"Музыкальная деятельность- игровые методы и приёмы"
Автор: Захарова Евгения Владимировна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАОУ Детский сад №79 "Гусельки"
Населённый пункт: г.Тольятти Самарская область
Наименование материала: Игровые методы и приёмы в музыкальной деятельности
Тема: "Музыкальная деятельность- игровые методы и приёмы"
Описание:
Игра является ведущим видом деятельности дошкольника, в котором наиболее успешно развиваются все психические процессы. Современные технологии воспитания предлагают применять игровые методы и приёмы, помогающие педагогу в интересной, занимательной форме преподнести воспитаннику учебный материал, а ребёнку – легко его усвоить. Известный советский педагог В.А.Сухомлинский подчёркивал, что "игра – это огромное светлое окно, через которое в мир ребёнка вливается поток представлений, понятий об окружающем мире
«Игровые методы и приёмы в музыкальной деятельности»
Игра является ведущим видом деятельности дошкольника, в котором наиболее
успешно развиваются все психические процессы. Современные технологии музыкального
воспитания предлагают применять игровые методы и приёмы, помогающие педагогу в
интересной, занимательной форме преподнести воспитаннику учебный материал, а
ребёнку – легко его усвоить. Известный советский педагог В.А.Сухомлинский
подчёркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в мир ребёнка
вливается поток представлений, понятий об окружающем мире».
Игровая ситуация создаёт психологическую установку, «настраивает» психику
ребёнка на музыкальную деятельность. Нейропсихологии считают, что музыкальную
активность следует признать самой широкой и всеохватной тренировкой для клеток мозга
и развития связей между ними, потому что вся кора головного мозга активизируется во
время исполнения музыки, а, значит, становится активным человек. Музыкальные занятия
повышают успехи в обучении чтению, развивают фонематический слух, улучшают
пространственно-временные представления, координацию движений. Кратковременное
прослушивание фрагментов музыки перед решением различного рода задач активизирует
аналитические отделы мозга.
Важнейший результат нейропсихологических исследований заключается в том, что
человеческий мозг имеет специальные разделы, ответственные за музыкальное
восприятие. Каковы же методы и приёмы, используемые для формирования основ
музыкальной культуры дошкольников? Это наглядно-слуховой и наглядно-зрительный
методы, словесный и практический методы, такие как моторно-двигательное и вокальное
уподобление, темброво-инструментальное уподобление характеру звучания музыки –
оркестровка музыкальных произведений.
Для развития музыкального восприятия и интереса к классической музыке
дошкольников используются разные виды музыкальных игр:
1.
Игры на развитие художественного словаря:
«Копилка», «Волшебный
сундучок», «Поющие руки», «Танцующие звуки», «Говорящий коврик», «Хитрая
шляпа» и другие. В этих играх закрепляются слова художественного словаря,
характеризующие настроение музыкального произведения и музыкальный образ.
2.
Игры, основанные на вокализации: «Конкурс певцов», «Придумай песенку»,
«Кто как поёт» и другие. Эти игры способствуют осознанию выразительности
музыкального образа, слуховой дифференциации музыкальной ткани
произведения.
3.
Игры, основанные на двигательном моделировании характера музыки,
музыкальные подвижные игры: «Конкурс танцоров», «Придумай свой танец» и
многие другие. Эти игры побуждают к осознанию музыкальной речи, различению
выразительных интонаций, пауз, особенностей динамики, темпа, регистров.
4.
Музыкально-дидактические игры: Музыкально-дидактические игры имеют
большое значение для формирования творческой личности ребёнка. Они
организуют внимание, вызывают повышенный интерес к музыке и творчеству,
усиливают образное мышление, тренируют память, развивают чувство ритма,
музыкальный слух и общую моторику ребёнка: «Три цветка» -
дидактическая игра
на определение характера музыки,
«Три медведя» -
дидактическая игра для
развития чувства ритма, «Музыкальное окошко» - дидактическая игра на
определение высоты звучания голоса и узнавание музыкального инструмента т.д.
5.
Речевые и голосовые игры: Основаны на взаимосвязи речи и движения. Язык
жестов, телесно-пластическая деятельность человека предшествовали звуковому
языку исторически. Речь основана на движении, а жест, как особая форма
движения может сопровождать, украшать или заменять речь.
Игры с голосом,
звукоподражания, фонематические загадки, пальчиковые игры эффективно
развивают мимику, артикуляционную моторику, речевой слух.
Систематическое
использование голосовых игр готовит ребёнка к управлению своим голосом и
артикуляцией, развивает интонационный и музыкально-певческий слух, помогает
устранению ряда дефектов речи. А звуковой массаж голосовых связок,
проводимый в игровой форме, это самый простой и доступный способ
профилактики и оздоровления голоса ребёнка.
6.
Игры звуками: Одной из самых увлекательных и совершенно необходимых для
детей форм первичного познания звукового мира, а, следовательно, и основ
музыкального искусства, являются игры звуками – деревянными, стеклянными,
бумажными и т.д. Эти игры почти не разработаны в отечественных музыкальных
методиках, но они ничем не заменимы, поскольку являются начальной формой
знакомства с музыкальным искусством.
7.
Ритмические игры с именами, палочками, ложками:
Эти игры помогают в
развитии чувства ритма, внимания, способности к импровизации. В таких играх
ритм организуется звучащей музыкой, ритмическим сопровождением самих детей
или педагога.
8.
Музицирование на шумовых инструментах:
В процесс музыкального
воспитания дошкольников оправдано включение большого спектра различных
шумовых инструментов. Знакомство с различными ритмическими соотношениями
с помощью ударных инструментов позволяет развить ребёнку первоначальный
опыт слухового восприятия.
Искусство и музыкальную игру роднят свобода творчества, эмоциональная насыщенность,
условность действий, ситуаций, языка, обобщённое представление окружающей
действительности, получение удовольствия.