Программные задачи:
1). Расширить знания детей о труде хлебороба (последовательности выращивания хлебных
злаков, процессе приготовления из муки хлеба) – «От зернышка в поле до каравая на столе»,
как это происходило раньше и происходит сейчас.
2) Формировать представления о труде разных людей разных профессий, связанных с
выращиванием и производством хлеба; показать значимость сельскохозяйственной техники.
3) Воспитывать уважение к нелегкому труду крестьян; людям разных профессий, связанных
производством хлеба; бережное отношение к нему
4) Дать возможность почувствовать глубину и красоту русских обычаев и обрядов, пробуждать
интерес к ним.
Словарная работа:
Нива, борозда, пахарь, жница, хлеборобы, плуг, соха, серп, борона,
мельница, хлебозавод, элеватор, комбайн, бункер, трактор, сеялка.
Предварительная работа:
1)
Рассматривание иллюстраций к сказкам, на которых изображены
старинные орудия труда – «Мальчик с пальчик», «Мужик и медведь», «
Жерновцы», «Легкий хлеб».
2)
Заучивание календарных песен : «Осень,осень!», « Дождик, дождик!»;
закличек, стихов, пословиц.
3)
Знакомство с приметами, поговорками о хлебе.
Материалы к занятию:
1)
колосья овса,ржи и пшеницы, ёмкость с землей, ящик для посева,
фартучки, савки, лейки, грабли для рыхления, альбом для зарисовок-
фиксирование результатов наблюдения.
2)
Презентация на которой изображена современная техника.
3)
Иллюстрации по теме.
4)
Хлебобулочные изделия.
5)
ТСО – «Земелюшка- чернозем» русская народная песня.
6)
Заклички, загадки, пословицы, стихи, песни, русская народная игра
«Мельница».
Ход занятия:
Звучит русская народная мелодия « Земелюшка - чернозем».
Воспитатель: Ребята отгадайте загадку:
«Меня бьют, колотят,
Режут, ворочают,
А я все терплю
И всем добром плачу».
(Земля)
Воспитатель: А что растет на земле? А еще на земле растят хлеб.
Воспитатель: в старину наши предки прикасались раскрытыми ладонями к вспаханной
земле, определяли: пора ли начинать сев? Если от земли исходил холод, то рано, а если
веет теплом, то пора. Говорили так: «Всякое семя знает свое время». А какие зерновые
культуры вы знаете? (ответы детей)
Воспитатель :в старину люди выходили в поле и кланялись Земле – Матушки в пояс,
чтобы земля дала им хороший урожай.
Воспитатель: Давайте и мы поклонимся Земле- Матушке и попросим урожайного года:
Нива золотая,
Добрая, медовая.
Принеси нам хлеба,
Стебелек до неба.
Воспитатель: Да, ребята, хлеб- это дар Матушки – Земли. Давайте сядем рядком и
поговорим ладком.
Воспитатель: Ребята, почему в народе говорят «Хлеб - всему голова?»
(ответы детей)
Воспитатель: Хлеб- главный продукт. Человек может обойтись без многого, а без хлеба
нет. Хлеб никогда не надоедает. Давайте вспомним, какие пословицы вы знаете о хлебе?
«нет хлеба- нет обеда»
«хлеб- батюшка, водица- матушка»
«покуда есть хлеб да вода, все не беда»
Презентация «Карта России»
Наша страна очень большая. Как вы думаете, сколько хлеба надо, чтобы прокормить всех
людей? Ребята, а давайте вспомним, как называют людей, которые выращивают хлеб?
Правильно, ребята- хлеборобы. Совершим небольшое путешествие во времена года.
Воспитатель: еще зимой начинается подготовка пахотной земли к будущему урожаю.
Какие работы проводят на полях зимой?
Подберите подходящую картинки и прикрепите их на нашем календаре.
(
)
Для чего хлеборобы проводят снегозадержание на полях?
(весной снег растаит и напоит землю водой. Во влажной земле зерно бутет хорошо расти.)
Воспитатель: с какими словами в старину обращались люди к снегу?
(ребенок читает закличку)
Падай, падай белый снег!
Хватит, хватит всех на всех.
Падай, падай на село,
На гусиное крыло!
Поле белым укрывай-
Будет летом урожай!
Воспитатель: какое время года следует за зимой? правильно- весна.(слайд весны)
Снег сошел, и на поле «выходит силач добывать калач».Дети, а кто этот силач?(трактор)
Кто управляет трактором? (трактористы)
Подберите соответствующие картинки.
(
)
У тракториста много работы: нужно поле вспахать, разрыхлить землю- подготовить
теплую и мягкую постель для зерен. А чтобы земля была плодородной ее нужно удобрить.
