимания ребенка к самому себе, своим чувствам, переживаниям. «Скажи, кто ты», «Что мы делали, не скажем…», «Зеркало», «Испорченный телефон», «Съедобное - несъедобное».
Раздел 3. Игры в круге

.
Эти игры для того, чтобы играть одной большой командой. Здесь все вместе и каждый за себя. Умение быть в коллективе и вместе с тем постоять за себя очень ценное качество «Иголка, ниточка и узелок», «Подними платок», «Ручейки, озера», «Улитка», «Заинька, выходи», «Ровным кругом», «Каравай», «Хейро», «Льдинка, ветер и мороз», «Мак», «Продаем горшки». Ра
здел 4.Поисковые игры.
Эти игры интригующие: здесь есть место и тайне, и разгадке «Жмурки», «Колдун», «Мак»,
Раздел 5. Игры-догонялки
«У медведя во бору», «Гуси - гуси», «У медведя во бору», «Горелки», «Стадо», «Жмурки», «Иванка», «Ловля оленей», «Отбивка оленей», «Серый волк».
Раздел 6. Спокойные игры.

«Съедобное - несъедобное», «Глухой телефон», «Море волнуется», «Скажи, кто ты», «Ручейки - озёра», « Угадай, кто по лесу идёт», «Иголка и нитка», «Великаны – гномики», «Птицы летят».
Раздел 7. «Затеи наших друзей»
Русские народные подвижные игры «Городки», «Гуси-гуси», «У медведя во бору», «Горелки», «Стадо». Белорусские народные игры «Жмурки», «Иванка», «Ленок». Игры народов Севера «Хейро», «Каюр и собаки», «Ловля оленей», «Отбивка оленей», «Льдинка, ветер и мороз». Хороводные игры «Заинька, выходи», «Ровным кругом», «Каравай». Украинские народные игры «Колдун», «Мак», «Перепелочка» Татарские народные игры «Серый волк», «Продаем горшки». Башкирские народные игры «Юрта», «Стрелок», «Липкие пеньки» Игра должна приносить радость. Мы не заставляем ребенка играть, а создаем условия для возникновения интереса. Создаем в игре непринужденную обстановку. Не сдерживаем двигательную активность детей. Не навязываем детям игровой материал. Хвалим ребенка за успехи. Строим свое взаимоотношение с детьми на взаимном доверии, искренне разделяем с ним радость. Игры проводятся в проветренном помещении или на свежем воздухе. Некоторые игры планируются на осенний период, другие на зимний, весенний. Объяснение правил игры должно быть кратким, четким, но понятным, ярким и образным. Сопровождается показом, демонстрацией отдельных этапов игры. Для реализации программы необходимо помещение спортивного зала, спортивная площадка. Для многих игр нужен спортивный инвентарь.
4. ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Методические пособия для педагогов

(учебное пособие, методические

рекомендации)

Пособия для детей

Демонстрационные и

раздаточные материалы
1. Адашкявичене Э.И. Спортивные игры и упражнения в детском саду. М.: Просвещение, 1992; 2. Большая энциклопедия игр - М.: издательство «Росмен-пресс», 2002-352с. 3. Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать. М.: Просвещение, 1983; 4. Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. М.: Просвещение, 1981; 5. Воробьева Н.Л. “Побегаем, попрыгаем…” (сборник подвижных игр и забав для детей 6-10 лет)/ Москва, издательство Аркти, 2007 г 6. Детские народные подвижные игры. Составители: Кенеман А.В., Осокина Т.И. М.: Просвещение, “Владос”, 1995; 7. Литвинова М.Ф. “Русские народные подвижные игры”/ Москва, “Айрис пресс”, 2004 г.
Иллюстративный

материал
 Детский иллюстрирован ный альбом «Наш дом – Россия»,  Детский иллюстрирован ный альбом «Затеи наших друзей»,  Карты-схемы построений и перестроений
Аудио
 детские песни,  классическая музыка,  звуки природы
Пособия:
 Музыкальные инструменты: колокольчики, свистульки, бубен, трещётки, гармошка;  Атрибуты к играм: шапочки, маски, костюмы, национальные платки;  Материал для коррекционной гимнастики: гимнастические доски, ребристые дорожки, мячи массажные, платочки, ленточки, игрушки «Киндер – сюрпризов», камушки.  Спортивный инвентарь:
8. Лялина Л.А. “Народные игры в детском саду”/ Москва, Творческий центр сфера, 2008г. 9. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка. М.: Аркти, 1997; 10. «Любимые детские игры» - составитель Г.Н.Гришина, серия «Вместе с детьми», Москва, ООО «ТЦ Сфера», 1999 г. гимнастические скамейки, дуги, палки, обручи, скакалки, резиновые мячи, биты, чурочки, гимнастические коврики, набивные мячи, стойки с перекладиной.
5.

