Напоминание

"От зернышка до стебелька"

Автор: Якушева Наталья Викторовна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: МКДОУ"Детский сад №6"Ягодка"

Населённый пункт: Калужская область, Кировский район,деревня Большие Савки

Наименование материала: конспект

Тема: "От зернышка до стебелька"

Описание:

конспект открытого занятия в разновозрастной группе детского сада

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=2291

Опубликовано 14.01.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Программные задачи:
1). Расширить знания детей о труде хлебороба (последовательности выращивания хлебных злаков, процессе приготовления из муки хлеба) – «От зернышка в поле до каравая на столе», как это происходило раньше и происходит сейчас. 2) Формировать представления о труде разных людей разных профессий, связанных с выращиванием и производством хлеба; показать значимость сельскохозяйственной техники. 3) Воспитывать уважение к нелегкому труду крестьян; людям разных профессий, связанных производством хлеба; бережное отношение к нему 4) Дать возможность почувствовать глубину и красоту русских обычаев и обрядов, пробуждать интерес к ним.
Словарная работа:
Нива, борозда, пахарь, жница, хлеборобы, плуг, соха, серп, борона, мельница, хлебозавод, элеватор, комбайн, бункер, трактор, сеялка.
Предварительная работа:
1) Рассматривание иллюстраций к сказкам, на которых изображены старинные орудия труда – «Мальчик с пальчик», «Мужик и медведь», « Жерновцы», «Легкий хлеб». 2) Заучивание календарных песен : «Осень,осень!», « Дождик, дождик!»; закличек, стихов, пословиц. 3) Знакомство с приметами, поговорками о хлебе.
Материалы к занятию:
1) колосья овса,ржи и пшеницы, ёмкость с землей, ящик для посева, фартучки, савки, лейки, грабли для рыхления, альбом для зарисовок- фиксирование результатов наблюдения. 2) Презентация на которой изображена современная техника. 3) Иллюстрации по теме. 4) Хлебобулочные изделия. 5) ТСО – «Земелюшка- чернозем» русская народная песня. 6) Заклички, загадки, пословицы, стихи, песни, русская народная игра «Мельница». Ход занятия: Звучит русская народная мелодия « Земелюшка - чернозем». Воспитатель: Ребята отгадайте загадку: «Меня бьют, колотят, Режут, ворочают, А я все терплю И всем добром плачу». (Земля) Воспитатель: А что растет на земле? А еще на земле растят хлеб. Воспитатель: в старину наши предки прикасались раскрытыми ладонями к вспаханной земле, определяли: пора ли начинать сев? Если от земли исходил холод, то рано, а если веет теплом, то пора. Говорили так: «Всякое семя знает свое время». А какие зерновые культуры вы знаете? (ответы детей) Воспитатель :в старину люди выходили в поле и кланялись Земле – Матушки в пояс, чтобы земля дала им хороший урожай.
Воспитатель: Давайте и мы поклонимся Земле- Матушке и попросим урожайного года: Нива золотая, Добрая, медовая. Принеси нам хлеба, Стебелек до неба. Воспитатель: Да, ребята, хлеб- это дар Матушки – Земли. Давайте сядем рядком и поговорим ладком. Воспитатель: Ребята, почему в народе говорят «Хлеб - всему голова?» (ответы детей) Воспитатель: Хлеб- главный продукт. Человек может обойтись без многого, а без хлеба нет. Хлеб никогда не надоедает. Давайте вспомним, какие пословицы вы знаете о хлебе? «нет хлеба- нет обеда» «хлеб- батюшка, водица- матушка» «покуда есть хлеб да вода, все не беда» Презентация «Карта России» Наша страна очень большая. Как вы думаете, сколько хлеба надо, чтобы прокормить всех людей? Ребята, а давайте вспомним, как называют людей, которые выращивают хлеб? Правильно, ребята- хлеборобы. Совершим небольшое путешествие во времена года. Воспитатель: еще зимой начинается подготовка пахотной земли к будущему урожаю. Какие работы проводят на полях зимой? Подберите подходящую картинки и прикрепите их на нашем календаре. ( ) Для чего хлеборобы проводят снегозадержание на полях? (весной снег растаит и напоит землю водой. Во влажной земле зерно бутет хорошо расти.) Воспитатель: с какими словами в старину обращались люди к снегу? (ребенок читает закличку) Падай, падай белый снег! Хватит, хватит всех на всех. Падай, падай на село, На гусиное крыло! Поле белым укрывай- Будет летом урожай! Воспитатель: какое время года следует за зимой? правильно- весна.(слайд весны)
Снег сошел, и на поле «выходит силач добывать калач».Дети, а кто этот силач?(трактор) Кто управляет трактором? (трактористы) Подберите соответствующие картинки. ( ) У тракториста много работы: нужно поле вспахать, разрыхлить землю- подготовить теплую и мягкую постель для зерен. А чтобы земля была плодородной ее нужно удобрить. Готовить землю нужно быстрее. Пословица говорит: «Весенний день- год кормит». Иногда трактористы работают, сменяя друг друга день и ночь. И вот поле подготовлено к севу, но прежде, чем его будут засевать землю обязательно должен проверить агроном. (картинка агронома) Как и все кто работает в поле, он отвечает за хороший урожай. Агроном проверит, достаточно в земле влаги для семян, прогрело ли ее солнышко. Как вы думаете, зачем он это делает? (семена быстро прорастут, если земля будет влажной и теплой).
Воспитатель.
А чтобы птицы не клевали зёрна. Люди ставят пугало. 
Игра «Пугало»