Готовить землю нужно быстрее. Пословица говорит: «Весенний день- год кормит». Иногда
трактористы работают, сменяя друг друга день и ночь. И вот поле подготовлено к севу, но
прежде, чем его будут засевать землю обязательно должен проверить агроном. (картинка
агронома)
Как и все кто работает в поле, он отвечает за хороший урожай. Агроном проверит,
достаточно в земле влаги для семян, прогрело ли ее солнышко. Как вы думаете, зачем он
это делает? (семена быстро прорастут, если земля будет влажной и теплой).
Воспитатель. А чтобы птицы не клевали зёрна. Люди ставят пугало.
Игра «Пугало»
Воспитатель. Как вы думаете, о чём мечтают зерна, когда лежат в земле?
Стихотворение « О чем мечтают зерна»
О чем мечтают зерна
Пшеничные в земле?
О дождиках проворных,
О солнце и тепле.
Мечтают, чтоб не трогал
Ни град, ни суховей,
Чтоб летом было много
Хороших, ясных дней.
Для того чтобы засеять Огромные поля люди к тракторам прикрепляют специальные
приспособления (сеялки)?
(
)
Слайд поле
Семенами каких растений засевают хлебные поля?(рожь, пшеница, овес).
Быстро прорастают семена, тянутся зелеными стебельками к солнышку.
Следом за весной приходит лето
Если лето будет засушливым, плохой будет урожай, тогда хлеборобы обращались к
дождику,
Песенка «Дождик»
Какое красивое поле, покрытое колосьями!
Чтобы вырастить хороший урожай, хлеборобы внимательно следят за всходами. А кто
может помешать росту колосьев?
Что делают тогда люди? (Обрабатывают поля)
Ребята, большие поля от вредителей обрабатывают вертолеты и спец.трактора с
химикатами.
Воспитатель. Какое время года следует за летом? (Осень).
Слайд «Заколосилось поле»
Хлебные поля сравнивают с морем: подует ветер - и колосья качаются как золотые волны.
Колосья созрели. Пришла пора убирать урожай.
Какие машины помогают людям в уборке урожая?
Задание № 3. Прикрепите на календарь картинки с машинами, помогающими в уборке
урожая.
Воспитатель. Собрали урожай. Куда машины повезут зерно? (на элеватор).(картинка).где
сушат зерно. А потом зерна поступают на мельницу.
Игра «Мельница»
Мели, мели мельница!
Жерновочки вертятся!
Мели, мели, не зевай,
И в мешочки засыпай.
Воспитатель: хорошо жернова поработали. Много муки намололи. Что теперь с этой
мукой делать? (отвести на хлеьозаводзавод)
На хлебных машинах хлеб привозят в магазины, где мы его покупаем(машина
презентация). Много людей работает, чтобы зерно стало хлебом и душистые буханки
попали с нам на стол.
Игра «Ой, ладошки-ладушки» ( 2 раза)
. Ой, ладошки-ладушки. Мы печём оладушки (хлопки ладонями).
Замешиваем тесто, А тесту в миске тесно (имитируют помешивание по кругу)
Тесто выпало на стол, Тесто шлёпнулось на пол (присели),
Тесто убежало (лёгкий бег на месте),
Начинай сначала.
Воспитатель. Друзья, посмотрите на эти колоски - это рожь. Для её созревания
необходимо больше времени. Сеют рожь под зиму и называют такие всходы- озимые.
Воспитатель: У вас на тарелочках лежат зерна ржи. Сегодня мы посеем озимые - рожь, и
будем наблюдать за ее ростом.
Саша, подрыхли совком землю в ящике. Даня и Дима сделайте бороздки. Полина посей
семена в ящик. Матвей заскородит землю. Вика польёт землю. Таня поставит маркер.
Воспитатель: хорошо будем трудиться - хлеб уродится. Поработали мы на славу. Теперь
мы будем внимательно наблюдать за всходами, поливать и делать зарисовки в альбоме
наблюдений.
Воспитатель: Люди каких профессий занимаются выращиванием хлеба?
Дети: Агрономы, хлеборобы, комбайнеры.
Воспитатель: какая техника помогает людям в поле?
Дети: комбайны, трактора, сеялки.
Мы помним о нелегком труде трактористов, комбайнеров, шоферов, пекарей. И всем
говорим «Спасибо». Хлеб- богатство нашей Родины, поэтому нужно бережно относиться к
нему
Несмотря на современную технику, труд хлебороба по-прежнему остается нелегким.
Легкого хлеба не бывает. Как нужно относиться к хлебу? (бережно)
Друзья, приглашаю вас выпить чая с калачами, кренделями да баранками.