АНАЛИЗ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ИГРОВЫХ НАВЫКОВ
Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Дошкольники, имеющие развитые игровые навыки в соответствии со своим возрастом, имеют адекватный уровень развития произвольного внимания, логического мышления, речи, воображения, т. е. адекватный уровень познавательного развития. В настоящее время в семье ребенок чаще растет один, во дворе гуляет под присмотром взрослого, таким образом, он лишен возможности спонтанно перенимать опыт «старшего поколения» детей. Поэтому основная нагрузка по обучению дошкольников игре в этой ситуации ложится именно на воспитателей. Для того чтобы осуществлять адекватные педагогические воздействия, необходимо иметь представление об уровне сформированности игры у своих воспитанников. Для определения уровня сформированности игровых навыков у дошкольников, была разработана предлагаемая схема наблюдения. Предлагаемая схема позволяет осуществить анализ уровня сформированности игровых навыков у дошкольников. Итак, для изучения уровня сформированности игровых навыков у дошкольников необходимо организовать подвижную игру в группе из 4—5 дошкольников одного возраста. Тема игры задается взрослым, который и осуществляет наблюдение. Взрослый не вмешивается в процесс игры, оказывая минимальную помощь в случае необходимости. Анализ игровой деятельности осуществляется по 8 критериям: 1. организация игры, 2. выполнение правил, 3. доведение игры до конца, 4. участие в играх с элементами соревнований, 5. спортивные игры, 6. игровые действия, 7. проявление моральных качеств, 8. знание об игре. Каждый критерий оценивается по 3 уровням: низкий, средний, высокий. 1) организация игры, выполнение правил: низкий уровень — не может самостоятельно организовать игру; средний уровень — участвует в игре под руководством взрослого или другого ребенка; высокий уровень — самостоятельно организует игру при отсутствии конфликтных ситуаций (например, когда роль водящего желают играть 2 и более человек); 2) выполнение правил игры: низкий уровень — отсутствие правил; средний уровень — правила выделены, соблюдаются, но могут нарушаться в эмоциональной ситуации; высокий уровень — соблюдение заранее оговоренных правил на всем протяжении игры;
3) доведение игры до конца: низкий уровень — не доводит игру до конца; средний уровень — вынужденно играет до конца игры; высокий уровень — всегда доводит игру до конца; 4) участие в играх с элементами соревнований: низкий уровень — отказывается от участия в играх с элементами соревнований; средний уровень — участвует с неохотой в играх с элементами соревнований; высокий уровень — с желанием принимает участие в играх – соревнованиях; 5) спортивные игры: низкий уровень — не участвует в спортивных играх; средний уровень — участие сводится к реализации действий; высокий уровень — активность наблюдается на всем протяжении игры; 6) игровые действия: низкий уровень — игра заключается в однообразном повторении 1-го игрового действия; средний уровень — игровые действия жестко фиксированы; высокий уровень — игровые действия имеют четкую последовательность, разнообразны, динамичны; 7) проявление моральных качеств: низкий уровень — отсутствие моральных качеств, обращение к играющим по имени; средний уровень — наличие моральных качеств, частично; высокий уровень — доброжелательно относится ко всем участникам игры, проявляет желание помочь. 8) знание об игре: низкий уровень — не знает о происхождении игры, не знает, какому народу принадлежит; средний уровень — знает о происхождении игры частично; высокий уровень — знает о происхождении игры, может рассказать, какому народу принадлежит.


Карта определения уровня сформированности знаний и умений детей,

по разделу «Игра» - подвижные игры

Дата проведения______________ Педагог_____________________
№ п\ п
Фамилия имя

ребёнка

Организация

знакомой игры

Выполнение правил

игры

Доведение игры до

конца

С желанием

принимает участие в

играх с элемент-ами

соревнований

Умеет играть в

спортивные игры

В играх действует

В игре проявляет

моральные качества

Знания

об игре

Общий уровень

игровой активности

быстро

ловко

честность

справедли-

вость

Н.г

К.г.

Н.г

К.г.

Н.г

К.г.

Н.г

К.г.

Н.г

К.г.

Н.г

К.г.

Н.г

К.г.

Н.г

К.г.

Н.г

К.г.

Н.г

К.г.

Н.г.

К.г.
1. 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
ИТОГО:

В-

С-

Н-

В-

С-

Н-




Яндекс.Метрика