Воспитатель.
Как вы думаете, о чём мечтают зерна, когда лежат в земле?  Стихотворение « О чем мечтают зерна» О чем мечтают зерна Пшеничные в земле? О дождиках проворных, О солнце и тепле. Мечтают, чтоб не трогал Ни град, ни суховей, Чтоб летом было много Хороших, ясных дней.
Для того чтобы засеять Огромные поля люди к тракторам прикрепляют специальные приспособления (сеялки)? ( ) Слайд поле Семенами каких растений засевают хлебные поля?(рожь, пшеница, овес). Быстро прорастают семена, тянутся зелеными стебельками к солнышку. Следом за весной приходит лето Если лето будет засушливым, плохой будет урожай, тогда хлеборобы обращались к дождику,  Песенка
«Дождик»
Какое красивое поле, покрытое колосьями! Чтобы вырастить хороший урожай, хлеборобы внимательно следят за всходами. А кто может помешать росту колосьев?
Что делают тогда люди? (Обрабатывают поля) Ребята, большие поля от вредителей обрабатывают вертолеты и спец.трактора с химикатами.
Воспитатель.
Какое время года следует за летом? (Осень). Слайд «Заколосилось поле» Хлебные поля сравнивают с морем: подует ветер - и колосья качаются как золотые волны. Колосья созрели. Пришла пора убирать урожай. Какие машины помогают людям в уборке урожая? Задание № 3. Прикрепите на календарь картинки с машинами, помогающими в уборке урожая.
Воспитатель.
Собрали урожай. Куда машины повезут зерно? (на элеватор).(картинка).где сушат зерно. А потом зерна поступают на мельницу. 
Игра «Мельница»
Мели, мели мельница! Жерновочки вертятся! Мели, мели, не зевай, И в мешочки засыпай. Воспитатель: хорошо жернова поработали. Много муки намололи. Что теперь с этой мукой делать? (отвести на хлеьозаводзавод) На хлебных машинах хлеб привозят в магазины, где мы его покупаем(машина презентация). Много людей работает, чтобы зерно стало хлебом и душистые буханки попали с нам на стол. 
Игра
«Ой, ладошки-ладушки» ( 2 раза)
. Ой, ладошки-ладушки. Мы печём оладушки (хлопки ладонями). Замешиваем тесто, А тесту в миске тесно (имитируют помешивание по кругу) Тесто выпало на стол, Тесто шлёпнулось на пол (присели), Тесто убежало (лёгкий бег на месте), Начинай сначала. Воспитатель. Друзья, посмотрите на эти колоски - это рожь. Для её созревания необходимо больше времени. Сеют рожь под зиму и называют такие всходы- озимые. Воспитатель: У вас на тарелочках лежат зерна ржи. Сегодня мы посеем озимые - рожь, и будем наблюдать за ее ростом. Саша, подрыхли совком землю в ящике. Даня и Дима сделайте бороздки. Полина посей семена в ящик. Матвей заскородит землю. Вика польёт землю. Таня поставит маркер. Воспитатель: хорошо будем трудиться - хлеб уродится. Поработали мы на славу. Теперь мы будем внимательно наблюдать за всходами, поливать и делать зарисовки в альбоме наблюдений. Воспитатель: Люди каких профессий занимаются выращиванием хлеба? Дети: Агрономы, хлеборобы, комбайнеры. Воспитатель: какая техника помогает людям в поле? Дети: комбайны, трактора, сеялки. Мы помним о нелегком труде трактористов, комбайнеров, шоферов, пекарей. И всем говорим «Спасибо». Хлеб- богатство нашей Родины, поэтому нужно бережно относиться к нему Несмотря на современную технику, труд хлебороба по-прежнему остается нелегким. Легкого хлеба не бывает. Как нужно относиться к хлебу? (бережно) Друзья, приглашаю вас выпить чая с калачами, кренделями да баранками.


Яндекс.Метрика